Exit Project: Глоссарий: Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям



МакДугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англоамериканский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894г. по 1898г. изучал медицину в госпитале Св.Фомы в Лондоне. В 1898г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901г. по 1904г. МакДугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904г. по 1920г., он преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology, 1905, и Body and Mind: A History and Defense of Animism, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920г. МакДугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, МакДугалл перебрался в 1927г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908г., когда вышла одна из важнейших его работ (An introduction to social psychology, L,1908, рус. пер. Основные проблемы социальной психологии, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению МакДугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, изза расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением , которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт этот термин был в дальнейшем заменен МакДугалл на термин склонность представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям . Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида чтолибо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) еще в 1908г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями , так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство с удивлением, драчливость с гневом, родительский инстинкт с нежностью. Критиковал теорию ДжемсаЛанге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства : удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивноэмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности . МакДугалл один из начинателей социальнопсихологических исследований, ввел само понятие социальная психология (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The group mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, МакДугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927г. он, при участии Дж.Райна , организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик ( Г.У.Олпорт , Г.А.Мюррей , Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш ). Литература .

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Безобразное мышление

Безобразное мышление понятие, введенное в Вюрцбургской школе , обозначающее мышление , свободное от чувственных элементов познания, в качестве которых выступают образы восприятия , представления и конструкции...

Безориентирное поле

Безориентирное поле лишенное ориентиров зрительное поле (например, безоблачное небо), восприятие на фоне которого имеет ряд специфических особенностей, в частности предмет воспринимается как лишенный стабильности положения в...

Безусловный рефлекс

Безусловный рефлекс ( И.П.Павлов ) рефлекс , всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов...

Бейтсон (Bateson) Грегори

Бейтсон (Bateson) Грегори (9.5.1904, Кембридж, Англия 1981, Беркли, Калифорния, США) англоамериканский биолог, антрополог, философ. Среднее образование получил в благотворительной школе (19171921), затем, с 1922г. по 1926г., прошел курс обучения в колледже Св.Иоанна (бакалавр гуманитарных наук, 1925; магистр, 1930). С 1926г. по 1928г. работал под руководством А.Уилкинса, в 1928г. преподавал лингвистику в Сиднее, Австралия, с 1931г. по 1937г. он член совета колледжа Св.Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (19271928), на Новую Гвинею (19291931, 19311933, 1939) и на Бали (19361938), здесь вместе с Маргарет Мид , с которой состоял в браке с 1936г. по 1950г....

Белый шум

Белый шум звуковые воздействия, которые не имеют высотную и тембровой определенность и имеют непрерывным и равноамплитудным во всем диапазоне частот спектром (например, шипение...

Бендер Лауретта

Бендер (Bender) Лауретта (1897 ?) американский психиатр. Работала в качестве детского психиатра в Ньюйоркском психиатрическом госпитале для детей. Занималась проблемами детской шизофрении, умственного развития, методов психотерапии. Разработала визуальномоторый гештальттест. Сочинения. A visual motor Gestalt test and its clinical use // American Orthopsychiatric Association. Research Monogr. 1938,...

Бенеке, Фридрих Эдуард

Бенеке, Фридрих Эдуард (Beneke, Friedrich Eduard) (1798–1854), немецкий психолог и философ. Родился в Берлине 17 февраля 1798, получил образование в университетах Берлина и Галле. Изучал теологию под руководством Шлейермахера, затем обратился к философии, уделив особое внимание англичанам, а также идеям Шопенгауэра, Фриза, Якоби. В 1832 он был назначен экстраординарным профессором философии Берлинского университета. Бенеке критиковал теорию врожденных идей и способностей и считал, что вся философия должна основываться на эмпирической психологии. Среди его основных работ – Психологические зарисовки (Psychologische Skizzen, Bd. 1–2, 1825–1827), Практическая психология (Pragmatische Psychologie, 1832), Новая психология (Die Neue Psychologie, 1845). Предполагаемая дата смерти между мартом (когда...

Бентли Исаак Мэдисон

Бентли (Bentley) Исаак Мэдисон (1870 1955) американский психолог. Специалист по общей, детской, социальной...

Бентон Артур Лестер

Бентон (Benton) Артур Лестер (род. 1909, НьюЙорк) американский психолог. В 1935г. защитил докторскую диссертацию по философии в Колумбийском университете. Профессор психологии медицинской школы Луисвилльского университета, профессор психологии и неврологии и руководитель неврологического отдела клиники университета Айовы. Президент Нейропсихологического общества (197072). Занимался прежде всего проблемами клинической нейропсихологии (закрытые черепномозговые травмы и мозговые ранения, психическое развитие недоношенных детей). Проводил анализ латерализации психических функций. Разработал тест визуальной ретенции (La signification des tests de retention visuelle dans la diagnostic....

Бергер (Berger) Ханс

Бергер (Berger) Ханс (21.5.1873, Нойсес близ Кобурга 1.6.1941, Йена) австрийский психиатр и психофизиолог, создатель электроэнцефалографического метода регистрации мозговой активности, ученик О.Бинсвангера. После обучения и прохождения годичной военной службы работал с 1901г. в качестве приватдоцента в Йене, с 1905г. он экстраординарный профессор, с 1919г. по 1938г. ординарный профессор и директор Психиатрической клиники Йенского университета, которая в настоящее время носит его имя. Занимался описанием хронической формы паранойи (1913). В 1924г. ему удалось зафиксировать при помощи гальванометра на бумаге в виде кривой электрические сигналы от поверхности головы (а не непосредственно от самого мозга, как до него), генерируемые головным мозгом (сам факт генерации...

Бергсон (Bergson) Анри

Бергсон (Bergson) Анри (18.10.1959 4.01.1941) французский философинтуитивист. Работал с 1900г. в качестве профессора в Коллеж де Франс, с 1914г. член французской академии. Рассматривал жизнь как процесс космического плана, направленный на творческое преобразование...

Берингер (Beringer) Курт

Берингер (Beringer) Курт (24.6.1893, Юлингер, Шварцвальд 11.8.1949, Фрейбург) немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в университетах Гейдельберга (19111914) и Кельна (доктор медицины, 1919). Работал с 1920г. по 1924г. под руководством К.Вильманнса в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, с 1926г. по 1936г. он приватдоцент. Некоторое время был врачомневропатологом в г.Карлсруе, но прервал эту деятельность, чтобы принять участие в немецкорусской экспедиции в Монголию и Бурятию по изучению распространения сифилиса (1928). С 1932г. он экстраординарный профессор и главный врач Мюнхена, с 1934г. принял кафедру А.Э.Хохе (Hoche) во Фрейбурге и стал директором Психиатрической и неврологической клиники. Проводил свои знаменитые интроспективные исследования по экспериментальным...

Беркли Джордж

Беркли Джордж (1685 1753) английский философ, представитель субъективного идеализма. Трактовал эффекты зрительного восприятия пространства на основе принципа ассоциации...

Берн Эрик

Берн Эрик (1902 1970) американский психотерапевт и психолог, создатель трансактного анализа. По аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление сценариев жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет структурного анализа, при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к...

Бернгейм Ипполит

Бернгейм (Bernheim) Ипполит (1840 1919) французский врач. С 1879г. профессор по внутренним болезням в Страсбурге и Нанси. Основал психоневрологическую школу Нанси, в которой гипноз рассматривался по аналогии со сном и основная роль в нем отводилась деятельности воображения. Занимался проблемой истерии, трактуя ее как результат суггестии или аутосуггестии. Первый использовал в клинических условиях терапию сном. Сочинения. De la suggestion dans l'etat hypnotique et dans l'etat de veille. 1884; De la suggestion et de ses application a la therapeutique. 1886; Automatisme et suggestion. P.,...

Бернштейн Николай Александрович

Бернштейн Николай Александрович (1896 1966) отечественный психофизиолог, создатель концепции физиологии активности и новых методов регистрации естественных движений человека в норме и патологии. На основании его разработок проводилось восстановление движений у раненных во время Великой Отечественной войны, формирование спортивных...

Бессознательное

Бессознательное теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию . Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом , который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов . Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах , в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: 1.Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной...

Бехтерев Владимир Михайлович

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 1927) русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908г. Психоневрологического института в СанктПетербурге. Начиная с 10хгг. ХХв. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией...

Библиография по психологии (на иностранных языках)

ABC of Psychology, L., 1981, (Рос. гос. библ., шифр:ИН К533/210). Acer price for psychologial tests, 1988, (библ. психол. инта РАО, шифр:A18). AckerknechtE. Kurze Geschichte der Psychiatrie, Stut., 1985, (Рос. гос. библ., шифр:5:8616/195X). AdlerA. The practice and theory of individual psychology. N.Y.:Harcourt Brace Jovanovich, 1929. AdlerA. Psychotherapie und Erziehung, Frankf./M., 1982, (Педагог. библ. им. Ушинского, шифр:61 A237). AdornoT.W. The authoritarian personality. NY: Harper and Brothers, 1950. AlbouyS. Elements de sociologie et de psychologie sociale. Toulouse: Privat, 1976. AlexanderF. The history of psychiatry, N.Y., 1968, (Рос. гос. библ., шифр:ИН 7138/283). AlexanderR.D. The search for a general theory of behavior. Behav. Sci.,...

Библиография по психологии (на русском языке)

АбаевН.В. Чаньбуддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Августин. Творения, ч.18, К., 19051915. АвенариусР. Критика чистого опыта, т.12. М., 19071908. АврелийМарк. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. АнаньевБ.Г. Очерки истории русской психологии XVIIIXIX веков. М., Л., 1947. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах/ Под ред. Б.В.Мееровского. М., 19671968. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., ПетровскаяЛ.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. Античные риторики. М., 1978. Антология мировой философии в 4хтомах/ Под ред. В.В.Соколова. М., 1969. АнцыфероваЛ.И. Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. Аристотель. Этика. СПб., 1908....

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям