Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.
Безобразное мышление понятие, введенное в Вюрцбургской школе , обозначающее мышление , свободное от чувственных элементов познания, в качестве которых выступают образы восприятия , представления и конструкции...
Безориентирное поле лишенное ориентиров зрительное поле (например, безоблачное небо), восприятие на фоне которого имеет ряд специфических особенностей, в частности предмет воспринимается как лишенный стабильности положения в...
Безусловный рефлекс ( И.П.Павлов ) рефлекс , всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов...
Бейтсон (Bateson) Грегори (9.5.1904, Кембридж, Англия 1981, Беркли, Калифорния, США) англоамериканский биолог, антрополог, философ. Среднее образование получил в благотворительной школе (19171921), затем, с 1922г. по 1926г., прошел курс обучения в колледже Св.Иоанна (бакалавр гуманитарных наук, 1925; магистр, 1930). С 1926г. по 1928г. работал под руководством А.Уилкинса, в 1928г. преподавал лингвистику в Сиднее, Австралия, с 1931г. по 1937г. он член совета колледжа Св.Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (19271928), на Новую Гвинею (19291931, 19311933, 1939) и на Бали (19361938), здесь вместе с Маргарет Мид , с которой состоял в браке с 1936г. по 1950г....
Белый шум звуковые воздействия, которые не имеют высотную и тембровой определенность и имеют непрерывным и равноамплитудным во всем диапазоне частот спектром (например, шипение...
Бендер (Bender) Лауретта (1897 ?) американский психиатр. Работала в качестве детского психиатра в Ньюйоркском психиатрическом госпитале для детей. Занималась проблемами детской шизофрении, умственного развития, методов психотерапии. Разработала визуальномоторый гештальттест. Сочинения. A visual motor Gestalt test and its clinical use // American Orthopsychiatric Association. Research Monogr. 1938,...
Бенеке, Фридрих Эдуард (Beneke, Friedrich Eduard) (1798–1854), немецкий психолог и философ. Родился в Берлине 17 февраля 1798, получил образование в университетах Берлина и Галле. Изучал теологию под руководством Шлейермахера, затем обратился к философии, уделив особое внимание англичанам, а также идеям Шопенгауэра, Фриза, Якоби. В 1832 он был назначен экстраординарным профессором философии Берлинского университета. Бенеке критиковал теорию врожденных идей и способностей и считал, что вся философия должна основываться на эмпирической психологии. Среди его основных работ – Психологические зарисовки (Psychologische Skizzen, Bd. 1–2, 1825–1827), Практическая психология (Pragmatische Psychologie, 1832), Новая психология (Die Neue Psychologie, 1845). Предполагаемая дата смерти между мартом (когда...
Бентли (Bentley) Исаак Мэдисон (1870 1955) американский психолог. Специалист по общей, детской, социальной...
Бентон (Benton) Артур Лестер (род. 1909, НьюЙорк) американский психолог. В 1935г. защитил докторскую диссертацию по философии в Колумбийском университете. Профессор психологии медицинской школы Луисвилльского университета, профессор психологии и неврологии и руководитель неврологического отдела клиники университета Айовы. Президент Нейропсихологического общества (197072). Занимался прежде всего проблемами клинической нейропсихологии (закрытые черепномозговые травмы и мозговые ранения, психическое развитие недоношенных детей). Проводил анализ латерализации психических функций. Разработал тест визуальной ретенции (La signification des tests de retention visuelle dans la diagnostic....
Бергер (Berger) Ханс (21.5.1873, Нойсес близ Кобурга 1.6.1941, Йена) австрийский психиатр и психофизиолог, создатель электроэнцефалографического метода регистрации мозговой активности, ученик О.Бинсвангера. После обучения и прохождения годичной военной службы работал с 1901г. в качестве приватдоцента в Йене, с 1905г. он экстраординарный профессор, с 1919г. по 1938г. ординарный профессор и директор Психиатрической клиники Йенского университета, которая в настоящее время носит его имя. Занимался описанием хронической формы паранойи (1913). В 1924г. ему удалось зафиксировать при помощи гальванометра на бумаге в виде кривой электрические сигналы от поверхности головы (а не непосредственно от самого мозга, как до него), генерируемые головным мозгом (сам факт генерации...
Бергсон (Bergson) Анри (18.10.1959 4.01.1941) французский философинтуитивист. Работал с 1900г. в качестве профессора в Коллеж де Франс, с 1914г. член французской академии. Рассматривал жизнь как процесс космического плана, направленный на творческое преобразование...
Берингер (Beringer) Курт (24.6.1893, Юлингер, Шварцвальд 11.8.1949, Фрейбург) немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в университетах Гейдельберга (19111914) и Кельна (доктор медицины, 1919). Работал с 1920г. по 1924г. под руководством К.Вильманнса в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, с 1926г. по 1936г. он приватдоцент. Некоторое время был врачомневропатологом в г.Карлсруе, но прервал эту деятельность, чтобы принять участие в немецкорусской экспедиции в Монголию и Бурятию по изучению распространения сифилиса (1928). С 1932г. он экстраординарный профессор и главный врач Мюнхена, с 1934г. принял кафедру А.Э.Хохе (Hoche) во Фрейбурге и стал директором Психиатрической и неврологической клиники. Проводил свои знаменитые интроспективные исследования по экспериментальным...
Беркли Джордж (1685 1753) английский философ, представитель субъективного идеализма. Трактовал эффекты зрительного восприятия пространства на основе принципа ассоциации...
Берн Эрик (1902 1970) американский психотерапевт и психолог, создатель трансактного анализа. По аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление сценариев жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет структурного анализа, при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к...
Бернгейм (Bernheim) Ипполит (1840 1919) французский врач. С 1879г. профессор по внутренним болезням в Страсбурге и Нанси. Основал психоневрологическую школу Нанси, в которой гипноз рассматривался по аналогии со сном и основная роль в нем отводилась деятельности воображения. Занимался проблемой истерии, трактуя ее как результат суггестии или аутосуггестии. Первый использовал в клинических условиях терапию сном. Сочинения. De la suggestion dans l'etat hypnotique et dans l'etat de veille. 1884; De la suggestion et de ses application a la therapeutique. 1886; Automatisme et suggestion. P.,...
Бернштейн Николай Александрович (1896 1966) отечественный психофизиолог, создатель концепции физиологии активности и новых методов регистрации естественных движений человека в норме и патологии. На основании его разработок проводилось восстановление движений у раненных во время Великой Отечественной войны, формирование спортивных...
Бессознательное теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию . Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом , который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов . Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах , в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: 1.Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной...
Бехтерев Владимир Михайлович (1857 1927) русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908г. Психоневрологического института в СанктПетербурге. Начиная с 10хгг. ХХв. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией...
ABC of Psychology, L., 1981, (Рос. гос. библ., шифр:ИН К533/210). Acer price for psychologial tests, 1988, (библ. психол. инта РАО, шифр:A18). AckerknechtE. Kurze Geschichte der Psychiatrie, Stut., 1985, (Рос. гос. библ., шифр:5:8616/195X). AdlerA. The practice and theory of individual psychology. N.Y.:Harcourt Brace Jovanovich, 1929. AdlerA. Psychotherapie und Erziehung, Frankf./M., 1982, (Педагог. библ. им. Ушинского, шифр:61 A237). AdornoT.W. The authoritarian personality. NY: Harper and Brothers, 1950. AlbouyS. Elements de sociologie et de psychologie sociale. Toulouse: Privat, 1976. AlexanderF. The history of psychiatry, N.Y., 1968, (Рос. гос. библ., шифр:ИН 7138/283). AlexanderR.D. The search for a general theory of behavior. Behav. Sci.,...
АбаевН.В. Чаньбуддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Августин. Творения, ч.18, К., 19051915. АвенариусР. Критика чистого опыта, т.12. М., 19071908. АврелийМарк. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. АнаньевБ.Г. Очерки истории русской психологии XVIIIXIX веков. М., Л., 1947. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах/ Под ред. Б.В.Мееровского. М., 19671968. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., ПетровскаяЛ.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. Античные риторики. М., 1978. Антология мировой философии в 4хтомах/ Под ред. В.В.Соколова. М., 1969. АнцыфероваЛ.И. Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. Аристотель. Этика. СПб., 1908....
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]