Exit Project: Глоссарий: Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна



Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта 1929года в селе Пирмалак Талинского района Армении. Отец его, сельский учитель, рано умер, и Аршак разделил все тяготы крестьянской жизни со взрослыми. С детства его отличала необычайная работоспособность и тяга к знаниям. По рассказам родственников, да и самого Аршака, он каждый день в любую погоду ходил за несколько километров в школу. Ему было интересно учиться, интересно постигать сложное, открывать для себя новое. Так он самостоятельно научился ремонтировать часы и стал зарабатывать этим на жизнь, помогая семье. После школы Аршак поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1953году. Были переводы с фарси, увлечение литературным творчеством, но проработав 2года в крупнейшей библиотеке Еревана, Аршак пришел к выводу о бесперспективности, бессмысленности литературной деятельности в условиях жесткой цензуры и партийного контроля. Тогда он решил, что подлинная свобода творчества возможна только в области техники, которая в те годы очень интенсивно развивалась. Аршак круто меняет свою профессиональную ориентацию, оставляя литературу и погружаясь в технику. Так он становится рабочим сборочного цеха, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор в Ереване, поступает на вечернее отделение Политехнического института. В этот период времени Аршак занимается автоматизацией производственных процессов, добиваясь поразительных результатов целой серией рационализаторских предложений. Его, как талантливого молодого изобретателя, делегируют в Москву на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Встреча с Москвой, с центром научной мысли, собственные размышления и занятия в институте привели его к осознанию проблем зарождающейся в то время в СССР инженерной психологии. Возникла потребность в новых знаниях, в обсуждении этих проблем и в поиске ответов на многочисленные вопросы. Во время пребывания в Москве и произошло знакомство Аршака с замечательным ученымпсихологом Дмитрием Александровичем Ошаниным, который в то время руководил лабораторией инженерной психологии в Институте психологии АПН СССР, и был организатором первого в СССР Института эргономики. Можно смело утверждать, что это знакомство было поворотным пунктом в научной судьбе Аршака Миракяна. В 1962году Аршак становится аспирантом Института психологии АПН СССР, с которым с этого момента и будет связана его научная жизнь и многолетнее творчество. Учась в аспирантуре, он занимался проблемой константности зрительного восприятия. Уже в то время Миракян предлагал нетрадиционный подход к исследованию этой классической проблемы. Настойчивость и самостоятельность его научной деятельности поддерживалась и развивалась благодаря научной школе Ошанина, неординарности, оригинальности мышления Дмитрия Александровича, а также разработанной им теории оперативного образа, полифункциональности психического отражения. Наверное, именно благодаря этой школе, Аршак Миракян сумел поновому подойти к исследованию классической проблемы константности восприятия. В 1971году Аршаком была защищена кандидатская диссертация на тему Изучение константности зрительного восприятия величин. С именем А.И.Миракяна связано появление многих новых терминов в психологии эффект уменьшения нефиксированной величины объекта, который свидетельствует о гибкости, полифункциональности психического отражения; константноаконстантное восприятие, сверхаконстантность, а также продуктный подход и процесс порождения. В 1976году А.И.Миракян становится руководителем лаборатории моделирования психических процессов Психологического института РАО и вплотную приступает к изучению крайне сложных проблем восприятия, выдвигая необычные для понимания оригинальные гипотезы и систему неординарных представлений об отражении, которые он назвал наукой психики . Став заведующим лабораторией, Аршак делал все для сплоченной организации работы сотрудников. Научный коллектив для Миракяна никогда не был просто формальным подразделением, а был коллективом единомышленников, друзей, единоверцев. Он всегда именно так воспитывал свой коллектив, именно так относился к своим коллегам и требовал от них только такого же отношения. Обладая прирожденными качествами педагога, Миракян проявил себя как научный руководитель, способный сплотить коллектив для разработки новой научной проблематики, создать атмосферу поиска, творческого сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Для него не существовало понятия рабочий день, выходные или праздники. Главное это работа, движение вперед. Те, кто проработал с Миракяном бок о бок много лет или часто общался с ним, знали, что о науке он мог говорить всегда, и любой повседневный разговор все равно перерастал в научную дискуссию, потому что одним из его принципов было утверждение: я живу для того, чтобы работать, а не работаю для того, чтобы жить, и это не было красивой фразой, это соответствовало действительности. Основным научным достижением более чем 30летней творческой деятельности А.И.Миракяна является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственночувственного психического отражения. Анализируя историкофилософские и методологические основания традиционного изучения проблем восприятия, он показал, что в силу исторически обусловленного глубоко эмпирического мышления исследователей, изучение проблем восприятия исходно строилось на уже отраженных, имплицитно заданных продуктах самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, оставались неизученными. Отказываясь от традиционных эмпирических оснований изучения процессов восприятия, возможный выход за пределы продуктного, или физикального, подхода в изучении порождающих процессов восприятия Миракян видел в диалектикоматериалистическом понимании единства материи и психики и общности принципов их развития. В качестве таких принципов он предложил следующие: структурнопроцессуальной анизотропности, пространственновременной дискретизации, образования анизотропных отношений, сопредставленности и др. Выступая в качестве фундаментальных оснований, обусловливающих как возможность порождения разнообразных форм материи, так и саму возможность возникновения психического отражения на определенной ступени ее саморазвития, данные принципы в то же время являются индифферентными, независимыми относительно непосредственных эмпирических продуктов психического отражения и вместе с тем лежат в основе процессов их порождения. Концептуальной основой работы лаборатории, возглавляемой А.И.Миракяном, служили исходные представления о восприятии как процессе, в котором посредством естественноприродных принципов структурнопроцессуальной организации и функционирования отражающей системы осуществляется возможность порождения свойств и отношений объектов (форма, цвет, величина, движение и др.) независимо от модальности восприятия. Полученные теоретикоэкспериментальные данные подтвердили правомерность основных положений этой концепции. Обращение к проблеме непосредственночувственного порождения формы, пространственной протяженности, времени, являющихся основой и условием отражения человеком разнообразных свойств и отношений действительности, есть логический итог развития методологии трансцендентальной психологии, осмысления результатов исследования различных модальностей восприятия. Результаты этой многолетней работы нашли частичное отражение в докторской диссертации Аршака Миракяна Константность и полифункциональность восприятия, которую он защитил в 1988 году, в кандидатских диссертациях, подготовленных под его руководством, в монографиях Психология пространственного восприятия (1990), Константность и полифункциональность восприятия (1992), в коллективной монографии Принципы порождающего процесса восприятия (1992), в целом ряде статей, опубликованных в различных сборниках и журналах. А.И.Миракян использовал всякую возможность, чтобы обсудить или поделиться своими новыми мыслями и планами. В жарких и всегда эмоциональных многочасовых дискуссиях, которые неизменно проходили под магнитофон, принимали участие не только его коллегиоднополчане, но и такие ученые как: В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, Ю.М.Забродин, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, О.А.Конопкин, М.С.Шехтер, Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, Г.П.Щедровицкий и многие, многие другие. Ни в жизни, ни в науке, ни в дискуссиях он никогда не изменял себе, никогда не отказывался от избранного пути, был искренне преданным и бескорыстным Ученым, наука и жизнь для которого были неразделимы. В 1999году (благодаря поддержке РГНФ) была издана монография А.И.Миракяна Контуры трансцендентальной психологии (книга 1), что, безусловно, является подтверждением признания разрабатываемого им научного направления. Именно за рукопись этой монографии буквально в последние дни жизни Аршак Миракян получил премию имени А.А.Смирнова, учрежденную Психологическим институтом РАО. Аршак всю жизнь особенно дорожил мнением Анатолия Александровича Смирнова, и поэтому ему была так дорога оценка Институтом его деятельности. В последние годы жизни Миракян и руководимый им коллектив, наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия, занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. В частности, им предложены изобретения технических устройств, имитирующие принципы порождающего процесса восприятия в искусственных системах отражения. На эти изобретения Миракяном были получены авторские свидетельства. Знания, которые получал Аршак Миракян в прежние годы, никогда не оставались невостребованными. Именно обучение в Политехническом институте, опыт изобретателя позволили Миракяну заняться моделированием. Открытые им принципы порождающего процесса восприятия он воплотил, как он говорил, сначала в железе (он много дней и ночей самостоятельно конструировал, паял свою модель), а затем и в компьютерной модели. Учеба на филологическом факультете Ереванского университета также помогла в его научной деятельности. Никто так глубоко, точно и тонко не чувствовал прочитанный текст как Аршак. Он улавливал малейшие нюансы неточности, некорректности написанного или произнесенного текста. Как ученого Аршака всегда отличала оригинальность, нетрадиционность в постановке проблем исследования, методологическая глубина разработок, целеустремленность, граничащая с фанатизмом, в решении поставленных задач. Не всегда мысли Аршака Миракяна понимались и принимались его коллегами сразу, не всегда оценивались должным образом. Он искренне переживал и даже страдал изза этого, поскольку был полон замыслов и остро переживал невозможность их реализации. Долгое время плодотворно занимаясь проблемами психического отражения, в последние годы жизни Аршак не случайно обратился к наследию Г.И. Челпанова, через призму собственной теории осмысливал его понимание восприятия пространства и времени. Тем самым он продолжил лучшие традиции отечественной психологии, приближаясь на новом витке спирали к решению извечных вопросов науки, пониманию ее сущностных основ. Умер Аршак Исраелович Миракян 25апреля 1995года. (МоринаН.Л.; печатается с разрешения автора статьи)

Другие статьи : С-тип личности, Саарма симптом, Садизм, Садомазохизм, Саймон (Simon) Герберт Александр, Саккадические движения, Салливен Гарри Стэк, Само-восприятие, Само-оценивание, Само-подкрепление, Само-эффективность, Самоактуализирующаяся личность, Самовнушение, Самовоспитание, Самовыполняющееся пророчество, Самооговор, Самооценка, Самооценка компетентности в разрешении конфликтов, Самосознание, Самость, Самоутверждение, Самочувствие, Сангвиник, Сартр Жан-Поль, Сатир Вирджиния, Сверх-Я, Сверхценные идеи, Световая чувствительность глаза, Свойства нервной системы, Сдвиг мотива на цель, Сдвиг риска, Сдержанность, Секс–терапия, Секс–терапия Мастерса и Джонсон, Сексология, Сексопатология, Селективность восприятия, Селиванов Владимир Иванович, Селье Ганс, Семантическая функция речи, Семейная терапия, Семиотика, Сенестопатия, Сензитивные периоды развития, Сенильная деменция Альцгеймеровского типа, Сенсомоторика, Сенсомоторный интелект, Сенсорная адаптация, Сенсорная память, Сенсорные персеверации, Сенсорный порог, Сенсорный регистр, Сенсорный эталон, Сенсуализм, Сепир (Sapir) Эдвард, Сервилизм, Сеченов Иван Михайлович, Сиблинговая позиция, Сигнальные системы, Сила суперэго, Симон (Simon) Теодор, Симптом, Симультанное опознание, Синанон, Синдром, Синдром АА–зависимости, Синдром выгорания, Синдром Геры, Синдром Да Коста (кардиофобия), Синдром Диогена, Синдром Ельпенора, Синдром игнорирования, Синдром изнашивания, Синдром Колхаса, Синдром Мидаса, Синдром Мюнхгаузена, Синдром Персефоны, Синектика, Синкинезии, Синкретизм, Синтез, Синтетико–герменевтическая терапия, Синхронизация, Сирс (Sears) Ричард, Система Тейлора, Система тропизмов, Систематическая интроспецкия, Системно–специфические расстройства памяти, Ситуационизм, Сканирование, Скиннер Беррес Фредерик, Склонность, Скрипт, Скрытая леворукость, Следящие движения, Слепоглухонемота, Слобин (Slobin) Дэн, Словесный эсгибиционизм, Слово, Слоги, Слух, Слуховая агнозия, Слуховая адаптация, Слуховой анализатор, Смешение цветов, Смещение, Смирнов Анатолий Александрович, Смысловой барьер, Содержательная абстракция, Созависимость, Сознание, Сознательность учения, Соколов Александр Николаевич, Соколов Евгений Николаевич, Состояние тревоги, Сохранение, Социализация, Социальная агнозия, Социальная адаптация, Социальная желательность, Социальная ингибиция, Социальная перцепция, Социальная психология, Социальная установка, Социальная фасилитация, Социальные представления, Социальный интерес, Социобиология, Социометрический метод исследования, Социореадаптация, Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек, Спенсер Герберт, Специальная психология, Спиноза Барух Бенедикт, Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард, Спитц (Spitz) Рене Арпад, Способности, Сравнительная психология, Сравнительно–генетический метод, Статистическая выборка, , ...

 

Безобразное мышление

Безобразное мышление понятие, введенное в Вюрцбургской школе , обозначающее мышление , свободное от чувственных элементов познания, в качестве которых выступают образы восприятия , представления и конструкции...

Безориентирное поле

Безориентирное поле лишенное ориентиров зрительное поле (например, безоблачное небо), восприятие на фоне которого имеет ряд специфических особенностей, в частности предмет воспринимается как лишенный стабильности положения в...

Безусловный рефлекс

Безусловный рефлекс ( И.П.Павлов ) рефлекс , всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов...

Бейтсон (Bateson) Грегори

Бейтсон (Bateson) Грегори (9.5.1904, Кембридж, Англия 1981, Беркли, Калифорния, США) англоамериканский биолог, антрополог, философ. Среднее образование получил в благотворительной школе (19171921), затем, с 1922г. по 1926г., прошел курс обучения в колледже Св.Иоанна (бакалавр гуманитарных наук, 1925; магистр, 1930). С 1926г. по 1928г. работал под руководством А.Уилкинса, в 1928г. преподавал лингвистику в Сиднее, Австралия, с 1931г. по 1937г. он член совета колледжа Св.Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (19271928), на Новую Гвинею (19291931, 19311933, 1939) и на Бали (19361938), здесь вместе с Маргарет Мид , с которой состоял в браке с 1936г. по 1950г....

Белый шум

Белый шум звуковые воздействия, которые не имеют высотную и тембровой определенность и имеют непрерывным и равноамплитудным во всем диапазоне частот спектром (например, шипение...

Бендер Лауретта

Бендер (Bender) Лауретта (1897 ?) американский психиатр. Работала в качестве детского психиатра в Ньюйоркском психиатрическом госпитале для детей. Занималась проблемами детской шизофрении, умственного развития, методов психотерапии. Разработала визуальномоторый гештальттест. Сочинения. A visual motor Gestalt test and its clinical use // American Orthopsychiatric Association. Research Monogr. 1938,...

Бенеке, Фридрих Эдуард

Бенеке, Фридрих Эдуард (Beneke, Friedrich Eduard) (1798–1854), немецкий психолог и философ. Родился в Берлине 17 февраля 1798, получил образование в университетах Берлина и Галле. Изучал теологию под руководством Шлейермахера, затем обратился к философии, уделив особое внимание англичанам, а также идеям Шопенгауэра, Фриза, Якоби. В 1832 он был назначен экстраординарным профессором философии Берлинского университета. Бенеке критиковал теорию врожденных идей и способностей и считал, что вся философия должна основываться на эмпирической психологии. Среди его основных работ – Психологические зарисовки (Psychologische Skizzen, Bd. 1–2, 1825–1827), Практическая психология (Pragmatische Psychologie, 1832), Новая психология (Die Neue Psychologie, 1845). Предполагаемая дата смерти между мартом (когда...

Бентли Исаак Мэдисон

Бентли (Bentley) Исаак Мэдисон (1870 1955) американский психолог. Специалист по общей, детской, социальной...

Бентон Артур Лестер

Бентон (Benton) Артур Лестер (род. 1909, НьюЙорк) американский психолог. В 1935г. защитил докторскую диссертацию по философии в Колумбийском университете. Профессор психологии медицинской школы Луисвилльского университета, профессор психологии и неврологии и руководитель неврологического отдела клиники университета Айовы. Президент Нейропсихологического общества (197072). Занимался прежде всего проблемами клинической нейропсихологии (закрытые черепномозговые травмы и мозговые ранения, психическое развитие недоношенных детей). Проводил анализ латерализации психических функций. Разработал тест визуальной ретенции (La signification des tests de retention visuelle dans la diagnostic....

Бергер (Berger) Ханс

Бергер (Berger) Ханс (21.5.1873, Нойсес близ Кобурга 1.6.1941, Йена) австрийский психиатр и психофизиолог, создатель электроэнцефалографического метода регистрации мозговой активности, ученик О.Бинсвангера. После обучения и прохождения годичной военной службы работал с 1901г. в качестве приватдоцента в Йене, с 1905г. он экстраординарный профессор, с 1919г. по 1938г. ординарный профессор и директор Психиатрической клиники Йенского университета, которая в настоящее время носит его имя. Занимался описанием хронической формы паранойи (1913). В 1924г. ему удалось зафиксировать при помощи гальванометра на бумаге в виде кривой электрические сигналы от поверхности головы (а не непосредственно от самого мозга, как до него), генерируемые головным мозгом (сам факт генерации...

Бергсон (Bergson) Анри

Бергсон (Bergson) Анри (18.10.1959 4.01.1941) французский философинтуитивист. Работал с 1900г. в качестве профессора в Коллеж де Франс, с 1914г. член французской академии. Рассматривал жизнь как процесс космического плана, направленный на творческое преобразование...

Берингер (Beringer) Курт

Берингер (Beringer) Курт (24.6.1893, Юлингер, Шварцвальд 11.8.1949, Фрейбург) немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в университетах Гейдельберга (19111914) и Кельна (доктор медицины, 1919). Работал с 1920г. по 1924г. под руководством К.Вильманнса в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, с 1926г. по 1936г. он приватдоцент. Некоторое время был врачомневропатологом в г.Карлсруе, но прервал эту деятельность, чтобы принять участие в немецкорусской экспедиции в Монголию и Бурятию по изучению распространения сифилиса (1928). С 1932г. он экстраординарный профессор и главный врач Мюнхена, с 1934г. принял кафедру А.Э.Хохе (Hoche) во Фрейбурге и стал директором Психиатрической и неврологической клиники. Проводил свои знаменитые интроспективные исследования по экспериментальным...

Беркли Джордж

Беркли Джордж (1685 1753) английский философ, представитель субъективного идеализма. Трактовал эффекты зрительного восприятия пространства на основе принципа ассоциации...

Берн Эрик

Берн Эрик (1902 1970) американский психотерапевт и психолог, создатель трансактного анализа. По аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление сценариев жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет структурного анализа, при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к...

Бернгейм Ипполит

Бернгейм (Bernheim) Ипполит (1840 1919) французский врач. С 1879г. профессор по внутренним болезням в Страсбурге и Нанси. Основал психоневрологическую школу Нанси, в которой гипноз рассматривался по аналогии со сном и основная роль в нем отводилась деятельности воображения. Занимался проблемой истерии, трактуя ее как результат суггестии или аутосуггестии. Первый использовал в клинических условиях терапию сном. Сочинения. De la suggestion dans l'etat hypnotique et dans l'etat de veille. 1884; De la suggestion et de ses application a la therapeutique. 1886; Automatisme et suggestion. P.,...

Бернштейн Николай Александрович

Бернштейн Николай Александрович (1896 1966) отечественный психофизиолог, создатель концепции физиологии активности и новых методов регистрации естественных движений человека в норме и патологии. На основании его разработок проводилось восстановление движений у раненных во время Великой Отечественной войны, формирование спортивных...

Бессознательное

Бессознательное теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию . Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом , который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов . Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах , в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: 1.Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной...

Бехтерев Владимир Михайлович

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 1927) русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908г. Психоневрологического института в СанктПетербурге. Начиная с 10хгг. ХХв. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией...

Библиография по психологии (на иностранных языках)

ABC of Psychology, L., 1981, (Рос. гос. библ., шифр:ИН К533/210). Acer price for psychologial tests, 1988, (библ. психол. инта РАО, шифр:A18). AckerknechtE. Kurze Geschichte der Psychiatrie, Stut., 1985, (Рос. гос. библ., шифр:5:8616/195X). AdlerA. The practice and theory of individual psychology. N.Y.:Harcourt Brace Jovanovich, 1929. AdlerA. Psychotherapie und Erziehung, Frankf./M., 1982, (Педагог. библ. им. Ушинского, шифр:61 A237). AdornoT.W. The authoritarian personality. NY: Harper and Brothers, 1950. AlbouyS. Elements de sociologie et de psychologie sociale. Toulouse: Privat, 1976. AlexanderF. The history of psychiatry, N.Y., 1968, (Рос. гос. библ., шифр:ИН 7138/283). AlexanderR.D. The search for a general theory of behavior. Behav. Sci.,...

Библиография по психологии (на русском языке)

АбаевН.В. Чаньбуддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Августин. Творения, ч.18, К., 19051915. АвенариусР. Критика чистого опыта, т.12. М., 19071908. АврелийМарк. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. АнаньевБ.Г. Очерки истории русской психологии XVIIIXIX веков. М., Л., 1947. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах/ Под ред. Б.В.Мееровского. М., 19671968. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., ПетровскаяЛ.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. Античные риторики. М., 1978. Антология мировой философии в 4хтомах/ Под ред. В.В.Соколова. М., 1969. АнцыфероваЛ.И. Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. Аристотель. Этика. СПб., 1908....

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна