Exit Project: Глоссарий: Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)



Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.

Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).

На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).

Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).

Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).

В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.

Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.

После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).

В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.

Литература:

В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
11.12.2001
Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Безобразное мышление

Безобразное мышление понятие, введенное в Вюрцбургской школе , обозначающее мышление , свободное от чувственных элементов познания, в качестве которых выступают образы восприятия , представления и конструкции...

Безориентирное поле

Безориентирное поле лишенное ориентиров зрительное поле (например, безоблачное небо), восприятие на фоне которого имеет ряд специфических особенностей, в частности предмет воспринимается как лишенный стабильности положения в...

Безусловный рефлекс

Безусловный рефлекс ( И.П.Павлов ) рефлекс , всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов...

Бейтсон (Bateson) Грегори

Бейтсон (Bateson) Грегори (9.5.1904, Кембридж, Англия 1981, Беркли, Калифорния, США) англоамериканский биолог, антрополог, философ. Среднее образование получил в благотворительной школе (19171921), затем, с 1922г. по 1926г., прошел курс обучения в колледже Св.Иоанна (бакалавр гуманитарных наук, 1925; магистр, 1930). С 1926г. по 1928г. работал под руководством А.Уилкинса, в 1928г. преподавал лингвистику в Сиднее, Австралия, с 1931г. по 1937г. он член совета колледжа Св.Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (19271928), на Новую Гвинею (19291931, 19311933, 1939) и на Бали (19361938), здесь вместе с Маргарет Мид , с которой состоял в браке с 1936г. по 1950г....

Белый шум

Белый шум звуковые воздействия, которые не имеют высотную и тембровой определенность и имеют непрерывным и равноамплитудным во всем диапазоне частот спектром (например, шипение...

Бендер Лауретта

Бендер (Bender) Лауретта (1897 ?) американский психиатр. Работала в качестве детского психиатра в Ньюйоркском психиатрическом госпитале для детей. Занималась проблемами детской шизофрении, умственного развития, методов психотерапии. Разработала визуальномоторый гештальттест. Сочинения. A visual motor Gestalt test and its clinical use // American Orthopsychiatric Association. Research Monogr. 1938,...

Бенеке, Фридрих Эдуард

Бенеке, Фридрих Эдуард (Beneke, Friedrich Eduard) (1798–1854), немецкий психолог и философ. Родился в Берлине 17 февраля 1798, получил образование в университетах Берлина и Галле. Изучал теологию под руководством Шлейермахера, затем обратился к философии, уделив особое внимание англичанам, а также идеям Шопенгауэра, Фриза, Якоби. В 1832 он был назначен экстраординарным профессором философии Берлинского университета. Бенеке критиковал теорию врожденных идей и способностей и считал, что вся философия должна основываться на эмпирической психологии. Среди его основных работ – Психологические зарисовки (Psychologische Skizzen, Bd. 1–2, 1825–1827), Практическая психология (Pragmatische Psychologie, 1832), Новая психология (Die Neue Psychologie, 1845). Предполагаемая дата смерти между мартом (когда...

Бентли Исаак Мэдисон

Бентли (Bentley) Исаак Мэдисон (1870 1955) американский психолог. Специалист по общей, детской, социальной...

Бентон Артур Лестер

Бентон (Benton) Артур Лестер (род. 1909, НьюЙорк) американский психолог. В 1935г. защитил докторскую диссертацию по философии в Колумбийском университете. Профессор психологии медицинской школы Луисвилльского университета, профессор психологии и неврологии и руководитель неврологического отдела клиники университета Айовы. Президент Нейропсихологического общества (197072). Занимался прежде всего проблемами клинической нейропсихологии (закрытые черепномозговые травмы и мозговые ранения, психическое развитие недоношенных детей). Проводил анализ латерализации психических функций. Разработал тест визуальной ретенции (La signification des tests de retention visuelle dans la diagnostic....

Бергер (Berger) Ханс

Бергер (Berger) Ханс (21.5.1873, Нойсес близ Кобурга 1.6.1941, Йена) австрийский психиатр и психофизиолог, создатель электроэнцефалографического метода регистрации мозговой активности, ученик О.Бинсвангера. После обучения и прохождения годичной военной службы работал с 1901г. в качестве приватдоцента в Йене, с 1905г. он экстраординарный профессор, с 1919г. по 1938г. ординарный профессор и директор Психиатрической клиники Йенского университета, которая в настоящее время носит его имя. Занимался описанием хронической формы паранойи (1913). В 1924г. ему удалось зафиксировать при помощи гальванометра на бумаге в виде кривой электрические сигналы от поверхности головы (а не непосредственно от самого мозга, как до него), генерируемые головным мозгом (сам факт генерации...

Бергсон (Bergson) Анри

Бергсон (Bergson) Анри (18.10.1959 4.01.1941) французский философинтуитивист. Работал с 1900г. в качестве профессора в Коллеж де Франс, с 1914г. член французской академии. Рассматривал жизнь как процесс космического плана, направленный на творческое преобразование...

Берингер (Beringer) Курт

Берингер (Beringer) Курт (24.6.1893, Юлингер, Шварцвальд 11.8.1949, Фрейбург) немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в университетах Гейдельберга (19111914) и Кельна (доктор медицины, 1919). Работал с 1920г. по 1924г. под руководством К.Вильманнса в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, с 1926г. по 1936г. он приватдоцент. Некоторое время был врачомневропатологом в г.Карлсруе, но прервал эту деятельность, чтобы принять участие в немецкорусской экспедиции в Монголию и Бурятию по изучению распространения сифилиса (1928). С 1932г. он экстраординарный профессор и главный врач Мюнхена, с 1934г. принял кафедру А.Э.Хохе (Hoche) во Фрейбурге и стал директором Психиатрической и неврологической клиники. Проводил свои знаменитые интроспективные исследования по экспериментальным...

Беркли Джордж

Беркли Джордж (1685 1753) английский философ, представитель субъективного идеализма. Трактовал эффекты зрительного восприятия пространства на основе принципа ассоциации...

Берн Эрик

Берн Эрик (1902 1970) американский психотерапевт и психолог, создатель трансактного анализа. По аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление сценариев жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет структурного анализа, при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к...

Бернгейм Ипполит

Бернгейм (Bernheim) Ипполит (1840 1919) французский врач. С 1879г. профессор по внутренним болезням в Страсбурге и Нанси. Основал психоневрологическую школу Нанси, в которой гипноз рассматривался по аналогии со сном и основная роль в нем отводилась деятельности воображения. Занимался проблемой истерии, трактуя ее как результат суггестии или аутосуггестии. Первый использовал в клинических условиях терапию сном. Сочинения. De la suggestion dans l'etat hypnotique et dans l'etat de veille. 1884; De la suggestion et de ses application a la therapeutique. 1886; Automatisme et suggestion. P.,...

Бернштейн Николай Александрович

Бернштейн Николай Александрович (1896 1966) отечественный психофизиолог, создатель концепции физиологии активности и новых методов регистрации естественных движений человека в норме и патологии. На основании его разработок проводилось восстановление движений у раненных во время Великой Отечественной войны, формирование спортивных...

Бессознательное

Бессознательное теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию . Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом , который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов . Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах , в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: 1.Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной...

Бехтерев Владимир Михайлович

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 1927) русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908г. Психоневрологического института в СанктПетербурге. Начиная с 10хгг. ХХв. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией...

Библиография по психологии (на иностранных языках)

ABC of Psychology, L., 1981, (Рос. гос. библ., шифр:ИН К533/210). Acer price for psychologial tests, 1988, (библ. психол. инта РАО, шифр:A18). AckerknechtE. Kurze Geschichte der Psychiatrie, Stut., 1985, (Рос. гос. библ., шифр:5:8616/195X). AdlerA. The practice and theory of individual psychology. N.Y.:Harcourt Brace Jovanovich, 1929. AdlerA. Psychotherapie und Erziehung, Frankf./M., 1982, (Педагог. библ. им. Ушинского, шифр:61 A237). AdornoT.W. The authoritarian personality. NY: Harper and Brothers, 1950. AlbouyS. Elements de sociologie et de psychologie sociale. Toulouse: Privat, 1976. AlexanderF. The history of psychiatry, N.Y., 1968, (Рос. гос. библ., шифр:ИН 7138/283). AlexanderR.D. The search for a general theory of behavior. Behav. Sci.,...

Библиография по психологии (на русском языке)

АбаевН.В. Чаньбуддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Августин. Творения, ч.18, К., 19051915. АвенариусР. Критика чистого опыта, т.12. М., 19071908. АврелийМарк. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. АнаньевБ.Г. Очерки истории русской психологии XVIIIXIX веков. М., Л., 1947. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах/ Под ред. Б.В.Мееровского. М., 19671968. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., ПетровскаяЛ.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. Античные риторики. М., 1978. Антология мировой философии в 4хтомах/ Под ред. В.В.Соколова. М., 1969. АнцыфероваЛ.И. Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. Аристотель. Этика. СПб., 1908....

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)