Exit Project: Глоссарий: Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания



Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор (см.1; 3 и др.). Особенно очевидна его роль в сфере образования, в клинике. И именно в этих областях должны использоваться специальные измерительные инструменты, способные выявить не только качественные особенности самосознания (как, например, методика самооценки ДембоРубинштейн), но и количественные, показывающие место данного испытуемого в ряду других. Настоящее исследование и посвящено разработке одной из методик данного класса Опросника устойчивых форм Явнимания (ОЯВ). При рассмотрении проблематики самосознания используются различные понятия, описывающие схожие реалии, но несколько поразному операционализируемые. Так, в 1974г. Snyder ввел в научный оборот понятие самомониторинга, под которым понималась способность к контролю над экспрессивными реакциями. В другой, содержательно близкой теории самовосприятия, разработанной Duval и Wickland, основаным является понятие Яконцепции, причем функции Я рассматриваются как особенные процедуры, развернутые во времени и имеющие определенный операциональный состав. Этими авторами была сделана попытка описать в научных понятиях тот достаточно очевидный факт, что внимание индивида может обращаться не только на предметы окружающего мира, но и на него самого, и что в результате этого развертываются соответствующие действия (5; 13). Попытка построения развернутой теории дифференциации форм Явнимания была сделана Buss. В его исследованиях (4) было показано, что некоторые люди имеют тенденцию более часто, чем другие, занимать позицию наблюдателя за собственными действиями. Это было обозначено как Явнимание, под которым стала пониматься особая, устойчивая во времени, или диспозициональная, интеллектуальная активность, направленная на приобретение новых знаний о себе, источником которых могут быть и оценки человека другими, и его интроспективное восприятие внутренних процессов (см.10). Для диагностики индивидуальной выраженности Явнимания был разработан опросник SelfConsciousnessScale (SCS), который состоял из 23пунктов, однозначно распределенных между тремя шкалами (7). Это шкалы: 1)частного (приватного) Явнимания; 2)общественного Явнимания; 3)социального страха. Под приватным Явниманием понималась тенденция индивида обращать особое внимание на внутренние события своего феноменального мира, на такие, к которым доступ имеет только он сам (как телесные процессы, так и чувства, мысли, мотивы). Под общественным Явниманием понималась тенденция обращать внимание на общественные аспекты Я, на такие, которые доступны внешнему наблюдателю и на которые индивид может смотреть как бы глазами другого. Третья шкала опросника, шкала социального страха, имела лишь косвенное отношение к конструкту Явнимания, но была включена в опросник, так как в эмпирических исследованиях было показано, что социальный страх, как чувство некомфортности в социальных контактах, достаточно часто связан с повышенным вниманием к общественным аспектам собственного Я. Кроме того, суммарный балл по трем шкалам может выступать как характеристика общей направленности индивида на восприятие самого себя, в противоположность направленности на восприятие предметов внешнего мира. В ряде практических работ, в которых использовалась данная методика, было показано, что индивидуальные особенности Явнимания закономерно связаны с когнитивным уровнем и учебными успехами, с отдельными нарушениями познавательных процессов, с психосоматическими заболеваниями, а также что они имеют выраженную этническую специфику, обусловленную культурными особенностями воспитания детей (8; 11 и др.). Но, хотя было показано, что SCS является достаточно надежным средством, имеющим высокие показатели валидности, в исследованиях, которые провел Merz, основанных прежде всего на факторном анализе, была выявлена недостаточно высокая консистентность исходных пунктов. В частности, реакции центрации на собственной внешности, с одной стороны, и переоценка восприятия себя другими, с другой, первоначально отнесенные к одной шкале, оказались мало связанными друг с другом. Это заставило его разработать свой вариант диагностики устойчивых форм Явнимания методику Selbstaufmerksamkeitsfragebogen (SAF), которая и была использована нами в качестве исходного материала для дальнейших разработок. Целью нашего исследования выступало рассмотрение структуры устойчивых форм Явнимания и их связей с некоторыми личностными характеристиками. Испытуемыми были учащиеся различных учебных заведений, общим количеством 685человек; средний возраст = 22.5года, (=7.7лет; мужчины составляли 42%, женщины 58%. На первом этапе исследования проверялась структура опросника на отечественной выборке. Текст опросника, представлявший собой перевод на русский язык с минимальной стилистической коррекцией методики SAF, давался каждому испытуемому для оценки выраженности у него той или иной поведенческой реакции, связанной с особенностями его Явнимания. Для ответов предлагалась шкала Лайкерта с четырьмя вариантами от совершенно верно (4балла) до совершенно неверно (1балл). Ответы всех испытуемых проводились через процедуру факторного анализа методом главных компонент с варимаксвращением. В результате было получено несколько матриц с разным количеством выделенных факторов. Среди них, как наиболее удовлетворительное, нами было выбрано трехфакторное решение, которое позволяло объяснить 41% общей дисперсии: с одной стороны, на кривой собственных значений факторов именно после третьего фактора наметился перелом и выход кривой на плато, с другой, именно такое решение полностью соответствовало модели Merz. Правда, некоторые пункты исходного опросника оказались скоррелированы сразу с несколькими факторами, что свидетельствовало о многозначности их восприятия испытуемыми (например, Я часто себя спрашиваю, правильно ли я веду себя с другими) или их недостаточной понятности (Мне совершенно не свойственно интенсивное самонаблюдение). Поэтому они были отброшены и в заключительном факторном анализе не участвовали. В первый из выделенных факторов, обозначенный нами как Общественное Явнимание (ОВ), оказались включены пункты (с исходными номерами 2, 8, 11, 14, 17, 20, 25, 28, 35), свидетельствующие о том, что индивид, имеющий высокий вес по данному фактору, слишком много значения придают тому, что думают о нем другие люди и как они его воспринимают; его Явнимание центрировано на задаче выяснения, как другие на него реагируют. Второй фактор Социального страха (СС), как было сказано, лишь косвенно связанный с Общественным Явниманием, объединил пункты (с номерами 3, 5, 6, 7, 13, 16, 18, 24, 27, 32), по которым можно судить, что индивид с высоким значением этого фактора в обществе других людей чувствует себя неуверенно, скованно; он слишком застенчив. Наконец, третий фактор Персонального Явниманию (ПВ), вобрал в себя пункты (с номерами 1, 4, 15, 19, 21, 23, 29, 30, 33, 36), характеризующиеся чрезмерным вниманием к внутренним аспектах своего Я; индивид, имеющий высокое значение этого фактора отличается повышенной рефлексивностью, он часто спрашивают себя, кто же он на самом деле, его Явнимание центрировано прежде всего на экзистенциальных вопросах. На втором этапе нашего исследования, после того, как было показано, что структура опросника на отечественной выборке сохранила идентичность исходному варианту, решалась задача проверки конструктной валидности шкал опросника. Это осуществлялось при помощи определения коэффициентов линейной корреляции (по Пирсону) шкал ОЯВ со шкалами некоторых личностных опросников. Для испытуемых той же выборки кроме ОЯВ предлагались такие методики, как Форма по изучению личности (PRF), диагностирующая ценностные ориентации личности в соответствии с классификацией потребностей Г.Мюррея (12), Фрейбургский личностный опросник форм R (FPIR), диагностирующий характерологические особенности личности (6), и Опросник интернальности Крампена (IPC), выявляющий интернальность и два вида экстернальности, обусловленной другими и случаем (см.2). По Опроснику устойчивых форм Явнимания вместе с баллами по трем шкалам, соответствующих факторной структуре опросника, рассчитывался еще и суммарный балл по всем шкалам как интегральный показатель (ИП) ориентации внимания индивида на внутренние процессы, в противоположность ориентации на предметы окружающего мира. При этом существенных расхождений статистических значений для мужчин и женщин обнаружено не было. Наиболее общее заключение можно сделать по характеру связей между интегральным показателем Явнимания и личностными характеристиками. А именно, чем в большей степени индивид интровертирован и эмоционально лабилен (т.е. меланхолик), тем в большей степени его внимание обращено на все то, что касается его собственной персоны, и он более всего озабочен поисками новой информации о собственном поведении и его оценках другими. Далее, существенных различий в связях двух форм Явнимания (персонального и общественного) с другими личностными характеристиками обнаружено не было. И та, и другая форма возникает на фоне повешенной эмоциональной лабильности, и сопутствует повышению уровня мотивации достижения. Единственно, что удалось зафиксировать преимущественную связь персонального внимания с более высоким уровнем интеллектуальной активности, о котором можно судить по ориентированности на новые знания (шкала Общей заинтересованности), и общественного внимания с готовностью проводить время в эмоциональном, игровом общении с другими людьми (шкала Ориентации на игру). Очень выразительным и вполне ожидаемым является достаточно тесная связь, обнаруживающаяся между социальным страхом и теми шкалами личностных опросников, которые связаны с повышенной тревожностью. Это высокая степень связи с интегральным показателем нейротизма; а также с частными проявлениями тревожности, такими как повышенная утомляемость, актуализация чувства перегруженности проблемами, повышенная агрессивность, готовность разрешать ситуации фрустрирования потребностей за счет перенесения на других своих отрицательных эмоций, готовность приписывать ответственность за свои ошибки либо другим, либо случайностям. Также вполне закономерно проявилась связь социального страха и интроверитрованности. В заключении можно отметить, что необходимо продолжить работу по апробации Опросника устойчивых форм Явнимания, в частности требуется проверка его экологической валидности и надежности. Вместе с тем, как представляется, в исследовательских целях и для более глубокого анализа отдельных случаев практики он может использоваться уже в настоящем виде. Литература. 1.БернсР. Развитие Яконцепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 2.КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / Психологический журнал. Том16, N1, 1995, 4351. 3.СтолинВ.В. Самосознание личности. М.: Изд. Московского Университета, 1983. 4.BussA.H. Selfconsciousness and social anxiety. San Francisco: Freeman, 1980. 5.DuvalS., WicklundR.A. A theory of objective selfawareness. N.Y.: Academic Press, 1972. 6.FahrenbergJ. Das Freiburger PersonlichkeitsInventar. Gottingen: Hogrefe, 1894. 7.FenigsteinA., ScheierM.F., BussA.H. Public and private selfconsciousness: assessment and theory / Journal of consulting and clinical Psychology, 1975, 43, 522527. 8.HoustonD.M. The relationship between cognitive failure and selffocused attention / British Journal clinical Psychology, 1989, 1, 8586. 9.KammerD., NowackW. Selfmonitorin: Construction and validation of a german twofactor scale. Bielefelder Arbeiten zur Sozialpsychologie, Nr.104, 1983. 10.MerzJ. SAF: Fragebogen zur Messung von dispositioneller Selbstaufmerksamkeit / Diagnostica, 1986, 32, Heft2, 142152. 11.PyszczynckiT., GreenbergJ. On the relationship between selffocused attention and psychological disorder / Psychological Bulletin, 1991, 3, 3445. 12.StumpfH., AngleiterA. Deutsche Personality Research Form. Gottingen: Hogrefe, 1985. 13.WicklundR.A. Objective selfawareness. In: BerkowitzL. (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology, Vol.8, N.Y.: Academic Press, 1975. Приложение. Табл.1. Пункты Опросника устойчивых форм Явнимания. 2.Мне очень важно знать, что думают обо мне другие люди. 14.Меня очень заботит, как меня оценивают другие. 11.Мне более или менее безразлично, как меня воспринимают в обществе. 28.Меня не интересует, что говорят обо мне другие люди. 25.Я очень озабочен, как другие воспринимают меня и мои дела. 35.Я внимательно наблюдаю за тем, как окружающие реагируют на меня и мои действия. 8.Я часто анализирую, какое впечатление я произвожу на окружающих. 20.Обычно я стараюсь произвести хорошее впечатление. 17.Мне важно знать, соответствую ли я ожиданиям других людей. 18.Я часто чувствую себя неумелым в общении с другими людьми. 27.Мне требуется определенное время, пока я не преодолею скованность, попав в новую ситуацию общения. 16.Мне бывает очень неловко, когда приходится говорить перед группой людей. 24.Если я нахожусь среди людей, то в большинстве случаев держусь на заднем плане. 7.Я часто чувствую себя скованно, когда приходится говорить с важной персоной. 13.Мне довольно легко вступить в разговор с незнакомым человеком. 6.Мне часто приходится перебарывать себя, если надо у когонибудь чтото спросить. 3.Меня очень легко смутить. 5.Мне трудно работать, если при этом на меня ктото смотрит. 32.В дискуссии с незнакомыми людьми мне ничуть не трудно высказывать свое мнение. 23.Я постоянно думаю, что является мотивами моих поступков. 36.В большинстве случаев я пытаюсь осознать свои чувства и ощущения, возникающие в разных ситуациях. 29.Я очень внимателен к изменению моего настроения. 21.Я часто думаю о том, что меня ожидает в жизни. 30.Мои мысли часто вращаются вокруг моей собственной персоны. 19.Я очень отчетливо воспринимаю все изменения, происходящие в моем организме. 1.Я очень много думаю о себе самом. 33.Если мне чтото не удается, я стараюсь разобраться, не лежит ли причина во мне самом. 4.Я с большим вниманием отношусь к своим внутренним физическим ощущениям. 15.Я всегда стараюсь иметь о себе ясное представление. (КондаковИ.М. Опросник для диагностики устойчивых форм Явнимания // Журнал практического психолога, N4, 1997; в сокращении).

Другие статьи : Обертоны психические, Облигатный, Обломова синдромы, Обморок, Обобщение, Обоняние, Обонятельный анализатор, Оборонительный рефлекс, Образ, Образ воображения, Образ восприятия, Образ мира, Обсессия, Обучаемость, Обучающий эксперимент, Общая одаренность, Общение, Объективная психология, Объективный метод в психологии, Объем внимания, Объем кратковременной памяти, Объем памяти, Оглушение, Одержимость, Окулогравическая иллюзия, Олигофрения, Олпорт Гордон, Ольфактометрия, Онанизм, Онейроидная форма переживаний, Онейроидное состояние сознания, Оно (Es, Id), Онтогенез, Онтогенез процессов восприятия, Оперантное обусловливание, Оперативная единица восприятия, Оперативная настройка, Оперативное поле зрения, Оперативный образ, Оперативный порог, Оперативный порог ощущений, Операционализм, Операция, Операция в концепции Ж. Пиаже, Описание психодиагностической методики, Опознавательные признаки, Опознание, Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания, Опросники креативности, Оптико–геометрические иллюзии, Оптическое смешение цветов, Оральная стадия психосексуального развития, Оральный характер, Орган чувств, Организационный климат, Органические ощущения, Ориентация живого организма, Ориентировочная деятельность, Ориентировочный рефлекс, Орудийные действия животных, Осведомленность, Освещенность, Осгуд Чарльз Эджмертон, Основные симптомы шизофрении, Остранение, Отис Артур Синтон, Отказ человека–оператора, Отклонения в психическом развитии ребенка, Отреагирование, Отрицание, Ошанин Дмитрий Александрович, Ощущение, , ...

 

Библиопсихологическая теория

Библиопсихологическая теория (от греч. biblion книга + psyche душа + logos учение) теория восприятия художественного текста с учетом личностного аспекта участников процесса: автор текст читатель. Текст представляет собой стимул для проекции у воспринимающих его читателей. Читатель интерпретируется не только по признакам интересов, обусловленных спецификой среды принадлежности (класс, сословие, профессия и пр.), но и на основании особенностей переживаний. На их основе предлагается построение психологической типологии читателей. Автор Н.А.Рубакин (18621946). Литература. РубакинН.А. Психология читателя и книги. М.,...

Библиотека иностранной литературы

1.Altruismus, Gottingen, 1988, (Шифр: 89B338, 2154117). 2.Analytische Philosophie der Erkenntniss, Frankfurt, 1992, (Шифр: 93B135, 2294183). 3.Arbei und Freicheit, Stuttgart, 1990, (Шифр: 91B11994, 2271229). 4.ArntzenF. Einfuhrung in die Begabungpsychologie, Gottingen, 1976, (Шифр: 3118047, 1739582). 5.Artikulation der Wirklichkeit, Frankfurt, 1989, (Шифр: 90B8546, 2214125). 6.Asthetik & Semiotik, Tubingen, 1981, (Шифр: 82B6567, 1914018). 7.BasslerW. Ganzheit und Element, (Шифр: B337, 2154116). 8.BauriedlTh. Theoretische Probleme der ichpsychologische Diagnostik, Munchen, 1975, (Шифр: 3066417, 1783903). 9.BeneschH. Experimentelle Psychologie des Fernsehens, Munchen, 1968, (Шифр: Ум539В465, 923455). 10.BerrM. Das Sprache des Korpers, (Шифр: 85B12418, 2023883). 11.Berry, Poortinga, Segall, Dasen. Crosscultural Psychologie. 12.BetzO. Das Geheimnis des Zahlen, Stuttgart, 1989, (Шифр:...

Библиотека Психологического института РАО

1.Acer price for psychologial tests, 1988, (Шифр: A18). 2.AnzienD. Les Methodes projectives, (Шифр: A65). 3.ArnoldW. Paulitest, Munchen, 1961, (Шифр: A76). 4.Ateinson. An Introduction to Motivation, (Шифр: A90). 5.Ateinson. Personality, Motivation and Action, (Шифр: A90). 6.Basic Studies in Social Psychology, 1965, (Шифр: B29). 7.Begabungsforschung: Positionen und Berichte, 1986, (Шифр: B38). 8.Bericht uber den XVI Internationalkongress fur Psychologie, Bonn, 1960, (Шифр: 00067). 9.BerkowitzL. Aggression, (Шифр: B46). 10.Berufswahl und Berufsberatung, Berlin, 1920, (Шифр: 12411). 11.BinswangerL. Grundformen und Erkentniss menschlichen Dasein, Basel, 1964. 12.BollesR. Theory of Motivation, 1967, (Шифр: B74). 13.BrandstadterC. Entwicklungsberatung unter dem Aspekten, 1985, (Шифр: B85). 14.BrodyN. Personality in Search of...

Библиотерапия

Библиотерапия (от греч. biblion книга и theraрeia лечение) форма психотерапии . Основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт подбирает для пациента литературу, специально ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. При этом подбор книг осуществляется как на основе клинической картины заболевания, так и при учете познавательных способностей и эстетических критериев пациента. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Благодаря этому возникает чувство солидарности с другими. Литература. МиллерА.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах...

Било

Било этноспецифический термин, обозначающий форму психотерапии , которую практикуют в народной медицине Мадагаскара, направленную на гармонизацию самооценки больного, мучимого невротическими симптомами (раздражительность, беспокойство, тревожность ). Процедура этой психотерапии заключается в том, что больной в течении 1520 дней играет роль короля своего селения. В разыгрываемом представлении участвуют все жителя этого селения, которые всячески хвалят больного , выказывают ему признаки уважения, даже обслуживают его потребности , а в завершении срока лечения устраивают ритуальную церемонию, смысл которой заключается в ритуальной идентификации больного с тотемным животным (быком) и приобщении к его силе. Если данные мероприятия не ведут к исцелению (хотя очень часто они...

Бинауральный слух

Бинауральный слух (от лат. bini два и auricula ухо) построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, происходит локализация источника звука в пространстве: звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука. Наибольшая точность при этом достигается при интенсивности сигналов, равной 70100 дБ над порогом...

Бине Альфред

Бине Альфред (11.07.1857, Ницца 18.10.1911, Париж) французский психолог, один из основателей тестологии. Получил образование по юриспруденции, медицине, биолгии. В 1889г. основал совместно с Henri Beaunis в Сорбоне первую во Франции лаборатории экспериментальной психологии. С 1894г. директор этой лаборатории. В начале ХХв. совместно с Т.Симоном приступил к созданию тестов уровня умственного развития детей, обобщившие их разработки по изучение памяти, внимания, мышления . По Бине, этот уровень не зависит от обучения. Ввел понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития, который определяется лишь генетическими факторами. Занимался также проблемами патологии сознания, умственного утомления , индивидуальных различий процессов памяти, внушения, графологии...

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение (от лат. bini два и oculus глаз) построение картины мира, приобретающей стереоскопический признак, с помощью двух глаз. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в образ, лишенный глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз, то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспарантности, или бинокулярного параллакса...

Бинокулярный параллакс

Бинокулярный параллакс построение объемного зрительного образа на основе различий проекций трехмерного пространства на сетчатку левого и правого...

Бинсвангер Людвиг

Бинсвангер (Binswanger) Людвиг (13.04.1881, Кройцлинген 5.02.1966, Кройцлинген) швейцарский психиатр и философ. Родился в семье врачей. Получил медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге. Работал ассистентом у Э.Блейлера и К.Г.Юнга . В 1907г. примкнул к психоанализу. Был в дружеских отношениях с З.Фрейдом . С 1911по 1956г. руководил клиникой Белльвью в Кройцлингене. Президент швейцарского психоаналитического общества (1910). Одним из первых стал применять психоанализ. В дальнейшем отошел от него. В 1927г. разработал "экзистенциальный анализ", основанный на идеях Хайдеггера. По его представлениям, если человек перестает быть открытым будущему, то начинает объяснять все происходящее с ним детерминированностью прошлыми событиями, а не своим активным выбором. Психические отклонения...

Биогенетический закон

Биогенетический закон теоретическая модель, предложенная Ф.Мюллером и Э.Геккелем, согласно которой в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение ( рекапитуляция ) признаков, свойственных их биологическим предкам. Онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенеза . Эта модель была распространена на развитие психики человека, в соответствии с чем психическое развитие индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение...

Биологическая адаптация

Биологическая адаптация приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.). Для человека характерно то, что его биологическая адаптация может осуществляться с помощью различных вспомогательные средства (жилище, одежду), кроме того ему доступна произвольная психической регуляции ряда биологических процессов и...

Биологическая обратная связь

Биологическая обратная связь (от греч. biо жизнь + logos учение) процедуры, которые позволяют с минимальной временной задержкой информировать человека о состоянии его телесных функций, за счет чего возникает возможность их сознательной регуляции. Есть опыт использования ее для изменения температуры тела, глубокой мышечной релаксации, снижения артериального давления, изменения кислотности желудочного сока и т.д. Литература. (Eds.) BarberT.X. et al. Biofeedback & SelfControl 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976,...

Биологическая теория эмоций Анохина

Биологическая теория эмоций Анохина (от греч. biо жизнь + logos учение) теория возникновения положительных (отрицательных) эмоций, согласно которой нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с сигнализацией о реально достигнутом эффекте. Автор П.К.Анохин . Литература. АнохинП.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2еизд. 1964, т.35,...

Биологические часы

Биологические часы внутренние генетически запрограммированные ритмические механизмы, служащие для временного упорядочивания биологических функций и поведения . Базовыми являются биологические эндогенные механизмы в виде короткопериодеских химических или физикохимических процессов клеточного уровня. На их основе работают механизмы с суточной, лунной, сезонной...

Бионика

Бионика наука, начавшая формироваться в 60хгг.ХХв. и изучающая при помощи метода моделирования принципы функционирования живых систем для переноса их в область инженерной практики. В частности, существенных достижений удалось достичь при разработке перцептронов, моделей нервных...

Биосоциальная концепция утомления Шпильрейна

Биосоциальная концепция утомления Шпильрейна (от греч. biо жизнь + лат. socialis общественный) И.Н.Шпильрейнером было предложено различать два типа усталости: вызванную утомлением от осуществления трудовой деятельности и психогенную, обусловленную смещением психической доминанты с трудового процесса на внешние эмоциональные переживания. В динамике процесса утомления выделялись следующие фазы: местная усталость, общая усталость, переутомление. Литература. ШпильрейнИ.Н. Что такое утомление // Психотехника и психофизиология труда. 1931, N1,...

Биоэнергетический анализ

Биоэнергетический анализ форма телесноориентированной психотерапии , разработанная А.Лоуэном (LovenA. Bioenergetics, N.Y., 1975) на основе теории характерологического панциря В.Райха . В соответствии с этой теорией предполагается, что различные защиты Я от внешних и внутренних угроз (например, подавление сексуального инстинкта изза реализации потребности во власти) выражаются избирательным повышением мышечного тонуса, и, приобретая хронические формы, эта психологическая защита может обусловливать появление стойкого мышечного напряжения. При проведении биоэнергетического анализа сначала ставится задача определить типа характера, т.е. отыскать в телесной организации пациента такие участки, в которых изза мышечных напряжений не происходит оптимального движения психической энергии. После этого работа переходит к формированию нового тела за...

Биренбаум Гита Васильевна

Биренбаум Гита Васильевна (1903 1952) советский психолог. В 19231925гг. и 19271930гг. получила образвование в Берлинском университете. Работала в лаборатории К.Левина , затем у Л.С.Выготского . В дальнейшем проводила исследования в психиатрических больницах Ульяновска и...

Бирнбаум (Birnbaum) Карл

Бирнбаум (Birnbaum) Карл (20.8.1878, Швейдниц 31.3.1950, Филадельфия, США) немецкий психиатр и психолог, ученик К.Мели (Moeli). Образование получил с 1897г. по 1902г. в университетах Берлина, Фрейбурга, Вюрцбурга, Мюнхена (доктор философии), в это время приступил к изучению проблемы аномального развития личности ; работал с 1922г. в качестве приватдоцента Берлинского университета, с 1927г. он экстраординарный профессор по криминальной психологии и психопатологии в Берлине, главный врач Городской психиатрической клиники г.Герцберга, с 1930г. по 1933г. он директор Психиатрической лечебницы в районе БерлинБух , с приходом нацистов к власти он был уволен в запас и был вынужден эмигрировать в США. В работе Строение психоза (Der...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания