Exit Project: Глоссарий: Руссо (Rousseau) Жан Жак

Руссо (Rousseau) Жан Жак



Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .

Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour поведение) психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913г. статьи американского психолога Дж.Уотсона Психология с точки зрения бихевиориста. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения , вызываемого какимилибо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции ) и приобретенные ( привычки , мышление , речь , сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными)...

Блаватская Е.П. Новый Панарион (сборник статей)

Отдел I. Религия мудрости. Истина устремляется навстречу лишь тому, кто ищет ее. Миноций. Что такое теософия. Этот вопрос задается столь часто, и превратные толкования распространяются столь широко, что с моей стороны было бы непростительно не начать с подробного разъяснения. Согласно лексикографам, термин теософия состоит из двух греческих слов: теос бог и софия мудрость. До этого момента все верно. Но последующее объяснение очень далеко от того, чтобы прояснить идею теософии. Вебстер довольно оригинально определяет ее так: Поддержание общения с Богом и высшими духами и сознательное достижение сверхчеловеческого знания путем физических процессов, как добивались того через теургические действа некоторые древние платонисты...

Блаватская Елена Петровна

Блаватская Елена Петровна (1831, Екатеринославль 1891, Лондон) религиозная писательница, основательница теософии. Родилась в семье артиллерийского полковника. В 1848г. покинула Россию и путешествовала по странам Европы, Америки и Азии. В 1873г. приняла гражданство США. В 1875г. совместно с полковником американской армии Г.Олкоттом основала в НьюЙорке Теософическое общество , перед которым ставилась задача создания универсальной религии. Для популяризации идей этого общества совершила поездки в Индию и Европу (с 1883г.). В Лондоне организовала главное отделение Теософического общества. Ее учение теософии сложилось под влиянием религиознофилософских концепций брахманизма, индуизма, буддизма, а также отдельных элементов гностицизма и оккультизма. В его основе было положено понятие карма...

Блейлер (Bleuler) Эйген

Блейлер (Bleuler) Эйген (30.04.1857 15.07.1939) швейцарский психиатр и патопсихолог. Профессор психиатрии, с 1898г. по 1927г. директор психиатрической клиники в Цюрихском университете. С 1909г. по 1913г. совместно с З.Фрейдом издавал Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований. Проводил исследования...

Близнецовый метод

Близнецовый метод стратегия исследования, предложенная Ф.Гальтоном в 1875г. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных...

Блоки мозга

Блоки мозга структурнофункциональная модель мозговой локализации высших психических функций человека, которую разработал А.Р.Лурия . Каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый блок блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Второй блок блок приема, переработки и хранения модальноспецифической информации образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожнокинестезической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Третий блок блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и...

Блондель Шарль

Блондель (Blondel) Шарль (10.10.1876, Лион 19.02.1939, Париж) французский психолог. Профессор психологии в университетах Страсбурга и Парижа. Последователь Э.Дюркгейма и А.Бергсона . Специалист по социальной психологии. Разрабатывал проблему социальной психологии эмоций. Сочинения. La conscience morbide. P., 1914; La psychoanalyse. P., 1924; La mentalite primitive. P., 1926; La suicide. P., 1933; Einfuhrung in die Kollektivpsychologie. Wien,...

Блонский Павел Петрович

Блонский Павел Петрович (1884 1942) российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение , тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти , осуществленной на генетическом основании. Занимался также проблемами развития мышления , сексуального...

Боваризм

Боваризм термин, обозначающий клиническое состояние. Характеризуется потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, когда факты реального мира подменяется воображаемыми. При этом воображаемый мир может иметь как положительную валентность (грезы желаний), так и отрицательную (фантазии страхов). Предрасположенность к таким нарушениям может наблюдаться уже в подростковом и юношеском возрасте прежде всего у интровертированных и эмоционально лабильных индивидов. При значительной степени выраженности данного состояния есть опасность возникновения аутизма . Название этого состояния было дано Жюлем де Готье, по имени главной героини романа...

Боген (Bogen) Гельмут

Боген (Bogen) Гельмут (1893 ?) немецкий психолог. Специалист по детской...

Бодалев Алексей Александрович

Бодалев Алексей Александрович (род. 1923) отечественный психолог. Работал на строительстве оборонительных сооружений в блокадном Ленинграде. С 1945г. по 1950г. обучался в Ленинградском университете. В 1953г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников. С 1969г. руководил кафедрой общей психологии факультета ЛГУ, с 1972г. по 1976г. он декан этого факультета. В 1976г. организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979г. был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям. С 1979г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ. Профессор. Действительный член АПН СССР, академиксекретарь Отделения психологии...

Божович Лидия Ильинична

Божович Лидия Ильинична (1908 1981) отечественный психолог, ученица Л.С.Выготского , сотрудника Харьковской деятельностной школы . В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации , аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний...

Боксерская деменция

Боксерская деменция термин, обозначающий клиническое состояние боксеровпрофессионалов. Характеризуется процессом прогрессирующего слабоумия в результате частых ударов по голове. Начинаясь с легких психических и психофизиологических нарушений, приводит в дальнейшем к резко выраженным характерологическим и психомоторным дефектам, сходных с симптомами постэнцефалитического...

Болдуин Джеймс Марк

Болдуин (Boldwin) Джеймс Марк (1861, Колумбия, Южная Каролина 1934, Париж) американский психолог, социолог и историк. В 1887г. защитил в Принстонском университете магистерскую диссертацию, затем, в 1889г., докторскую. С 1887г. профессор философии. С 1919г. профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Президент Американской психологической ассоциации (1897). Один из родоначальников американской социальной психологии. Разрабатывал понятие круговой реакции, под которым понимал процесс постоянного взаимодействия организма и окружающей среды. Основной задачей психологии считал исследование индивидуальных различий. Видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона . В педагогике выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной...

Болевые ощущения

Болевые ощущения ощущения , характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков). По отношению к болевой чувствительности сенсорная адаптация практически отсутствует. Вместе с неспецифическими механизмами возникновения болевых ощущений, которые включаются при повреждении любых афферентных нервных проводников, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с особыми хеморецепторами, которые раздражаются при действии на них кининов, образующиеся при взаимодействии белков крови с нарушенными тканями. Кинины могут быть заблокированы обезболивающими средствами (аспирин, пирамидон). Болевые сигналы передаются через спинной мозг к ядрам таламуса и затем к новой коре и лимбической...

Большая пятерка

Большая пятерка факторноаналитическая модель личности . В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Диагностика. Abridget BigFive Dimensional Circumpex Model, где использованы соответствующие шкалы (экстраверсия, склонность к соглашательству, добросовестность, эмоциональная устойчивость, интеллект, или открытость для опыта). Литература. RaadB.D. The replicability of the Big Five personality dimensions in three wordclasses of the Dutch language // Eur.J. of Pers. 1992, 6, N1,...

Босс Медард

Босс (Boss) Медард (род. 1904) швейцарский психиатр, психолог, представитель экзистенциального психоанализа. Работал в качестве психиатра в клинике Бургхольцли у Э.Блейлера . Получил психоаналитическое образование в Берлине и Лондоне у Э.Джонса , К.Хорни , О.Фенихеля . Сотрудничал с К.Г.Юнгом (1938). Основывался на философии Хайдеггера. Разработал основы экзистенциального психоанализа, ориентированного на излечение неврозов и психозов за счет устранения предвзятых понятий и интерпретаций пациента. Сочинения. Existential Foundations of Medicine and Psychology. L.N.Y., 1979; Psychoanalysis and Daseinsanalyse. N.Y.,...

Бред значения

Бред значения бредовые представления, возникающие в начальной стадии острого психического заболевания. Все предметы, процессы, реакции других людей предстают перед больным в новом, особом, чаще всего символическом, значении, которое характеризуется ощущением, что все происходящее касается лично его. Он может еще не определить то, какое именно имеет все значение, но что оно есть, он уверен абсолютно. Этим понятием активно пользовался Э.Блейлер при описании...

Брейер Жозеф

Брейер (Breuer) Жозеф (15.01.1842, Вена 20.06.1925, Вена) австрийский врач. В 1875г. защитил докторскую диссертацию по внутренней медицине. Имел клиническую практику в высшем обществе Вены. Проводил совместные опыты с З.Фрейдом . Известен как автор катартического метода , который развивался им с 1880г. Сочинения. Uber den psychischen Mechanismus hysterischer Phanomene // Zbl. Neurol. 1893 (mit S.Freud); Studien uber Hysterie....

Брентано Франц

Брентано Франц (16.01.1838, Мариенберг 17.03.1917, Цюрих) австрийский философ, непосредственный предшественник феноменологии Э. Гуссерля, создатель теоретического направления в психологии акта . Начав деятельность в качестве католического священника, был затем профессором философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Исходным пунктом философии Брентано является проведение резкой границы между физическим и психическим феноменами. Родовым признаком, общим для всех психических феноменов, является, их интенциональность. Взгляды Брентано не получили законченного систематического изложения. Идеализм его прошёл путь от субъективного к объективному. Выступив в эпоху популярности лозунга «назад к Канту!», Брентано обратился к до кантовской философии, прежде всего — к схоластически интерпретированному Аристотелю, но с...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Руссо (Rousseau) Жан Жак