Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour поведение) психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913г. статьи американского психолога Дж.Уотсона Психология с точки зрения бихевиориста. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения , вызываемого какимилибо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции ) и приобретенные ( привычки , мышление , речь , сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными)...

Блаватская Е.П. Новый Панарион (сборник статей)

Отдел I. Религия мудрости. Истина устремляется навстречу лишь тому, кто ищет ее. Миноций. Что такое теософия. Этот вопрос задается столь часто, и превратные толкования распространяются столь широко, что с моей стороны было бы непростительно не начать с подробного разъяснения. Согласно лексикографам, термин теософия состоит из двух греческих слов: теос бог и софия мудрость. До этого момента все верно. Но последующее объяснение очень далеко от того, чтобы прояснить идею теософии. Вебстер довольно оригинально определяет ее так: Поддержание общения с Богом и высшими духами и сознательное достижение сверхчеловеческого знания путем физических процессов, как добивались того через теургические действа некоторые древние платонисты...

Блаватская Елена Петровна

Блаватская Елена Петровна (1831, Екатеринославль 1891, Лондон) религиозная писательница, основательница теософии. Родилась в семье артиллерийского полковника. В 1848г. покинула Россию и путешествовала по странам Европы, Америки и Азии. В 1873г. приняла гражданство США. В 1875г. совместно с полковником американской армии Г.Олкоттом основала в НьюЙорке Теософическое общество , перед которым ставилась задача создания универсальной религии. Для популяризации идей этого общества совершила поездки в Индию и Европу (с 1883г.). В Лондоне организовала главное отделение Теософического общества. Ее учение теософии сложилось под влиянием религиознофилософских концепций брахманизма, индуизма, буддизма, а также отдельных элементов гностицизма и оккультизма. В его основе было положено понятие карма...

Блейлер (Bleuler) Эйген

Блейлер (Bleuler) Эйген (30.04.1857 15.07.1939) швейцарский психиатр и патопсихолог. Профессор психиатрии, с 1898г. по 1927г. директор психиатрической клиники в Цюрихском университете. С 1909г. по 1913г. совместно с З.Фрейдом издавал Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований. Проводил исследования...

Близнецовый метод

Близнецовый метод стратегия исследования, предложенная Ф.Гальтоном в 1875г. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных...

Блоки мозга

Блоки мозга структурнофункциональная модель мозговой локализации высших психических функций человека, которую разработал А.Р.Лурия . Каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый блок блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Второй блок блок приема, переработки и хранения модальноспецифической информации образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожнокинестезической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Третий блок блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и...

Блондель Шарль

Блондель (Blondel) Шарль (10.10.1876, Лион 19.02.1939, Париж) французский психолог. Профессор психологии в университетах Страсбурга и Парижа. Последователь Э.Дюркгейма и А.Бергсона . Специалист по социальной психологии. Разрабатывал проблему социальной психологии эмоций. Сочинения. La conscience morbide. P., 1914; La psychoanalyse. P., 1924; La mentalite primitive. P., 1926; La suicide. P., 1933; Einfuhrung in die Kollektivpsychologie. Wien,...

Блонский Павел Петрович

Блонский Павел Петрович (1884 1942) российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение , тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти , осуществленной на генетическом основании. Занимался также проблемами развития мышления , сексуального...

Боваризм

Боваризм термин, обозначающий клиническое состояние. Характеризуется потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, когда факты реального мира подменяется воображаемыми. При этом воображаемый мир может иметь как положительную валентность (грезы желаний), так и отрицательную (фантазии страхов). Предрасположенность к таким нарушениям может наблюдаться уже в подростковом и юношеском возрасте прежде всего у интровертированных и эмоционально лабильных индивидов. При значительной степени выраженности данного состояния есть опасность возникновения аутизма . Название этого состояния было дано Жюлем де Готье, по имени главной героини романа...

Боген (Bogen) Гельмут

Боген (Bogen) Гельмут (1893 ?) немецкий психолог. Специалист по детской...

Бодалев Алексей Александрович

Бодалев Алексей Александрович (род. 1923) отечественный психолог. Работал на строительстве оборонительных сооружений в блокадном Ленинграде. С 1945г. по 1950г. обучался в Ленинградском университете. В 1953г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников. С 1969г. руководил кафедрой общей психологии факультета ЛГУ, с 1972г. по 1976г. он декан этого факультета. В 1976г. организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979г. был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям. С 1979г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ. Профессор. Действительный член АПН СССР, академиксекретарь Отделения психологии...

Божович Лидия Ильинична

Божович Лидия Ильинична (1908 1981) отечественный психолог, ученица Л.С.Выготского , сотрудника Харьковской деятельностной школы . В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации , аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний...

Боксерская деменция

Боксерская деменция термин, обозначающий клиническое состояние боксеровпрофессионалов. Характеризуется процессом прогрессирующего слабоумия в результате частых ударов по голове. Начинаясь с легких психических и психофизиологических нарушений, приводит в дальнейшем к резко выраженным характерологическим и психомоторным дефектам, сходных с симптомами постэнцефалитического...

Болдуин Джеймс Марк

Болдуин (Boldwin) Джеймс Марк (1861, Колумбия, Южная Каролина 1934, Париж) американский психолог, социолог и историк. В 1887г. защитил в Принстонском университете магистерскую диссертацию, затем, в 1889г., докторскую. С 1887г. профессор философии. С 1919г. профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Президент Американской психологической ассоциации (1897). Один из родоначальников американской социальной психологии. Разрабатывал понятие круговой реакции, под которым понимал процесс постоянного взаимодействия организма и окружающей среды. Основной задачей психологии считал исследование индивидуальных различий. Видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона . В педагогике выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной...

Болевые ощущения

Болевые ощущения ощущения , характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков). По отношению к болевой чувствительности сенсорная адаптация практически отсутствует. Вместе с неспецифическими механизмами возникновения болевых ощущений, которые включаются при повреждении любых афферентных нервных проводников, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с особыми хеморецепторами, которые раздражаются при действии на них кининов, образующиеся при взаимодействии белков крови с нарушенными тканями. Кинины могут быть заблокированы обезболивающими средствами (аспирин, пирамидон). Болевые сигналы передаются через спинной мозг к ядрам таламуса и затем к новой коре и лимбической...

Большая пятерка

Большая пятерка факторноаналитическая модель личности . В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Диагностика. Abridget BigFive Dimensional Circumpex Model, где использованы соответствующие шкалы (экстраверсия, склонность к соглашательству, добросовестность, эмоциональная устойчивость, интеллект, или открытость для опыта). Литература. RaadB.D. The replicability of the Big Five personality dimensions in three wordclasses of the Dutch language // Eur.J. of Pers. 1992, 6, N1,...

Босс Медард

Босс (Boss) Медард (род. 1904) швейцарский психиатр, психолог, представитель экзистенциального психоанализа. Работал в качестве психиатра в клинике Бургхольцли у Э.Блейлера . Получил психоаналитическое образование в Берлине и Лондоне у Э.Джонса , К.Хорни , О.Фенихеля . Сотрудничал с К.Г.Юнгом (1938). Основывался на философии Хайдеггера. Разработал основы экзистенциального психоанализа, ориентированного на излечение неврозов и психозов за счет устранения предвзятых понятий и интерпретаций пациента. Сочинения. Existential Foundations of Medicine and Psychology. L.N.Y., 1979; Psychoanalysis and Daseinsanalyse. N.Y.,...

Бред значения

Бред значения бредовые представления, возникающие в начальной стадии острого психического заболевания. Все предметы, процессы, реакции других людей предстают перед больным в новом, особом, чаще всего символическом, значении, которое характеризуется ощущением, что все происходящее касается лично его. Он может еще не определить то, какое именно имеет все значение, но что оно есть, он уверен абсолютно. Этим понятием активно пользовался Э.Блейлер при описании...

Брейер Жозеф

Брейер (Breuer) Жозеф (15.01.1842, Вена 20.06.1925, Вена) австрийский врач. В 1875г. защитил докторскую диссертацию по внутренней медицине. Имел клиническую практику в высшем обществе Вены. Проводил совместные опыты с З.Фрейдом . Известен как автор катартического метода , который развивался им с 1880г. Сочинения. Uber den psychischen Mechanismus hysterischer Phanomene // Zbl. Neurol. 1893 (mit S.Freud); Studien uber Hysterie....

Брентано Франц

Брентано Франц (16.01.1838, Мариенберг 17.03.1917, Цюрих) австрийский философ, непосредственный предшественник феноменологии Э. Гуссерля, создатель теоретического направления в психологии акта . Начав деятельность в качестве католического священника, был затем профессором философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Исходным пунктом философии Брентано является проведение резкой границы между физическим и психическим феноменами. Родовым признаком, общим для всех психических феноменов, является, их интенциональность. Взгляды Брентано не получили законченного систематического изложения. Идеализм его прошёл путь от субъективного к объективному. Выступив в эпоху популярности лозунга «назад к Канту!», Брентано обратился к до кантовской философии, прежде всего — к схоластически интерпретированному Аристотелю, но с...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки