Exit Project: Глоссарий: АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)



АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.

В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".

С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".

В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.

В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").

Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Основные работы:

"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);

"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);

"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);

"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);

"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

ЛИТЕРАТУРА

Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовил Сергей Востриков
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour поведение) психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913г. статьи американского психолога Дж.Уотсона Психология с точки зрения бихевиориста. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения , вызываемого какимилибо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции ) и приобретенные ( привычки , мышление , речь , сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными)...

Блаватская Е.П. Новый Панарион (сборник статей)

Отдел I. Религия мудрости. Истина устремляется навстречу лишь тому, кто ищет ее. Миноций. Что такое теософия. Этот вопрос задается столь часто, и превратные толкования распространяются столь широко, что с моей стороны было бы непростительно не начать с подробного разъяснения. Согласно лексикографам, термин теософия состоит из двух греческих слов: теос бог и софия мудрость. До этого момента все верно. Но последующее объяснение очень далеко от того, чтобы прояснить идею теософии. Вебстер довольно оригинально определяет ее так: Поддержание общения с Богом и высшими духами и сознательное достижение сверхчеловеческого знания путем физических процессов, как добивались того через теургические действа некоторые древние платонисты...

Блаватская Елена Петровна

Блаватская Елена Петровна (1831, Екатеринославль 1891, Лондон) религиозная писательница, основательница теософии. Родилась в семье артиллерийского полковника. В 1848г. покинула Россию и путешествовала по странам Европы, Америки и Азии. В 1873г. приняла гражданство США. В 1875г. совместно с полковником американской армии Г.Олкоттом основала в НьюЙорке Теософическое общество , перед которым ставилась задача создания универсальной религии. Для популяризации идей этого общества совершила поездки в Индию и Европу (с 1883г.). В Лондоне организовала главное отделение Теософического общества. Ее учение теософии сложилось под влиянием религиознофилософских концепций брахманизма, индуизма, буддизма, а также отдельных элементов гностицизма и оккультизма. В его основе было положено понятие карма...

Блейлер (Bleuler) Эйген

Блейлер (Bleuler) Эйген (30.04.1857 15.07.1939) швейцарский психиатр и патопсихолог. Профессор психиатрии, с 1898г. по 1927г. директор психиатрической клиники в Цюрихском университете. С 1909г. по 1913г. совместно с З.Фрейдом издавал Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований. Проводил исследования...

Близнецовый метод

Близнецовый метод стратегия исследования, предложенная Ф.Гальтоном в 1875г. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных...

Блоки мозга

Блоки мозга структурнофункциональная модель мозговой локализации высших психических функций человека, которую разработал А.Р.Лурия . Каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый блок блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Второй блок блок приема, переработки и хранения модальноспецифической информации образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожнокинестезической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Третий блок блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и...

Блондель Шарль

Блондель (Blondel) Шарль (10.10.1876, Лион 19.02.1939, Париж) французский психолог. Профессор психологии в университетах Страсбурга и Парижа. Последователь Э.Дюркгейма и А.Бергсона . Специалист по социальной психологии. Разрабатывал проблему социальной психологии эмоций. Сочинения. La conscience morbide. P., 1914; La psychoanalyse. P., 1924; La mentalite primitive. P., 1926; La suicide. P., 1933; Einfuhrung in die Kollektivpsychologie. Wien,...

Блонский Павел Петрович

Блонский Павел Петрович (1884 1942) российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение , тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти , осуществленной на генетическом основании. Занимался также проблемами развития мышления , сексуального...

Боваризм

Боваризм термин, обозначающий клиническое состояние. Характеризуется потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, когда факты реального мира подменяется воображаемыми. При этом воображаемый мир может иметь как положительную валентность (грезы желаний), так и отрицательную (фантазии страхов). Предрасположенность к таким нарушениям может наблюдаться уже в подростковом и юношеском возрасте прежде всего у интровертированных и эмоционально лабильных индивидов. При значительной степени выраженности данного состояния есть опасность возникновения аутизма . Название этого состояния было дано Жюлем де Готье, по имени главной героини романа...

Боген (Bogen) Гельмут

Боген (Bogen) Гельмут (1893 ?) немецкий психолог. Специалист по детской...

Бодалев Алексей Александрович

Бодалев Алексей Александрович (род. 1923) отечественный психолог. Работал на строительстве оборонительных сооружений в блокадном Ленинграде. С 1945г. по 1950г. обучался в Ленинградском университете. В 1953г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников. С 1969г. руководил кафедрой общей психологии факультета ЛГУ, с 1972г. по 1976г. он декан этого факультета. В 1976г. организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979г. был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям. С 1979г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ. Профессор. Действительный член АПН СССР, академиксекретарь Отделения психологии...

Божович Лидия Ильинична

Божович Лидия Ильинична (1908 1981) отечественный психолог, ученица Л.С.Выготского , сотрудника Харьковской деятельностной школы . В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации , аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний...

Боксерская деменция

Боксерская деменция термин, обозначающий клиническое состояние боксеровпрофессионалов. Характеризуется процессом прогрессирующего слабоумия в результате частых ударов по голове. Начинаясь с легких психических и психофизиологических нарушений, приводит в дальнейшем к резко выраженным характерологическим и психомоторным дефектам, сходных с симптомами постэнцефалитического...

Болдуин Джеймс Марк

Болдуин (Boldwin) Джеймс Марк (1861, Колумбия, Южная Каролина 1934, Париж) американский психолог, социолог и историк. В 1887г. защитил в Принстонском университете магистерскую диссертацию, затем, в 1889г., докторскую. С 1887г. профессор философии. С 1919г. профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Президент Американской психологической ассоциации (1897). Один из родоначальников американской социальной психологии. Разрабатывал понятие круговой реакции, под которым понимал процесс постоянного взаимодействия организма и окружающей среды. Основной задачей психологии считал исследование индивидуальных различий. Видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона . В педагогике выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной...

Болевые ощущения

Болевые ощущения ощущения , характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков). По отношению к болевой чувствительности сенсорная адаптация практически отсутствует. Вместе с неспецифическими механизмами возникновения болевых ощущений, которые включаются при повреждении любых афферентных нервных проводников, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с особыми хеморецепторами, которые раздражаются при действии на них кининов, образующиеся при взаимодействии белков крови с нарушенными тканями. Кинины могут быть заблокированы обезболивающими средствами (аспирин, пирамидон). Болевые сигналы передаются через спинной мозг к ядрам таламуса и затем к новой коре и лимбической...

Большая пятерка

Большая пятерка факторноаналитическая модель личности . В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Диагностика. Abridget BigFive Dimensional Circumpex Model, где использованы соответствующие шкалы (экстраверсия, склонность к соглашательству, добросовестность, эмоциональная устойчивость, интеллект, или открытость для опыта). Литература. RaadB.D. The replicability of the Big Five personality dimensions in three wordclasses of the Dutch language // Eur.J. of Pers. 1992, 6, N1,...

Босс Медард

Босс (Boss) Медард (род. 1904) швейцарский психиатр, психолог, представитель экзистенциального психоанализа. Работал в качестве психиатра в клинике Бургхольцли у Э.Блейлера . Получил психоаналитическое образование в Берлине и Лондоне у Э.Джонса , К.Хорни , О.Фенихеля . Сотрудничал с К.Г.Юнгом (1938). Основывался на философии Хайдеггера. Разработал основы экзистенциального психоанализа, ориентированного на излечение неврозов и психозов за счет устранения предвзятых понятий и интерпретаций пациента. Сочинения. Existential Foundations of Medicine and Psychology. L.N.Y., 1979; Psychoanalysis and Daseinsanalyse. N.Y.,...

Бред значения

Бред значения бредовые представления, возникающие в начальной стадии острого психического заболевания. Все предметы, процессы, реакции других людей предстают перед больным в новом, особом, чаще всего символическом, значении, которое характеризуется ощущением, что все происходящее касается лично его. Он может еще не определить то, какое именно имеет все значение, но что оно есть, он уверен абсолютно. Этим понятием активно пользовался Э.Блейлер при описании...

Брейер Жозеф

Брейер (Breuer) Жозеф (15.01.1842, Вена 20.06.1925, Вена) австрийский врач. В 1875г. защитил докторскую диссертацию по внутренней медицине. Имел клиническую практику в высшем обществе Вены. Проводил совместные опыты с З.Фрейдом . Известен как автор катартического метода , который развивался им с 1880г. Сочинения. Uber den psychischen Mechanismus hysterischer Phanomene // Zbl. Neurol. 1893 (mit S.Freud); Studien uber Hysterie....

Брентано Франц

Брентано Франц (16.01.1838, Мариенберг 17.03.1917, Цюрих) австрийский философ, непосредственный предшественник феноменологии Э. Гуссерля, создатель теоретического направления в психологии акта . Начав деятельность в качестве католического священника, был затем профессором философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Исходным пунктом философии Брентано является проведение резкой границы между физическим и психическим феноменами. Родовым признаком, общим для всех психических феноменов, является, их интенциональность. Взгляды Брентано не получили законченного систематического изложения. Идеализм его прошёл путь от субъективного к объективному. Выступив в эпоху популярности лозунга «назад к Канту!», Брентано обратился к до кантовской философии, прежде всего — к схоластически интерпретированному Аристотелю, но с...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)