Теория социально научения Роттера поведенческая теория личности, автор Дж.Роттер . В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1.Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. 2.Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии). 3.Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени. 4.Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития. 5.Опыты личности взаимно проницаемы. 6.Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий. 1й концепт. BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1} или BP = E * RV Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты. E ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0. E и RV независимы. RV шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие). 2й концепт. E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)} или E = E' + GE Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационноспецифическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике). 3й концепт. RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1} E ra ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели. 4й концепт. s1 психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира). Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других. Литература: Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: PrenticeHall, 1954; Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966; Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.
Бретт (Brett) Джордж Сидней (5.8.1879, Брайтон Ферри, Юж.Уэльс 27.10.1944, Торонто) канадский педагог, психолог и историк психологии. Образование получил в подготовительной школе г.Бат (Kingswood Preparatory School), затем, с 1898г. по 1902г., в Церковном колледже Христа (Оксфорд), здесь в 1902г. стал бакалавром искусств, в 1909г. магистром. Работал два года преподавателем в Английской школе и четыре года (19041908) в качестве профессора философии в Колледже управления в Лахоре, Индия, после этого был преподавателем классики и библиотекарем в Тринитиколледж в Торонто. С 1908г., в течении 36 лет, до самой своей смерти, Бретт преподаватель и администратор в университете Торонто, с 1926г. декан только что образованного...
Бродбент (Broadbent) Дональд (род. 6.05.1926) английский психолог. Образование получил в Кембридже. С 1958г. директор Исследовательского центра прикладной психологии при Совете по исследованиям в области медицины. Разрабатывал проблемы психологии восприятия и принятия...
Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем ассоциативного профессора по психологии в области восприятия , когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было...
Брунсвик (Brunswik) Эгон (1903 1955) венгроамериканский психолог, представитель вероятностного функционализма. Специалист по проблемам восприятия, в частности восприятия пространства. Отстаивал идею о том, что в основе восприятия лежит процесс принятия решений. Сочинения. Wahrnehmung und Gegenstandswelt. Grundlegung einer Psychologie von Gegenstand. Wien: Deutcke, 1934; Systematic and Representative Design of Psychological Experiments. Berkeley, 1947; Perception and Representative Design of Psychological Experiments. Berkeley,...
Буферная память кратковременная память , в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации,...
Бэкон Фрэнсис (1561 1626) английский философ, разрабатывавший методологию эксперимента и сформулировавший законы индуктивной...
Бэн Александр (1818 1903) английский психолог, представитель ассоциативной психологии . Развивал идеи: о спонтанной активности нервной системы, формы которой имеет тенденцию к закреплению, если сопровождаются чувством удовольствия; о невозможности образования ассоциаций без наличия особой активности ума, выраженность которой у разных людей разных разная; о существовании творческих ассоциаций, которые не сводятся просто к сумме исходных...
Бюлер Карл (27.05.1879, Баден 24.10.1963, Калифорния) немецкоавстрийский психолог. Первоначально работал Вюрцбургской психологической школе , где предложил доказательства безобразности мышления . После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики , которое трактовал как прохождение трех стадий ( инстинкта , навыка и интеллекта ). Также работал в области...
Бюлер Шарлотта (1893 1974) немецкий психолог. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1929г. профессор университета Вены, с 1938г. Осло, с 1940г. ЛосАнджелеса. С 1970г. президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 30егг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня психического развития ребенка, для диагностики которого ввела понятие коэффициента развития (вместо коэффициента интеллекта ). На основе этих исследований создана периодизация жизненного пути личности , главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии...
Бюхнер (Buchner) Людвиг (29.09.1824, Дармштадт 1.05.1899, Дармштадт) немецкий философ и врач, естествоиспытатель, представитель вульгарного материализм. Основывался на взглядах Л.Фейербаха и Кабаниса . Ставил знак равенства между материей и веществом, одним из важнейших качеств которого является движение. Рассматривал сознание как функцию высокоорганизованной материи мозга. Сочинения. Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных. СПб., 1902; Сила и материя. СПб.,...
(лат. vagabundus - странствующий, скитающийся). Непреодолимое стремление к бродяжничеству, скитаниям, постоянной перемене мест. Наблюдается главным образом при психопатиях, может носить невротический характер (при неврозе навязчивых состояний). Входит так же в структуру тасикинезии (см. Ио синдром). Син.: дромомания,...
Вагинизм (лат. vagina — влагалище). Повышенная чувствительность слизистой влагалища к прикосновению, склонность к рефлекторным спазмам мышц преддверия влагалища и тазового дна. Затрудняет, а иногда делает невозможным половой акт, гинекологическое обследование. Часто наблюдается при истерии. Син.: вагодиния,...
Вагнер Владимир Александрович (18491934) русский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии. Автор книг Биологические основания сравнительной психологии, 1910 1913 и Возникновение и развитие психических способностей, 1924 1929. Разработал особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных (биологический метод). Проводил исследования инстинктивного поведения , на основе которых выдвинул гипотезу о изменчивости...
Вагнер-Яурегга метод (Wagner-Jauregg J., 1917). Лечение прогрессивного паралича прививками малярии. Попытки лечения психических заболеваний прививками возвратного тифа предпринимал в 1876 г. в Одессе доктор А.С.Розенблюм. Син.:...
Вагнер-Яурегга симптом (Wagner-Jauregg J.). При легком надавливании на глазные яблоки удается установить контакт с больным, находящимся в состоянии кататонического...
Ваготония (анат. vagus — блуждающий нерв). Один из видов диссоциации деятельности вегетативной нервной системы - преобладание тонуса парасимпатического ее отдела над симпатическим. Проявляется брадикардией, снижением АД, гипогликемией, гипергидрозом и т.д. Син.:...
Вайвэйшн (от лат. vivation, vivo жить, vividus полный жизни) модификация ребефинга , разработанная Д.Ленардом и Ф.Лаутом в 1979г. Характеризуется центрацией на работу с переживаниями, возникающими в измененных состояниях сознания. Осуществляется на базе пяти элементов. Первый элемент представляет собой детально разработанную типологию дыхания . Второй элемент представляет собой технику достижения полного расслабления. Третий элемент объединяет в себе приемы полной и глубокой рефлексии, ориентированной на любые внутренние состояния (физические ощущения, эмоции , образы). Четвертый элемент базируется на поиске такого контекста, в котором негативные переживания больше не подавлялись бы и были приняты с радостью и благодарностью. Пятый элемент представляет собой доверие к...
Вайс (Weiss) Альберт (1879 1931) американский психолог, сторонник бихевиоризма . Трактовал психологию как раздел физики. В книге Теоретический базис человеческого поведения. 1925 пытался дать анализ психических явлений в физикохимических...
Вайтбрехта псевдогаллюцинации (Weitbrecht H.J., 1967). Слуховые псевдогаллюцинации кататимного происхождения, чаще всего отличающиеся угрожающим или упрекающим характером. Наблюдаются главным образом при психозах позднего возраста, протекающих с выраженной...
Вайцзекер (Weizsacker) Виктор, фон (21.4.1886, Штуттгарт 9.1.1957, Гейдельберг) немецкий врачинтернист, невролог и философ, один из крупнейших представителей психосоматической медицины в Германии. После обучения в гимназии получил образование в университетах Тюбингена, Фрейбурга, Берлина, Гейдельберга (доктор медицины). С 1911г. работал ассистентом в медицинской клинике Гейдельберга; с 1910г. по 1919г. получил дополнительное образование по физиологии (г.Криз, Кембридж), с 1914г. по 1919г. был в действующей армии. С 1923г. он экстраординарный профессор неврологии в Гейдельберге. Большое влияние на его развитие оказал З.Фрейд , которого Вайцзекер считал гением. Вайцзекер один из основателей антропологической медицины, опирающейся на понятия бытиявмире и бытиясдругими и близкой по методологическим установкам...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]