Exit Project: Глоссарий: Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям



МакДугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англоамериканский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894г. по 1898г. изучал медицину в госпитале Св.Фомы в Лондоне. В 1898г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901г. по 1904г. МакДугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904г. по 1920г., он преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology, 1905, и Body and Mind: A History and Defense of Animism, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920г. МакДугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, МакДугалл перебрался в 1927г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908г., когда вышла одна из важнейших его работ (An introduction to social psychology, L,1908, рус. пер. Основные проблемы социальной психологии, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению МакДугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, изза расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением , которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт этот термин был в дальнейшем заменен МакДугалл на термин склонность представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям . Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида чтолибо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) еще в 1908г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями , так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство с удивлением, драчливость с гневом, родительский инстинкт с нежностью. Критиковал теорию ДжемсаЛанге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства : удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивноэмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности . МакДугалл один из начинателей социальнопсихологических исследований, ввел само понятие социальная психология (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The group mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, МакДугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927г. он, при участии Дж.Райна , организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик ( Г.У.Олпорт , Г.А.Мюррей , Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш ). Литература .

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Бретт (Brett) Джордж Сидней

Бретт (Brett) Джордж Сидней (5.8.1879, Брайтон Ферри, Юж.Уэльс 27.10.1944, Торонто) канадский педагог, психолог и историк психологии. Образование получил в подготовительной школе г.Бат (Kingswood Preparatory School), затем, с 1898г. по 1902г., в Церковном колледже Христа (Оксфорд), здесь в 1902г. стал бакалавром искусств, в 1909г. магистром. Работал два года преподавателем в Английской школе и четыре года (19041908) в качестве профессора философии в Колледже управления в Лахоре, Индия, после этого был преподавателем классики и библиотекарем в Тринитиколледж в Торонто. С 1908г., в течении 36 лет, до самой своей смерти, Бретт преподаватель и администратор в университете Торонто, с 1926г. декан только что образованного...

Бродбент (Broadbent) Дональд

Бродбент (Broadbent) Дональд (род. 6.05.1926) английский психолог. Образование получил в Кембридже. С 1958г. директор Исследовательского центра прикладной психологии при Совете по исследованиям в области медицины. Разрабатывал проблемы психологии восприятия и принятия...

Брунер Джером Сеймур (Bruner)

Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем ассоциативного профессора по психологии в области восприятия , когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было...

Брунсвик Эгон

Брунсвик (Brunswik) Эгон (1903 1955) венгроамериканский психолог, представитель вероятностного функционализма. Специалист по проблемам восприятия, в частности восприятия пространства. Отстаивал идею о том, что в основе восприятия лежит процесс принятия решений. Сочинения. Wahrnehmung und Gegenstandswelt. Grundlegung einer Psychologie von Gegenstand. Wien: Deutcke, 1934; Systematic and Representative Design of Psychological Experiments. Berkeley, 1947; Perception and Representative Design of Psychological Experiments. Berkeley,...

Буферная память

Буферная память кратковременная память , в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации,...

Бэкон Фрэнсис

Бэкон Фрэнсис (1561 1626) английский философ, разрабатывавший методологию эксперимента и сформулировавший законы индуктивной...

Бэн Александр

Бэн Александр (1818 1903) английский психолог, представитель ассоциативной психологии . Развивал идеи: о спонтанной активности нервной системы, формы которой имеет тенденцию к закреплению, если сопровождаются чувством удовольствия; о невозможности образования ассоциаций без наличия особой активности ума, выраженность которой у разных людей разных разная; о существовании творческих ассоциаций, которые не сводятся просто к сумме исходных...

Бюлер Карл

Бюлер Карл (27.05.1879, Баден 24.10.1963, Калифорния) немецкоавстрийский психолог. Первоначально работал Вюрцбургской психологической школе , где предложил доказательства безобразности мышления . После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики , которое трактовал как прохождение трех стадий ( инстинкта , навыка и интеллекта ). Также работал в области...

Бюлер Шарлотта

Бюлер Шарлотта (1893 1974) немецкий психолог. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1929г. профессор университета Вены, с 1938г. Осло, с 1940г. ЛосАнджелеса. С 1970г. президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 30егг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня психического развития ребенка, для диагностики которого ввела понятие коэффициента развития (вместо коэффициента интеллекта ). На основе этих исследований создана периодизация жизненного пути личности , главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии...

Бюхнер Людвиг

Бюхнер (Buchner) Людвиг (29.09.1824, Дармштадт 1.05.1899, Дармштадт) немецкий философ и врач, естествоиспытатель, представитель вульгарного материализм. Основывался на взглядах Л.Фейербаха и Кабаниса . Ставил знак равенства между материей и веществом, одним из важнейших качеств которого является движение. Рассматривал сознание как функцию высокоорганизованной материи мозга. Сочинения. Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных. СПб., 1902; Сила и материя. СПб.,...

Вагабондаж

(лат. vagabundus - странствующий, скитающийся). Непреодолимое стремление к бродяжничеству, скитаниям, постоянной перемене мест. Наблюдается главным образом при психопатиях, может носить невротический характер (при неврозе навязчивых состояний). Входит так же в структуру тасикинезии (см. Ио синдром). Син.: дромомания,...

Вагинизм

Вагинизм (лат. vagina — влагалище). Повышенная чувствительность слизистой влагалища к прикосновению, склонность к рефлекторным спазмам мышц преддверия влагалища и тазового дна. Затрудняет, а иногда делает невозможным половой акт, гинекологическое обследование. Часто наблюдается при истерии. Син.: вагодиния,...

Вагнер Владимир Александрович

Вагнер Владимир Александрович (18491934) русский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии. Автор книг Биологические основания сравнительной психологии, 1910 1913 и Возникновение и развитие психических способностей, 1924 1929. Разработал особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных (биологический метод). Проводил исследования инстинктивного поведения , на основе которых выдвинул гипотезу о изменчивости...

Вагнер-Яурегга метод

Вагнер-Яурегга метод (Wagner-Jauregg J., 1917). Лечение прогрессивного паралича прививками малярии. Попытки лечения психических заболеваний прививками возвратного тифа предпринимал в 1876 г. в Одессе доктор А.С.Розенблюм. Син.:...

Вагнер-Яурегга симптом

Вагнер-Яурегга симптом (Wagner-Jauregg J.). При легком надавливании на глазные яблоки удается установить контакт с больным, находящимся в состоянии кататонического...

Ваготония

Ваготония (анат. vagus — блуждающий нерв). Один из видов диссоциации деятельности вегетативной нервной системы - преобладание тонуса парасимпатического ее отдела над симпатическим. Проявляется брадикардией, снижением АД, гипогликемией, гипергидрозом и т.д. Син.:...

Вайвэйшн

Вайвэйшн (от лат. vivation, vivo жить, vividus полный жизни) модификация ребефинга , разработанная Д.Ленардом и Ф.Лаутом в 1979г. Характеризуется центрацией на работу с переживаниями, возникающими в измененных состояниях сознания. Осуществляется на базе пяти элементов. Первый элемент представляет собой детально разработанную типологию дыхания . Второй элемент представляет собой технику достижения полного расслабления. Третий элемент объединяет в себе приемы полной и глубокой рефлексии, ориентированной на любые внутренние состояния (физические ощущения, эмоции , образы). Четвертый элемент базируется на поиске такого контекста, в котором негативные переживания больше не подавлялись бы и были приняты с радостью и благодарностью. Пятый элемент представляет собой доверие к...

Вайс Альберт

Вайс (Weiss) Альберт (1879 1931) американский психолог, сторонник бихевиоризма . Трактовал психологию как раздел физики. В книге Теоретический базис человеческого поведения. 1925 пытался дать анализ психических явлений в физикохимических...

Вайтбрехта псевдогаллюцинации

Вайтбрехта псевдогаллюцинации (Weitbrecht H.J., 1967). Слуховые псевдогаллюцинации кататимного происхождения, чаще всего отличающиеся угрожающим или упрекающим характером. Наблюдаются главным образом при психозах позднего возраста, протекающих с выраженной...

Вайцзекер ( Weizsacker) Виктор, фон

Вайцзекер (Weizsacker) Виктор, фон (21.4.1886, Штуттгарт 9.1.1957, Гейдельберг) немецкий врачинтернист, невролог и философ, один из крупнейших представителей психосоматической медицины в Германии. После обучения в гимназии получил образование в университетах Тюбингена, Фрейбурга, Берлина, Гейдельберга (доктор медицины). С 1911г. работал ассистентом в медицинской клинике Гейдельберга; с 1910г. по 1919г. получил дополнительное образование по физиологии (г.Криз, Кембридж), с 1914г. по 1919г. был в действующей армии. С 1923г. он экстраординарный профессор неврологии в Гейдельберге. Большое влияние на его развитие оказал З.Фрейд , которого Вайцзекер считал гением. Вайцзекер один из основателей антропологической медицины, опирающейся на понятия бытиявмире и бытиясдругими и близкой по методологическим установкам...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям