Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.
Бретт (Brett) Джордж Сидней (5.8.1879, Брайтон Ферри, Юж.Уэльс 27.10.1944, Торонто) канадский педагог, психолог и историк психологии. Образование получил в подготовительной школе г.Бат (Kingswood Preparatory School), затем, с 1898г. по 1902г., в Церковном колледже Христа (Оксфорд), здесь в 1902г. стал бакалавром искусств, в 1909г. магистром. Работал два года преподавателем в Английской школе и четыре года (19041908) в качестве профессора философии в Колледже управления в Лахоре, Индия, после этого был преподавателем классики и библиотекарем в Тринитиколледж в Торонто. С 1908г., в течении 36 лет, до самой своей смерти, Бретт преподаватель и администратор в университете Торонто, с 1926г. декан только что образованного...
Бродбент (Broadbent) Дональд (род. 6.05.1926) английский психолог. Образование получил в Кембридже. С 1958г. директор Исследовательского центра прикладной психологии при Совете по исследованиям в области медицины. Разрабатывал проблемы психологии восприятия и принятия...
Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем ассоциативного профессора по психологии в области восприятия , когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было...
Брунсвик (Brunswik) Эгон (1903 1955) венгроамериканский психолог, представитель вероятностного функционализма. Специалист по проблемам восприятия, в частности восприятия пространства. Отстаивал идею о том, что в основе восприятия лежит процесс принятия решений. Сочинения. Wahrnehmung und Gegenstandswelt. Grundlegung einer Psychologie von Gegenstand. Wien: Deutcke, 1934; Systematic and Representative Design of Psychological Experiments. Berkeley, 1947; Perception and Representative Design of Psychological Experiments. Berkeley,...
Буферная память кратковременная память , в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации,...
Бэкон Фрэнсис (1561 1626) английский философ, разрабатывавший методологию эксперимента и сформулировавший законы индуктивной...
Бэн Александр (1818 1903) английский психолог, представитель ассоциативной психологии . Развивал идеи: о спонтанной активности нервной системы, формы которой имеет тенденцию к закреплению, если сопровождаются чувством удовольствия; о невозможности образования ассоциаций без наличия особой активности ума, выраженность которой у разных людей разных разная; о существовании творческих ассоциаций, которые не сводятся просто к сумме исходных...
Бюлер Карл (27.05.1879, Баден 24.10.1963, Калифорния) немецкоавстрийский психолог. Первоначально работал Вюрцбургской психологической школе , где предложил доказательства безобразности мышления . После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики , которое трактовал как прохождение трех стадий ( инстинкта , навыка и интеллекта ). Также работал в области...
Бюлер Шарлотта (1893 1974) немецкий психолог. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1929г. профессор университета Вены, с 1938г. Осло, с 1940г. ЛосАнджелеса. С 1970г. президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 30егг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня психического развития ребенка, для диагностики которого ввела понятие коэффициента развития (вместо коэффициента интеллекта ). На основе этих исследований создана периодизация жизненного пути личности , главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии...
Бюхнер (Buchner) Людвиг (29.09.1824, Дармштадт 1.05.1899, Дармштадт) немецкий философ и врач, естествоиспытатель, представитель вульгарного материализм. Основывался на взглядах Л.Фейербаха и Кабаниса . Ставил знак равенства между материей и веществом, одним из важнейших качеств которого является движение. Рассматривал сознание как функцию высокоорганизованной материи мозга. Сочинения. Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных. СПб., 1902; Сила и материя. СПб.,...
(лат. vagabundus - странствующий, скитающийся). Непреодолимое стремление к бродяжничеству, скитаниям, постоянной перемене мест. Наблюдается главным образом при психопатиях, может носить невротический характер (при неврозе навязчивых состояний). Входит так же в структуру тасикинезии (см. Ио синдром). Син.: дромомания,...
Вагинизм (лат. vagina — влагалище). Повышенная чувствительность слизистой влагалища к прикосновению, склонность к рефлекторным спазмам мышц преддверия влагалища и тазового дна. Затрудняет, а иногда делает невозможным половой акт, гинекологическое обследование. Часто наблюдается при истерии. Син.: вагодиния,...
Вагнер Владимир Александрович (18491934) русский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии. Автор книг Биологические основания сравнительной психологии, 1910 1913 и Возникновение и развитие психических способностей, 1924 1929. Разработал особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных (биологический метод). Проводил исследования инстинктивного поведения , на основе которых выдвинул гипотезу о изменчивости...
Вагнер-Яурегга метод (Wagner-Jauregg J., 1917). Лечение прогрессивного паралича прививками малярии. Попытки лечения психических заболеваний прививками возвратного тифа предпринимал в 1876 г. в Одессе доктор А.С.Розенблюм. Син.:...
Вагнер-Яурегга симптом (Wagner-Jauregg J.). При легком надавливании на глазные яблоки удается установить контакт с больным, находящимся в состоянии кататонического...
Ваготония (анат. vagus — блуждающий нерв). Один из видов диссоциации деятельности вегетативной нервной системы - преобладание тонуса парасимпатического ее отдела над симпатическим. Проявляется брадикардией, снижением АД, гипогликемией, гипергидрозом и т.д. Син.:...
Вайвэйшн (от лат. vivation, vivo жить, vividus полный жизни) модификация ребефинга , разработанная Д.Ленардом и Ф.Лаутом в 1979г. Характеризуется центрацией на работу с переживаниями, возникающими в измененных состояниях сознания. Осуществляется на базе пяти элементов. Первый элемент представляет собой детально разработанную типологию дыхания . Второй элемент представляет собой технику достижения полного расслабления. Третий элемент объединяет в себе приемы полной и глубокой рефлексии, ориентированной на любые внутренние состояния (физические ощущения, эмоции , образы). Четвертый элемент базируется на поиске такого контекста, в котором негативные переживания больше не подавлялись бы и были приняты с радостью и благодарностью. Пятый элемент представляет собой доверие к...
Вайс (Weiss) Альберт (1879 1931) американский психолог, сторонник бихевиоризма . Трактовал психологию как раздел физики. В книге Теоретический базис человеческого поведения. 1925 пытался дать анализ психических явлений в физикохимических...
Вайтбрехта псевдогаллюцинации (Weitbrecht H.J., 1967). Слуховые псевдогаллюцинации кататимного происхождения, чаще всего отличающиеся угрожающим или упрекающим характером. Наблюдаются главным образом при психозах позднего возраста, протекающих с выраженной...
Вайцзекер (Weizsacker) Виктор, фон (21.4.1886, Штуттгарт 9.1.1957, Гейдельберг) немецкий врачинтернист, невролог и философ, один из крупнейших представителей психосоматической медицины в Германии. После обучения в гимназии получил образование в университетах Тюбингена, Фрейбурга, Берлина, Гейдельберга (доктор медицины). С 1911г. работал ассистентом в медицинской клинике Гейдельберга; с 1910г. по 1919г. получил дополнительное образование по физиологии (г.Криз, Кембридж), с 1914г. по 1919г. был в действующей армии. С 1923г. он экстраординарный профессор неврологии в Гейдельберге. Большое влияние на его развитие оказал З.Фрейд , которого Вайцзекер считал гением. Вайцзекер один из основателей антропологической медицины, опирающейся на понятия бытиявмире и бытиясдругими и близкой по методологическим установкам...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]