Приготовление Должен бессмертным богам приносить ты законченную жертву; Веру свою сохранять; чтить память великих героев; Духам земным воздавать обычное им поклоненье. Очищение Мать и отца уважай вместе с родными по крови. Другом себе избери истинномудрого мужа; Слушай советов его, следуй его ты примеру; Изза ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься. Если в твоей это власти, ибо закон непреложный Тесно связует возможность с необходимостью вместе. Страсти свои побороть свыше дана тебе сила, Так обуздай же в себе мощным усилием воли Алчную жадность, и лень, похоть и гнев безрассудный. Равно один и при людях, бойся дурного поступка; Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою. Будь справедлив и в словах, и в поступках своих неизменно, Следуя в них непреклонно веленьям ума и закона; Помни, что рок неизбежный к смерти людей всех приводит, Помни, что блага земные, как с легкостью людям даются, Так же легко исчезают. Что же касается горя, Данного людям Судьбою, то должен его ты с терпеньем Кротким носить, но при этом сколько возможно стараться Горечь его облегчать: ибо бессмертные боги Мудрых людей не повергнут свыше их силы страданью. Много путей существует для хода людских рассуждений; Много меж ними дурных, много и добрых, но прежде Нужно в них зорко вглядеться, чтоб выбрать из них настоящий. Если же в мире возьмет верх заблужденье над правдой, Мудрый отходит и ждет воцарения истины снова. Слушай внимательно то, что тебе я скажу, и запомни: Да не смущают тебя поступки и мысли чужие; Да не побудят тебя к вредным словам и деяньям. Слушай советы людей, сам размышляй неустанно, Ибо безумный лишь может действовать без рассужденья; Делай лишь то, что потом в горе тебя не повергнет И не послужит тебе причиной раскаянья злого. За неизвестное дело ты не дерзай приниматься, Но научися ему; этим ты счастья достигнешь. Но изнурять ты не должен тело свое, а стараться Пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы Тело твое укреплялось, не зная излишеств и лени. В жизни своей соблюдай, сколько возможно, порядок, Роскошь во всем изгони, ибо она возбуждает Зависть людей неизбежно. Бойся скупым быть излишне, Бойся добро расточать, как те, что не знают работы; Делай лишь то, что тебя ни теперь, ни потом не погубит И потому обсуждай каждый свой шаг и поступок. Совершенствование Да не сомкнет тихий сон твои отягченные вежды, Раньше чем трижды не вспомнишь дневные свои ты поступки. Как беспристрастный судья их разбери, вопрошая: Доброго что совершил я? Из должного что не исполнил? Так проверяй по порядку все, что с утра и до ночи Сделал ты в день и за все, что содеяно было дурного, Строго себя обличай, веселясь на добро и удачу. Пользуйся сим наставленьем; думай над ним непрестанно И постарайся к нему навсегда привязаться всем сердцем, Ибо советы мои тебя к совершенству приблизят. В этом клянусь тебе Тем, Кто вложил в нашу душу Тетраду, Символ божественной сущности и добродетели высшей; Но принимаясь за дело, прежде к богам обратися С жаркой молитвой, дабы с помощью их ты окончил Дело свое; а когда на пути ты своем укрепишься, Все о бессмертных богах ты узнаешь, а также о людях, О разделеньи существ; о Том, Кто в Себе их содержит, Цепью единой скрепляя, а также о том, что Природа Мира сего однородна и в Вечном мертвого нет вещества. Это познав, ты надеждой тщетной себя не обманешь, Все тебе будет открыто. Будешь ты знать еще то, что люди свои все несчастья Сами своею виной на себя навлекают в безумьи И выбирают свободно каждый свои испытанья. Горе несчастным! В своем ослепленье безумном не видят Люди, что в их глубине таится желанное счастье. Очень немного меж нами тех, что усилием могут Сбросить несчастье с себя, ибо их рок ослепляет: Словно колеса они катятся с гор, за собою Горестей бремя влача и раздоров, что с ними родятся, Их управляя судьбой незаметно до самой кончины. Вместо того, чтоб искать ссоры, где только возможно, Люди должны бы ее избегать, уступая без спора. Отче Зевес всемогущий! Ты один в силах избавить Род весь людской от несчастья, Демона им показавши, Что ослепляет их очи. Все же не должен надежду Ты покидать на спасенье, ибо божественен корень Рода людского и тайны Природа ему открывает. Если же в них ты проникнешь, то скоро окончить ты сможешь То, что тебе предписал я. Так излечив свою душу, Будешь вполне ты свободен от этих работ над собою. Но воздержися от мяса, оно помешает природе При очищеньи твоем. Если же хочешь избавить Душу свою от земного, то руководствуйся свыше Данным тебе пониманьем. Пусть оно правит судьбою! После того как очистишь душу свою совершенно, Станешь ты богом бессмертным, смерть раздавившим стопою.
Бретт (Brett) Джордж Сидней (5.8.1879, Брайтон Ферри, Юж.Уэльс 27.10.1944, Торонто) канадский педагог, психолог и историк психологии. Образование получил в подготовительной школе г.Бат (Kingswood Preparatory School), затем, с 1898г. по 1902г., в Церковном колледже Христа (Оксфорд), здесь в 1902г. стал бакалавром искусств, в 1909г. магистром. Работал два года преподавателем в Английской школе и четыре года (19041908) в качестве профессора философии в Колледже управления в Лахоре, Индия, после этого был преподавателем классики и библиотекарем в Тринитиколледж в Торонто. С 1908г., в течении 36 лет, до самой своей смерти, Бретт преподаватель и администратор в университете Торонто, с 1926г. декан только что образованного...
Бродбент (Broadbent) Дональд (род. 6.05.1926) английский психолог. Образование получил в Кембридже. С 1958г. директор Исследовательского центра прикладной психологии при Совете по исследованиям в области медицины. Разрабатывал проблемы психологии восприятия и принятия...
Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем ассоциативного профессора по психологии в области восприятия , когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было...
Брунсвик (Brunswik) Эгон (1903 1955) венгроамериканский психолог, представитель вероятностного функционализма. Специалист по проблемам восприятия, в частности восприятия пространства. Отстаивал идею о том, что в основе восприятия лежит процесс принятия решений. Сочинения. Wahrnehmung und Gegenstandswelt. Grundlegung einer Psychologie von Gegenstand. Wien: Deutcke, 1934; Systematic and Representative Design of Psychological Experiments. Berkeley, 1947; Perception and Representative Design of Psychological Experiments. Berkeley,...
Буферная память кратковременная память , в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации,...
Бэкон Фрэнсис (1561 1626) английский философ, разрабатывавший методологию эксперимента и сформулировавший законы индуктивной...
Бэн Александр (1818 1903) английский психолог, представитель ассоциативной психологии . Развивал идеи: о спонтанной активности нервной системы, формы которой имеет тенденцию к закреплению, если сопровождаются чувством удовольствия; о невозможности образования ассоциаций без наличия особой активности ума, выраженность которой у разных людей разных разная; о существовании творческих ассоциаций, которые не сводятся просто к сумме исходных...
Бюлер Карл (27.05.1879, Баден 24.10.1963, Калифорния) немецкоавстрийский психолог. Первоначально работал Вюрцбургской психологической школе , где предложил доказательства безобразности мышления . После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики , которое трактовал как прохождение трех стадий ( инстинкта , навыка и интеллекта ). Также работал в области...
Бюлер Шарлотта (1893 1974) немецкий психолог. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1929г. профессор университета Вены, с 1938г. Осло, с 1940г. ЛосАнджелеса. С 1970г. президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 30егг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня психического развития ребенка, для диагностики которого ввела понятие коэффициента развития (вместо коэффициента интеллекта ). На основе этих исследований создана периодизация жизненного пути личности , главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии...
Бюхнер (Buchner) Людвиг (29.09.1824, Дармштадт 1.05.1899, Дармштадт) немецкий философ и врач, естествоиспытатель, представитель вульгарного материализм. Основывался на взглядах Л.Фейербаха и Кабаниса . Ставил знак равенства между материей и веществом, одним из важнейших качеств которого является движение. Рассматривал сознание как функцию высокоорганизованной материи мозга. Сочинения. Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных. СПб., 1902; Сила и материя. СПб.,...
(лат. vagabundus - странствующий, скитающийся). Непреодолимое стремление к бродяжничеству, скитаниям, постоянной перемене мест. Наблюдается главным образом при психопатиях, может носить невротический характер (при неврозе навязчивых состояний). Входит так же в структуру тасикинезии (см. Ио синдром). Син.: дромомания,...
Вагинизм (лат. vagina — влагалище). Повышенная чувствительность слизистой влагалища к прикосновению, склонность к рефлекторным спазмам мышц преддверия влагалища и тазового дна. Затрудняет, а иногда делает невозможным половой акт, гинекологическое обследование. Часто наблюдается при истерии. Син.: вагодиния,...
Вагнер Владимир Александрович (18491934) русский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии. Автор книг Биологические основания сравнительной психологии, 1910 1913 и Возникновение и развитие психических способностей, 1924 1929. Разработал особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных (биологический метод). Проводил исследования инстинктивного поведения , на основе которых выдвинул гипотезу о изменчивости...
Вагнер-Яурегга метод (Wagner-Jauregg J., 1917). Лечение прогрессивного паралича прививками малярии. Попытки лечения психических заболеваний прививками возвратного тифа предпринимал в 1876 г. в Одессе доктор А.С.Розенблюм. Син.:...
Вагнер-Яурегга симптом (Wagner-Jauregg J.). При легком надавливании на глазные яблоки удается установить контакт с больным, находящимся в состоянии кататонического...
Ваготония (анат. vagus — блуждающий нерв). Один из видов диссоциации деятельности вегетативной нервной системы - преобладание тонуса парасимпатического ее отдела над симпатическим. Проявляется брадикардией, снижением АД, гипогликемией, гипергидрозом и т.д. Син.:...
Вайвэйшн (от лат. vivation, vivo жить, vividus полный жизни) модификация ребефинга , разработанная Д.Ленардом и Ф.Лаутом в 1979г. Характеризуется центрацией на работу с переживаниями, возникающими в измененных состояниях сознания. Осуществляется на базе пяти элементов. Первый элемент представляет собой детально разработанную типологию дыхания . Второй элемент представляет собой технику достижения полного расслабления. Третий элемент объединяет в себе приемы полной и глубокой рефлексии, ориентированной на любые внутренние состояния (физические ощущения, эмоции , образы). Четвертый элемент базируется на поиске такого контекста, в котором негативные переживания больше не подавлялись бы и были приняты с радостью и благодарностью. Пятый элемент представляет собой доверие к...
Вайс (Weiss) Альберт (1879 1931) американский психолог, сторонник бихевиоризма . Трактовал психологию как раздел физики. В книге Теоретический базис человеческого поведения. 1925 пытался дать анализ психических явлений в физикохимических...
Вайтбрехта псевдогаллюцинации (Weitbrecht H.J., 1967). Слуховые псевдогаллюцинации кататимного происхождения, чаще всего отличающиеся угрожающим или упрекающим характером. Наблюдаются главным образом при психозах позднего возраста, протекающих с выраженной...
Вайцзекер (Weizsacker) Виктор, фон (21.4.1886, Штуттгарт 9.1.1957, Гейдельберг) немецкий врачинтернист, невролог и философ, один из крупнейших представителей психосоматической медицины в Германии. После обучения в гимназии получил образование в университетах Тюбингена, Фрейбурга, Берлина, Гейдельберга (доктор медицины). С 1911г. работал ассистентом в медицинской клинике Гейдельберга; с 1910г. по 1919г. получил дополнительное образование по физиологии (г.Криз, Кембридж), с 1914г. по 1919г. был в действующей армии. С 1923г. он экстраординарный профессор неврологии в Гейдельберге. Большое влияние на его развитие оказал З.Фрейд , которого Вайцзекер считал гением. Вайцзекер один из основателей антропологической медицины, опирающейся на понятия бытиявмире и бытиясдругими и близкой по методологическим установкам...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]