Exit Project: Глоссарий: Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу

Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу



Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу (20.3.1856, Германтаун, Пенсильвания 21.3.1915, Филадельфия) американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда . Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями; путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем в академии Ф.Экстера, НьюХэмпшир, в 1874г. окончил Гарвардский юридический колледж, но изза ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии, в 1878г. благодаря своей настойчивости (в это время был пик экономической депрессии) получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе, был лекальщиком и механиком, с 1882г. по 1883г. начальником механических мастерских. Параллельно, учась по вечерам, получил техническое образование (степень инженерамеханика, Технологический институт Стивенса, 1883). В 1884г. Тейлор стал главным инженером, в этом году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Оформил патентами около 100 своих изобретений и рационализаций. С 1890г. по 1893г. Тейлор главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании, Филадельфия, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. С 1898г. по 1901г. он консультант Вифлеемской сталелитейной компании, шт.Пенсильвания. В 1906г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеровмехаников, а в 1911г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора). С 1895г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Первые его эксперименты, поставленные на знаменитом Шмидте, были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопатах различного размера, чтобы в течении длительного времени не терять работоспособности (в результате скрупулезных замеров был определен оптимальный вес=21 фунт), при этом он пришел к очень важному заключению, что надо устанавливать не только время выполнения работ, но и время для отдыха. Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Ввел конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал использовать хронометраж исполнительных рабочих действий . Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века. Идеи Тейлора высоко оценивались в России, например, В.М.Бехтеревым , и в 20хг. нашли своих горячих сторонников среди организаторов социалистического строительства, тем более, что сходные представления, достаточно независимо от Тейлора, развивались в ЦИТ. Вместе с тем была и критика, которая основывалась на придании приоритета идее узкой специализации (О.А.Ерманский). Литература .

Другие статьи : Т–группа, Табакокурение, Табопаралич, Табофобия, Табу, Таката—Ара реакция, Таксисы, Тактильная агнозия, Тактильные ощущения, Талант, Талассофобия, Талызина Нина Федоровна, Танатофобия, Тангорецепторы, Тард Габриель, Тау-феномен, Тахистоскоп, Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу, Телепатия, Тембр, Темперамент, Температурные ощущения, Тень, Теорема Томаса, Теоретические обобщение, Теоретическое понятие, Теории обмена, Теория активации эмоций, Теория двойной связи, Теория двух факторов активации Роттенберга, Теория депрессии Эллиса, Теория деятельности, Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, Теория Джемса - Ланге, Теория зеркального Я, Теория игр, Теория игры К. Бюлера, Теория игры Ф. Бойтендайка, Теория когнитивного диссонанса, Теория коммуникативных актов Ньюкомба, Теория конвергенции, Теория личности Адлера, Теория личности Г.С. Салливена, Теория личности К. Хорни, Теория личности Ф. Фромма, Теория моральной ответственности Пиаже, Теория мотивации Кюля, Теория обнаружения сигнала, Теория онтологической безопасности Лайнга, Теория отреагирования, Теория памяти А. Бергсона, Теория перцептивных гипотез, Теория поля, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория прототипа, Теория профессиональных интересов Роу, Теория психического развития Вернера, Теория равновесия Ф. Хайдера, Теория развития Эриксона, Теория раннего концептуального развития Нельсона, Теория реверсивности, Теория социально научения Роттера, Теория справедливости, Теория удовлетворенности трудом Герцберга, Теория уровней обработки, Теория формирования перцептивных действий, Теория функционального круга, Теория эмоций Вундта, Теория эпистемического любопытства, Теория эталона, Теософическое общество, Теплов Борис Михайлович, Терапия авторитета, Терапия утробного крика, Терапия фиксированной роли, Терапия формообразования, Термен (Terman) Льюис Мейдисон, Терминальный порог, Терморецепторы, Терстоун (Thurstone) Луис Леон, Тест, Тест Бине – Симона, Тест Керна – Йерасека, Тест Люшера. Luscher–Test, Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test), Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test), Тест Хекхаузена, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты личности, Тесты проективные, Тесты способностей, Тета–ритм, Техника Q-сортировки, Техника Куна, Техническое смешение цветов, Тинберген (Tinbergen) Николас, Тип дыхания в вайвэйшн, Типология акцентуированных личностей Леонгарда., Типология конфликтов, Типология культур Мид, Типология людей с нарушениями слуха, Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина, Типология творческих личностей Прайса, Типология эйдетических представлений, Типология юношеского возраста Шпрангера, Типы ориентировки по П.Я. Гальперину, Типы темперамента Кречмера, Типы темперамента Павлова, Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд, Тифлопсихология, Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта, Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс, Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), Томсон (Thomson) Годфри Хилтон, Топологическая психология, Торможение, Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли, Торсионные движения, Травма рождения, Транзактный анализ, Трансвестизм, Трансперсональная психология, Трансперсональные переживания, Транссексуализм, Трансфер, Тревога, Тревожность, Трема-фаза, Тремор, Тренажер, Тренинг прививкой стресса, Трехкомпонентная модель памяти, Трехфазная теория возникновения невроза, Трехфакторная теория личности, Триандис (Triandis) Гарри, Триггерная стимуляция, Тританопия, , ...

 

Валентина святого болезнь

Валентина святого болезнь. Одно из старых названий...

Валидность теста

Валидность теста действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности . Выделяют несколько типов валидности: 1.Содержательную; 2.По критерию, или эмпирическую; 3.Понятийную, или...

Валлон (Wallon) Анри

Валлон (Wallon) Анри (15.06.1879, Париж 1962) французский психолог, педагог. Получил философское и медицинское образование. Свою карьеру начал в качестве психиатра. Затем обратился к изучению генезиса психики . Познание рассматривал как тесно связанное с действиями , что нашло отражение в его книге От действия к мысли (1942). Предложил схему стадий онтогенетического развития на основе эмоционального и познавательного...

Вальденштрёма синдром

Вальденштрёма синдром (Waldenstrom J., 1945). Одна из форм тиреотоксикоза, отличающаяся остротой течения. При отсутствии своевременного лечения возможен летальный исход. Наблюдаются психотические состояния, галлюцинации, бессонница или, наоборот, чрезмерная...

Вальтер-Бюэля триада

Вальтер-Бюэля триада (Walter-Buel Н., 1951). Признаки, характерные для органического психосиндрома: ослабление памяти, ухудшение понимания, недержание...

Вампир

Вампир образ мертвеца, сосущего кровь у спящих. Этот образ, преследующий воображение пациента, достаточно часто встречается в клинической и психоаналитической практике и выражает собой визуализацию ощущений пациента того, что все его психические силы отбираются кемто другим. Как проявление бреда преследования характерен для шизофрении (PrinsH. Vampirism: a clinical condition, British J. O. Psychiatry, 1985, 146, p. 666668). В рамках глубинной психологии понимается как превращение архетипического образа Большой матери, которая предстает в угрожающем воплощении, связанном со смертью (NeumannE. Die Grosse Mutter, Zurich,...

Вампиризм

Вампиризм (фр. vampire; нем. vampir— чудовище, призрак, высасывающий кровь из жертвы). Вид перверсии (садизма), при которой половое удовлетворение достигается осквернением трупа, нередко обезображиваемого, разрезаемого на части. Син.: некросадизм, некрофилия,...

Вартегга рисуночный тeст

Вартегга рисуночный тeст (Wartegg E., 1963). Проективный метод исследования личности. Больному предлагают 8 квадратов, содержащих знаки-раздражители (точку, волнистую линию, отрезки прямых в различных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирную полуокружность). Эти знаки рассматриваются как начальные линии рисунков, которые обследуемые должны создать на их основе. Интерпретация результатов, по Wartegg, является эклектической, однако апробация этой методики при исследовании больных шизофренией и эпилепсией показывает ее известную диагностическую значимость (Блейхер В.М., Чередниченко А.Т., 1976). K. Meili (1969) проводит аналогию между рисуночным тeстом Вартегга и методом Роршаха, так как оба они построены на переработке и интерпретации заданных стимулов в допускающих неоднозначную мотивацию условиях...

Вассермана реакция

Вассермана реакция (Wasserman A., 1906). Серологическая реакция для диагностики сифилиса. Основана на свойстве сыворотки крови больных сифилисом образовывать с соответствующим антигеном комплекс, абсорбирующий комплемент (реакция связывания комплемента). При предположении о нейросифилисе Вассермана реакция проводится не только с кровью больного, но и с ликвором. В связи с частой неспецифически положительной реакцией Вассермана в крови ее дополняют осадочными реакциями Кана и Закса—Витебского (при взаимодействии сыворотки крови больных сифилисом с липидным антигеном происходит образование преципитатов). Оценка результатов до 4...

Вателя синдром

Вателя синдром. Резкая декомпенсация личности в связи с неблагоприятной ситуацией профессионального характера, совершенно неадекватная реальной ситуации. Характерна острота симптоматики — тревога, предчувствие неизбежной смерти, паника, суицидальные мысли и поступки. Преморбидные личностные особенности: незрелость, изоляция от окружающих людей. Последняя может быть как личностно-типологической особенностью, так и проявлением механизмов психологической защиты. Происходит акцентуация, актуализация прежних травмирующих ситуаций или неразрешенных конфликтов. Описан M.P.Livadon, M.M.Quidu, M.J.Rabardel (1963) и рассматривается ими как невроз эмоциональной сенсибилизации. Ватель — повар принца Конде, известный тем, что предпочел самоубийство в ситуации, которая угрожала его профессиональной чести, опасаясь, что к столу не поспеет свежая морская...

Вацлавик (Watzlawick) Пауль

Вацлавик Пауль (род.1921) американский психиатр и психолог. Родился в Австрии, работал в Швейцарии, в 1967г. переехал в США. Руководитель научноисследовательского института в Пало Альто. С 1976г. профессор Станфордского университета. Специалист по проблемам социальной психологии, в частности человеческих коммуникаций. Литература. Pragmatics of Human Communication. N.Y., 1967 (et al.); Die Moglichkeit des Anderssein. Zur Technik der terapeutischen Kommunikation. Bern, 1977; How real is real? Bern, 1977; Losungen. Zur Orie und Praxis menschlichen Wandels. Bern, 1985 (mit WeaklandJ.,...

Введенский Александр Иванович

Введенский Александр Иванович (1856 1925) русский философ и психолог. Разработал на основе учения И.Канта философскую систему логицизма. В книгах О пределах и признаках одушевления (1892) и Психология без всякой метафизики отвергал экспериментальный подход к анализу душевной...

Вебер (Weber) Эрнст Генрих

Вебер (Weber) Эрнст Генрих (24.6.1795, Виттенберг 26.1.1878, Лейпциг) немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения. С 1818г. он профессор анатомии, с 1840г. профессор физиологии Лейпцигского университета; изучал тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца (1845). Иностранный членкорреспондент Петербургской Академии Наук (1869). Проводил свои исследования прежде всего в области физиологии органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Исследовал эффект температурной адаптации : если сначала поместить одну руку в прохладную воду, а другую в горячую, то теплая вода после этого будет казаться для первой руки как более теплая, чем для второй. Анализ осязания (Об осязании)...

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система структуры нервной системы высших животных, работа которых обеспечивает управление вегетативными, или растительными, функциями организма (пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и энергии, выделением) за счет контроля за моторной и секреторной деятельности внутренних органов. Выделяют симпатическую нервную систему, которая регулирует иннервируемый орган прежде всего за счет медиатора норадреналина, и парасимпатическую нервную систему, которая регулирует иннервируемый орган прежде всего за счет медиатора ацетилхолина. Их действие на органы и системы организма противоположено. Общее согласование вегетативных функций происходит на уровне...

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность теоретический конструкт, обозначающий деятельность , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют следующие ведущие деятельности: 1.Непосредственное общение младенца со взрослыми; 2.Предметноманипулятивная деятельность в раннем детстве; 3.Сюжетноролевая игра дошкольного возраста; 4. Учебная деятельность школьников; 5.Профессионально-учебная деятельность...

Векслер (Wechsler) Давид

Векслер (Wechsler) Давид (12.1.1896, Леспеди, Румыния 2.5.1981, НьюЙоркСити) американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей. Образование получил в Колледже НьюЙоркСити (магистр искусств, 1916) и в Колумбийском университете (доктор философии, 1925). С 1932г. по 1967г. работал в качестве главного психолога в Психиатрической клинике Бельвью в НьюЙоркСити. С 1942г. по 1970г. был клиническим профессором Медицинского колледжа НьюЙоркСити, с 1970 почетным профессором. Если используемые в его время тесты интеллекта разрабатывались первоначально для детей, а на взрослых переносились после добавления заданий более трудных, но того же типа, то Векслер создал тест шкалу ВекслераБельвью специально для взрослых....

Вера в справедливый мир

Вера в справедливый мир феномен социальных установок, автор М.Лернер. Большинство людей безотчетно считают, что окружающий мир имеет в себе внутреннее свойство справедливости. Добро и зло должны быть вознаграждены. Даже случайные события должны соответствовать моральным заслугам тех людей, с которыми они случаются. Эти установки проявляются также в том, что как нравственные воспринимаются, например, богатые или удачливые люди (повидимому, они это заслужили). Литература. LernerM. Social psychology of justice and interpersonal attraction // Foundation of Interpersonal Attraction. N.Y.,...

Вербальная агрессия

Вербальная агрессия агрессивное поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания...

Вербальная парафазия

Вербальная парафазия болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустикомнестической афазии . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово...

Вергентные движения

Вергентные движения (лат. vergo склоняюсь) макродвижения глаз , приводящие к изменению угла между зрительными осями левого и правого глаза. Вергентные движения выступают фактором, обеспечивающим бинокулярное зрение . Они разделяются на движения конвергенции , сводящие глаза, дивергенции , разводящие глаза, циклофузионные, или торсионные движения, меняющие ориентации сетчаток левого и правого глаз. Являются более поздним филогенетическим приобретением, чем версионные движения , и имеют свою собственную систему...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу