Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок . В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними ( катексис ). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания к выбору занятий столяра или плотника (BordinE.S.). Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов . Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности ( Э.Шпрангер , Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко). В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими ( А.Бандура , В.Мишел). В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий . Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторноаналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на принудительном выборе (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле); те, которые основаны на свободном выборе (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ( терминальные ценности в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, Тест профессиональных изображений М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является Бланк профессиональных интересов Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. Литература: BordinE.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena / Educational and Psychological Measurement. 1943. N3; RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; HollandJ.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966; TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept . Bern: Huber. 1978.
Валентина святого болезнь. Одно из старых названий...
Валидность теста действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности . Выделяют несколько типов валидности: 1.Содержательную; 2.По критерию, или эмпирическую; 3.Понятийную, или...
Валлон (Wallon) Анри (15.06.1879, Париж 1962) французский психолог, педагог. Получил философское и медицинское образование. Свою карьеру начал в качестве психиатра. Затем обратился к изучению генезиса психики . Познание рассматривал как тесно связанное с действиями , что нашло отражение в его книге От действия к мысли (1942). Предложил схему стадий онтогенетического развития на основе эмоционального и познавательного...
Вальденштрёма синдром (Waldenstrom J., 1945). Одна из форм тиреотоксикоза, отличающаяся остротой течения. При отсутствии своевременного лечения возможен летальный исход. Наблюдаются психотические состояния, галлюцинации, бессонница или, наоборот, чрезмерная...
Вальтер-Бюэля триада (Walter-Buel Н., 1951). Признаки, характерные для органического психосиндрома: ослабление памяти, ухудшение понимания, недержание...
Вампир образ мертвеца, сосущего кровь у спящих. Этот образ, преследующий воображение пациента, достаточно часто встречается в клинической и психоаналитической практике и выражает собой визуализацию ощущений пациента того, что все его психические силы отбираются кемто другим. Как проявление бреда преследования характерен для шизофрении (PrinsH. Vampirism: a clinical condition, British J. O. Psychiatry, 1985, 146, p. 666668). В рамках глубинной психологии понимается как превращение архетипического образа Большой матери, которая предстает в угрожающем воплощении, связанном со смертью (NeumannE. Die Grosse Mutter, Zurich,...
Вампиризм (фр. vampire; нем. vampir— чудовище, призрак, высасывающий кровь из жертвы). Вид перверсии (садизма), при которой половое удовлетворение достигается осквернением трупа, нередко обезображиваемого, разрезаемого на части. Син.: некросадизм, некрофилия,...
Вартегга рисуночный тeст (Wartegg E., 1963). Проективный метод исследования личности. Больному предлагают 8 квадратов, содержащих знаки-раздражители (точку, волнистую линию, отрезки прямых в различных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирную полуокружность). Эти знаки рассматриваются как начальные линии рисунков, которые обследуемые должны создать на их основе. Интерпретация результатов, по Wartegg, является эклектической, однако апробация этой методики при исследовании больных шизофренией и эпилепсией показывает ее известную диагностическую значимость (Блейхер В.М., Чередниченко А.Т., 1976). K. Meili (1969) проводит аналогию между рисуночным тeстом Вартегга и методом Роршаха, так как оба они построены на переработке и интерпретации заданных стимулов в допускающих неоднозначную мотивацию условиях...
Вассермана реакция (Wasserman A., 1906). Серологическая реакция для диагностики сифилиса. Основана на свойстве сыворотки крови больных сифилисом образовывать с соответствующим антигеном комплекс, абсорбирующий комплемент (реакция связывания комплемента). При предположении о нейросифилисе Вассермана реакция проводится не только с кровью больного, но и с ликвором. В связи с частой неспецифически положительной реакцией Вассермана в крови ее дополняют осадочными реакциями Кана и Закса—Витебского (при взаимодействии сыворотки крови больных сифилисом с липидным антигеном происходит образование преципитатов). Оценка результатов до 4...
Вателя синдром. Резкая декомпенсация личности в связи с неблагоприятной ситуацией профессионального характера, совершенно неадекватная реальной ситуации. Характерна острота симптоматики — тревога, предчувствие неизбежной смерти, паника, суицидальные мысли и поступки. Преморбидные личностные особенности: незрелость, изоляция от окружающих людей. Последняя может быть как личностно-типологической особенностью, так и проявлением механизмов психологической защиты. Происходит акцентуация, актуализация прежних травмирующих ситуаций или неразрешенных конфликтов. Описан M.P.Livadon, M.M.Quidu, M.J.Rabardel (1963) и рассматривается ими как невроз эмоциональной сенсибилизации. Ватель — повар принца Конде, известный тем, что предпочел самоубийство в ситуации, которая угрожала его профессиональной чести, опасаясь, что к столу не поспеет свежая морская...
Вацлавик Пауль (род.1921) американский психиатр и психолог. Родился в Австрии, работал в Швейцарии, в 1967г. переехал в США. Руководитель научноисследовательского института в Пало Альто. С 1976г. профессор Станфордского университета. Специалист по проблемам социальной психологии, в частности человеческих коммуникаций. Литература. Pragmatics of Human Communication. N.Y., 1967 (et al.); Die Moglichkeit des Anderssein. Zur Technik der terapeutischen Kommunikation. Bern, 1977; How real is real? Bern, 1977; Losungen. Zur Orie und Praxis menschlichen Wandels. Bern, 1985 (mit WeaklandJ.,...
Введенский Александр Иванович (1856 1925) русский философ и психолог. Разработал на основе учения И.Канта философскую систему логицизма. В книгах О пределах и признаках одушевления (1892) и Психология без всякой метафизики отвергал экспериментальный подход к анализу душевной...
Вебер (Weber) Эрнст Генрих (24.6.1795, Виттенберг 26.1.1878, Лейпциг) немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения. С 1818г. он профессор анатомии, с 1840г. профессор физиологии Лейпцигского университета; изучал тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца (1845). Иностранный членкорреспондент Петербургской Академии Наук (1869). Проводил свои исследования прежде всего в области физиологии органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Исследовал эффект температурной адаптации : если сначала поместить одну руку в прохладную воду, а другую в горячую, то теплая вода после этого будет казаться для первой руки как более теплая, чем для второй. Анализ осязания (Об осязании)...
Вегетативная нервная система структуры нервной системы высших животных, работа которых обеспечивает управление вегетативными, или растительными, функциями организма (пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и энергии, выделением) за счет контроля за моторной и секреторной деятельности внутренних органов. Выделяют симпатическую нервную систему, которая регулирует иннервируемый орган прежде всего за счет медиатора норадреналина, и парасимпатическую нервную систему, которая регулирует иннервируемый орган прежде всего за счет медиатора ацетилхолина. Их действие на органы и системы организма противоположено. Общее согласование вегетативных функций происходит на уровне...
Ведущая деятельность теоретический конструкт, обозначающий деятельность , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют следующие ведущие деятельности: 1.Непосредственное общение младенца со взрослыми; 2.Предметноманипулятивная деятельность в раннем детстве; 3.Сюжетноролевая игра дошкольного возраста; 4. Учебная деятельность школьников; 5.Профессионально-учебная деятельность...
Векслер (Wechsler) Давид (12.1.1896, Леспеди, Румыния 2.5.1981, НьюЙоркСити) американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей. Образование получил в Колледже НьюЙоркСити (магистр искусств, 1916) и в Колумбийском университете (доктор философии, 1925). С 1932г. по 1967г. работал в качестве главного психолога в Психиатрической клинике Бельвью в НьюЙоркСити. С 1942г. по 1970г. был клиническим профессором Медицинского колледжа НьюЙоркСити, с 1970 почетным профессором. Если используемые в его время тесты интеллекта разрабатывались первоначально для детей, а на взрослых переносились после добавления заданий более трудных, но того же типа, то Векслер создал тест шкалу ВекслераБельвью специально для взрослых....
Вера в справедливый мир феномен социальных установок, автор М.Лернер. Большинство людей безотчетно считают, что окружающий мир имеет в себе внутреннее свойство справедливости. Добро и зло должны быть вознаграждены. Даже случайные события должны соответствовать моральным заслугам тех людей, с которыми они случаются. Эти установки проявляются также в том, что как нравственные воспринимаются, например, богатые или удачливые люди (повидимому, они это заслужили). Литература. LernerM. Social psychology of justice and interpersonal attraction // Foundation of Interpersonal Attraction. N.Y.,...
Вербальная агрессия агрессивное поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания...
Вербальная парафазия болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустикомнестической афазии . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово...
Вергентные движения (лат. vergo склоняюсь) макродвижения глаз , приводящие к изменению угла между зрительными осями левого и правого глаза. Вергентные движения выступают фактором, обеспечивающим бинокулярное зрение . Они разделяются на движения конвергенции , сводящие глаза, дивергенции , разводящие глаза, циклофузионные, или торсионные движения, меняющие ориентации сетчаток левого и правого глаз. Являются более поздним филогенетическим приобретением, чем версионные движения , и имеют свою собственную систему...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]