Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта 1929года в селе Пирмалак Талинского района Армении. Отец его, сельский учитель, рано умер, и Аршак разделил все тяготы крестьянской жизни со взрослыми. С детства его отличала необычайная работоспособность и тяга к знаниям. По рассказам родственников, да и самого Аршака, он каждый день в любую погоду ходил за несколько километров в школу. Ему было интересно учиться, интересно постигать сложное, открывать для себя новое. Так он самостоятельно научился ремонтировать часы и стал зарабатывать этим на жизнь, помогая семье. После школы Аршак поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1953году. Были переводы с фарси, увлечение литературным творчеством, но проработав 2года в крупнейшей библиотеке Еревана, Аршак пришел к выводу о бесперспективности, бессмысленности литературной деятельности в условиях жесткой цензуры и партийного контроля. Тогда он решил, что подлинная свобода творчества возможна только в области техники, которая в те годы очень интенсивно развивалась. Аршак круто меняет свою профессиональную ориентацию, оставляя литературу и погружаясь в технику. Так он становится рабочим сборочного цеха, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор в Ереване, поступает на вечернее отделение Политехнического института. В этот период времени Аршак занимается автоматизацией производственных процессов, добиваясь поразительных результатов целой серией рационализаторских предложений. Его, как талантливого молодого изобретателя, делегируют в Москву на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Встреча с Москвой, с центром научной мысли, собственные размышления и занятия в институте привели его к осознанию проблем зарождающейся в то время в СССР инженерной психологии. Возникла потребность в новых знаниях, в обсуждении этих проблем и в поиске ответов на многочисленные вопросы. Во время пребывания в Москве и произошло знакомство Аршака с замечательным ученымпсихологом Дмитрием Александровичем Ошаниным, который в то время руководил лабораторией инженерной психологии в Институте психологии АПН СССР, и был организатором первого в СССР Института эргономики. Можно смело утверждать, что это знакомство было поворотным пунктом в научной судьбе Аршака Миракяна. В 1962году Аршак становится аспирантом Института психологии АПН СССР, с которым с этого момента и будет связана его научная жизнь и многолетнее творчество. Учась в аспирантуре, он занимался проблемой константности зрительного восприятия. Уже в то время Миракян предлагал нетрадиционный подход к исследованию этой классической проблемы. Настойчивость и самостоятельность его научной деятельности поддерживалась и развивалась благодаря научной школе Ошанина, неординарности, оригинальности мышления Дмитрия Александровича, а также разработанной им теории оперативного образа, полифункциональности психического отражения. Наверное, именно благодаря этой школе, Аршак Миракян сумел поновому подойти к исследованию классической проблемы константности восприятия. В 1971году Аршаком была защищена кандидатская диссертация на тему Изучение константности зрительного восприятия величин. С именем А.И.Миракяна связано появление многих новых терминов в психологии эффект уменьшения нефиксированной величины объекта, который свидетельствует о гибкости, полифункциональности психического отражения; константноаконстантное восприятие, сверхаконстантность, а также продуктный подход и процесс порождения. В 1976году А.И.Миракян становится руководителем лаборатории моделирования психических процессов Психологического института РАО и вплотную приступает к изучению крайне сложных проблем восприятия, выдвигая необычные для понимания оригинальные гипотезы и систему неординарных представлений об отражении, которые он назвал наукой психики . Став заведующим лабораторией, Аршак делал все для сплоченной организации работы сотрудников. Научный коллектив для Миракяна никогда не был просто формальным подразделением, а был коллективом единомышленников, друзей, единоверцев. Он всегда именно так воспитывал свой коллектив, именно так относился к своим коллегам и требовал от них только такого же отношения. Обладая прирожденными качествами педагога, Миракян проявил себя как научный руководитель, способный сплотить коллектив для разработки новой научной проблематики, создать атмосферу поиска, творческого сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Для него не существовало понятия рабочий день, выходные или праздники. Главное это работа, движение вперед. Те, кто проработал с Миракяном бок о бок много лет или часто общался с ним, знали, что о науке он мог говорить всегда, и любой повседневный разговор все равно перерастал в научную дискуссию, потому что одним из его принципов было утверждение: я живу для того, чтобы работать, а не работаю для того, чтобы жить, и это не было красивой фразой, это соответствовало действительности. Основным научным достижением более чем 30летней творческой деятельности А.И.Миракяна является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственночувственного психического отражения. Анализируя историкофилософские и методологические основания традиционного изучения проблем восприятия, он показал, что в силу исторически обусловленного глубоко эмпирического мышления исследователей, изучение проблем восприятия исходно строилось на уже отраженных, имплицитно заданных продуктах самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, оставались неизученными. Отказываясь от традиционных эмпирических оснований изучения процессов восприятия, возможный выход за пределы продуктного, или физикального, подхода в изучении порождающих процессов восприятия Миракян видел в диалектикоматериалистическом понимании единства материи и психики и общности принципов их развития. В качестве таких принципов он предложил следующие: структурнопроцессуальной анизотропности, пространственновременной дискретизации, образования анизотропных отношений, сопредставленности и др. Выступая в качестве фундаментальных оснований, обусловливающих как возможность порождения разнообразных форм материи, так и саму возможность возникновения психического отражения на определенной ступени ее саморазвития, данные принципы в то же время являются индифферентными, независимыми относительно непосредственных эмпирических продуктов психического отражения и вместе с тем лежат в основе процессов их порождения. Концептуальной основой работы лаборатории, возглавляемой А.И.Миракяном, служили исходные представления о восприятии как процессе, в котором посредством естественноприродных принципов структурнопроцессуальной организации и функционирования отражающей системы осуществляется возможность порождения свойств и отношений объектов (форма, цвет, величина, движение и др.) независимо от модальности восприятия. Полученные теоретикоэкспериментальные данные подтвердили правомерность основных положений этой концепции. Обращение к проблеме непосредственночувственного порождения формы, пространственной протяженности, времени, являющихся основой и условием отражения человеком разнообразных свойств и отношений действительности, есть логический итог развития методологии трансцендентальной психологии, осмысления результатов исследования различных модальностей восприятия. Результаты этой многолетней работы нашли частичное отражение в докторской диссертации Аршака Миракяна Константность и полифункциональность восприятия, которую он защитил в 1988 году, в кандидатских диссертациях, подготовленных под его руководством, в монографиях Психология пространственного восприятия (1990), Константность и полифункциональность восприятия (1992), в коллективной монографии Принципы порождающего процесса восприятия (1992), в целом ряде статей, опубликованных в различных сборниках и журналах. А.И.Миракян использовал всякую возможность, чтобы обсудить или поделиться своими новыми мыслями и планами. В жарких и всегда эмоциональных многочасовых дискуссиях, которые неизменно проходили под магнитофон, принимали участие не только его коллегиоднополчане, но и такие ученые как: В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, Ю.М.Забродин, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, О.А.Конопкин, М.С.Шехтер, Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, Г.П.Щедровицкий и многие, многие другие. Ни в жизни, ни в науке, ни в дискуссиях он никогда не изменял себе, никогда не отказывался от избранного пути, был искренне преданным и бескорыстным Ученым, наука и жизнь для которого были неразделимы. В 1999году (благодаря поддержке РГНФ) была издана монография А.И.Миракяна Контуры трансцендентальной психологии (книга 1), что, безусловно, является подтверждением признания разрабатываемого им научного направления. Именно за рукопись этой монографии буквально в последние дни жизни Аршак Миракян получил премию имени А.А.Смирнова, учрежденную Психологическим институтом РАО. Аршак всю жизнь особенно дорожил мнением Анатолия Александровича Смирнова, и поэтому ему была так дорога оценка Институтом его деятельности. В последние годы жизни Миракян и руководимый им коллектив, наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия, занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. В частности, им предложены изобретения технических устройств, имитирующие принципы порождающего процесса восприятия в искусственных системах отражения. На эти изобретения Миракяном были получены авторские свидетельства. Знания, которые получал Аршак Миракян в прежние годы, никогда не оставались невостребованными. Именно обучение в Политехническом институте, опыт изобретателя позволили Миракяну заняться моделированием. Открытые им принципы порождающего процесса восприятия он воплотил, как он говорил, сначала в железе (он много дней и ночей самостоятельно конструировал, паял свою модель), а затем и в компьютерной модели. Учеба на филологическом факультете Ереванского университета также помогла в его научной деятельности. Никто так глубоко, точно и тонко не чувствовал прочитанный текст как Аршак. Он улавливал малейшие нюансы неточности, некорректности написанного или произнесенного текста. Как ученого Аршака всегда отличала оригинальность, нетрадиционность в постановке проблем исследования, методологическая глубина разработок, целеустремленность, граничащая с фанатизмом, в решении поставленных задач. Не всегда мысли Аршака Миракяна понимались и принимались его коллегами сразу, не всегда оценивались должным образом. Он искренне переживал и даже страдал изза этого, поскольку был полон замыслов и остро переживал невозможность их реализации. Долгое время плодотворно занимаясь проблемами психического отражения, в последние годы жизни Аршак не случайно обратился к наследию Г.И. Челпанова, через призму собственной теории осмысливал его понимание восприятия пространства и времени. Тем самым он продолжил лучшие традиции отечественной психологии, приближаясь на новом витке спирали к решению извечных вопросов науки, пониманию ее сущностных основ. Умер Аршак Исраелович Миракян 25апреля 1995года. (МоринаН.Л.; печатается с разрешения автора статьи)
Валентина святого болезнь. Одно из старых названий...
Валидность теста действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности . Выделяют несколько типов валидности: 1.Содержательную; 2.По критерию, или эмпирическую; 3.Понятийную, или...
Валлон (Wallon) Анри (15.06.1879, Париж 1962) французский психолог, педагог. Получил философское и медицинское образование. Свою карьеру начал в качестве психиатра. Затем обратился к изучению генезиса психики . Познание рассматривал как тесно связанное с действиями , что нашло отражение в его книге От действия к мысли (1942). Предложил схему стадий онтогенетического развития на основе эмоционального и познавательного...
Вальденштрёма синдром (Waldenstrom J., 1945). Одна из форм тиреотоксикоза, отличающаяся остротой течения. При отсутствии своевременного лечения возможен летальный исход. Наблюдаются психотические состояния, галлюцинации, бессонница или, наоборот, чрезмерная...
Вальтер-Бюэля триада (Walter-Buel Н., 1951). Признаки, характерные для органического психосиндрома: ослабление памяти, ухудшение понимания, недержание...
Вампир образ мертвеца, сосущего кровь у спящих. Этот образ, преследующий воображение пациента, достаточно часто встречается в клинической и психоаналитической практике и выражает собой визуализацию ощущений пациента того, что все его психические силы отбираются кемто другим. Как проявление бреда преследования характерен для шизофрении (PrinsH. Vampirism: a clinical condition, British J. O. Psychiatry, 1985, 146, p. 666668). В рамках глубинной психологии понимается как превращение архетипического образа Большой матери, которая предстает в угрожающем воплощении, связанном со смертью (NeumannE. Die Grosse Mutter, Zurich,...
Вампиризм (фр. vampire; нем. vampir— чудовище, призрак, высасывающий кровь из жертвы). Вид перверсии (садизма), при которой половое удовлетворение достигается осквернением трупа, нередко обезображиваемого, разрезаемого на части. Син.: некросадизм, некрофилия,...
Вартегга рисуночный тeст (Wartegg E., 1963). Проективный метод исследования личности. Больному предлагают 8 квадратов, содержащих знаки-раздражители (точку, волнистую линию, отрезки прямых в различных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирную полуокружность). Эти знаки рассматриваются как начальные линии рисунков, которые обследуемые должны создать на их основе. Интерпретация результатов, по Wartegg, является эклектической, однако апробация этой методики при исследовании больных шизофренией и эпилепсией показывает ее известную диагностическую значимость (Блейхер В.М., Чередниченко А.Т., 1976). K. Meili (1969) проводит аналогию между рисуночным тeстом Вартегга и методом Роршаха, так как оба они построены на переработке и интерпретации заданных стимулов в допускающих неоднозначную мотивацию условиях...
Вассермана реакция (Wasserman A., 1906). Серологическая реакция для диагностики сифилиса. Основана на свойстве сыворотки крови больных сифилисом образовывать с соответствующим антигеном комплекс, абсорбирующий комплемент (реакция связывания комплемента). При предположении о нейросифилисе Вассермана реакция проводится не только с кровью больного, но и с ликвором. В связи с частой неспецифически положительной реакцией Вассермана в крови ее дополняют осадочными реакциями Кана и Закса—Витебского (при взаимодействии сыворотки крови больных сифилисом с липидным антигеном происходит образование преципитатов). Оценка результатов до 4...
Вателя синдром. Резкая декомпенсация личности в связи с неблагоприятной ситуацией профессионального характера, совершенно неадекватная реальной ситуации. Характерна острота симптоматики — тревога, предчувствие неизбежной смерти, паника, суицидальные мысли и поступки. Преморбидные личностные особенности: незрелость, изоляция от окружающих людей. Последняя может быть как личностно-типологической особенностью, так и проявлением механизмов психологической защиты. Происходит акцентуация, актуализация прежних травмирующих ситуаций или неразрешенных конфликтов. Описан M.P.Livadon, M.M.Quidu, M.J.Rabardel (1963) и рассматривается ими как невроз эмоциональной сенсибилизации. Ватель — повар принца Конде, известный тем, что предпочел самоубийство в ситуации, которая угрожала его профессиональной чести, опасаясь, что к столу не поспеет свежая морская...
Вацлавик Пауль (род.1921) американский психиатр и психолог. Родился в Австрии, работал в Швейцарии, в 1967г. переехал в США. Руководитель научноисследовательского института в Пало Альто. С 1976г. профессор Станфордского университета. Специалист по проблемам социальной психологии, в частности человеческих коммуникаций. Литература. Pragmatics of Human Communication. N.Y., 1967 (et al.); Die Moglichkeit des Anderssein. Zur Technik der terapeutischen Kommunikation. Bern, 1977; How real is real? Bern, 1977; Losungen. Zur Orie und Praxis menschlichen Wandels. Bern, 1985 (mit WeaklandJ.,...
Введенский Александр Иванович (1856 1925) русский философ и психолог. Разработал на основе учения И.Канта философскую систему логицизма. В книгах О пределах и признаках одушевления (1892) и Психология без всякой метафизики отвергал экспериментальный подход к анализу душевной...
Вебер (Weber) Эрнст Генрих (24.6.1795, Виттенберг 26.1.1878, Лейпциг) немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения. С 1818г. он профессор анатомии, с 1840г. профессор физиологии Лейпцигского университета; изучал тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца (1845). Иностранный членкорреспондент Петербургской Академии Наук (1869). Проводил свои исследования прежде всего в области физиологии органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Исследовал эффект температурной адаптации : если сначала поместить одну руку в прохладную воду, а другую в горячую, то теплая вода после этого будет казаться для первой руки как более теплая, чем для второй. Анализ осязания (Об осязании)...
Вегетативная нервная система структуры нервной системы высших животных, работа которых обеспечивает управление вегетативными, или растительными, функциями организма (пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и энергии, выделением) за счет контроля за моторной и секреторной деятельности внутренних органов. Выделяют симпатическую нервную систему, которая регулирует иннервируемый орган прежде всего за счет медиатора норадреналина, и парасимпатическую нервную систему, которая регулирует иннервируемый орган прежде всего за счет медиатора ацетилхолина. Их действие на органы и системы организма противоположено. Общее согласование вегетативных функций происходит на уровне...
Ведущая деятельность теоретический конструкт, обозначающий деятельность , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют следующие ведущие деятельности: 1.Непосредственное общение младенца со взрослыми; 2.Предметноманипулятивная деятельность в раннем детстве; 3.Сюжетноролевая игра дошкольного возраста; 4. Учебная деятельность школьников; 5.Профессионально-учебная деятельность...
Векслер (Wechsler) Давид (12.1.1896, Леспеди, Румыния 2.5.1981, НьюЙоркСити) американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей. Образование получил в Колледже НьюЙоркСити (магистр искусств, 1916) и в Колумбийском университете (доктор философии, 1925). С 1932г. по 1967г. работал в качестве главного психолога в Психиатрической клинике Бельвью в НьюЙоркСити. С 1942г. по 1970г. был клиническим профессором Медицинского колледжа НьюЙоркСити, с 1970 почетным профессором. Если используемые в его время тесты интеллекта разрабатывались первоначально для детей, а на взрослых переносились после добавления заданий более трудных, но того же типа, то Векслер создал тест шкалу ВекслераБельвью специально для взрослых....
Вера в справедливый мир феномен социальных установок, автор М.Лернер. Большинство людей безотчетно считают, что окружающий мир имеет в себе внутреннее свойство справедливости. Добро и зло должны быть вознаграждены. Даже случайные события должны соответствовать моральным заслугам тех людей, с которыми они случаются. Эти установки проявляются также в том, что как нравственные воспринимаются, например, богатые или удачливые люди (повидимому, они это заслужили). Литература. LernerM. Social psychology of justice and interpersonal attraction // Foundation of Interpersonal Attraction. N.Y.,...
Вербальная агрессия агрессивное поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания...
Вербальная парафазия болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустикомнестической афазии . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово...
Вергентные движения (лат. vergo склоняюсь) макродвижения глаз , приводящие к изменению угла между зрительными осями левого и правого глаза. Вергентные движения выступают фактором, обеспечивающим бинокулярное зрение . Они разделяются на движения конвергенции , сводящие глаза, дивергенции , разводящие глаза, циклофузионные, или торсионные движения, меняющие ориентации сетчаток левого и правого глаз. Являются более поздним филогенетическим приобретением, чем версионные движения , и имеют свою собственную систему...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]