Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем ассоциативного профессора по психологии в области восприятия , когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению (Personality under Social Catastrophe: Ninety Life Histories of the Nazi Revolution (совм. с AllportG.W., JandorfE.M.), Character and Personality, 1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов , целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception (совм. с GoodmanC.), J. of Abnorm. and Social Psychol., 1947, 42, 3344; в рус. пер. Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм. с PostmanL.), J. of Personality, 1947, 16). На основе этих исследований Брунер предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий , в образной и языковой форме (Studies in Cognitive Growth (совм. с OlverR.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросскультурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но изза столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. Литература .
Тест . Опросник межличностных отношений. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: эмпатия (понимание тонких душевных переживаний), конгруентность (доверие при общении),...
Журнал Немецкий журнал по психологии. Научнореферативный журнал, орган Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science), издаваемый с 1977г. психологическим книгоиздательством К.Й.Хогрефе (Verlag fur Psychologie Dr. C.J.Hogrefe) в Геттингене, Торонто и Цюрихе. Периодичность: 4номера в год (в 1977г. только 2номера). Ответственные редакторы издания: Б.Дааме, Х.Фегер, Г.Люер, Э.Миттенекер, К.Павлик, М.Перрец, Ф.Реслер, Х.Зюдов, В.Х.Так. В журнале публикуются обзоры, сообщения, подробные рефераты журнальных статей, книг и психологических тестов, отражающих психологические исследования в немецкоязычных странах практически по всем областям...
Тест . Опросник релаксации. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: физическое напряжение, физическая оценка, когнитивное...
Тест . Методика для оценки индивидуального качества жизни. Источник . The Schedule for the Evaluatien of Individual Quality of Life (SEIQOL)/OBoyleC.A.//Int. J. Ment. Health, 1994, 23, N3,...
Тест . Тест анализа школьной мотивации. Структура . Методика включает в себя 10 шкал (в том числе: суперэго, самоощущение). Источник. Multivar. Exp. Clin. Res. 1989,...
Тест . Шкала сексуальности. Авторы . S.William, P.Dennis (1989). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: сексуальная самооценка, самооценка подавленности, сексуальная...
Тест . Шкала одиночества. Авторы . RussellD., PeplauL.A., CutronaC.E. Источник . RussellD., PeplauL.A., CutronaC.E. The revised UCLA Leneliness Scala: Concurrent and discrinant validity evidence. //J. o. Personality and Social. Ps., 1980, 39, 472480. Текст методики...
- 1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми. 2. Мне не достает общения. 3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить. - 4. Я не ощущаю, что одинок. - 5. Я чувствую, что принадлежу к какомулибо коллективу. - 6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают. 7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости. 8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми. - 9. Я открыт к общению с другими людьми. - 10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения. 11. Я чувствую, что меня...
Тест . Трехфакторный личностный опросник. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: поиск нового, избегание опасности, зависимость от...
Тест . Трирский опросник личности. Основан на модели личности P.Borkenau. Структура . Методика включает в себя два интегральных фактора: контроль за поведением (17 пунктов) и душевное здоровье (20), и ряд шкал: наполненность смысломдепрессия (12), самозабвениецентрация на себе (8), свобода от внутренних проблемневротизация, эксансивность (12), автономия (15), чувство собственной ценности (12), способность к любви...
Атип личности (от греч. arteria кровеносный сосуд и typos образ) характеристики личности , авторы М.Фридман, Р.Роземан. Система признаков, полученных на основе личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания сердечнососудистой системы (ишемическая болезнь сердца). Среди этих признаков ведущая роль признается за тенденцией к конкурированию (стремлением к достижению) и нетерпеливостью (раздражительностью), а также недооценка телесных ощущений. Это составляет сущность поведения, которое приводит к сердечным нарушениям. Литература. ЯзыковаТ.А., ЗайцевВ.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция // Психологический журнал. 1990, т.11,...
(Abadie J., 1905).. Нечувствительность пяточного сухожилия к сдавливанию. Наблюдается в симптомокомплексе локомоторной атаксии при спинной сухотке, а также довольно часто при прогрессивном...
(Греч. а - без-, не-, basis - шаг). Утрата способности стояния на ногах и ходьбы, хотя в лежачем положении больной обнаруживает способность совершать движения в достаточной силе и объеме. Часто сочетается с астазией (астазия-абазия). Характерна для истерии. Наблюдается также при состояниях нарушенного равновесия и при двигательных расстройствах нижних конечностей (гиперкинезы, мышечные...
(Лат. аЬ - от, alienus - чужой). Отчуждение. Симптом личностных изменений. Наблюдается при шизофрении (в рамках аутизма) и при психопатиях, патохарактерологических...
[Абашев-Константиновский А.Л., 1966]. Слабоумие лакунарного характера, возникающее после инсульта у больных, до того не обнаруживавших проявлений деменции. Характерно острое возникновение стойкого синдрома...
См. Симптомы...
(Hubbard L.R.) - термин используемый в Дианетике. Отклонение от рационального мышления или поведения. Противоположностью аберрации является психическое...
Аберрация (от лат. aberratio уклонение) явление, происходящее в глазе. Заключается в том, что световые лучи света, после прохождения через хрусталик пересекаются не в одной точке и дают расплывчатое изображение. При сферической аберрации лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокусе за хрусталиком ближе, чем прошедшие через центральную часть. При хроматической аберрации фокус коротковолновых (синефиолетовых) лучей находится ближе фокуса длинноволновых...
(А - греч. + бета + греч. lipos - жир+proteinos - простой белок) [Bassen H.A., Kornzweig A.L., 1950]. Комплекс наследственно-рецессивных аномалий: полное отсутствие беталипопротеинов в крови, уменьшение количества холестерина и фосфолипидов в крови, акантоцитоз, тапеторетинальная дегенерация, прогрессирующая атаксия, умственное недоразвитие. Син.: синдром...
(Греч. а + греч. bios - жизнь, trophe - питание). Преждевременное угасание жизненных возможностей клеток или тканей систем организма, характеризующееся, прежде всего, снижением адаптационных возможностей и уровня их функционирования. Теории Абиотрофии рассматривают ее как этиологический фактор ряда врожденных, генетически обусловленных заболеваний центральной нервной системы: шизофрении, болезней Пика, Альцгеймера, Вильсона, Паркинсона, хореи...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]