Exit Project: Глоссарий: Руссо (Rousseau) Жан Жак

Руссо (Rousseau) Жан Жак



Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .

Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

The Barrett-Lennard Relationship Inventory

Тест . Опросник межличностных отношений. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: эмпатия (понимание тонких душевных переживаний), конгруентность (доверие при общении),...

The German Journal of Psychology. A Quarterly Reviews, Reports and Comprehensive Abstracts

Журнал Немецкий журнал по психологии. Научнореферативный журнал, орган Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science), издаваемый с 1977г. психологическим книгоиздательством К.Й.Хогрефе (Verlag fur Psychologie Dr. C.J.Hogrefe) в Геттингене, Торонто и Цюрихе. Периодичность: 4номера в год (в 1977г. только 2номера). Ответственные редакторы издания: Б.Дааме, Х.Фегер, Г.Люер, Э.Миттенекер, К.Павлик, М.Перрец, Ф.Реслер, Х.Зюдов, В.Х.Так. В журнале публикуются обзоры, сообщения, подробные рефераты журнальных статей, книг и психологических тестов, отражающих психологические исследования в немецкоязычных странах практически по всем областям...

The Relaxation Inventory

Тест . Опросник релаксации. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: физическое напряжение, физическая оценка, когнитивное...

The Schedule for the Evaluatien of Individual Quality of Life (SEIQOL)

Тест . Методика для оценки индивидуального качества жизни. Источник . The Schedule for the Evaluatien of Individual Quality of Life (SEIQOL)/OBoyleC.A.//Int. J. Ment. Health, 1994, 23, N3,...

The School Motivation Analysis Test

Тест . Тест анализа школьной мотивации. Структура . Методика включает в себя 10 шкал (в том числе: суперэго, самоощущение). Источник. Multivar. Exp. Clin. Res. 1989,...

The Sexualy Scale

Тест . Шкала сексуальности. Авторы . S.William, P.Dennis (1989). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: сексуальная самооценка, самооценка подавленности, сексуальная...

The UCLA Leneliness Scala. Revised

Тест . Шкала одиночества. Авторы . RussellD., PeplauL.A., CutronaC.E. Источник . RussellD., PeplauL.A., CutronaC.E. The revised UCLA Leneliness Scala: Concurrent and discrinant validity evidence. //J. o. Personality and Social. Ps., 1980, 39, 472480. Текст методики...

The UCLA Leneliness Scala. Revised

- 1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми. 2. Мне не достает общения. 3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить. - 4. Я не ощущаю, что одинок. - 5. Я чувствую, что принадлежу к какомулибо коллективу. - 6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают. 7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости. 8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми. - 9. Я открыт к общению с другими людьми. - 10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения. 11. Я чувствую, что меня...

Tridemensional Personality Questionnaire

Тест . Трехфакторный личностный опросник. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: поиск нового, избегание опасности, зависимость от...

Trier Personlichkeitsfragebogen

Тест . Трирский опросник личности. Основан на модели личности P.Borkenau. Структура . Методика включает в себя два интегральных фактора: контроль за поведением (17 пунктов) и душевное здоровье (20), и ряд шкал: наполненность смысломдепрессия (12), самозабвениецентрация на себе (8), свобода от внутренних проблемневротизация, эксансивность (12), автономия (15), чувство собственной ценности (12), способность к любви...

А-тип личности

Атип личности (от греч. arteria кровеносный сосуд и typos образ) характеристики личности , авторы М.Фридман, Р.Роземан. Система признаков, полученных на основе личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания сердечнососудистой системы (ишемическая болезнь сердца). Среди этих признаков ведущая роль признается за тенденцией к конкурированию (стремлением к достижению) и нетерпеливостью (раздражительностью), а также недооценка телесных ощущений. Это составляет сущность поведения, которое приводит к сердечным нарушениям. Литература. ЯзыковаТ.А., ЗайцевВ.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция // Психологический журнал. 1990, т.11,...

Абади симптом

(Abadie J., 1905).. Нечувствительность пяточного сухожилия к сдавливанию. Наблюдается в симптомокомплексе локомоторной атаксии при спинной сухотке, а также довольно часто при прогрессивном...

Абазия

(Греч. а - без-, не-, basis - шаг). Утрата способности стояния на ногах и ходьбы, хотя в лежачем положении больной обнаруживает способность совершать движения в достаточной силе и объеме. Часто сочетается с астазией (астазия-абазия). Характерна для истерии. Наблюдается также при состояниях нарушенного равновесия и при двигательных расстройствах нижних конечностей (гиперкинезы, мышечные...

Абалиенация

(Лат. аЬ - от, alienus - чужой). Отчуждение. Симптом личностных изменений. Наблюдается при шизофрении (в рамках аутизма) и при психопатиях, патохарактерологических...

Абашева-Константиновского синдром

[Абашев-Константиновский А.Л., 1966]. Слабоумие лакунарного характера, возникающее после инсульта у больных, до того не обнаруживавших проявлений деменции. Характерно острое возникновение стойкого синдрома...

Абели симптом

См. Симптомы...

Аберрация

(Hubbard L.R.) - термин используемый в Дианетике. Отклонение от рационального мышления или поведения. Противоположностью аберрации является психическое...

Аберрация

Аберрация (от лат. aberratio уклонение) явление, происходящее в глазе. Заключается в том, что световые лучи света, после прохождения через хрусталик пересекаются не в одной точке и дают расплывчатое изображение. При сферической аберрации лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокусе за хрусталиком ближе, чем прошедшие через центральную часть. При хроматической аберрации фокус коротковолновых (синефиолетовых) лучей находится ближе фокуса длинноволновых...

Абеталипопротеинемия

(А - греч. + бета + греч. lipos - жир+proteinos - простой белок) [Bassen H.A., Kornzweig A.L., 1950]. Комплекс наследственно-рецессивных аномалий: полное отсутствие беталипопротеинов в крови, уменьшение количества холестерина и фосфолипидов в крови, акантоцитоз, тапеторетинальная дегенерация, прогрессирующая атаксия, умственное недоразвитие. Син.: синдром...

Абиотрофия

(Греч. а + греч. bios - жизнь, trophe - питание). Преждевременное угасание жизненных возможностей клеток или тканей систем организма, характеризующееся, прежде всего, снижением адаптационных возможностей и уровня их функционирования. Теории Абиотрофии рассматривают ее как этиологический фактор ряда врожденных, генетически обусловленных заболеваний центральной нервной системы: шизофрении, болезней Пика, Альцгеймера, Вильсона, Паркинсона, хореи...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Руссо (Rousseau) Жан Жак