Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (19361939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В.Дильтея наук о духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельностиЯ, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. Хрестоматия по истории психологии, М., 1980, с. 286300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: Психология личности. Тексты, М., 1982, с. 5559), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовнонаучной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение форм жизни. Таких основных идеальных типов индивидуальности , обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность , обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какаято из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом , П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: Psychologie des Jugendalters, Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: Педология юности, М.Л., 1931. Литература .
Тест . Опросник межличностных отношений. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: эмпатия (понимание тонких душевных переживаний), конгруентность (доверие при общении),...
Журнал Немецкий журнал по психологии. Научнореферативный журнал, орган Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science), издаваемый с 1977г. психологическим книгоиздательством К.Й.Хогрефе (Verlag fur Psychologie Dr. C.J.Hogrefe) в Геттингене, Торонто и Цюрихе. Периодичность: 4номера в год (в 1977г. только 2номера). Ответственные редакторы издания: Б.Дааме, Х.Фегер, Г.Люер, Э.Миттенекер, К.Павлик, М.Перрец, Ф.Реслер, Х.Зюдов, В.Х.Так. В журнале публикуются обзоры, сообщения, подробные рефераты журнальных статей, книг и психологических тестов, отражающих психологические исследования в немецкоязычных странах практически по всем областям...
Тест . Опросник релаксации. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: физическое напряжение, физическая оценка, когнитивное...
Тест . Методика для оценки индивидуального качества жизни. Источник . The Schedule for the Evaluatien of Individual Quality of Life (SEIQOL)/OBoyleC.A.//Int. J. Ment. Health, 1994, 23, N3,...
Тест . Тест анализа школьной мотивации. Структура . Методика включает в себя 10 шкал (в том числе: суперэго, самоощущение). Источник. Multivar. Exp. Clin. Res. 1989,...
Тест . Шкала сексуальности. Авторы . S.William, P.Dennis (1989). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: сексуальная самооценка, самооценка подавленности, сексуальная...
Тест . Шкала одиночества. Авторы . RussellD., PeplauL.A., CutronaC.E. Источник . RussellD., PeplauL.A., CutronaC.E. The revised UCLA Leneliness Scala: Concurrent and discrinant validity evidence. //J. o. Personality and Social. Ps., 1980, 39, 472480. Текст методики...
- 1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми. 2. Мне не достает общения. 3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить. - 4. Я не ощущаю, что одинок. - 5. Я чувствую, что принадлежу к какомулибо коллективу. - 6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают. 7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости. 8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми. - 9. Я открыт к общению с другими людьми. - 10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения. 11. Я чувствую, что меня...
Тест . Трехфакторный личностный опросник. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: поиск нового, избегание опасности, зависимость от...
Тест . Трирский опросник личности. Основан на модели личности P.Borkenau. Структура . Методика включает в себя два интегральных фактора: контроль за поведением (17 пунктов) и душевное здоровье (20), и ряд шкал: наполненность смысломдепрессия (12), самозабвениецентрация на себе (8), свобода от внутренних проблемневротизация, эксансивность (12), автономия (15), чувство собственной ценности (12), способность к любви...
Атип личности (от греч. arteria кровеносный сосуд и typos образ) характеристики личности , авторы М.Фридман, Р.Роземан. Система признаков, полученных на основе личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания сердечнососудистой системы (ишемическая болезнь сердца). Среди этих признаков ведущая роль признается за тенденцией к конкурированию (стремлением к достижению) и нетерпеливостью (раздражительностью), а также недооценка телесных ощущений. Это составляет сущность поведения, которое приводит к сердечным нарушениям. Литература. ЯзыковаТ.А., ЗайцевВ.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция // Психологический журнал. 1990, т.11,...
(Abadie J., 1905).. Нечувствительность пяточного сухожилия к сдавливанию. Наблюдается в симптомокомплексе локомоторной атаксии при спинной сухотке, а также довольно часто при прогрессивном...
(Греч. а - без-, не-, basis - шаг). Утрата способности стояния на ногах и ходьбы, хотя в лежачем положении больной обнаруживает способность совершать движения в достаточной силе и объеме. Часто сочетается с астазией (астазия-абазия). Характерна для истерии. Наблюдается также при состояниях нарушенного равновесия и при двигательных расстройствах нижних конечностей (гиперкинезы, мышечные...
(Лат. аЬ - от, alienus - чужой). Отчуждение. Симптом личностных изменений. Наблюдается при шизофрении (в рамках аутизма) и при психопатиях, патохарактерологических...
[Абашев-Константиновский А.Л., 1966]. Слабоумие лакунарного характера, возникающее после инсульта у больных, до того не обнаруживавших проявлений деменции. Характерно острое возникновение стойкого синдрома...
См. Симптомы...
(Hubbard L.R.) - термин используемый в Дианетике. Отклонение от рационального мышления или поведения. Противоположностью аберрации является психическое...
Аберрация (от лат. aberratio уклонение) явление, происходящее в глазе. Заключается в том, что световые лучи света, после прохождения через хрусталик пересекаются не в одной точке и дают расплывчатое изображение. При сферической аберрации лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокусе за хрусталиком ближе, чем прошедшие через центральную часть. При хроматической аберрации фокус коротковолновых (синефиолетовых) лучей находится ближе фокуса длинноволновых...
(А - греч. + бета + греч. lipos - жир+proteinos - простой белок) [Bassen H.A., Kornzweig A.L., 1950]. Комплекс наследственно-рецессивных аномалий: полное отсутствие беталипопротеинов в крови, уменьшение количества холестерина и фосфолипидов в крови, акантоцитоз, тапеторетинальная дегенерация, прогрессирующая атаксия, умственное недоразвитие. Син.: синдром...
(Греч. а + греч. bios - жизнь, trophe - питание). Преждевременное угасание жизненных возможностей клеток или тканей систем организма, характеризующееся, прежде всего, снижением адаптационных возможностей и уровня их функционирования. Теории Абиотрофии рассматривают ее как этиологический фактор ряда врожденных, генетически обусловленных заболеваний центральной нервной системы: шизофрении, болезней Пика, Альцгеймера, Вильсона, Паркинсона, хореи...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]