Профессиональные установки (от лат. profiteor объявляю своим делом) система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задача вхождения в мир профессий. Выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или неуспешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и оценка им своих ценностей, с другой. Тесно связаны с эмоциональными состояниями, в частности, успешное профессиональное развитие осуществляется в большинстве случаев при поддержке эмоций стенического круга (усердие, честолюбие, решительность). Развитие профессиональных установок включено в процесс общего психического развития, что заставляет рассматривать их в контексте задач возрастного развития. Успешные решения человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития. Для западной культурной традиции задачи профессионального развития и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в профессиональном обучении; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством (КудрявцевТ.В., ШегуроваВ.Ю.). Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то принято говорить о их зрелости. В ситуации выбора профессии профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться со вторичными эмоциональными проблемами. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение (JaideW.). Индивидуальные реакции в которых проявляются профессиональные установки на это бывают очень разные. Так, выделяют типовые профессиональных установок: с преобладанием нерешительности; послушности; меркантилизма или целеустремленности (Ф.Седлак. 1984). В соответствии с моделью Д.Сьюпера, для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Яконцепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуальноспецифических проявлений. Получила широкое распространение методика, предложенная Дж.Крайтсом Шкала зрелости профессиональных установок . Литература. SuperD.E.,et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957; JaideW. Die Berufswahl. Munchen: Juventa. 1966; CritesJ.O. Career Development Processes // Vocational Guidance and Human Development /HeerE.L. (Ed.). Boston: Houghton Mifflin. 1974, p.296320; КудрявцевТ.В., ШегуроваВ.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983, N2. Исследования .
Тест . Опросник межличностных отношений. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: эмпатия (понимание тонких душевных переживаний), конгруентность (доверие при общении),...
Журнал Немецкий журнал по психологии. Научнореферативный журнал, орган Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science), издаваемый с 1977г. психологическим книгоиздательством К.Й.Хогрефе (Verlag fur Psychologie Dr. C.J.Hogrefe) в Геттингене, Торонто и Цюрихе. Периодичность: 4номера в год (в 1977г. только 2номера). Ответственные редакторы издания: Б.Дааме, Х.Фегер, Г.Люер, Э.Миттенекер, К.Павлик, М.Перрец, Ф.Реслер, Х.Зюдов, В.Х.Так. В журнале публикуются обзоры, сообщения, подробные рефераты журнальных статей, книг и психологических тестов, отражающих психологические исследования в немецкоязычных странах практически по всем областям...
Тест . Опросник релаксации. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: физическое напряжение, физическая оценка, когнитивное...
Тест . Методика для оценки индивидуального качества жизни. Источник . The Schedule for the Evaluatien of Individual Quality of Life (SEIQOL)/OBoyleC.A.//Int. J. Ment. Health, 1994, 23, N3,...
Тест . Тест анализа школьной мотивации. Структура . Методика включает в себя 10 шкал (в том числе: суперэго, самоощущение). Источник. Multivar. Exp. Clin. Res. 1989,...
Тест . Шкала сексуальности. Авторы . S.William, P.Dennis (1989). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: сексуальная самооценка, самооценка подавленности, сексуальная...
Тест . Шкала одиночества. Авторы . RussellD., PeplauL.A., CutronaC.E. Источник . RussellD., PeplauL.A., CutronaC.E. The revised UCLA Leneliness Scala: Concurrent and discrinant validity evidence. //J. o. Personality and Social. Ps., 1980, 39, 472480. Текст методики...
- 1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми. 2. Мне не достает общения. 3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить. - 4. Я не ощущаю, что одинок. - 5. Я чувствую, что принадлежу к какомулибо коллективу. - 6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают. 7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости. 8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми. - 9. Я открыт к общению с другими людьми. - 10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения. 11. Я чувствую, что меня...
Тест . Трехфакторный личностный опросник. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: поиск нового, избегание опасности, зависимость от...
Тест . Трирский опросник личности. Основан на модели личности P.Borkenau. Структура . Методика включает в себя два интегральных фактора: контроль за поведением (17 пунктов) и душевное здоровье (20), и ряд шкал: наполненность смысломдепрессия (12), самозабвениецентрация на себе (8), свобода от внутренних проблемневротизация, эксансивность (12), автономия (15), чувство собственной ценности (12), способность к любви...
Атип личности (от греч. arteria кровеносный сосуд и typos образ) характеристики личности , авторы М.Фридман, Р.Роземан. Система признаков, полученных на основе личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания сердечнососудистой системы (ишемическая болезнь сердца). Среди этих признаков ведущая роль признается за тенденцией к конкурированию (стремлением к достижению) и нетерпеливостью (раздражительностью), а также недооценка телесных ощущений. Это составляет сущность поведения, которое приводит к сердечным нарушениям. Литература. ЯзыковаТ.А., ЗайцевВ.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция // Психологический журнал. 1990, т.11,...
(Abadie J., 1905).. Нечувствительность пяточного сухожилия к сдавливанию. Наблюдается в симптомокомплексе локомоторной атаксии при спинной сухотке, а также довольно часто при прогрессивном...
(Греч. а - без-, не-, basis - шаг). Утрата способности стояния на ногах и ходьбы, хотя в лежачем положении больной обнаруживает способность совершать движения в достаточной силе и объеме. Часто сочетается с астазией (астазия-абазия). Характерна для истерии. Наблюдается также при состояниях нарушенного равновесия и при двигательных расстройствах нижних конечностей (гиперкинезы, мышечные...
(Лат. аЬ - от, alienus - чужой). Отчуждение. Симптом личностных изменений. Наблюдается при шизофрении (в рамках аутизма) и при психопатиях, патохарактерологических...
[Абашев-Константиновский А.Л., 1966]. Слабоумие лакунарного характера, возникающее после инсульта у больных, до того не обнаруживавших проявлений деменции. Характерно острое возникновение стойкого синдрома...
См. Симптомы...
(Hubbard L.R.) - термин используемый в Дианетике. Отклонение от рационального мышления или поведения. Противоположностью аберрации является психическое...
Аберрация (от лат. aberratio уклонение) явление, происходящее в глазе. Заключается в том, что световые лучи света, после прохождения через хрусталик пересекаются не в одной точке и дают расплывчатое изображение. При сферической аберрации лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокусе за хрусталиком ближе, чем прошедшие через центральную часть. При хроматической аберрации фокус коротковолновых (синефиолетовых) лучей находится ближе фокуса длинноволновых...
(А - греч. + бета + греч. lipos - жир+proteinos - простой белок) [Bassen H.A., Kornzweig A.L., 1950]. Комплекс наследственно-рецессивных аномалий: полное отсутствие беталипопротеинов в крови, уменьшение количества холестерина и фосфолипидов в крови, акантоцитоз, тапеторетинальная дегенерация, прогрессирующая атаксия, умственное недоразвитие. Син.: синдром...
(Греч. а + греч. bios - жизнь, trophe - питание). Преждевременное угасание жизненных возможностей клеток или тканей систем организма, характеризующееся, прежде всего, снижением адаптационных возможностей и уровня их функционирования. Теории Абиотрофии рассматривают ее как этиологический фактор ряда врожденных, генетически обусловленных заболеваний центральной нервной системы: шизофрении, болезней Пика, Альцгеймера, Вильсона, Паркинсона, хореи...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]