Exit Project: Глоссарий: Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)



Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.

Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).

На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).

Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).

Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).

В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.

Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.

После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).

В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.

Литература:

В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
11.12.2001
Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Вернер (Werner) Хайнц

Вернер (Werner) Хайнц (11.2.1890, Вена 14.5.1964, Вустер, Массачусетс) немецкоамериканский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития, близкий по своим взглядам к Г.Кафке . В 1926г. в Гамбурге ему было присвоено звание профессора, с 1933г. он читал гостевые лекции в различных американских университетах (в Мичигане, 1933, в Кембридже, 1936), с 1944г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 в университете Кларка в Вустере. Вернер принадлежал к пионерам сравнительной психологии развития. По его мнению, генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения , т.е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии , в патопсихологии и в психологии...

Версионные движения

Версионные движения (от лат. verto двигаю, вращаю) макродвижения глаз , дополняющие вергентные движения . Они разделяются на быстрые саккадические , с помощью которых осуществляется коррекция положения, медленные следящие движения , с помощью которых происходит коррекция скорости движения глаз относительно целей, находящихся на константном расстоянии от наблюдателя, компенсаторные движения глаз вестибулярного происхождения, обеспечивающие сохранение направления зрительных осей в пространстве при изменениях положения и скорости движения...

Вертгеймер (Wetrheimer) Макс

Вертгеймер (Wetrheimer) Макс (15.04.1880, Прага 12.10.1943, Нью-Йорк) немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии . В 1912г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения , положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое короткое замыкание. С 20хгг. приступил при помощи метода рассуждения вслух (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления . Также занимался проблемами музыкального восприятия , психологии примитивных народов, парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи...

Вертикальные декаляжи (в концепции Ж. Пиаже)

Вертикальные декаляжи (в концепции Ж.Пиаже) повторение на новом уровне развития таких интеллектуальных феноменов, которые были преодолены на предшествующем уровне, что свидетельствует о постепенной дифференциации типов группировок (практических, логических, инфралогических). Это оказывается возможным за счет сходства познавательных структур и содержания, на которое они ориентированы, разных уровней развития, характеризующихся применением разных...

Вершинное переживание

Вершинное переживание понятие теории самоактуализации личности, автор А.Маслоу. Глубинное переживание индивида, выступающее ключом в процессе его...

Вестибулярная система

Вестибулярная система структурнофункциональная система, предназначенная для восприятия и анализа пространственной информации. Ее основой выступила система распознавания направления силы гравитации, имеющаяся у большинства беспозвоночных, которая в процессе эволюции оформилась в аппарат полукружных каналов, за счет которого поступает информация о положении головы и тела и направлении...

Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология

Научный журнал издательства Московского университета. Периодичность: 4 номера в год. Главный редактор: Е.А.Климов. Журнал публикует статьи сотрудников факультета психологии МГУ практически по всем разделам...

Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы

Научнометодический журнал, учрежденный Консорциумом Социальное здоровье России. Периодичность: 4номера в год. Статьи журнала распределены по отделам: подготовка социальных и психосоциальных работников, психосоциальные технологии, отечественный и зарубежный опыт создания социальных служб. Журнал предназначен для социальных работников, практических психологов, сотрудников психосоциальных служб, преподавателей и...

Вибрационная чувствительность

Вибрационная чувствительность чувствительность к колебательным воздействиям на кожу. Предполагается, что вибрационная чувствительность является переходной формой между тактильной чувствительностью и слуховой . С ее помощью могут восприниматься воздействия в диапазоне от 1 до 10000 Гц; наиболее высока чувствительность к частотам 200250 Гц. Более развита вибрационная чувствительность дистальных частей конечностей, на основании которой возможно обучение произношению звуков речи...

Вивес Хуан Луис

Вивес (Vives) Хуан Луис (6.03.1492, Валенсия 6.05.1540) испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Оксфорда и Лувена. Был изгнан из Англии, переехал в Бельгию. Был лично знаком с Э.Роттердамским. Критиковал схоластику, предлагая в качестве метода познания наблюдение и эксперимент. Предлагал трактовать основным вопросом психологии не соотношение души и тела, а реальные проявления души. Сочинения. Obras completas. T.12, Madrid,...

Видео-арт терапия

Видеоарт терапия (от лат. video вижу, art искусство, therapeia лечение) форма когнитивной психотерапии , автор S.A.McNiff (1975г.). Основана на показе наиболее типичных приемов разрешения внутриличностных конфликтов на материале произведений кинематографического искусства. Наиболее частыми темами выступают темы секса и любви, ненависти и...

Виды памяти

Виды памяти структурные особенности мнемической деятельности , связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала. По характеру запоминаемого материала могут быть выделены зрительная, слуховая, осязательная память. По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную , где хранение осуществляется не более 1,5с., кратковременную с временем хранения не более 30с. и долговременную память , позволяющую хранить материал...

Виды речи

Виды речи классификация компонентов речевого общения. Различают внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной или пассивной, и внутреннюю. При выполнении целевых функций в структуре какоголибо специального общения, речь модифицируется, приобретая поэтическую, магическую...

Визуальное мышление

Визуальное мышление способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает нагляднодейственное и нагляднообразное мышление , где при уподоблении предметнопрактических и чувственнопрактических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия . В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и...

Викарные перцептивные действия

Викарные перцептивные действия (от лат. vicarius заменяющий, замещающий) перцептивные действия зрительной системы. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки, и совершаются малоамплитудными движениями глаз (дрейф, быстрые скачки), ведущие к избирательному изменению чувствительности отдельных участков сетчатки. Субъективно это осознается как перемещение внимания по полю стабилизированного...

Вирджиния Сатир (Virginia Satir)

[img]Вирджиния Сатир (Virginia Satir) (1916-1988) - американский психолог. Родилась в Висконсине 26 июня 1916г. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии. Занималась частной психотерапевтической практикой. С 1955 по 1958 г. участвовала в программе психологии семьи Института психиатрии штата Иллинойс, затем работала в Калифорнийском научно-исследовательском институте психиатрии в Пало Альто. С 1973 г. - профессор университетов Винсконсин и Чикаго. Одной и первых обратилась к исследованию проблемы психологии семьи и семейной терапии (Совместная семейная терапия. 1964). Статью...

Витасек Ст.

Витасек (Witasek) Ст. (1870 1915) немецкий психолог, представитель австрийской психологической школы. Специалист по проблемам восприятия. Пытался объяснить психопатологические явления снижением гештальтобразующей деятельности субъекта. Сочинения. Grundzuge der allgemeinen Asthetik. Lpz.: Barth, 1904; Grundlinien der Psychologie. Lpz., 1908; Psychologie der Raumwahrnehmung des Auges. Lpz., 1910. Литература. СоколоваЕ.Е. Из истории проблемы целостности в психологии (австрийская школа) // Вестник МГУ. Психология. 1984, N3,...

Виткин (Witkin) Герман

Виткин (Witkin) Герман (1916, НьюЙорк 1979) американский психолог, вместе с Р.В.Гарднером и Дж.Каганом считается основателем нового направления в психологии, ориентированного на исследование когнитивного стиля личности . В 1940г. приступил к исследованию визуального восприятия . Впервые обратил внимание на то, что люди по разному могут сопротивляться разрушающему влиянию конфликтующих фоновых признаков на восприятие зрительных форм и связей. В частности установил, что под воздействием окружающего зрительного поля меняется восприятие вертикали (Personality through Perception: an experimental and Clinical Study, N.Y., 1954). Эти исследования основывались на материалах Х.Ауберта, который еще в 1861г. установил, что ели в темноте наклонить голову, то светящаяся вертикальная линия...

Вкус

Вкус один из видов хеморецепции, представляющий собой чувствительность рецепторов полости рта по отношению к химическим раздражителям. Субъективно проявляется в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов). Для объяснения механизма формирования вкусовых ощущений выдвинуто две гипотезы: аналитическая и энзиматическая . При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (после соленого пресная вода кажется сладкой). Целостной вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых , тактильных , температурных , обонятельных...

Вкусовой анализатор

Вкусовой анализатор нейрофизиологическая система, работа которой обеспечивает анализ химических веществ, поступающих в полость рта. Представлен периферическим отделом, образованным вкусовыми луковицами, расположенными прежде всего в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках; специфическими нервными волокнами, которые достигают продолговатого мозга, затем вентральных и медиальных ядер таламуса; подкорковыми и корковыми структурами, находящимися в оперкулярной области больших полушарий и в гиппокампе. Чувствительность различных участков языка к вкусовым раздражителям неодинакова (наиболее чувствительны: к сладкому кончик языка, к кислому края, к горькому корень, к соленому кончик и края). При продолжительном действии вкусовых раздражителей происходит адаптация , наступающая быстрее к сладким и соленым веществам,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)