Exit Project: Глоссарий: Значение работы медсестер в психотерапии

Значение работы медсестер в психотерапии



В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне. Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественно-научными, а также техническими познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам, что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со специалистами с высшим образованием.


В 1992 г. в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии впервые в России создан факультет подготовки медсестер с высшим образованием, на который принимаются лица, окончившие медицинское училище, с целью дальнейшего профессионального усовершенствования и подготовки к более сложным видам деятельности. Основная задача этого факультета - выпуск специалистов по организации деятельности медсестер на местах в любом структурном подразделении системы здравоохранения и по обеспечению руководства этим подразделением. Дополнительными их функциями может быть проведение научно-исследовательских разработок в сфере своих профессиональных интересов, а также менеджмент по созданию новых или коммерческих структур в системе медицинской помощи, например специализированных лечебных учреждений, ориентированных на деятельность семейных врачей и даже, более узко, семейных психотерапевтов.


Для работы в области психотерапии медсестер дополнительно готовят по специальной программе (с учетом многих особенностей их сферы деятельности). В первую очередь они проходят лабораторный тренинг по технологии эффективного взаимодействия с больными. Основанием профессионализма медсестер являются их развитые (натренированные) способности в сфере социальной перцепции, что позволяет активно выслушать пациентов, оказывать им эмоциональную поддержку. В заключение собранная и структурированная информация о поведении и переживаниях больных записывается в дневнике наблюдений с целью обратной связи. Не менее важным для медсестер, работающих в области психотерапии, является их способность к яркой, отчетливой экспрессии, т. е. к активному, открытому использованию в отношениях с больными всех видов невербальной коммуникации. Это делает поведение сестер «прозрачным» (понятным) для пациентов без дополнительных эмоциональных усилий с их стороны. И особенно важно, что подобное поведение медсестер можно рассматривать в качестве модели (образца) поведения для больных.


В различных структурных подразделениях психотерапевтической службы медсестры осуществляют комплекс мероприятий по терапии средой, обеспечивающей пациентам общение друг с другом, создающей предпосылки для реализации принципов самоуправления в формирующемся сообществе больных, что ускоряет их выздоровление. Медсестры непосредственно проводят поведенческую психотерапию, например в форме функциональных тренировок поведения, или реализуют ее отдельные элементы (по назначению врача и в контексте тактики лечения конкретного больного). Медсестры осуществляют с пациентами арттерапию, во многих случаях они с успехом могут использовать простые формы библиотерапии, а после специальной подготовки им можно доверить занятия по телесно-ориентированной психотерапии, хореотерапии или проведение отдельных психогимнастических упражнений в соответствии с общими задачами лечения больных. В случае дальнейшей интеграции видеотехники в психотерапевтический процесс, после дополнительного обучения, медсестры могут проводить одну из современных форм эстетопсихотерапии - просмотр с небольшой группой пациентов художественных фильмов на видеокассетах (наиболее выдающихся, всемирно известных кинорежиссеров) с последующим обсуждением содержания или сюжета по отработанному алгоритму.


Все очерченные выше задачи могут быть выполнены медсестрой лишь при постоянном совершенствовании ею профессиональных знаний и навыков. Но, кроме этого, медсестре необходимо постоянно повышать свой культурный уровень и стремиться к личностному росту.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Вернер (Werner) Хайнц

Вернер (Werner) Хайнц (11.2.1890, Вена 14.5.1964, Вустер, Массачусетс) немецкоамериканский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития, близкий по своим взглядам к Г.Кафке . В 1926г. в Гамбурге ему было присвоено звание профессора, с 1933г. он читал гостевые лекции в различных американских университетах (в Мичигане, 1933, в Кембридже, 1936), с 1944г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 в университете Кларка в Вустере. Вернер принадлежал к пионерам сравнительной психологии развития. По его мнению, генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения , т.е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии , в патопсихологии и в психологии...

Версионные движения

Версионные движения (от лат. verto двигаю, вращаю) макродвижения глаз , дополняющие вергентные движения . Они разделяются на быстрые саккадические , с помощью которых осуществляется коррекция положения, медленные следящие движения , с помощью которых происходит коррекция скорости движения глаз относительно целей, находящихся на константном расстоянии от наблюдателя, компенсаторные движения глаз вестибулярного происхождения, обеспечивающие сохранение направления зрительных осей в пространстве при изменениях положения и скорости движения...

Вертгеймер (Wetrheimer) Макс

Вертгеймер (Wetrheimer) Макс (15.04.1880, Прага 12.10.1943, Нью-Йорк) немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии . В 1912г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения , положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое короткое замыкание. С 20хгг. приступил при помощи метода рассуждения вслух (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления . Также занимался проблемами музыкального восприятия , психологии примитивных народов, парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи...

Вертикальные декаляжи (в концепции Ж. Пиаже)

Вертикальные декаляжи (в концепции Ж.Пиаже) повторение на новом уровне развития таких интеллектуальных феноменов, которые были преодолены на предшествующем уровне, что свидетельствует о постепенной дифференциации типов группировок (практических, логических, инфралогических). Это оказывается возможным за счет сходства познавательных структур и содержания, на которое они ориентированы, разных уровней развития, характеризующихся применением разных...

Вершинное переживание

Вершинное переживание понятие теории самоактуализации личности, автор А.Маслоу. Глубинное переживание индивида, выступающее ключом в процессе его...

Вестибулярная система

Вестибулярная система структурнофункциональная система, предназначенная для восприятия и анализа пространственной информации. Ее основой выступила система распознавания направления силы гравитации, имеющаяся у большинства беспозвоночных, которая в процессе эволюции оформилась в аппарат полукружных каналов, за счет которого поступает информация о положении головы и тела и направлении...

Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология

Научный журнал издательства Московского университета. Периодичность: 4 номера в год. Главный редактор: Е.А.Климов. Журнал публикует статьи сотрудников факультета психологии МГУ практически по всем разделам...

Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы

Научнометодический журнал, учрежденный Консорциумом Социальное здоровье России. Периодичность: 4номера в год. Статьи журнала распределены по отделам: подготовка социальных и психосоциальных работников, психосоциальные технологии, отечественный и зарубежный опыт создания социальных служб. Журнал предназначен для социальных работников, практических психологов, сотрудников психосоциальных служб, преподавателей и...

Вибрационная чувствительность

Вибрационная чувствительность чувствительность к колебательным воздействиям на кожу. Предполагается, что вибрационная чувствительность является переходной формой между тактильной чувствительностью и слуховой . С ее помощью могут восприниматься воздействия в диапазоне от 1 до 10000 Гц; наиболее высока чувствительность к частотам 200250 Гц. Более развита вибрационная чувствительность дистальных частей конечностей, на основании которой возможно обучение произношению звуков речи...

Вивес Хуан Луис

Вивес (Vives) Хуан Луис (6.03.1492, Валенсия 6.05.1540) испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Оксфорда и Лувена. Был изгнан из Англии, переехал в Бельгию. Был лично знаком с Э.Роттердамским. Критиковал схоластику, предлагая в качестве метода познания наблюдение и эксперимент. Предлагал трактовать основным вопросом психологии не соотношение души и тела, а реальные проявления души. Сочинения. Obras completas. T.12, Madrid,...

Видео-арт терапия

Видеоарт терапия (от лат. video вижу, art искусство, therapeia лечение) форма когнитивной психотерапии , автор S.A.McNiff (1975г.). Основана на показе наиболее типичных приемов разрешения внутриличностных конфликтов на материале произведений кинематографического искусства. Наиболее частыми темами выступают темы секса и любви, ненависти и...

Виды памяти

Виды памяти структурные особенности мнемической деятельности , связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала. По характеру запоминаемого материала могут быть выделены зрительная, слуховая, осязательная память. По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную , где хранение осуществляется не более 1,5с., кратковременную с временем хранения не более 30с. и долговременную память , позволяющую хранить материал...

Виды речи

Виды речи классификация компонентов речевого общения. Различают внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной или пассивной, и внутреннюю. При выполнении целевых функций в структуре какоголибо специального общения, речь модифицируется, приобретая поэтическую, магическую...

Визуальное мышление

Визуальное мышление способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает нагляднодейственное и нагляднообразное мышление , где при уподоблении предметнопрактических и чувственнопрактических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия . В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и...

Викарные перцептивные действия

Викарные перцептивные действия (от лат. vicarius заменяющий, замещающий) перцептивные действия зрительной системы. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки, и совершаются малоамплитудными движениями глаз (дрейф, быстрые скачки), ведущие к избирательному изменению чувствительности отдельных участков сетчатки. Субъективно это осознается как перемещение внимания по полю стабилизированного...

Вирджиния Сатир (Virginia Satir)

[img]Вирджиния Сатир (Virginia Satir) (1916-1988) - американский психолог. Родилась в Висконсине 26 июня 1916г. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии. Занималась частной психотерапевтической практикой. С 1955 по 1958 г. участвовала в программе психологии семьи Института психиатрии штата Иллинойс, затем работала в Калифорнийском научно-исследовательском институте психиатрии в Пало Альто. С 1973 г. - профессор университетов Винсконсин и Чикаго. Одной и первых обратилась к исследованию проблемы психологии семьи и семейной терапии (Совместная семейная терапия. 1964). Статью...

Витасек Ст.

Витасек (Witasek) Ст. (1870 1915) немецкий психолог, представитель австрийской психологической школы. Специалист по проблемам восприятия. Пытался объяснить психопатологические явления снижением гештальтобразующей деятельности субъекта. Сочинения. Grundzuge der allgemeinen Asthetik. Lpz.: Barth, 1904; Grundlinien der Psychologie. Lpz., 1908; Psychologie der Raumwahrnehmung des Auges. Lpz., 1910. Литература. СоколоваЕ.Е. Из истории проблемы целостности в психологии (австрийская школа) // Вестник МГУ. Психология. 1984, N3,...

Виткин (Witkin) Герман

Виткин (Witkin) Герман (1916, НьюЙорк 1979) американский психолог, вместе с Р.В.Гарднером и Дж.Каганом считается основателем нового направления в психологии, ориентированного на исследование когнитивного стиля личности . В 1940г. приступил к исследованию визуального восприятия . Впервые обратил внимание на то, что люди по разному могут сопротивляться разрушающему влиянию конфликтующих фоновых признаков на восприятие зрительных форм и связей. В частности установил, что под воздействием окружающего зрительного поля меняется восприятие вертикали (Personality through Perception: an experimental and Clinical Study, N.Y., 1954). Эти исследования основывались на материалах Х.Ауберта, который еще в 1861г. установил, что ели в темноте наклонить голову, то светящаяся вертикальная линия...

Вкус

Вкус один из видов хеморецепции, представляющий собой чувствительность рецепторов полости рта по отношению к химическим раздражителям. Субъективно проявляется в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов). Для объяснения механизма формирования вкусовых ощущений выдвинуто две гипотезы: аналитическая и энзиматическая . При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (после соленого пресная вода кажется сладкой). Целостной вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых , тактильных , температурных , обонятельных...

Вкусовой анализатор

Вкусовой анализатор нейрофизиологическая система, работа которой обеспечивает анализ химических веществ, поступающих в полость рта. Представлен периферическим отделом, образованным вкусовыми луковицами, расположенными прежде всего в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках; специфическими нервными волокнами, которые достигают продолговатого мозга, затем вентральных и медиальных ядер таламуса; подкорковыми и корковыми структурами, находящимися в оперкулярной области больших полушарий и в гиппокампе. Чувствительность различных участков языка к вкусовым раздражителям неодинакова (наиболее чувствительны: к сладкому кончик языка, к кислому края, к горькому корень, к соленому кончик и края). При продолжительном действии вкусовых раздражителей происходит адаптация , наступающая быстрее к сладким и соленым веществам,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Значение работы медсестер в психотерапии