Зависимость от психотерапевта представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относительно формирующихся взаимоотношений с психотерапевтом: с одной стороны, стремление к независимости и противодействие контролю и давлению, а с другой - поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового человека баланс потребностей в независимости - зависимости в процессе социализации претерпевает изменения: зависимость уменьшается, а независимость возрастает. При некоторых обстоятельствах у любого человека зависимость может периодически возрастать, например во время болезни, независимость также может возрастать, например в случае успеха или в полностью контролируемых опасных ситуациях. В соответствии с представлениями В. Н. Мясищева, зависимость, становясь все более устойчивой формой отношения пациента к другим, может трансформироваться в невротическую зависимость как черту характера. В психотерапевтическом плане невротическая зависимость связана с таким типом поведения, когда пациенту кажется, что он может добиться прогресса только в той мере, в которой он получает от психотерапевта нечто, отсутствующее у него самого. Он опирается на врача, а не работает с ним, стремится избежать расставания, а не добиться независимости (Лоуэр — Lower R. В., 1967).
Согласно психоаналитическим представлениям, зависимость является проявлением посредничества Я в интрапсихическом конфликте, выражением сопротивления и защиты. Эта зависимость проистекает из недостаточной удовлетворенности и формирования чрезмерных требований в период оральной фазы психосексуального развития, а также из переживания страха расставания в анальной фазе развития. Влечение к доминированию анальной фазы подавляется при продолжительной зависимости, но другие анальные побуждения проявляются в пассивно-агрессивном контроле объекта зависимым пациентом. В своей зависимости больной стремится избежать садистских побуждений, свойственных более поздним фазам. Эти желания победить соперника и отомстить объекту, принесшему разочарование (переживания в контексте эдипова конфликта), вызывают тревожность, связанную со страхом кастрации и расставания, что является основной мотивирующей силой при регрессии к зависимому поведению.
Зависимость от психотерапевта как сопротивление проявляется в том, что пациент противодействует анализу переноса, сосредоточивает внимание на реальных аспектах взаимоотношений с психотерапевтом и пытается превратить его в самого значимого человека в своей жизни. Психотерапевт воспринимается как главный источник силы. Инсайт не влечет за собой изменения поведения, пациент стремится быть «хорошим», он не меняет свою жизненную ситуацию, так как это «грозит» окончанием лечения и прекращением взаимоотношений с психотерапевтом.
Чтобы фундаментально изменить человека, по мнению Фрейда (Freud S.), необходимо вовлечь его в эмоционально заряженные взаимоотношения и использовать зависимость от психотерапевта для оказания влияния на него в желаемом направлении. В психоанализе появление зависимости от психотерапевта рассматривается как признак прогресса, так как это может способствовать разрешению трансферентного невроза. Однако есть опасность возникновения устойчивой привязанности к психотерапевту, что может необоснованно затянуть процесс лечения. На пути выработки более сильного Я пациент вначале обучается доверять врачу, с тем чтобы на основе доверия - зависимости развить свою независимость. Разумеется, психотерапевт не поощряет зависимость, но может и не предпринимать никаких мер по противодействию углублению зависимости от психотерапевта
В основе зависимости от психотерапевта может быть невротический конфликт зависимости - независимости, который отражает столкновение инфантильных притязаний на опеку и стремления Я к активности и независимости. Нередко манипулятивный поведенческий стереотип проявляется в том, что зависимый и беспомощный пациент, внешне играющий второстепенную роль, фактически пользуется этим для достижения контроля и доминирования над другими людьми. Такой больной инстинктивно вовлекает психотерапевта в подобного рода коммуникацию, при этом он апеллирует к нередко имеющейся у последнего неосознаваемой им потребности быть всемогущим.
В процессе психотерапии важно сфокусировать внимание на проработке конкретных травмирующих переживаний, связанных с зависимостью. Психотерапевт сосредоточивает усилия на мобилизации саногенных личностных ресурсов пациента, на преодолении его привычного стремления отстаивать свою зависимость, переориентируя его в сторону развития независимости. При использовании психофармакотерапии необходимо учитывать возможность хронизации зависимости от психотерапевта у такого пациента, сочетающейся нередко в этом случае с психологической зависимостью от транквилизатора. Даже эмоциональная поддержка как вид психотерапевтического воздействия в отношении зависимых индивидов может таить опасность ограничения роста независимости. Также существенным может быть период завершения психотерапии и прекращения взаимоотношений «пациент — психотерапевт». В трудных случаях может оказаться эффективным участие котерапевта в виде либо постоянной совместной работы, либо поочередных приемов пациента. Иногда полезно предварительно вместе с больным установить конкретный срок окончания лечебного курса и четко ориентироваться в процессе выполнения психотерапевтических задач на эту дату, добиваясь усиления Я пациента и развития его независимости от психотерапевта.
Вернер (Werner) Хайнц (11.2.1890, Вена 14.5.1964, Вустер, Массачусетс) немецкоамериканский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития, близкий по своим взглядам к Г.Кафке . В 1926г. в Гамбурге ему было присвоено звание профессора, с 1933г. он читал гостевые лекции в различных американских университетах (в Мичигане, 1933, в Кембридже, 1936), с 1944г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 в университете Кларка в Вустере. Вернер принадлежал к пионерам сравнительной психологии развития. По его мнению, генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения , т.е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии , в патопсихологии и в психологии...
Версионные движения (от лат. verto двигаю, вращаю) макродвижения глаз , дополняющие вергентные движения . Они разделяются на быстрые саккадические , с помощью которых осуществляется коррекция положения, медленные следящие движения , с помощью которых происходит коррекция скорости движения глаз относительно целей, находящихся на константном расстоянии от наблюдателя, компенсаторные движения глаз вестибулярного происхождения, обеспечивающие сохранение направления зрительных осей в пространстве при изменениях положения и скорости движения...
Вертгеймер (Wetrheimer) Макс (15.04.1880, Прага 12.10.1943, Нью-Йорк) немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии . В 1912г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения , положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое короткое замыкание. С 20хгг. приступил при помощи метода рассуждения вслух (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления . Также занимался проблемами музыкального восприятия , психологии примитивных народов, парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи...
Вертикальные декаляжи (в концепции Ж.Пиаже) повторение на новом уровне развития таких интеллектуальных феноменов, которые были преодолены на предшествующем уровне, что свидетельствует о постепенной дифференциации типов группировок (практических, логических, инфралогических). Это оказывается возможным за счет сходства познавательных структур и содержания, на которое они ориентированы, разных уровней развития, характеризующихся применением разных...
Вершинное переживание понятие теории самоактуализации личности, автор А.Маслоу. Глубинное переживание индивида, выступающее ключом в процессе его...
Вестибулярная система структурнофункциональная система, предназначенная для восприятия и анализа пространственной информации. Ее основой выступила система распознавания направления силы гравитации, имеющаяся у большинства беспозвоночных, которая в процессе эволюции оформилась в аппарат полукружных каналов, за счет которого поступает информация о положении головы и тела и направлении...
Научный журнал издательства Московского университета. Периодичность: 4 номера в год. Главный редактор: Е.А.Климов. Журнал публикует статьи сотрудников факультета психологии МГУ практически по всем разделам...
Научнометодический журнал, учрежденный Консорциумом Социальное здоровье России. Периодичность: 4номера в год. Статьи журнала распределены по отделам: подготовка социальных и психосоциальных работников, психосоциальные технологии, отечественный и зарубежный опыт создания социальных служб. Журнал предназначен для социальных работников, практических психологов, сотрудников психосоциальных служб, преподавателей и...
Вибрационная чувствительность чувствительность к колебательным воздействиям на кожу. Предполагается, что вибрационная чувствительность является переходной формой между тактильной чувствительностью и слуховой . С ее помощью могут восприниматься воздействия в диапазоне от 1 до 10000 Гц; наиболее высока чувствительность к частотам 200250 Гц. Более развита вибрационная чувствительность дистальных частей конечностей, на основании которой возможно обучение произношению звуков речи...
Вивес (Vives) Хуан Луис (6.03.1492, Валенсия 6.05.1540) испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Оксфорда и Лувена. Был изгнан из Англии, переехал в Бельгию. Был лично знаком с Э.Роттердамским. Критиковал схоластику, предлагая в качестве метода познания наблюдение и эксперимент. Предлагал трактовать основным вопросом психологии не соотношение души и тела, а реальные проявления души. Сочинения. Obras completas. T.12, Madrid,...
Видеоарт терапия (от лат. video вижу, art искусство, therapeia лечение) форма когнитивной психотерапии , автор S.A.McNiff (1975г.). Основана на показе наиболее типичных приемов разрешения внутриличностных конфликтов на материале произведений кинематографического искусства. Наиболее частыми темами выступают темы секса и любви, ненависти и...
Виды памяти структурные особенности мнемической деятельности , связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала. По характеру запоминаемого материала могут быть выделены зрительная, слуховая, осязательная память. По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную , где хранение осуществляется не более 1,5с., кратковременную с временем хранения не более 30с. и долговременную память , позволяющую хранить материал...
Виды речи классификация компонентов речевого общения. Различают внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной или пассивной, и внутреннюю. При выполнении целевых функций в структуре какоголибо специального общения, речь модифицируется, приобретая поэтическую, магическую...
Визуальное мышление способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает нагляднодейственное и нагляднообразное мышление , где при уподоблении предметнопрактических и чувственнопрактических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия . В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и...
Викарные перцептивные действия (от лат. vicarius заменяющий, замещающий) перцептивные действия зрительной системы. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки, и совершаются малоамплитудными движениями глаз (дрейф, быстрые скачки), ведущие к избирательному изменению чувствительности отдельных участков сетчатки. Субъективно это осознается как перемещение внимания по полю стабилизированного...
[img]Вирджиния Сатир (Virginia Satir) (1916-1988) - американский психолог. Родилась в Висконсине 26 июня 1916г. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии. Занималась частной психотерапевтической практикой. С 1955 по 1958 г. участвовала в программе психологии семьи Института психиатрии штата Иллинойс, затем работала в Калифорнийском научно-исследовательском институте психиатрии в Пало Альто. С 1973 г. - профессор университетов Винсконсин и Чикаго. Одной и первых обратилась к исследованию проблемы психологии семьи и семейной терапии (Совместная семейная терапия. 1964). Статью...
Витасек (Witasek) Ст. (1870 1915) немецкий психолог, представитель австрийской психологической школы. Специалист по проблемам восприятия. Пытался объяснить психопатологические явления снижением гештальтобразующей деятельности субъекта. Сочинения. Grundzuge der allgemeinen Asthetik. Lpz.: Barth, 1904; Grundlinien der Psychologie. Lpz., 1908; Psychologie der Raumwahrnehmung des Auges. Lpz., 1910. Литература. СоколоваЕ.Е. Из истории проблемы целостности в психологии (австрийская школа) // Вестник МГУ. Психология. 1984, N3,...
Виткин (Witkin) Герман (1916, НьюЙорк 1979) американский психолог, вместе с Р.В.Гарднером и Дж.Каганом считается основателем нового направления в психологии, ориентированного на исследование когнитивного стиля личности . В 1940г. приступил к исследованию визуального восприятия . Впервые обратил внимание на то, что люди по разному могут сопротивляться разрушающему влиянию конфликтующих фоновых признаков на восприятие зрительных форм и связей. В частности установил, что под воздействием окружающего зрительного поля меняется восприятие вертикали (Personality through Perception: an experimental and Clinical Study, N.Y., 1954). Эти исследования основывались на материалах Х.Ауберта, который еще в 1861г. установил, что ели в темноте наклонить голову, то светящаяся вертикальная линия...
Вкус один из видов хеморецепции, представляющий собой чувствительность рецепторов полости рта по отношению к химическим раздражителям. Субъективно проявляется в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов). Для объяснения механизма формирования вкусовых ощущений выдвинуто две гипотезы: аналитическая и энзиматическая . При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (после соленого пресная вода кажется сладкой). Целостной вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых , тактильных , температурных , обонятельных...
Вкусовой анализатор нейрофизиологическая система, работа которой обеспечивает анализ химических веществ, поступающих в полость рта. Представлен периферическим отделом, образованным вкусовыми луковицами, расположенными прежде всего в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках; специфическими нервными волокнами, которые достигают продолговатого мозга, затем вентральных и медиальных ядер таламуса; подкорковыми и корковыми структурами, находящимися в оперкулярной области больших полушарий и в гиппокампе. Чувствительность различных участков языка к вкусовым раздражителям неодинакова (наиболее чувствительны: к сладкому кончик языка, к кислому края, к горькому корень, к соленому кончик и края). При продолжительном действии вкусовых раздражителей происходит адаптация , наступающая быстрее к сладким и соленым веществам,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]