Exit Project: Глоссарий: Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан

Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан



Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан (18.11.1887, Москва 7.8.1936, Шемберг, Шварцвальд) немецкий психолог. После окончания немецкой гуманитарной гимназии Петра и Павла в Москве получил философское образование в Мюнхене, в 1910г. защитил докторскую диссертацию под руководством К.Штумпфа в Психологическом институте Берлинского университета, здесь под его же руководством работал с 1910г. по 1912г. внештатным ассистентом, с этого времени начались его контакты с Грацкой психологической школой. С 1912г. по 1914г. он ассистент у К.Коффки в Психологическом институте Академии социальных наук во ФранкфуртенаМайне, с 1915г. работал в военном лазарете по мозговым поражениям г.Франкфурта. В 1919г. на естественнонаучном факультете университета Франкфурта защитил диссертацию для замещения должности доцента по проблеме нарушения цветовосприятия (Uber den Wegfallen der Wahrnehmung von Oberflachenfarben). С 1919г. Гельб приватдоцент, в это время проводит исследования вместе с К.Гольдштейном по функциональной перестройке сетчатки при выпадении поля зрения, а также амнезии на названия цветов при сохранении их различения, при которой нарушается способность к их классификации, а ориентация на них оказывается возможной лишь по эмоциональному отклику (Uber Farbennamenanamnesie, Psychol. Forsch., 1924, N6). С 1924г. он экстраординарный профессор философии и психологии, с 1929г. содиректор (вместе с М.Вертхгеймером) Психологического института Франкфуртского университета, одновременно работал во Франкфуртском институте изучения последствий поражений мозга. С 1931г. по 1933г. Гельб ординарный профессор университета Мартина Лютера в г.Галле, здесь руководил организованным им семинаром Психология мозговых поражений, в котором наряду со специалистаминейропсихологами участвовали и философы (М.Хоркхаймер, Б.Тиллих, Т.Адорно), с 1930г. по 1935г. один из редакторов Psychologische Forschung". В связи с нацистским преследованием евреев был отстранен в 1933г. от работы, подал аппеляцию, но в 1934г. произошло обострение его болезни (туберкулез легких), не позволившее завершить дело. В 1935г. читал только случайные гостевые лекции (г.Лунд в Швеции). По своим научным воззрениям Гельб принадлежал организмическому и гештальтпсихологческому направлению. Некоторые его философские идеи, в частности, о выделении субъекта из окружающего мира при эволюционном переходе от животного к человеку, высоко оценивались Л.С.Выготским . Особенно известны его экспериментальные исследования процессов зрительного восприятия, в частности, восприятия белизны, и так называемый тауфеномен (феномен Гельба), в соответствии с которым при неодинаковом временном интервале предъявления трех световых точек в одном и том же месте пространства возникает иллюзия их неодинаковой пространственной близости близкие по времени точки кажутся близкими пространственно (1914г.). Вместе с Р.Гранит установил, что разностный порог на фигуре больше, чем на фоне. Пытался распространить законы гештальта на нейропсихологическую сферу, интерпретируя мозговые поражения в терминах нарушения формообразования психического образа, для чего анализировал разрушения функций восприятия, речи, познавательных процессов. Литература .

Другие статьи : Габитус, Гайе - Вернике алкогольная энцефалопатия, Гаккебуша— Гейера— Геймановича болезнь, Галантер (Galanter) Юджин, Галеантропия, Гален Клавдий, Галеропия, Галлервордена—Шпаца болезнь, Галль Франц, Галлюцинаторно–паранойяльный синдром, Галлюцинации, Галлюцинации абстрактные, Галлюцинации аделоморфные, Галлюцинации акустические, Галлюцинации антагонистические, Галлюцинации апперцептивные, Галлюцинации ассоциированные, Галлюцинации аутовисцероскопические, Галлюцинации ложные, Галлюцинации «ангельские», Галлюцинация, Гало-эффект, Гальперин Петр Яковлевич, Гальтон Френсис, Гамбринизм, Ганнушкин Петр Борисович, Гаптика, Гаптическое восприятие, Гартли Давид, Гартманн Хайнг, Гедонизм, Гезелл (Gesell) Арнольд, Геллап (Gallup) Джордж Горас, Геллерштейн Соломон Григорьевич, Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан, Гельмгольц Герман, Гемералопия, Гемианопсия, Гендерная роль, Генезис общения в онтогенезе, Генетика поведения, Генетическая эпистемология, Гениальность, Генитальная стадия психосексуального развития, Генитальный характер, Генотип, Гербарт Иоганн, Геринг (Hering) Эвальд, Гетерогенность живого движения, Геффдинг Харальд, Гештальт, Гештальт–качество, Гештальт-анализ, Гештальтпсихологическая концепция ощущений, Гештальтпсихология, Гештальттерапия, Гибсон Джеймс Джером, Гилозоизм, Гилфорд (Guilford) Джой Пол, Гиперкомпенсация, Гипермнезия, Гиперпатия, Гипертимия, Гиперэстезия, Гипноанализ, Гипноз абляционный, Гипнопедия, Гипнотизм, Гипнотическая анестезия, Гипокинезия, Гипомания, Гипомнезия, Гипотеза, Гипотеза вертикальной диадной связи, Гипотеза двойного кодирования, Гипотеза интерференции запоминаемого материла, Гипотеза лингвистической относительности, Гипотимия, Гипофизарное настроение, Гиппократ, Гисофобия, Глобальный оперативный образ, Глубинная психология, Глубинное зрение, Глубокие структуры мозга, Гоббс Томас, Гоклениус (Goclenius) Родольф, Голубева Эра Александровна, Гольдштейн (Goldstein) Курт, Гомеостаз, Гомеостат, Гомосексуализм, Гомофобия, Горбов Федор Дмитриевич, Горизонтальные декаляжи, Гормическая психология, Госпитализм, Готовность к действию, Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно, Границы Я, Графема, Графологический анализ, Гроддек Георг, Громкость, Гроос Карл, Грот Николай Яковлевич, Гроф Станислав, Группа встреч, Группировка, Групповая идентификация, Групповое мышление, Групповое поведение животных, Гудинаф Флоренс Лаура, Гуманистическая психология, Гуревич Константин Маркович, Гюрджиев Гергий Иванович, , ...

 

Achievement-Anxiety-Test

Тест . Тест экзаменационной тревожности. Авторы . Alpert, Haber, 1960. Структура . Опросник включает в себя шкалы: 1.Способствующие опасения. 2.Тормозящие опасения. Источник . FrischR., SchmaltH.D. Vergleich von TAT und Fragebogendaten der Leistungmotivation // Z. exp. und ang. Psychol. 1970, N4. Текст методики...

Achievement-Anxiety-Test

1.Беспокойство на экзамене или при тестировании мешает мне хорошо работать. 2.Плодотворнее всего я работаю тогда, когда решаемая задача имеет большое для меня значение. 3.Если я не очень готов к лекции или семинару, боязнь моего неудачного выступления парализует все мои мыслительные возможности. 4.Мое внутреннее напряжение все возрастает по мере того, как подходит время экзаменов. 5.Если я плохо подготовился к экзамену или тесту, я теряю уверенность и делаю задания хуже, чем позволяют мои знания. 6.Чем важнее экзамен, тем менее успешно, как мне кажется, я выполняю задания. 7.Если я уверен, что хорошо подготовился к экзамену, меня не мучает страх. 8.В условиях особой...

Addictive Behaviors

Журнал Аддиктивное поведение. Научнопрактический журнал, издаваемый английским книгоиздательством Пагамон Пресс (Pergamon Press) в Оксфорде, НьюЙорке, Торонто, Сиднее, Париже, Франкфурте и Токио. Периодичность: 4 номера в год. Редактор: П.М.Миллер. Журнал представляет собой междисциплинарный орган, где публикуются оригинальные экспериментальные и теоретические статьи, критические рецензии, посвященные проблеме токсикоманий алкоголизму, курению, перееданию и пр. На страницах журнала печатаются статьи специалистов по биохимии, психологии, социологии, психиатрии, неврологии,...

Adolescent Discouragement Indicator

Тест . Методика для определения степени упадка духа. Структура . Методика включает в себя субшкалы (по 5 пунктов): общий тонус, работа, дружба, образ Я, любовь. Источник . LinggM., WilbornB. Adolescent discouragement: Development of an assessment instrument/ Individ. Psychol., 1992, 48, N1,...

Advanced Occupational Interest Inventory

Тест . Опросник профессиональных интересов. Структура . Опросник имеет 228 пунктов и включает в себя шкалы: A.Люди. I.Помощь: 1)медицина; 2)консультирование; 3)образование. II.Влияние: 1)контроль; 2)коммерция; 3)управление. B.Данные. I.Канцелярские и процедурные занятия: 1)администрирование; 2)юриспруденция. II.Нумерические данные: 1)экономика; 2)обработка данных. III.Вербальные данные: 1)информация; 2)средства массовой коммуникации. C.Практические занятия. I.Прикладные искусства: 1)масс-медиа; 2)дизайн, прикладное искусство. II. Наука: 1)физика; 2)биология. III.Инженерия: 1)технология; 2)механика; 3)конструирование; 4)электродело. Источник . SHL. Occupational Test. Saville & Holdsworth Ltd....

Advances in Behaviour Research & Therapy

Журнал Успехи в поведенческих исследованиях и терапии. Научнопрактический журнал, издаваемый английским книгоиздательством Пагамон Пресс (Pergamon Press) в Оксфорде, НьюЙорке, Торонто, Сиднее, Париже, Франкфурте и Токио. Периодичность: 4номера в год. Редактор: C.Рахман. Журнал публикует развернутые сообщения и обзоры теоретических и практических исследований, касающихся поведенческой...

Aggression-Motiv-Gitter (AMG)

Тест . Решетка мотивов агрессии шкалы. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: агрессия и торможение...

Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten

Тест . Опросник поведения решения проблем в ситуациях агрессии. Создан на основе Problem Solving Inventory (P.P.Heppner, Ch.H.Peterson, 1982). Структура . Опросник включает в себя шкалы: 1.Доверие к собственному решению проблем. 2.Поведение избегания. 3.Влияние на нарушение порядка и агрессию учащихся. Литература . TrennstadtK.C., KrauseF., HumpertW., DannH.D. Das Konstanzer Trainingmodell. Huber, 1987. Исследования . Текст методики...

Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten

1.Если я не достигаю успеха на уроке при нарушениях дисциплины, обычно я не выясняю, почему это произошло. 2.Если я сталкиваюсь на уроке со сложными проблемами нарушения порядка и агрессивности учащихся, я не стараюсь получить дополнительную информацию о причинах этого. 3.Если первые шаги по решению подобных проблем не удаются, то я стараюсь их обойти. 4.После завершения моего урока, я не анализирую, что я делал правильно или неправильно. 5.Обычно мне не удается найти действенный путь к решению проблем нарушения порядка на уроке. 6.После ряда шагов, направленных на решение проблемы, я стараюсь сравнить реальный результат с ожидаемым. 7.Когда я сталкиваюсь с подобными...

Aktivirung-Desaktivirungs-Fragebogen

Тест . Опросник активациидезактивации. Автор . J.P.Leonard (1983). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: грезы, расслабление и...

Alpern and Boll Developmental Profile

Тест . Профиль развития Альперна и Болла. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: физическое, академическое, коммуникативное развитие и...

American Journal of Community Psychology

Журнал Американский журнал общественной психологии. Теоретикоэкспериментальный журнал, орган Союза общественных исследований и действий, Отделения общественной психологии Американской психологической ассоциации, издаваемый с 1973г. книгоиздательством Плинем Пресс (Plenum Press) в НьюЙорке и Лондоне. Периодичность: 6 номеров в год. Редактор: Дж.Раппапорт. Журнал публикует эмпирические исследования и теоретические статьи, посвященные широкому кругу вопросов взаимоотношений индивида и социальных...

Analisis & Intervention in Development Disabilities

Журнал Анализ задержек развития и коррекционное вмешательство. Научнопрактический журнал, издаваемый английским книгоиздательством Пагамон Пресс (Pergamon Press) в Оксфорде, НьюЙорке, Торонто, Сиднее, Париже, Франкфурте и Токио. Периодичность: 4 номера в год. Редактор: А.Ринкаве. Журнал публикует оригинальные сообщения и обзоры по результатам теоретических и практических исследований, касающихся задержек психического развития. Статьи журнала организованы по следующим отделам: задержки социального и эмоционального развития, ретардации изза разлучения, аутистическое поведение, детская шизофрения, выученные задержки развития, генетически обусловленные...

Analytischer Intelligenztest (AIT)

Тест . Аналитический тест интеллекта. Автор . R.Meili. Структура . Методика включает в себя ряд шкал. Источник . MeiliR. Analytischer Intelligenztest (AIT)/ Verlag H.Huber, Bern, Stuttgart, Toronto,...

Angstfragebogen fur Schuler

PA1.Когда в классе внезапно объявляют контрольную работу, я чувствую приступ страха. MA2.В классе у меня очень часто сильно колотится сердце. MA3.Иногда мне хочется, чтобы никто не обращал на меня внимание. SE4.Я всегда говорю правду. MA5.Часто мне приходится сдерживаться, чтобы не получить плохую оценку по поведению. SU6.Я всегда с радостью иду в школу. PA7.Когда меня взывают к доске, я всегда чувствую страх, что могу сказать чтото не так. MA8.Очень часто я не могу долго заснуть, т.к. на ум приходит много мыслей. SE9.В всегда чувствую себя радостным и оживленным. SU10.Утром уже одна только мысль, что надо идти в школу, меня очень...

Angstfragebogen fur Schuler (AFS)

Тест . Опросник тревожности для учащихся. Автор . WieczerkowskiW.(1975). Структура . Методика включает в себя ряд шкал: выраженная тревожность (Manifeste Angst), страх экзаменов (Prufung Angst), неудовлетворенность школой (SchulUnlust), социальная желательность (Soz. Erwunschtheit). Источник . WieczerkowskiW. 1975 / B.Fittkau (Hrsg). Padagogischpsychologische Hilfen fur Erzihung, Unterricht und Beratung. Bd.1, Westermann: Braunschweig. 1983. 310S. Текст методики...

Applied Research in Mental Retardation. A Multidisciplinary Journal

Журнал Прикладные исследования ментальных ретардаций. Междисциплинарный научнопрактический журнал, издаваемый английским книгоиздательством Пагамон Пресс (Pergamon Press) в Оксфорде, НьюЙорке, Торонто, Сиднее, Париже, Франкфурте и Токио. Периодичность: 4номера в год. Редактор: Дж.Л.Мэтсон. Журнал публикует развернутые сообщения и обзоры по результатам теоретических и практических исследований специалистов в таких областях, как физиология, эпидемиология, антропология, психофармакология, экология, генетика по проблемам задержек психического развития и их устранения, в частности посредством модификации...

Carus

Carus (греч, karos — сильная слабость). Крайняя степень выраженности коматозного состояния (см. Кома), характеризуется полным исчезновением рефлексов и грубыми сосудодвигательными и дыхательными...

Delirium acutum

Delirium acutum (синоним: мания Белла, шизомания) - психическое расстройство, характеризующееся резким двигательным возбуждением и помрачением сознания, сопровождающееся повышением температуры тела, нарастающим физическим истощением. Delirium acutum может возникать при инфекционных болезнях (холере, брюшном и сыпном тифе и др.), пневмонии, плеврите, сепсисе, интоксикациях (например, отравлении тетраэтилсвинцом), а также при галопирующей форме прогрессивного паралича, фебрильной шизофрении, реже эпилепсии. Delirium acutum - следствие гиперергической реакции сенсибилизированных тканей головного мозга на повреждающий фактор, часто незначительный. Возможно, в патогенезе большое значение имеет развитие острой недостаточности надпочечников. При Delirium acutum двигательное возбуждение в одних случаях напоминает кататоническое (см. Кататонический синдром), в других носит хаотический характер. Часто наблюдается неистовое...

Emotion Profile Index

Тест . Индекс эмоционального профиля. Автор . R.Plutnick, H.Kollermann (1974). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: общительность, подавленность, контроль, дисконтроль, агрессивность, робость, доверчивость,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан