Exit Project: Глоссарий: Избранные чаньские изречения

Избранные чаньские изречения



В котле с кипящей водой нет холодного места. Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет. В хорошем разговоре не все говорится. Искусный мастер не оставляет следов. Что невыразимо в словах, неистощимо в действии. Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду. Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда зачерпываешь воду из колодца, уносишь с собой луну. Кто знает о том, что далеко за туманными волнами есть прекрасный мир мечты? Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел. Журчание ручья в ночи становится слышнее. Краски гор на закате становятся ярче. Там, куда не проникают ни свет, ни мрак, повсюду один прекрасный вид. Я полностью сбросил свою кожу. Осталось одно подлинное естество. Встречаюсь с ним, но не знаю, кто он. Говорю с ним, но не знаю его имени. Глупо упрямый упрямо глуп. Прямые речи лучше покрасневшего лица. Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу. На флейте, не имеющей отверстий, играть всего труднее. Три человека удостоверяют, что черепаха это черепаха. Густой туман не скрывает благоухания цветов. Хороший торговец прячет свои богатства и кажется нищим. Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади. Сверху ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу ни вершка земли, чтобы поставить ногу. Стоит устам захотеть рассказать и речь умирает. Стоит разуму захотеть понять свой исток и мысль умирает. Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным. Солнце и луна не могут осветить это полностью. Небо и земля не могут покрыть это целиком. Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей. Небожителям, разбрасывающим цветы, некуда идти. Неверующим, хотящим поглядеть, не на что смотреть. Слива в прошлом году, ива в нынешнем: их краски и ароматы все те же, что и в старину. У края небес встает солнце и заходит луна. За перилами террасы горы глубоки и воды холодны. Он видит только, как петляет река и вьется тропинка, и не знает, что он уже в стране Персикового источника. Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся. Когда птицы не поют, гора еще покойнее. Высохшее дерево, распустившийся цветок: такова весна за пределами этого мира. Вторая попытка не стоит и половины медяка. Когда чистое золото объято огнем, оно блестит еще ярче. Раскаты моего смеха сотрясают Небо и Землю. Мышь, забравшаяся в трубку для денег, не найдет выхода. Вечность безбрежных просторов: один день ветра и луны. С незапамятной древности и во веки веков оно выставляет себя на обозрение всех. Когда откупоривают кувшин с соленой рыбой, вокруг с жужжанием роятся мухи. Когда кувшин опорожнен и вымыт, он тихо лежит в холодке. Есть такие, которые, находясь в дороге, не покидают дома. И есть такие, которые, покинув дом, не находятся в дороге. Уток, вышитых на ковре, можно показать другим. Но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки. Перед моим окном всегда одна и та же луна. Но расцветут сливы и луна уже другая. Для покоя и сосредоточенности не нужны горы и воды. Когда сознание умерло, даже огонь приносит прохладу. Когда ты воодушевлен, воодушевись еще больше. Там, где нет одухотворенности, там одухотворенность есть. В корзине Бездонного покоится ясная луна. В чаше Безмыслия собирается чистый ветер. Не ищи волос на панцире черепахи и рогов на голове зайца. Правда не скроет собой лжи. Кривое не заслонит прямое. Простаки и мудрецы живут вместе. Драконы и змеи обитают вперемежку. По закону не дозволяется пронести иголку. Частным образом проедет целый экипаж. Не завидуй мудрецам. Не гордись своим умом. Чтобы написать такие стихи, нужно прежде иметь такое сердце. Чтобы нарисовать такой портрет, нужно прежде постичь такой облик. Великий муж мечтает подняться выше неба. Он не будет идти там, где уже прошел Будда. Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить. Речь клевета. Молчание ложь. За пределами речи и молчания есть выход. В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчанье ручья не слышно, как журчит ручей. Слепота ясность зрения, глухота чуткость слуха, опасность это покой, удача это несчастье. В весенний день, в лунную ночь кваканье лягушки оглашает целый мир и объединяет всех в одну семью. Есть нечто, существующее прежде Неба и Земли, не имеющее формы, погребенное в безмолвии. Оно господин всех явлений и не подвластно смене времен года. Когда наступит великая смерть, осуществится великая жизнь. Где много глины, будды велики. На большой воде корабли высоки. Чтобы пересечь этот суетный мир, надо знать дорогу. Чтобы прописать лекарство, нужно знать причину болезни. Без угломера и циркуля не установишь квадратное и круглое. Без отвеса не определишь прямое и кривое. Над ветками, не имеющими почек, кружат золотые фениксы. Под деревом, не отбрасывающим тени, бродят яшмовые слоны. Одна стрела сбивает одного орла. Две стрелы это уже слишком много. На Пути нет хоженых троп. Тот, кто им идет, одинок и в опасности. Когда поднимается одна пылинка, в ней содержится вся земля. Когда распускается один цветок, раскрывается целый мир. Когда дерево сохнет, листья опадают. Принимая наставления, ты должен постигать их исток. Не меряй их собственными мерками. Когда проплывает рыба, вода мутнеет. Когда пролетают птицы, падают перья. Пошевелись и появится тень. Осознай и родится лед. Но если не двигаться и не сознавать, неминуемо окажешься в норе дикой лисы. Те, кто, сидя у тигра на шее, хватается за тигриный хвост, не годится даже в ученики. Когда голова буйвола исчезает и показывается голова лошади это не удивительно. Где кончаются дороги мысли там начинай внимать. Где слова перестают выражать там начинай созерцать. Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть. Одну фразу, существующую до слов, не передадут и тысячи мудрецов. Одна нить перед нашими глазами не прервется целую вечность. Золотой Будда не переправится через плавильный котел. Деревянный Будда не переправится через огонь. Глиняный Будда не переправится через реку. Весь мир не спрячешь, близкое и далекое друг друга выявляют, прошлое и настоящее ясно различаются. В одной фразе жизнь и погибель, в одном поступке свобода и рабство. На вершине священной горы травы растут без корней. Не ведая о весеннем ветре, цветы цветут сами по себе. В десяти пределах света нет стен. В четырех стенах крепости нет ворот. Вдыхая, он не пребывает в мире теней. Выдыхая, он не касается мира вещей. Каждый голос голос Будды. Каждая форма форма Будды. В сухом дереве рев дракона. В древнем черепе ясный зрачок. Мой путь лежит за краем голубых небес, там, где белые облака плывут неостановимо. Когда курам холодно, они взлетают на дерево. Когда уткам холодно, они бросаются в воду. У хорошего кузнеца скапливаются горы необработанного железа. У дверей искусного лекаря собирается толпа больных. На вершине одинокой горы он свистит при луне и грезит среди облаков. В пучине великого океана он вздымает бурю и скользит по волнам. Прими слепоту за ясность зрения, а глухоту за острый слух. Восприми опасность как обещание покоя, а удачу как вестницу несчастья. Искать мудрость вне себя вот верх глупости.

Другие статьи : Иванова метод активирующей психотерапии, Иванова методика коллективной психотерапии, Иванова структурно-ассоциативный эксперимент, Иванова-Смоленского симптом, Ивановой методика обучающего эксперимента, Иглоукалывание, Игра, Игра у животных, Игровая терапия, Игровая терапия аутических детей, Идеальное, Идентификация, Идентификация личности, Идеомоторика, Идиотия, Изард Кэррол, Избранные чаньские изречения, Измерения в психологии, Изобразительные способности, Изолят, Изоляция, Изоляция в психологии личности, Изохроматические таблицы, Иконическая память, Икскюль (Uxkull) Якоб фон, Иллюзии восприятия, Иллюзия Аристотеля, Иллюзия луны, Иллюзия тяжести А. Шарпантье, Ильенков Эвальд Васильевич, Имажинативная психотерапия, Имплицитная теория личности, Импрессивная речь, Импринтинг, Импульсивность, Ингруппа, Ингрупповой фаворитизм, Индивидуальная психология, Индивидуальная терапия, Индивидуально–психологические различия, Индивидуальность, Индивидуальные различия памяти, Индивидуальный подход, Индивидуальный стиль деятельности, Индивидуация, Индиго, Индикатор, Индукция, Индуцированные цвета, Индуцированный психоз, Инертность, Инженерная психология, Инкубация, Иностранная психология, Инсайт, Инстинкты животных, Инструментальная агрессия, Инструментальное осязание, Инструментальные и терминальные ценности, Интегративная психология, Интеллект, Интеллектуализация, Интеллектуальные операции, Интеллектуальные персеверации, Интенсивность ощущения, Интенция, Интерактивная психотерапия, Интеракционизм, Интервальная шкала, Интерес, Интерорецепторы, Интерференция, Интерференция навыков, Интроверсия по Айзенку, Интроверсия по Юнгу, Интроекция, Интроспективная психология, Интроспекция, Интуиция, Инфантилизм, Инфляция, Информационная модель, Информационное поле рабочего места человека–оператора, Информационный подход, Информационный поиск, Ипохондрический синдром, Исполнительное действие, Исправительная психология, Истериформные расстройства, Истерическая дуга, Истерический комок, Истерический невроз, Истерия, Истерия алкогольная, Истерия командная, Истерия тюремная, Истерогенные зоны, Истероид, Истероид органический, Истерокаталепсия, Истероневрастения, Истероэпилепсия, История болезни, История инженерной психологии, История психиатрии, Исходные состояния, Итерация, Иценко—Кушинга болезнь, , ...

 

Влечение

Влечение проявление потребности человека, имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению психологических механизмов защиты...

Влечение к жизни

Влечение к жизни (Lebenstriebe) теоретический конструкт психологии З.Фрейда . Одна из дух основ жизнедеятельности человека. Представляет собой форму мотивации, направленной на сохранение, поддержание жизни. Является прежде всего в сексуальных влечениях и стремлении к самосохранению. Противопоставляется влечению к смерти...

Влечение к смерти

Влечение к смерти (Todestriebe) теоретический конструкт психологии З.Фрейда . Одна из дух основ жизнедеятельности человека. Стремление к разрушению и саморазрушению. Представлено прежде всего агрессией. Противопоставляется влечению к жизни...

Внимание

Внимание процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом , возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью. Для диагностики внимания существует ряд методик: для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д.Кеттела , В.Вундта ; для определения концентрации и устойчивости корректурный тест Б.Бурдона; для определения скорости переключения внимания метод таблиц Шульте. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при...

Внутренняя картина болезни

Внутренняя картина болезни понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А.Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные...

Внутренняя моторика

Внутренняя моторика понятие, предложенное А.В.Запорожцем для обозначения приобретенных в прошлом опыте человека программ для выполнения двигательных действий...

Внутренняя речь

Внутренняя речь скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления . Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий , проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логикограмматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексов, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и...

Внушаемость

Внушаемость повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении , при чтении книг, при восприятии рекламы. Это индивидуальное качество может основываться на склонности к подражанию и на открытости самовнушению состояний. Повышенная внушаемость характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением , входящим в структуру критичности. Определенные условия, такие как утомление , заболевания, стресс , дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени индивидуальной внушаемости. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответствующего характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности,...

Возбудимость аффекта

Возбудимость аффекта (от лат. affectus душевное волнение, страсть) характеристики эмоций. Автор Э.Кречмер . Отталкиваясь от теории эмоций В.Вундта , Кречмер все эмоции организовал по двум независимым шкалам: сенситивный сильный (psychastetische); веселый грустный...

Возраст

Возраст качественно специфическая ступень онтогенетического развития. В жизни человека принято выделять следующие возраста: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (13), дошкольный возраст (от 3 до 67), младший школьный возраст (от 67 до 1112), отрочество (от 1112 до 1517), юность (от 1517 до 1921), молодость (от 1921 до 2530), зрелость (от 2530 до 5560), старость (от 5560 и старше). Каждый возраст в человеческой жизни имеет определяется нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития...

Возрастная психология

Возрастная психология раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики , его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности...

Возрастная психофизиология

Возрастная психофизиология раздел психологии, изучающий процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности . Индивидуальное развитие человека обусловлено присвоением им исторически выработанного социального опыта и осуществляется на основе биологического созревания. Наиболее существенное значение для нормального психического развития ребенка имеет созревание его головного мозга: он рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга, за счет которых обеспечивается адекватная адаптация и создаются условия для психического развития. Дальнейшее созревания коры головного мозга затрагивает его задние отделы, достигающие относительной зрелости к 67 годам, и передние, созревание которых может закончиться уже в период юности. Разную динамику имеет созревание левого и правого полушарий: в раннем детстве...

Возрастные кризисы

Возрастные кризисы теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С.Выготского , возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство , негативизм . По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (1112 лет) и кризис...

Вольф Христиан

Вольф (Wolff) Христиан (24.01.1679 9.04.1754) немецкий философ, популяризатор и систематизатор философии Г.В.Лейбница . Профессор философии в Галле (170623гг.), в Марбурге, снова в Галле (с 1740г.). В числе его слушателей был М.В.Ломоносов. Целью своей философии ставил достижение всеобщего блаженства людей, для чего считал необходимым выяснение первой основы существования всех творений. Психологию делил на эмпирическую и рациональную. Одна рассматривает связь души с телом (Psychologia empirica. 1732), вторая занимается только бессмертной душой (Psychologia rationalis. 1734). Считал соединение души с телом необъяснимым чудом, а все психические явления сводил к особым способностям души. Сочинения. Eigene Lebensbeschreibung. Lpz., 1841; Вольфиянская экспериментальная физика. С немецкого подлинника...

Волюнтаризм

Волюнтаризм (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли , которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления ( В.Вундт , У.Джемс ,...

Воля

Воля способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами . За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил...

Воображение

Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий . Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какоголибо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра...

Восковая ригидность

Восковая ригидность усиленное разгибание мышц, которое может наступать в состоянии гипнотического сна. Обусловлена блокировкой связей между передними и задними буграми...

Восприятие

Восприятие процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы . В отличии от ощущений , отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева , возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В...

Восприятие времени

Восприятие времени образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы , из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности , которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Избранные чаньские изречения