Exit Project: Глоссарий: Библиография по психологии (на русском языке)

Библиография по психологии (на русском языке)



АбаевН.В. Чаньбуддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Августин. Творения, ч.18, К., 19051915. АвенариусР. Критика чистого опыта, т.12. М., 19071908. АврелийМарк. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. АнаньевБ.Г. Очерки истории русской психологии XVIIIXIX веков. М., Л., 1947. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах/ Под ред. Б.В.Мееровского. М., 19671968. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., ПетровскаяЛ.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. Античные риторики. М., 1978. Антология мировой философии в 4хтомах/ Под ред. В.В.Соколова. М., 1969. АнцыфероваЛ.И. Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. Аристотель. Этика. СПб., 1908. Аристотель. О душе. Сочинения в 4т., т.1. М.: Мысль, 1976. АрнольдЭ. Свет Азии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: А86). АхелисТ. Очерк сравнительного изучения религии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). БанфиА. Избранное, 1965, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 87.8) // Философия искусства, 1989, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3Б23). БасиловВ.Н. Избранники духов, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86, Б272). БасовМ.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922 // Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1925 // Общие основы педологии. 2е изд. М.Л., 1931 // Избранные психологические произведения. М., 1975. БергсонА. Восприятие изменчивости, 1911, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3) // Материя и память. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992 // Опыт о непосредственных данных сознания. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992. БерезинФ.Б., МирошниковМ.П., СоколоваЕ.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994. БерклиД. Трактат о принципах человеческого знания. Сочинения. М.: Мысль, 1978. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. БернарК. Жизненные явления, общие животным и растениям. СПб., 1878. БехтеревВ.М. Общие основания рефлексологии. Пг., 1918 // Коллективная рефлексология. Петроград, 1921 // Общие основы рефлексологии труда. М.Л., 1928. БехтеревВ.М. и др. Рефлексология труда. М.Л., 1926. БинеА. Механизмы мышления. Одесса, 1894 // Введение в экспериментальную психологию, 2е изд., СПб., 1903 (совм. с В.Анри). БлейлерЭ. Руководство по психиатрии. Берлин, 1920 // Аффективность, внушаемость и паранойя. Одесса, 1929. БлонскийП.П. Реформа науки. М., 1920 // Очерк научной психологии. М., 1921 // Память и мышление. М., 1935 // Развитие мышления ребенка. М., 1935 // Избранные психологические произведения. М., 1964. БоголюбовН. Теизм и пантеизм, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87) // Философия религии, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БодалевА.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965 // Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. БолдуинД.М. Введение в психологию. М., 1902. БриллиантовА. К вопросу о философии Эригены, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БрунерДж. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971 // Психология познания. М., 1977. БудиловаЕ.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. М., 1960 // Социальнопсихологические проблемы в русской науке. М., 1983. БурлачукА.Ф. Диагностика личности, Киев, 1989, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 90 В3507, 2204296). БэконФ. Новый Органон. Сочинения в 2т., М.: Мысль, 19771978. ВагнерВ.А. Вопросы зоопсихологии. СПб., 1896. ВаллонА. От действия к мысли. М., 1956. ВасилюкФ.Е. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. ВатцлавикП. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1990. ВведенскийА.И. О пределах и признаках одушевления. СПб., 1892 // Психология без всякой метафизики. СПб., 1914. ВведенскийН.Е. О современных течениях в физиологии. Избранные произведения. М., 1952. ВезалийА. О строении человеческого тела, т.2. М., 1954. ВитгенштейнЛ. Логикофилософские трактаты, 1958, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ВудвортсР. Экспериментальная психология. М.: ИЛ., 1950. ВундтВ. Основания физиологической психологии, т.12. СПб., 18801881 // Очерки психологии. М., 1912 // Введение в психологию. М., 1912 // Естествознание и психология. СПб., 1914. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6ти томах. М., 19821984 // Избранные психологические исследования. М., 1956 // Психология искусства. М., 1968 // Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений в 6т., т.1. М.: Педагогика, 1982 // Мышление и речь. Собрание сочинений в 6т., т. 2. М.: Педагогика, 1982 // История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6т., т.3. М.: Педагогика, 1983. Гавриил (архимандрит). История философии, 1839, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГальперинП.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976. ГальтонФ. Люди науки, их воспитание и характер. СПб., 1875 // Наследственность таланта. СПб, 1875. ГандиМ. Моя жизнь, 1934, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.343). ГартлиД. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. кн. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах, т.2 / Под ред. Б.В.Мееровского. М., 1967. ГастевА. Новая культурная установка. М., 1924. ГастевА.К. Трудовые установки. М., 1973. Гегель. Сочинения, т.III. М., 1956 //Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. Гельвеций. О человеке. Сочинения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1974. ГербартИ.Ф. Психология. СПб., 1875 // Учебник психологии. СПб., 1895. ГерценА.И. Сочинения: в 2хтомах. М., 1986. ГеффдингГ. Философия религии, 1904, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГибшГ., ФорвергМ. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. ГиляровА.Н. Платонизм как основание, 1897, (Библ. Психол. инта РАО). Гиппократ. Избранные книги. М., 1936. ГоМоЖо. Философы древнего Китая, 1961, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГоббсТ. Левиафан. Избранные произведения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1965. ГолосовкерЯ.Э. Имажинативный абсолют. ГроссК. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. ГротН.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 18791880 // Душе, в связи с современными учениями, 1886, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГумбольдтВ. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. ГурляндЯ. Очерк жизни и сочинений Моисея, 1865, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДавыдовВ.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Дао и даосизм в Китае, М., 1982, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 82 В15033, 1930791). ДарвинЧ. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб.: Наука, 1991. ДекартР. Избранные произведения. М., 1950 // Рассуждения о методе. М., 1953 // Рассуждение о методе. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Описание человеческого тела. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Страсти души. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989. ДельгадоХ. Мозг и сознание. М., 1971. ДжемсВ. Психология. СПб., 1896; Пг., 1922 // Существует ли сознание? Новые идеи в философии. Сб. 4., М., 1913. ДидроД. Собрание сочинений, т.2. М.Л., 1935. ДильтейВ. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. сб. Новые идеи в философии. N1. СПб., 1912 // Описательная психология. М., 1924. ДобролюбовН.А. Избранные философские произведения. М., 1948. Древнеиндийская философия, 1972, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. М., 1915. ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда. 1900. ДюркхаймК. О двойственном происхождении человека, СПб., (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 1992). ЖанеП. Неврозы. М., 1911. ЖинкинН.И. Механизмы речи. М., 1958. ЖуковскаяН.Л. Ламаизм и ранние формы религии, 1977, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды в 2т., т.1. М.: Педагогика, 1986. ЗеньковскийВ.В. Православная педагогическая антропология; ЗимняяИ.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. ЗинченкоП.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. ИбнСина. Канон врачебной науки, кн. 1. Ташкент, 1954. ИвановскийВ.Н. Мистика и схоластика, 1897, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). Из истории традиционной китайской идеологии, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87. И296). Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IXXIV вв., М., 1961. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии/ Под ред. А.Н.Ждан. М., 1988. ИльинИ.А. Том 1. Учение о Боге. Том 2. Учение о человеке, 1918, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). Исследования мышления в советской психологии/ Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966. КабанисП. Отношения между физической и нравственной природой человека. СПб., 1865. КавелинК. Задачи психологии. СПб., 1872. КандинскийВ.Х. О псевдогаллюцинациях. СПб., 1890. КантИ. Сочинения в 4х томах. М., 1965 // Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. КапетеревП.Ф. Из истории души. СПб., 1890. КаптоА.С. Философия мира, 1990, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: К20). КлапаредЭ. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. СПб.: М., Л., 1932. КлимовЕ.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. КляйнзоргеХ., КлумбисГ. Техника релаксации. М., 1965. КовнерС.Г. История средневековой медицины. Киев, 1893. КоллингвудР.Дж. Идея истории. М., 1980. КонИ.С. Социология личности. М., 1967 // Открытие Я. М., 1978 // Психология старшеклассников. М., 1980. Кондильяк. Опыт о происхождении человеческих знаний. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1980. КонрадиГ.П. и др. Общие основы физиологии труда. М.Л., 1934. КорниловК.Н. Учение о реакциях человека. М.Л., 1921 // Современная психология и марксизм. М., 1925. КорсаковВ.В. Курс психиатрии. М., 1913. КрафтЭбингР. Учебник психиатрии. СПб., 1897. КунТ. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. КюльпеО. Современная психология мышления. сб. Новые идеи в философии. N16. СПб., 1914. ЛазурскийА.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908 // Общая и экспериментальная психология. СПб., 1912. ЛаметриЖ.О. Избранные произведения. М.Л., 1925 // Сочинения. М., 1976 // Человекмашина. Сочинения. М.: Мысль, 1983. ЛангеН.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892 // Психологические исследования. Одесса, 1893 // Психология. М., 1914. ЛебонГ. Психология народов и масс. СПб., 1896 // Психология социализма. Спб., 1908. ЛевиБрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1930. ЛейГ. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. ЛейбницГ. Сочинения в 3х томах. М., 1983 // Новые опыты о человеческом разумении. Сочинения в 4т., т.2. М.: Мысль, 1983. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.Л., 1935. ЛеонтьевА.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969 // Психология общения. Тарту, 1974. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. ЛесгафтП.Ф. Собрание педагогический сочинений, т.1. М., 1951. Личность в традиционном Китае, 1992, (Библ. Психол. инта РАО). ЛоккД. Избранные философские произведения в 2х томах, т.1. М., 1960 // Сочинения в 3х томах. М., 1985 // Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3т., тт.1, 2. М.: Мысль, 1985. ЛомброзоЧ. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892. ЛопатинЛ.М. Положительные задачи философии, М., 1886, ч.1; 1891, ч.2; М., 1911 (Библ. Психол. инта РАО) // Курс психологии, М., 1903, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88.1(2) Л77) // Лекции по психологии, читанные на историкофилософском факультете Московского университета. М., 1909 // Лекции по истории новой философии, М., 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). ЛосевА.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. ЛукрецийКар. О природе вещей. М., 1958. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973 // Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974 // Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975 // Язык и сознание. М., 1979. ЛурьеС.Я. Демокрит. Л., 1970. ЛьюисД.Г. Физиология обыденной жизни в 2х томах. М., 1876. ЛютгенауФ. Естественные и социальные религии, 1908, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Малкольм. Состояние сна, М., 1993 (Библ. Психол. инта РАО). МалявинВ.В. Чжуанцзы, М., 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 86 В5102, 2038670). Материалисты Древней Греции/ Под ред. М.А.Дынника. М, 1955. МахЭ. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908 // Познание и заблуждение, М., 1909, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88. М360). МерлинВ.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986. МиллнерД., ГалантерЕ., ПрибрамК. Планы и структура поведения. М., 1965. МилльД.Ст. Система логики. М., 1914. МинаевИ.П. Будаизм, 1887, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МинскийН.М. Религия будущего, 1905, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МюнстербергГ. Основы психотехники. М., 19221923 // Психология и экономическая жизнь. М., 1924. НайссерУ. Познание и реальность. М., 1981. Научное творчество Выготского и современная психология/ Под ред. В.В.Давыдова. М., 1981. НебылицынВ.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. НечаевА.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901. НоэльЭ. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978. ОбуховаЛ.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. Очерки истории отечественной психологии. Киев, 1955. ПавловИ.П. Полное собрание сочинений, т.VI., М.Л., 1951. ПаскальТ. Древняя мудрость на протяжении веков, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ПетренкоВ.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном материале. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ПетровскийА.В. История советской психологии. М., 1967 // Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. ПиажеЖ. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966 // Избранные психологические труды. М., 1969 // Логика и психология. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994 // Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994. Платон. Сочинения в 3х томах, т.2. М., 1970 // Собрание сочинений в 4т.. М.: Мысль, 19901994. ПлехановГ.В. Сочинения, т.XXII. М.Л., 1925. ПомеранцеваЛ.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве, М., (Библ. Ин. Лит., Шифр: 3174010, 18003617). ПономаревЯ.А. Психология творчества. М., 1976. ПопперК.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983. ПотебняА.А. Мысль и язык. Харьков, 1892. ПрейерБ. Душа ребенка. СПб., 1891. ПрибрамК. Языки мозга. М., 1975. Проблема человека в традиционных китайских учениях, 1983, (Библ. Психол. инта РАО). ПрохазкаГ. Трактат о функциях нервной системы. Л., 1957. Путь теософии, Петрозаводск, 1992, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В1735, 2294449). ПэнтоР., ГравитцМ. Методы социальных наук. М., 1972. РадищевА.Н. Избранные сочинения. М., 1949 // Избранные философские и общественнополитические произведения. М., 1952. РадхакришнанС. Индийская философия, 1957 (Библ. Психол. инта РАО). РасселБ. Человеческое познание. М., 1957. РибоТ. Современная английская психология. М., 1875. РожанскийИ.Д. Анаксагор. М., 1972. РойМ. История индийской философии, 1958 (Библ. Психол. инта РАО). РоссолимоГ.И. Психологические профили. СПб., 1910. РубинштейнС.Л. Основы психологии. М., 1935 // Основы общей психологии. М., 1946 // Бытие и сознание. М., 1957 // Принципы и пути развития психологии. М., 1959 // Проблемы общей психологии. М., 1973 // Проблемы общей психологии, 2и изд., М., 1976. СеменцевВ.С. Бхагаватгита, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Семиотика и искусствометрия, М., 1972, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 6020173, 1538297). Семиотика, М., 1983, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 84 В5023, 1973945). СенекаЛ.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. СеченовИ.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947 // Рефлексы головного мозга. М., 1961. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976. СмирновА.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966 // Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975. СмирновК.А. Имманентная философия христианства, 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СмирновС.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд. Моск. универс., 1985. СнежневскийА.В. Общая психопатология. Валдай, 1970. СоколовА.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. СоколовМ.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XIXVIII веках. М., 1963. СпенсерГ. Сочинения: в 7и томах. СПб., 1898. СперанскийН. Ведьмы и ведовство, 1901, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СпинозаБ. Этика. М., 1936 // Избранные произведения, т.1., М., 1957. Стоглав, 1863, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СтолинВ.В. Самосознание личности. М., 1983. СэвЛ. Современная французская философия. М., 1968. ТардГ. Законы подражания. СПб., 1892 // Социальная логика. СПб., 1901. ТепловБ.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 // Избранные произведения: в 2х томах. М., 1985. ТипсинаА.Н. Философия религии Ясперса, 1982, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ТитченерЭ. Очерки психологии. СПб,, 1898. ТокаревС.А. Ранние формы религии. М.: Изд. полит. лит., 1990. ТокарскийА.А. Записки психологической лаборатории. М., 1896. ТэнИ., ДарвинЧ. Наблюдения над жизнью ребенка. СПб., 1900. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961 // Экспериментальнопсихологические исследования. М., 1966. УмрихинВ.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987. УотсонДж.Б. Психология как наука о поведении. М., 1926 // Бихевиоризм. БСЭ, т.6. М., 1930. УхтомскийА.А. Собрание сочинений, т.1., Л., 1950. УшинскийК.Д. Собрание сочинений: в 11и томах. М., Л., 1948 // Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т.8., М.Л., 1950. ФабриК.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. ФейербахЛ. Избранные философские произведения: в 2хт. М., 1955. Фрагменты ранних греческих философов, ч.1., Под ред. И.Д.Рожанского. М.: Наука, 1989. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. ФрейдЗ. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. ФукуямаС. Теоретические основы профессиональной ориентации, М., МГУ, 1989 (Педагогическая библиотета им.Ушинского). ХиллТ.И. Современная теория познания. М.: Прогресс, 1965. ХомскийН. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. ХорниК. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993. ЧелпановГ. Мозг и душа. М., 1912 // Социальная психология или условные рефлексы?. М., 1926. ЧернышевскийН.Г. Избранные философские произведения, т.3., М., 1951 // Собрание сочинений: в 5ти томах. М., 1974. Чжан Циюнью. Конфуцианство в свете современности, Танбей, 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В2987, 2228261). Шантепи. Иллюстрированная история религии, ч.1, 2, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШеллингФ. Сочинения в 2х томах. М., 1977. ШибутаниТ. Социальная психология. М., 1969. ШихиревП.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. ШмелевА.Г. Психологическое исследование систем значений. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ШпетГ. Сознание и его собственник. М., 1916 // Введение в этническую психологию, вып.1., М., 1927. ШтернбергЛ.Я. Первобытная религия в свете этнографии, 1936, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШтуттеГ. (StutteH.)Психиатрия детей и юношеского возраста // Клиническая психиатрия / Под ред. Г.Груле, Р.Юнга, В.МайерГросса, М.Мюллера. М.: Мед., 1967, с.678779. ЩербатскойФ.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. ЭльконинД.Б. Детская психология. М., 1960. ЭфруссиП.О. Успехи психологии в России. Пг., 1923. ЮмД. Исследование человеческого разума. СПб., 1902. ЯрошевскийМ.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIXвека. Душанбе, 1961 // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. ЯрошевскийМ.Г., АнцыфероваЛ.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

Другие статьи : Бабенковой синдром правого полушария, Бабинского симптом, Бабинского — Вакеза болезнь, Бабинского—Фромана синдром, Базальные эмоции, Базовые нарушения при шизофрении, Базоспазм, Базофилизм гипофизарный, Базофобия, Байярже симптом, Бактериофобия, Бакэ, Балара—Дежана—Пе синдром, Балинского Зрачковые симптомы, Балинт (Balint) Михаль, Балинта диета, Балинта синдром, Балинтовские группы, Бало болезнь, Бамбергера синдром, Бандура (Bandura) Альберт, Барагнозия, Барт (Burt) Сирил Лодовик, Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз, Барьер смысловой, Басов Михаил Яковлевич, Бедлам, Безобразное мышление, Безориентирное поле, Безусловный рефлекс, Бейтсон (Bateson) Грегори, Белый шум, Бендер Лауретта, Бенеке, Фридрих Эдуард, Бентли Исаак Мэдисон, Бентон Артур Лестер, Бергер (Berger) Ханс, Бергсон (Bergson) Анри, Берингер (Beringer) Курт, Беркли Джордж, Берн Эрик, Бернгейм Ипполит, Бернштейн Николай Александрович, Бессознательное, Бехтерев Владимир Михайлович, Библиография по психологии (на иностранных языках), Библиография по психологии (на русском языке), Библиопсихологическая теория, Библиотека иностранной литературы, Библиотека Психологического института РАО, Библиотерапия, Било, Бинауральный слух, Бине Альфред, Бинокулярное зрение, Бинокулярный параллакс, Бинсвангер Людвиг, Биогенетический закон, Биологическая адаптация, Биологическая обратная связь, Биологическая теория эмоций Анохина, Биологические часы, Бионика, Биосоциальная концепция утомления Шпильрейна, Биоэнергетический анализ, Биренбаум Гита Васильевна, Бирнбаум (Birnbaum) Карл, Бихевиоризм, Блаватская Е.П. Новый Панарион (сборник статей), Блаватская Елена Петровна, Блейлер (Bleuler) Эйген, Близнецовый метод, Блоки мозга, Блондель Шарль, Блонский Павел Петрович, Боваризм, Боген (Bogen) Гельмут, Бодалев Алексей Александрович, Божович Лидия Ильинична, Боксерская деменция, Болдуин Джеймс Марк, Болевые ощущения, Большая пятерка, Босс Медард, Бред значения, Брейер Жозеф, Брентано Франц, Бретт (Brett) Джордж Сидней, Бродбент (Broadbent) Дональд, Брунер Джером Сеймур (Bruner), Брунсвик Эгон, Буферная память, Бэкон Фрэнсис, Бэн Александр, Бюлер Карл, Бюлер Шарлотта, Бюхнер Людвиг, , ...

 

Восприятие пространства

Восприятие пространства образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный , двигательный , кожный и вестибулярный анализаторы . В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств ( Г.Гельмгольц , И.М.Сеченов ). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх вниз, свидетельствуют...

Восприятие сложных звуков

Восприятие сложных звуков процесс построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав. Так, при построении субъективного образа особенности структуры спектра квалифицируются как звуки глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие. Многие звуки природы (например, шелест листвы, плеск воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца) представляют собой одиночные импульсы с периодическим или апериодическим повторением, когда частота и регулярность этого повторения являются очень существенными признаками ориентировки и построения адекватного образа восприятия . Звуки речи анализируются не только по их значению, но и на основе интонационных характеристик, громкости , задержек, изменениях темпа по экспрессивному наполнению. При...

Восприятие устной речи

Восприятие устной речи построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе процесса активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознания на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от индивидуальноличностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего от гибкости мышления и направленностью личности...

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики. Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера , способностях , интересах , эмоциональных состояниях , которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности . Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека: 1.Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства...

Воспроизведение

Воспроизведение актуализация ранее сформированного психологического содержания ( мысли , образы , чувства , движения ) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Различается непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи, и произвольное, обусловленное реализацией особой задачи. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями , направлением деятельности , актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не вceгдa дает лучший результат по сравнению с отсроченным....

Восстановление высших психических функций

Восстановление высших психических функций раздел нейропсихологии, посвященный изучению механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. На основе представлений об общественноисторической природе формирования высших психических функций и их системной нейропсихологической организации было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, обусловливающих реализацию психических функций. В работах А.Р.Лурия и его учеников были раскрыты механизмы восстановления высших психических функций. Это перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым. Также был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные формы деятельности , внешнее программирование восстанавливаемой...

Врабатывание

Врабатывание процесс адаптации к актуально осуществляющейся деятельности , в время которой происходит настройка всех психофизиологических функций за счет актуализации динамического стереотипа . При этом повышается возбудимость и функциональная подвижность нервной системы, усиливается концентрация возбуждения нервных процессов. Эта настройка приводит к уменьшению времени выполнения операций , повышению ритмичности работы и ее производительности. Врабатывание обычно завершается в первый час работы, после чего наступает устойчивое рабочее...

Враждебная агрессия

Враждебная агрессия агрессивное поведение, имеющее цель нанести ущерб объекту...

Временная связь

Временная связь ( И.П.Павлов ) механизм, обеспечивающий функциональную связь между отдельными структурами нервной системы при воздействии двух или более событий актуальной внешней среды и существующая некоторое время. Одним из вариантов проявления временной связи являются условные...

Время реакции

Время реакции интервал между предъявлением раздражителя и началом ответной реакции, которая обычно фиксируется в двигательной сфере. Для раздражителей различной модальности время реакции различно: наиболее быстрая реакция реализуется в ответ на слуховые раздражители, самая медленная на обонятельные, вкусовые и температурные. Минимальное время реакции у здорового взрослого человека приблизительно равно 100 мс. Существенно зависит от сложности задачи, решаемой при опознании...

Время хранения в кратковременной памяти

Время хранения в кратковременной памяти интервал времени, в течение которого след от поступившей информации может быть восстановлен из кратковременной памяти и использован для дальнейшей...

Вспышки памяти

Вспышки памяти (калька с англ. flashback) феномен памяти , автор канадский нейрохирург У.Пенфилд. Внезапное и неконтролируемое воспроизведение в сознании ярких зрительных или слуховых образов, которые переживаются как образы воспоминаний, а не актуального восприятия. Возникают при раздражении электрическим током височной доли головного мозга. Литература. ПенфилдУ., ДжасперсТ. Эпилепсия и функциональная анатомия мозга. М.,...

Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных, то им было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первной сигнальной системы, мыслительный преобладание второй сигнальной системы, а средний как уравновешенный по этому...

Вторичный нейропсихологический симптом

Вторичный нейропсихологический симптом (от греч. neuron жила, нерв + psyche душа + logos учение и syndrome сочетание) системное влияние на функциональную систему в целом или нескольких функциональных систем сразу, происходящее вслед за непосредственным нарушением функций пораженного участка мозга. Например, вслед за нарушением звукового анализа и синтеза при поражении височных отделов коры головного мозга может происходить нарушение речевой функциональной системы. Вместе с первичным нейропсихологическим симптомом образует нейропсихологический синдром. Автор А.Р.Лурия...

Вудвортс (Woodworth) Роберт

Вудвортс (Woodworth) Роберт (17.10.1869 4.07.1962, НьюЙорк) американский психолог, представитель функциональной психологии. В книге Динамическая психология (1918) развивал положение о принципиальной важности мотивов в организации поведения . Выдвинул гипотезу о том, что сформировавшиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов , обусловивших их...

Вундт (Wundt) Вильгельм

Вундт (Wundt) Вильгельм (18.06.1832, Маннгейм 31.08.1920, Лейпциг) немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции , он пытался выделить простейшие элементы сознания (ощущения и элементарные чувства ) и установить основные законы душевной жизни (например, закон творческого синтеза). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название физиологической. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение...

Выготский Л.С. Отрывки

Выготский Л.С. Отрывки. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р.Лурия , М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488с. Предисловие к книге А.Ф.Лазурского (1924) [6465]Он был, несомненно, из тех психологов, которые стояли на пути к превращению психологии в точную науку. Его общебиологическая точка зрения на психику, трактующая все вопросы психологии как проблемы биологического порядка; его исходное утверждение, что психические функции также имеют свою физиологическую сторону, иначе говоря, что чисто психических процессов в организме нет (процесс творчества, говорит он, меду прочим, подобно всем другим остальным душевным явлениям, есть процесс психофизиологический, т.е. имеющий свой физиологический коррелят); убеждение в совершенной закономерности психической...

Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович (1896 1934) отечественный психолог, создатель культурноисторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 20хгг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего то или иное произведение искусства два разнонаправленных аффекта , противоположность которых снимается в катарсисе , являющимся основой эстетических реакций. В работе Исторический смысл психологического кризиса приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925 1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе ,...

Вызванные потенциалы

Вызванные потенциалы электрические колебания системного характера, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов. Выделяют первичные ответы, возникающие в первые 100 мс. после предъявления стимула, и более поздние вторичные. Характеристиками вызванных потенциалов являются латентный период, полярностью, форма и поведение при разного рода воздействиях. У человека фиксируются, как правило, от поверхности головы при помощи специальных технических устройств. Первоначально выступали как основа для анализа реакций мозга на внешние стимулы, в дальнейшем стали использоваться и для анализа внутренне обусловленных нервных процессов. В частности, могут быть зафиксированы биоэлектрические колебания, связанные с активностью двигательной коры (моторный потенциал), с окончанием движения , с состоянием...

Выразительные движения

Выразительные движения проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида посредством мимики (выражение лица, улыбка, движения глаз ), пантомимике (движения тела, осанка, жесты ), интонации речи. Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов ), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. При этом человеческие выразительные движения, в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного языка для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Библиография по психологии (на русском языке)