Exit Project: Глоссарий: Диагностика профессиональных установок подростков

Диагностика профессиональных установок подростков



В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, обычно используют психодиагностические методики, выявляющие достаточно устойчивые особенности личности (темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки). Но уже одно только то, что о выявленных характеристиках нужно рассказать самому подростку, и так, чтобы он это принял личностно, свидетельствует о том, что собственно диагностика должна согласовываться с коррекционным и воспитывающим воздействием. При этом важно знать не только то, на что способен подросток в будущем, но и как он ведет себя в достаточно узко локализованной по времени ситуации профессионального выбора и, еще уже, в ситуации профессиональной консультации. Вместе с тем очень часто соответствующие установки подростка (на специфическую ситуацию профессионального выбора), изза недостаточного методического обеспечения, совершенно упускаются из внимания. Поэтому представляется необходимой разработка адекватных психодиагностических методик для оценки ситуационноспецифического поведения подростков в рамках профконсультации. Существует большое число психологических исследований, посвященных выбору профессии и проведенных под углом зрения индивидуальных особенностей подростков [1], [4], [6], [7], [9], [10], [13], [14], [15], [16], [18] и др. Но результаты, полученные в этих исследованиях, в большинстве случаев требуют дополнительного анализа на предмет разделения внутренних и внешних, сопутствующих, факторов профессионального выбора (сам выбор и его условия). В ситуационноспецифическом поведении т.е. в отдельных, зависящих от конкретных условий, решениях, которые и представляют собой реализацию внутренних факторов профессионального выбора может осуществляться разная мера интеграции тех или иных устойчивых особенностей личности (сопутствующие факторы), в качестве которых, если речь идет о профессиональном выборе, рассматриваются прежде всего ранее сформированные у этой личности способности и интересы. И само ситуационноспецифическое поведение может осуществляться достаточно адекватно когда оно основывается на долгосрочном планировании, на принятии уверенных решений, на готовности к самоизменениям и пр., даже если условия, в которых оно осуществляется, не очень оптимальны. В частности, адекватное ситуационноспецифическое поведение при профессиональном выборе возможно и тогда, когда устойчивые особенности личности имеют некоторые дефекты, например изза того, что предыдущие этапы профессионального развития были пройдены не вполне оптимально, оказались не сформированы профессиональные интересы. В этой связи принципиальное значение имеет понятие профессиональных установок, выражающих собой готовность индивида принимать профессионально важные решения. Эти установки связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т.е. с задачами профессионального развития, и, с другой, с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач. В рамках современной культуры задачи профессионального развития, на которые ориентированы профессиональные установки индивида, достаточно стереотипны, и принимая или формулируя для себя ту или иную задачу, индивид уже имеет определенные критерии, или нормативы, ее разрешения. Так, основные задачи профессионального развития соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в ходе профессионального обучения; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством [5]. Но наряду с нормативными задачами могут появляться и индивидуальноспецифические (переобучение, повторный профессиональный выбор, прерывание профессиональной деятельности и т.д.), поэтому профессиональные установки характеризуются не только готовностью личности решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и модифицировать в соответствии с ними собственное поведение. Таким образом в профессиональных установках индивида оказывается аккумулирован весь опыт решения им жизненных задач на уже ранее пройденных этапах психического развития. Накопленный опыт решения жизненных задач, генерализуясь, приводит к образованию в структуре личности комплекса компетентности, который реализуется при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития, обусловливая характер конкретного решения (уровень притязаний, настойчивость в реализации, контроль за результатами и пр.). В зарубежной психологии, прежде всего в рамках теории Д.Сьюпера [19], [20], профессиональные установки изучены достаточно основательно. И для этапа выбора профессии они оснащены хорошим психодиагностическим аппаратом. Одной из наиболее рано созданных является методика Шкала зрелости профессиональных установок Дж.Крайтса [11], [12]. По своей структуре она ориентирован на выявление 5видов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе нерешительность; беззаботность и материальная обеспеченность эгоцентризм и материальные интересы; самостоятельность и активность зависимость; реализм и готовность к компромиссам социальный престиж; информированность и рациональность боязнь. Эта и созданные на ее основе методики, например [8], [17], обладают достаточно хорошей валидностью (по связям показателей профессиональных установок с показателями зрелости Яконцепции, уровня профессиональных знаний, наличия опыта практической трудовой деятельности и т.д.), но ретестовая надежность, изза динамичности профессиональных установок в возрасте 1416 лет, достаточно низкая. В нашем исследовании анализ ситуационноспецифических особенностей профессионального выбора был проведен на несколько других основаниях, чем у Крайтса, который ориентировался на нормативное описание стадий профессионального развития (см.3). Основной парадигмой нашего исследования выступало понятие субъективного восприятия индивидом окружающего мира в аспекте возможностей его познания и овладения им. В результате этого исследования был получен не только интересный экспериментальный материал (касающийся, например, зависимости степени связанности профессиональных намерений и профессиональных интересов от профессиональных установок [2]), но и разработана методика для выявления индивидуальнопсихологических особенностей подростков, определяющих процессуальную сторону профессионального выбора, а именно Опросник профессиональных установок подростков. В предварительном этапе исследования участвовало 40подростков, учащихся 810классов, обратившихся, самостоятельно или по настоянию родителей, в профконсультационную службу факультета психологии МГУ за помощью в решении вопроса о профессиональном выборе. В ходе свободной беседы с ими о их профессиональном развитии, о восприятии ими ситуации выбора профессии и об отношении к ситуации профконсультационной беседы фиксировались все их высказывания по этим темам. В результате был сформирован базовый список из 103 высказываний подростков о профессиональной карьере и профессиональном выборе, представляющих разнообразные оценки различных аспектов этого процесса. На следующем этапе данный список предлагался подростками для субъективного шкалирования. Новая выборка, по составу аналогичная первой, включала 95 подростков, которые должны были определить степень соответствия каждого высказывания из базового списка оценок их психологическому состоянию в настоящее время. Для этого была использована шкала Лайкерта, с шестью степенями соответствия: от формулировки 1. Совершенно мне не соответствует до 6. В полной степени мне соответствует. Полученные данные были проведены через ряд математических процедур. Сначала были проанализированы особенности распределения ответов на каждый пункт списка, в результате чего было отброшено 17пунктов, ответы на которые не имели характер нормального распределения. Ответы на оставшиеся 86пунктов были подвергнуты процедуре факторного анализа методом главных компонент с последующим варимаксвращением. Были рассмотрены факторные модели с количеством факторов от одного до десяти. При этом устойчиво выделялись такие факторы, которые в дальнейшем были названы (с определенной долей условности) факторами нерешительности в профессиональном выборе, рационализма профессионального выбора, зависимости в профессиональном выборе и высокой самооценки (последний фактор выделялся чуть менее устойчиво, чем предыдущие), другие факторы были в большей степени зависимы от особенностей факторной процедуры. При ориентации на прагматический критерий, в качестве которого рассматривалось максимальное количество пунктов базового списка оценок, имеющих корреляцию с какимлибо одним фактором больше 0.4, была выбрана пятифакторная модель, в которой, кроме уже указанных, выделился фактор оптимизма в отношении профессионального будущего. После этого, из списка, состоявшего из 86 пунктов, были удалены все те пункты, которые значимо нагружали несколько факторов, а также дублирующие другие (близкие к ним по смыслу и имеющие похожие факторные веса) с таким расчетом, чтобы каждый фактор, образующий шкалу опросника, был представлен одинаковым числом пунктов. После приведения всего списка к единому масштабу и осуществления заключительного факторного и кластерного анализа, в окончательном варианте опросника оказалось 40 пунктов, равномерно по 8пунктов распределенных по пяти факторам (табл.1). Выделенные пять факторов объясняли 43.7% вариативности. Надо заметить, что полученная в нашем исследовании факторная структура оказалась очень похожей на структуры, постулированные или полученные в результате факторного анализа другими исследователями (Крайтс, Дж.Ф.Баллиф, К.Х.Зайферт и В.Штангль (см. табл.2)). Таким образом, в результате нашего факторного анализа из частных высказываний подростков о их профессиональном развитии и профессиональном выборе было выделено пять блоков, которые можно рассматривать как определенные, качественно своеобразные, профессиональные установки. Первый фактор (F1), нерешительность профессионального выбора, объединяет высказывания, характеризующиеся чувством нерешительности, неуверенности, трудностью с началом деятельности, отсутствием четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мире профессий. Соответственно, при низких значениях, полученных при ответах на вопросы этого фактора, можно говорить о решительности и уверенности профессионального выбора. Второй фактор (F2), рационализм профессионального выбора, характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану, после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности. Третий фактор (F3), оптимизм в отношении профессионального будущего, связан с идеализацией, юношеским максимализмом, чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. Противоположный полюс реализм профессионального выбора. Четвертый фактор (F4), высокая самооценка, характеризуется завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач. Наконец, пятый фактор (F5), зависимость в профессиональном выборе, объединяет высказывания, связанные с несамостоятельностью, податливостью, зависимостью от других, с социальной незрелостью. Противоположный полюс этого фактора независимость в профессиональном выборе. Исходя из понимания профессиональных установок как формы реализации в конкретной ситуации (ситуации выбора профессии) уже имеющегося опыта решения жизненных проблем, можно было ожидать, что выявленные факторы профессиональных установок будут както связаны с достаточно устойчивыми личностными особенностями, прежде всего с характерологическими особенностями. Поэтому на той же выборке (95чел.) был проведен корреляционный анализ показателей индивидуальных особенностей профессиональных установок, с одной стороны, и характерологических особенностей по опроснику Р.Кеттелла, с другой. Полученные коэффициенты корреляций свидетельствуют, что соответствующие связи (содержательно осмысленные), хотя и не очень ярко выраженные, все же существуют, и, в частности, могут рассматриваться как показатели конструктной валидности Опросника профессиональных установок подростков. Так, фактор неуверенности в профессиональном выборе явным образом связан с факторами эмоциональной нестабильности (C), напряженности (+Q4), робости (H), чувства вины (+О), консерватизма (Q1), а также со вторичными факторами тревожности и конформизма. Фактор оптимизма в отношении профессионального будущего связан с факторами доминантности (+E), мечтательности (+М) в отношении этого фактора намечена лишь тенденция связи, но содержательно она вполне осмыслена, радикализма (+Q1) и со вторичным фактором независимости. Фактор высокой самооценки связан с факторами доминантности (+E), практицизма (+I), отсутствия чувства вины (О) и совестливости (+G) связь с этим фактором содержательно не очень понятна. Фактор зависимости профессионального выбора связан с факторами беззаботности (+F), групповой зависимости (Q2), консерватизма (Q1) с этим фактором намечена лишь тенденция связи, со вторичными факторами конформизма и экстраверсии в отношении этого вторичного фактора намечена лишь тенденция связи. Менее всего связан с характерологическими особенностями личности фактор рационализма профессионального выбора лишь со вторичным фактором тревожности и с первичным фактором шизотимии намечена лишь тенденция связи. Из поведенческих показателей, которые должны быть связаны с профессиональными установками, рассматривались лишь: степень неопределенности в суждениях о своей личности (количество ответов не знаю), уже сделанный или еще не сделанный профессиональный выбор (да нет) и самостоятельное обращение в профконсультацию или под руководством родителей (да нет), но эти показатели оказались мало связаны с факторами профессиональных установок. Так, в результате регрессионного анализа получены следующие формулы: для уже сделанного выбора профессии R=0.25; веса факторов = - 0.17 (F1) + 0.15 (F2) + 0.06 (F3) + 0.03 (F4) - 0.01 (F5); для обращения в профконсультацию по настоянию родителей R=0.27; веса факторов =0.08 (F1) - 0.05 (F2) - 0.05 (F3) + 0.23 (F4) + 0.15 (F5). Хотя получены достаточно низкие значения, которые не позволяют надежно прогнозировать указанные вариации профессионального поведения (сделан ли профессиональный выбор, сам ли подросток обратился в профконсультацию), все же содержательно эти вариации хорошо согласуются с соответствующими профессиональными установками с решительностью и рационализмом в случае уже сделанного профессионального выбора, с высокой самооценкой и зависимостью в случае несамостоятельного обращения в профконсультацию. Кроме того, точная диагностика этих вариаций была несколько затруднена, приходилось больше ориентироваться на откровенность самого подростка. Таким образом, проведенное исследование позволило скомпоновать блоки высказываний, которые могут рассматриваться как средство для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок подростков, находящихся в ситуации выбора профессии. Конечно, разработку данного опросника нельзя признать завершенной для его стандартизации требуются значительно большие выборки, но что касается его структуры, то она представляется достаточно оптимальной. В заключении надо сказать, что этот опросник может быть использован прежде всего там, где есть возможность либо в индивидуальной консультации, либо в групповой тренинговой работе соотносить те или иные методические (коррекционные) средства с индивидуальными особенностями подростка. Это важно и для обсуждения далеких профессиональных перспектив, и для установления адекватного контакта с подростком, который погружен в свои актуально переживаемые проблемы и которому требуется адекватная поддержка в принятии профессионально важных решений. Литература 1.КлимовЕ.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта / Научные труды ВНИИ профтехобразования. Л., 1976, Вып.32, с.525. 2.КондаковИ.М. Индивидуальнопсихологические особенности подростков в выборе профессии. Диссер. канд. психол. наук. М., 1989. 3.КондаковИ.М., СухаревА.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / Вопросы психологии, 1989, N5, с.158164. 4.КорольковаГ.Ф. Изучение особенностей старшеклассников в системе профконсультационной работы. Диссер. канд. психол. наук. Л., 1975. 5.КудрявцевТ.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985, 105c. 6.ХомутоваМ.А. Особенности познавательных интересов школьников, связанных с выбором профессии / Вопросы психологии, 1988, N1, с.117131. 7.ЧебышеваВ.В., ГалкинаО.И., ЗюбинаЛ.М. О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии / Вопросы психологии, 1959, N5, с.2939. 8.BallifJ.F. Etude factorielle et longitudinale de l'echelle de maturite des attitudes vocationelles de Crites / Psychologie. Scheiz. Zeitschr. f. Psychol., 1980, N4, p.310329. 9.BenderSzymanskiD. Das Verhalten von Jugendlichen bei der Berufsentscheidung. Weinheim: Beltz, 1976, XVIII+532S. 10.BergerF., von OrelliC. Ein Werkstattbericht: Berufswahlprozess und die Psychologie des Individuums. /Bulletin der schweizer Psychologen, 1982, N6, p.177. 11.CritesJ.O. Career Development Processes, in HeerE.L. (Ed). Vocational Guidance and Human Development, Boston: Houghton Mifflin. 1974, p.296320. 12.CritesJ.O. Career Maturity Inventory, Monterey, 1978. 13.JaideW. Die Berufswahl. Munchen: Juventa. 1966. 270s. 14.LehrU. Erscheinungsweisen des Konfliktes, in: A.Mayer, B.Herwing (Hrsg). Handbuch der Psychologie, Bd.9. Betriebspsychologie. Gottingen: Hogrefe, 1961, p.306331 15.RutenfranzJ., UlichE. Berufsreife, in: A.Mayer, B.Herwing (Hrsg). Handbuch der Psychilogie. Bd.9. Betriebspsychologie, Gottingen: Hogrefe, 1961, p.336361. 16.SedlakF., BrauerCh., SowinetzB. 14 Jahre und wie geht es weiter? Tips und Test zur Berufswahl. Wien, 1984. 17.SeifertK.H., StanglW. Der Fragebogen Einstellungen zur Berufswahl und beruflichen Arbeit / Diagnostica, 1986, Heft32, N.2, p.153164. 18.SkawranP.R. Versuch einer Berufsberatungsbewahrungskontrolle / Zeitschr. f. exper. u. angewandt. Psychol. 1964, N4, p.601603. 19.SuperD.E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957, 391p. 20.SuperD., BahnM.Y. Occupational Psychology. London: Tavistock. 1971, X+209p. Таблица1. Пункты Опросника профессиональных установок подростков. 1.Я слишком плохо знаю мир профессий. 2.Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций. 3.От много сейчас ценного я могу отказаться ради перспективный профессиональных целей. 4.Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не изза недостатка у меня ума. 5.Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе. 6.В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чьялибо поддержка и помощь. 7.Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения. 8.Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной. 9.Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом. 10.Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников. 11.В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности. 12.Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно. 13.Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответствовать будущей профессии. 14.В будущее профессии я обязательно найду применение всем своим качествам. 15.Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других. 16.Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии. 17.Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер. 18.Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности. 19.У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом. 20.Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей. 21.Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь. 22.Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему. 23.Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость. 24.Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будет сопутствовать счастье и удача. 25.В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам. 26.Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии. 27.Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства. 28.Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия. 29.Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чегото личного. 30.Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого. 31.Изза моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии. 32.Я не доверяю внешней привлекательности профессий. 33.В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию. 34.Мой профессиональный выбор будет окончательным, раз и навсегда. 35.Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию. 36.У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее. 37.Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии. 38.Главное в моей будущей профессии добиться личных достижений. 39.В будущей профессии мне хотелось бы делать чтонибудь исключительное. 40.В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать. Табл2. Сравнительная таблица факторов структуры профессиональных установок, полученных в разных исследованиях. Наши исследования: 1.Нерешительность в профессиональном выборе. 2.Рационализм профессионального выбора. 3.Оптимизм в отношении профессионального будущего. 4.Высокая самооценка. 5.Зависимость профессионального выбора. J.Crites: 1.Решительность в профессиональных решениях. 2.Ангажемент и денежные затруднения. 3.Ориентированность на профессиональные решения. 4.Независимость. 5.Компромисс. J.F.Ballif: 1.Нерешительность. 2.Эгоцентризм ориентация на заработок. 3.Социальный престиж. 4.Зависимость независимость. 5.Боязнь беззаботность. K.H.Seifert, W.Stangl: 1.Уверенность и решительность при профессиональном выборе. 3.Информационная готовность и гибкость при профессиональном выборе. 2.Ангажемент профессионального выбора. 4.Собственная активность и самостоятельность при профессиональном выборе. (КондаковИ.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. N2, 1997; в сокращении).

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Восприятие пространства

Восприятие пространства образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный , двигательный , кожный и вестибулярный анализаторы . В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств ( Г.Гельмгольц , И.М.Сеченов ). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх вниз, свидетельствуют...

Восприятие сложных звуков

Восприятие сложных звуков процесс построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав. Так, при построении субъективного образа особенности структуры спектра квалифицируются как звуки глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие. Многие звуки природы (например, шелест листвы, плеск воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца) представляют собой одиночные импульсы с периодическим или апериодическим повторением, когда частота и регулярность этого повторения являются очень существенными признаками ориентировки и построения адекватного образа восприятия . Звуки речи анализируются не только по их значению, но и на основе интонационных характеристик, громкости , задержек, изменениях темпа по экспрессивному наполнению. При...

Восприятие устной речи

Восприятие устной речи построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе процесса активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознания на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от индивидуальноличностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего от гибкости мышления и направленностью личности...

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики. Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера , способностях , интересах , эмоциональных состояниях , которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности . Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека: 1.Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства...

Воспроизведение

Воспроизведение актуализация ранее сформированного психологического содержания ( мысли , образы , чувства , движения ) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Различается непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи, и произвольное, обусловленное реализацией особой задачи. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями , направлением деятельности , актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не вceгдa дает лучший результат по сравнению с отсроченным....

Восстановление высших психических функций

Восстановление высших психических функций раздел нейропсихологии, посвященный изучению механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. На основе представлений об общественноисторической природе формирования высших психических функций и их системной нейропсихологической организации было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, обусловливающих реализацию психических функций. В работах А.Р.Лурия и его учеников были раскрыты механизмы восстановления высших психических функций. Это перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым. Также был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные формы деятельности , внешнее программирование восстанавливаемой...

Врабатывание

Врабатывание процесс адаптации к актуально осуществляющейся деятельности , в время которой происходит настройка всех психофизиологических функций за счет актуализации динамического стереотипа . При этом повышается возбудимость и функциональная подвижность нервной системы, усиливается концентрация возбуждения нервных процессов. Эта настройка приводит к уменьшению времени выполнения операций , повышению ритмичности работы и ее производительности. Врабатывание обычно завершается в первый час работы, после чего наступает устойчивое рабочее...

Враждебная агрессия

Враждебная агрессия агрессивное поведение, имеющее цель нанести ущерб объекту...

Временная связь

Временная связь ( И.П.Павлов ) механизм, обеспечивающий функциональную связь между отдельными структурами нервной системы при воздействии двух или более событий актуальной внешней среды и существующая некоторое время. Одним из вариантов проявления временной связи являются условные...

Время реакции

Время реакции интервал между предъявлением раздражителя и началом ответной реакции, которая обычно фиксируется в двигательной сфере. Для раздражителей различной модальности время реакции различно: наиболее быстрая реакция реализуется в ответ на слуховые раздражители, самая медленная на обонятельные, вкусовые и температурные. Минимальное время реакции у здорового взрослого человека приблизительно равно 100 мс. Существенно зависит от сложности задачи, решаемой при опознании...

Время хранения в кратковременной памяти

Время хранения в кратковременной памяти интервал времени, в течение которого след от поступившей информации может быть восстановлен из кратковременной памяти и использован для дальнейшей...

Вспышки памяти

Вспышки памяти (калька с англ. flashback) феномен памяти , автор канадский нейрохирург У.Пенфилд. Внезапное и неконтролируемое воспроизведение в сознании ярких зрительных или слуховых образов, которые переживаются как образы воспоминаний, а не актуального восприятия. Возникают при раздражении электрическим током височной доли головного мозга. Литература. ПенфилдУ., ДжасперсТ. Эпилепсия и функциональная анатомия мозга. М.,...

Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных, то им было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первной сигнальной системы, мыслительный преобладание второй сигнальной системы, а средний как уравновешенный по этому...

Вторичный нейропсихологический симптом

Вторичный нейропсихологический симптом (от греч. neuron жила, нерв + psyche душа + logos учение и syndrome сочетание) системное влияние на функциональную систему в целом или нескольких функциональных систем сразу, происходящее вслед за непосредственным нарушением функций пораженного участка мозга. Например, вслед за нарушением звукового анализа и синтеза при поражении височных отделов коры головного мозга может происходить нарушение речевой функциональной системы. Вместе с первичным нейропсихологическим симптомом образует нейропсихологический синдром. Автор А.Р.Лурия...

Вудвортс (Woodworth) Роберт

Вудвортс (Woodworth) Роберт (17.10.1869 4.07.1962, НьюЙорк) американский психолог, представитель функциональной психологии. В книге Динамическая психология (1918) развивал положение о принципиальной важности мотивов в организации поведения . Выдвинул гипотезу о том, что сформировавшиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов , обусловивших их...

Вундт (Wundt) Вильгельм

Вундт (Wundt) Вильгельм (18.06.1832, Маннгейм 31.08.1920, Лейпциг) немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции , он пытался выделить простейшие элементы сознания (ощущения и элементарные чувства ) и установить основные законы душевной жизни (например, закон творческого синтеза). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название физиологической. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение...

Выготский Л.С. Отрывки

Выготский Л.С. Отрывки. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р.Лурия , М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488с. Предисловие к книге А.Ф.Лазурского (1924) [6465]Он был, несомненно, из тех психологов, которые стояли на пути к превращению психологии в точную науку. Его общебиологическая точка зрения на психику, трактующая все вопросы психологии как проблемы биологического порядка; его исходное утверждение, что психические функции также имеют свою физиологическую сторону, иначе говоря, что чисто психических процессов в организме нет (процесс творчества, говорит он, меду прочим, подобно всем другим остальным душевным явлениям, есть процесс психофизиологический, т.е. имеющий свой физиологический коррелят); убеждение в совершенной закономерности психической...

Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович (1896 1934) отечественный психолог, создатель культурноисторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 20хгг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего то или иное произведение искусства два разнонаправленных аффекта , противоположность которых снимается в катарсисе , являющимся основой эстетических реакций. В работе Исторический смысл психологического кризиса приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925 1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе ,...

Вызванные потенциалы

Вызванные потенциалы электрические колебания системного характера, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов. Выделяют первичные ответы, возникающие в первые 100 мс. после предъявления стимула, и более поздние вторичные. Характеристиками вызванных потенциалов являются латентный период, полярностью, форма и поведение при разного рода воздействиях. У человека фиксируются, как правило, от поверхности головы при помощи специальных технических устройств. Первоначально выступали как основа для анализа реакций мозга на внешние стимулы, в дальнейшем стали использоваться и для анализа внутренне обусловленных нервных процессов. В частности, могут быть зафиксированы биоэлектрические колебания, связанные с активностью двигательной коры (моторный потенциал), с окончанием движения , с состоянием...

Выразительные движения

Выразительные движения проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида посредством мимики (выражение лица, улыбка, движения глаз ), пантомимике (движения тела, осанка, жесты ), интонации речи. Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов ), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. При этом человеческие выразительные движения, в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного языка для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Диагностика профессиональных установок подростков