Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем ассоциативного профессора по психологии в области восприятия , когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению (Personality under Social Catastrophe: Ninety Life Histories of the Nazi Revolution (совм. с AllportG.W., JandorfE.M.), Character and Personality, 1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов , целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception (совм. с GoodmanC.), J. of Abnorm. and Social Psychol., 1947, 42, 3344; в рус. пер. Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм. с PostmanL.), J. of Personality, 1947, 16). На основе этих исследований Брунер предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий , в образной и языковой форме (Studies in Cognitive Growth (совм. с OlverR.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросскультурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но изза столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. Литература .
Высота звука субъективное качество звуков, обусловленное их частотой, т.е. числом колебаний в секунду. На этом основании звуки могут быть определены как низкие или высокие. В качестве единицы высоты звука выступает...
Высшая нервная деятельность нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве основной теоретической модели для анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс , посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения , которое может обусловливать угасание условного рефлекса , если условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Выделяют следующие основные законы высшей нервной деятельности: 1.Образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным; 2.Угасание временных связей при отсутствии подкрепления...
Высшие психические функции теоретическое понятие, введенное Л.С.Выготским , обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть натуральными, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и культурными, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными психологическими орудиями, знаками, возникшими в результате длительного общественноисторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь . Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем как внутренний,...
Вытеснение форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение неприемлемых влечений и переживаний из...
Выученная беспомощность (learned helplessness) особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализации, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие происходит отказ от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Приводит к...
Вюрцбургская школа направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХв., которое возглавил его О.Кюльпе . В данную школу входили: А.Майер , И.Орт, К.Марбе, К.Бюлер , Х.Уатт, Н.Ах , А.Мессер. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма, феноменологии Э.Гуссерля. Были проведены новаторские исследования мышления (Н.Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и метод систематического экспериментального самонаблюдения . На их основании, в противоположность ассоциативной теории, было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления , а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мыслиинтенции), которые направляют течение мыслей...
Габитус (лат. habitus — внешность, наружность). Совокупность наружных признаков, характеризующая строение тела и внешний облик человека: телосложение, осанка, выражение лица, цвет кожи и т.п. Оценка габитуса является важным критерием в диагностике заболеваний, свидетельствует о состоянии человека — помогает судить о возможном предрасположении к той или иной болезни. Среди возможных видов габитуса можно говорить об апоплектическом - низкорослые пикники с багрово-красным цветом кожи лица (предрасположенность к сосудистой патологии, нарушениям мозгового кровообращения), астеническом - сочетание астенического телосложения, физической слабости, бледной кожи (предрасположенность к инфекционным и нервно-психическим заболеваниям) и...
Гайе - Вернике алкогольная энцефалопатия (Gayet Ch.J.A., 1875; Wernicke С., 1881). Вариант алкогольной энцефалопатии. Начало острое, после делириозного синдрома (профессионального или мусситирующего). Вначале характерны периоды сонливости или возбуждения. Отрывочные бредовые и галлюцинаторные переживания. Явления амнестической дезориентировки. Быстро нарастают физическая слабость, анорексия, адинамия. Уже вначале - гиперкинезы, эпилептиформные припадки. На фоне сонливости - эпизоды возбуждения с делириозного типа галлюцинациями. Неврологически - нейровегетативные нарушения, расстройства зрительно-моторной координации, гиперкинезы, непостоянная мышечная гипертония, непроизвольные движения конечностей, патологические рефлексы, мозжечковые расстройства. Характерна триада симптомов: нарушение сознания (оглушение), атаксия и офтальмоплегия. Нередко смертельный исход. Часто наблюдается формирование органического психосиндрома, в том числе и болезни Корсакова....
Гаккебуша— Гейера— Геймановича болезнь (Гаккебуш В.М., Гейер Т.А., Гейманович А.И., 1912, 1916). Один из клинических вариантов сочетания атеросклеротической и сенильно-атрофической патологии. Вначале отмечаются старческие изменения личности, на фоне которых выявляются очаговые афатико-агностико-апрактические расстройства сосудистого генеза, чаще всего локализующиеся в теменно-височной области доминантного полушария. Течение прогредиентное, с ухудшениями, обусловленными инсультами. Картина заболевания нередко характеризуется как псевдоальцгеймеровский...
Галантер (Galanter) Юджин (род. 1924) американский психолог. Профессор Пенсильванского университета. Специалист в области психологических аспектов приема и передачи...
Галеантропия (грея, gale — кошка, anthropos — человек). Разновидность бреда метаморфозы, при котором больной убежден, что он превратился в кошку. В отличие от видов бреда метаморфозы, для которых характерны высказывания больных о превращении их в неодушевленные предметы, галеантропия является вариантом зооантропии — бреда превращения в животное. Ср.: кинантропия,...
Гален Клавдий (129 199) римский врач и естествоиспытатель. Родился в семье богатого греческого архитектора. Изучал философию, медицину, естественные науки. Для получения врачебных знаний путешествовал, побывал в Коринфе, Смирне, Александрии. Медицинскую помощь оказывал по преимуществу гладиаторам. В 164г. переехал в Рим, где стал придворным врачом у императора Марка Антония, а после его смерти у его сына Коммода. Развивал учение о пневмах и соках организма. По его представлениям, есть естественная пневма, которая производится в печени и распространяется по венам, животная пневма, которая производится в сердце и распространяется по артериям, и душевная пневма, которая образуется в мозгу и распространяется по нервам. К...
Галеропия (греч. galeros — светлый, освещенный, opsis — зрение). Искажение зрительного восприятия, усиление интенсивности освещенности воспринимаемых предметов. Один из симптомов отравления угарным...
Галлервордена—Шпаца болезнь (Hallerworden J., Spatz Н., 1922). Заболевание начинается в детском или юношеском возрасте (1-2-е десятилетие жизни). Характерны прогрессирующие нарушения походки, нарастание мышечной ригидности экстрапирамидного типа, пирамидной симптоматики. Постепенное развитие деменции, расстройств речи. Дисфагии. Нарушения дыхания. Непроизвольные движения типа атетоза или хореоформные. Эпилептиформные припадки. Длительность — 8-15 лет. Смерть в состоянии полного маразма, обычно в возрасте, до 30 лет. Заболевание носит семейно-наследственный характер аутосомно-рецессивный тип). Морфологически — перерождение бледного шара и сетчатого образования черного вещества. В патогенезе важную роль играют нарушения обмена железа и...
Галль Франц (1758 1828) немецкий врач, создатель френологии. Согласно его представлениям, психические функции обусловлены развитием коры головного мозга, о чем могут свидетельствовать неровности...
Галлюцинаторнопаранойяльный синдром психопатологический синдром . Характеризуется наличием галлюцинаций и бреда, которые начинают детерминировать поведение больных. Этот синдром может возникать при алкогольных психозах, шизофрении и других...
Галлюцинации (лат. hallutinatio — бред, видения). Расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов, что, однако, не исключает возможности непроизвольного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего жизненного опыта больного....
Галлюцинации абстрактные — см. Галлюцинации...
Галлюцинации аделоморфные (греч. adelos — неясный, неизвестный, morphe — форма, образ) — зрительные галлюцинации, характеризующиеся нечеткостью, расплывчатостью образов, лишенных четких форм. Галлюцинаторные образы туманны, размыты,...
Галлюцинации акустические — см. Галлюцинации...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]