Exit Project: Глоссарий: Термен (Terman) Льюис Мейдисон

Термен (Terman) Льюис Мейдисон



Термен (Terman) Льюис Мейдисон (15.1.1877, Джонсон Кантри, Индиана 21.12.1956, Станфорд) американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития. Прошел обучение в университете шт.Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и университета Кларка, под руководством С.Холла (19031905, доктор философии, 1905). С 1906г. по 1910г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе ЛосАнджелеса. С 1910г. работал ассистентом профессора на факультете воспитания Станфордского университета, с 1912г. по 1916г. он ассоциативный профессор, с 1916г. по 1922г. профессор образования, а с 1922г., до своей смерти, профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета. Опубликовал более 200 работ. В 1916г., в связи с подготовкой Америки ко вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М.Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Термену. Работая на базе Станфордского университета, Термен переработал шкалу БинеСимона , фактически создав новый тест, получивший название шкалы СтанфордБине (The measurement of Intelligence: An explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet Simon Intelligence Scale, Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы СтанфордБине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. Вместе с К.Майлсом проводил изучения особенностей знаменитых и гениальных людей (Genetic Studies of Genius, V. 14, Stanford, 19261948 (a.o)), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт 180, Наполеон 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании . В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Термен понимал основным фактором одаренности наследственность. По ходу своих исследований Термен пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание , беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия , логическое (индуктивное) мышление (Primary mental abilities, Psychometric Monographs, 1938, N1; Factorial studies of intelligence, Psychol. Monogr., 1941, N2). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием (Concept Mastery Test) (The gifted Child Grows up: Twentyfive Years Followup of a Superior Group, Stanford, Calif., 1947 (совм. с OdenM.H.)), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинностифеминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам (Sex and Personality, N.Y., 1936 (совм: с Miles C.C.)), а также предпосылок переживания семейного счастья (Psychological Factors in marital Happiness, 1938). Развивал математический метод факторного анализа. Литература .

Другие статьи : Т–группа, Табакокурение, Табопаралич, Табофобия, Табу, Таката—Ара реакция, Таксисы, Тактильная агнозия, Тактильные ощущения, Талант, Талассофобия, Талызина Нина Федоровна, Танатофобия, Тангорецепторы, Тард Габриель, Тау-феномен, Тахистоскоп, Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу, Телепатия, Тембр, Темперамент, Температурные ощущения, Тень, Теорема Томаса, Теоретические обобщение, Теоретическое понятие, Теории обмена, Теория активации эмоций, Теория двойной связи, Теория двух факторов активации Роттенберга, Теория депрессии Эллиса, Теория деятельности, Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, Теория Джемса - Ланге, Теория зеркального Я, Теория игр, Теория игры К. Бюлера, Теория игры Ф. Бойтендайка, Теория когнитивного диссонанса, Теория коммуникативных актов Ньюкомба, Теория конвергенции, Теория личности Адлера, Теория личности Г.С. Салливена, Теория личности К. Хорни, Теория личности Ф. Фромма, Теория моральной ответственности Пиаже, Теория мотивации Кюля, Теория обнаружения сигнала, Теория онтологической безопасности Лайнга, Теория отреагирования, Теория памяти А. Бергсона, Теория перцептивных гипотез, Теория поля, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория прототипа, Теория профессиональных интересов Роу, Теория психического развития Вернера, Теория равновесия Ф. Хайдера, Теория развития Эриксона, Теория раннего концептуального развития Нельсона, Теория реверсивности, Теория социально научения Роттера, Теория справедливости, Теория удовлетворенности трудом Герцберга, Теория уровней обработки, Теория формирования перцептивных действий, Теория функционального круга, Теория эмоций Вундта, Теория эпистемического любопытства, Теория эталона, Теософическое общество, Теплов Борис Михайлович, Терапия авторитета, Терапия утробного крика, Терапия фиксированной роли, Терапия формообразования, Термен (Terman) Льюис Мейдисон, Терминальный порог, Терморецепторы, Терстоун (Thurstone) Луис Леон, Тест, Тест Бине – Симона, Тест Керна – Йерасека, Тест Люшера. Luscher–Test, Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test), Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test), Тест Хекхаузена, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты личности, Тесты проективные, Тесты способностей, Тета–ритм, Техника Q-сортировки, Техника Куна, Техническое смешение цветов, Тинберген (Tinbergen) Николас, Тип дыхания в вайвэйшн, Типология акцентуированных личностей Леонгарда., Типология конфликтов, Типология культур Мид, Типология людей с нарушениями слуха, Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина, Типология творческих личностей Прайса, Типология эйдетических представлений, Типология юношеского возраста Шпрангера, Типы ориентировки по П.Я. Гальперину, Типы темперамента Кречмера, Типы темперамента Павлова, Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд, Тифлопсихология, Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта, Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс, Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), Томсон (Thomson) Годфри Хилтон, Топологическая психология, Торможение, Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли, Торсионные движения, Травма рождения, Транзактный анализ, Трансвестизм, Трансперсональная психология, Трансперсональные переживания, Транссексуализм, Трансфер, Тревога, Тревожность, Трема-фаза, Тремор, Тренажер, Тренинг прививкой стресса, Трехкомпонентная модель памяти, Трехфазная теория возникновения невроза, Трехфакторная теория личности, Триандис (Triandis) Гарри, Триггерная стимуляция, Тританопия, , ...

 

Галлюцинации антагонистические

Галлюцинации антагонистические — вербальные галлюцинации, в которых больной слышит то угрозы, обвинения, то реплики в его защиту. Одни «голоса» обвиняют, упрекают его, другие защищают, оправдывают, приводят смягчающие...

Галлюцинации апперцептивные

Галлюцинации апперцептивные (Kahlbaum К., 1866) — характеризуются субъективным переживанием чувства отнятия мыслей и «вколачиванием» в голову чужих мыслей или чувством пустоты. Различаются два вида апперцептивных галлюцинаций: абстрактная фонторемия (навязывание больному чуждых ему мыслей или отнятие его мыслей) и конкретная фонторемия (типа воспоминаний о якобы имевших место в прошлом галлюцинациях). Понятие, близкое к галлюцинациям абстрактным. См. Галлюцинации...

Галлюцинации ассоциированные

Галлюцинации ассоциированные (SeglasJ.) —характеризуются логически последовательным появлением образов: например, «голос» объявляет о тотчас же следующих за ним обонятельных обманах восприятия. Наблюдаются при реактивных психозах после тяжелой психогении. В галлюцинаторных переживаниях отмечается отражение в их фабуле психогенно-травматических...

Галлюцинации аутовисцероскопические

Галлюцинации аутовисцероскопические — см....

Галлюцинации ложные

Для них хаpактеpно следующее: 1) пpоекция внутpи собственного тела или за пpеделами чувственного горизонта; 2) лишенность свойств объективной pеальности и чувственной живости; 3) кpитеpий сделанности (кем-то, чем-то); 4) кpитеpий актуальности не хаpактеpен; 5) эти явления носят сугубо личный хаpактеp; 6) напpавлены, в основном, на психическое«я"; 7) колебания во вpемени суток не наблюдается. Син.:...

Галлюцинации «ангельские»

Галлюцинации «ангельские» — вербальные галлюцинации с проекцией вовне, дающие больному добрые советы, проявляющие хорошее к нему отношение, оправдывающие его поступки. Иногда наблюдается в структуре контрастных...

Галлюцинация

Галлюцинация восприятие реально отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия. Возникает, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной...

Гало-эффект

Галоэффект (от англ. halo ореол, сияние и лат. effectus действие, результат) феномен социальной психологии. Влияние общего впечатления о человеке (или событии) на восприятие и воспроизведение из памяти его частных...

Гальперин Петр Яковлевич

Гальперин Петр Яковлевич (1902 1988) отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы , автор концепции планомернопоэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Во время войны проводил анализ восстановления движений у раненых на основе идей деятельностного...

Гальтон Френсис

Гальтон Френсис (16.02.1822, Бирмингем 17.01.1911) английский антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии . Автор книги Исследование человеческих способностей и их развитие, в которой описал основы психологического тестирования. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуальнопсихологических различий между людьми. В своих исследованиях широко применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур ( метод близнецов , метод анализа образной памяти, ассоциативный метод). Разработал принцип факторного анализа. Автор многочисленных докладов по вопросам феноменологии восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативных способностей, свободной воли, гениальности и...

Гамбринизм

Гамбринизм (от имени легендарного фландрского короля, известного своим пристрастием к пиву) клиническое нарушение. Характеризуется личностными изменениями в результате многолетнего злоупотребления...

Ганнушкин Петр Борисович

Ганнушкин Петр Борисович (24.02.1875 23.02.1933) русский психиатр, ученик С.С.Корсакова и В.П.Сербского, создатель оригинальной психиатрической школы. В 1898г. окончил Московский университет. Профессор кафедры психиатрии. С 1918г. директор психиатрической клиники Московского университета, с 1930 1го Московского медицинского института. Создатель концепции малой психиатрии. Разработал учение о патологических характерах. В книге Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика им была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и...

Гаптика

Гаптика (от греч. hapto касаюсь, хватаю) сенсорная система, включающая все виды кожной...

Гаптическое восприятие

Гаптическое восприятие (от греч. hapto касаюсь) форма механорецепции. Сенсорная система, ответственная за построение осязательного образа, состоит из кожного ( тактильный , температурный ) и кинестезического анализаторов . Само же построение осязательного образа обусловлено реализацией ощупывающих движений руками, благодаря которым воспроизводится контур предмета. Принято выделять две стадии в обследования предмета: сначала, на ориентировочной стадии, с помощью мелких движений выделяются наиболее информативные части фигуры, затем, посредством более размашистых движений руки, строится окончательный осязательный образ...

Гартли Давид

Гартли Давид (1705 1757) английский врач и психолог, создатель первой оформленной системы ассоциативной психологии . Психические процессы трактовал как отображение мозговых вибраций, т.е. давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы . В соответствии с физической моделью И.Ньютона построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу одновременными и последовательными...

Гартманн Хайнг

Гартманн (Hartmann) Хайнг (4.11.1894, Вена 17.05.1970, НьюЙорк) автроамериканский психоаналитик. Получил медицинское образование в Вене. С 1920по 1934г. ассистент Психиатрической и неврологической клиники в Вене. Одновременно проводил учебный анализ в Венском психоаналитическом институте. Издатель International Zeitschrift fur Psychoanalyse (193241). В 1938г. эмигрировал сначала в Париж, затем в 1941г. в США. С 1951по 1957г. президент Интернационального психоаналитического общества. Специалист по проблемам психологии Я. Сочинения. Die Grundlagen der Psychoanalyse. 1927; IchPsychologie und Anpassungproblem // Psyche, 14, 81, 1960; Psychoanalysis and Normal Values....

Гедонизм

Гедонизм (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, а также и...

Гезелл (Gesell) Арнольд

Гезелл (Gesell) Арнольд (21.06.1880 4.06.1899) американский психолог, один из основателей детской психологии. Разработал метод наблюдения за детским поведением, с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Ввел нормы развития...

Геллап (Gallup) Джордж Горас

Геллап (Gallup) Джордж Горас (18.11.1901, Джеферсон, Айова 26.7.1984, Цингель, Швейцария) американский социолог, основатель современных методов опроса общественного мнения. Образование получил в 19191929г.г. в университете Айовы (бакалавр, 1923; магистр, 1925; доктор философии, 1929); работал преподавателем с 1923г. по 1926г. в университете Айовы, с 1926г. по 1929г. он ассоциированный профессор, с 1929г. по 1931г. профессор журналистики в университете Дрейка, с 1931г. профессор в СевероЗападном университете, с 1932г. по 1947г. руководил научными исследованиями в рекламном агентстве Young and Publicam, с 1935г. по 1937г. профессор в Пулитцеровской школе журналистики Колумбийского университета. В 1935г. Геллап основал в Принстоне первый такого рода Американский институт общественного...

Геллерштейн Соломон Григорьевич

Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896 1967) советский психолог, один из основоположников отечественной психотехники . Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался проблемами восстановления утраченных во время войны психических...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Термен (Terman) Льюис Мейдисон