Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Галлюцинации антагонистические

Галлюцинации антагонистические — вербальные галлюцинации, в которых больной слышит то угрозы, обвинения, то реплики в его защиту. Одни «голоса» обвиняют, упрекают его, другие защищают, оправдывают, приводят смягчающие...

Галлюцинации апперцептивные

Галлюцинации апперцептивные (Kahlbaum К., 1866) — характеризуются субъективным переживанием чувства отнятия мыслей и «вколачиванием» в голову чужих мыслей или чувством пустоты. Различаются два вида апперцептивных галлюцинаций: абстрактная фонторемия (навязывание больному чуждых ему мыслей или отнятие его мыслей) и конкретная фонторемия (типа воспоминаний о якобы имевших место в прошлом галлюцинациях). Понятие, близкое к галлюцинациям абстрактным. См. Галлюцинации...

Галлюцинации ассоциированные

Галлюцинации ассоциированные (SeglasJ.) —характеризуются логически последовательным появлением образов: например, «голос» объявляет о тотчас же следующих за ним обонятельных обманах восприятия. Наблюдаются при реактивных психозах после тяжелой психогении. В галлюцинаторных переживаниях отмечается отражение в их фабуле психогенно-травматических...

Галлюцинации аутовисцероскопические

Галлюцинации аутовисцероскопические — см....

Галлюцинации ложные

Для них хаpактеpно следующее: 1) пpоекция внутpи собственного тела или за пpеделами чувственного горизонта; 2) лишенность свойств объективной pеальности и чувственной живости; 3) кpитеpий сделанности (кем-то, чем-то); 4) кpитеpий актуальности не хаpактеpен; 5) эти явления носят сугубо личный хаpактеp; 6) напpавлены, в основном, на психическое«я"; 7) колебания во вpемени суток не наблюдается. Син.:...

Галлюцинации «ангельские»

Галлюцинации «ангельские» — вербальные галлюцинации с проекцией вовне, дающие больному добрые советы, проявляющие хорошее к нему отношение, оправдывающие его поступки. Иногда наблюдается в структуре контрастных...

Галлюцинация

Галлюцинация восприятие реально отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия. Возникает, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной...

Гало-эффект

Галоэффект (от англ. halo ореол, сияние и лат. effectus действие, результат) феномен социальной психологии. Влияние общего впечатления о человеке (или событии) на восприятие и воспроизведение из памяти его частных...

Гальперин Петр Яковлевич

Гальперин Петр Яковлевич (1902 1988) отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы , автор концепции планомернопоэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Во время войны проводил анализ восстановления движений у раненых на основе идей деятельностного...

Гальтон Френсис

Гальтон Френсис (16.02.1822, Бирмингем 17.01.1911) английский антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии . Автор книги Исследование человеческих способностей и их развитие, в которой описал основы психологического тестирования. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуальнопсихологических различий между людьми. В своих исследованиях широко применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур ( метод близнецов , метод анализа образной памяти, ассоциативный метод). Разработал принцип факторного анализа. Автор многочисленных докладов по вопросам феноменологии восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативных способностей, свободной воли, гениальности и...

Гамбринизм

Гамбринизм (от имени легендарного фландрского короля, известного своим пристрастием к пиву) клиническое нарушение. Характеризуется личностными изменениями в результате многолетнего злоупотребления...

Ганнушкин Петр Борисович

Ганнушкин Петр Борисович (24.02.1875 23.02.1933) русский психиатр, ученик С.С.Корсакова и В.П.Сербского, создатель оригинальной психиатрической школы. В 1898г. окончил Московский университет. Профессор кафедры психиатрии. С 1918г. директор психиатрической клиники Московского университета, с 1930 1го Московского медицинского института. Создатель концепции малой психиатрии. Разработал учение о патологических характерах. В книге Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика им была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и...

Гаптика

Гаптика (от греч. hapto касаюсь, хватаю) сенсорная система, включающая все виды кожной...

Гаптическое восприятие

Гаптическое восприятие (от греч. hapto касаюсь) форма механорецепции. Сенсорная система, ответственная за построение осязательного образа, состоит из кожного ( тактильный , температурный ) и кинестезического анализаторов . Само же построение осязательного образа обусловлено реализацией ощупывающих движений руками, благодаря которым воспроизводится контур предмета. Принято выделять две стадии в обследования предмета: сначала, на ориентировочной стадии, с помощью мелких движений выделяются наиболее информативные части фигуры, затем, посредством более размашистых движений руки, строится окончательный осязательный образ...

Гартли Давид

Гартли Давид (1705 1757) английский врач и психолог, создатель первой оформленной системы ассоциативной психологии . Психические процессы трактовал как отображение мозговых вибраций, т.е. давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы . В соответствии с физической моделью И.Ньютона построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу одновременными и последовательными...

Гартманн Хайнг

Гартманн (Hartmann) Хайнг (4.11.1894, Вена 17.05.1970, НьюЙорк) автроамериканский психоаналитик. Получил медицинское образование в Вене. С 1920по 1934г. ассистент Психиатрической и неврологической клиники в Вене. Одновременно проводил учебный анализ в Венском психоаналитическом институте. Издатель International Zeitschrift fur Psychoanalyse (193241). В 1938г. эмигрировал сначала в Париж, затем в 1941г. в США. С 1951по 1957г. президент Интернационального психоаналитического общества. Специалист по проблемам психологии Я. Сочинения. Die Grundlagen der Psychoanalyse. 1927; IchPsychologie und Anpassungproblem // Psyche, 14, 81, 1960; Psychoanalysis and Normal Values....

Гедонизм

Гедонизм (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, а также и...

Гезелл (Gesell) Арнольд

Гезелл (Gesell) Арнольд (21.06.1880 4.06.1899) американский психолог, один из основателей детской психологии. Разработал метод наблюдения за детским поведением, с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Ввел нормы развития...

Геллап (Gallup) Джордж Горас

Геллап (Gallup) Джордж Горас (18.11.1901, Джеферсон, Айова 26.7.1984, Цингель, Швейцария) американский социолог, основатель современных методов опроса общественного мнения. Образование получил в 19191929г.г. в университете Айовы (бакалавр, 1923; магистр, 1925; доктор философии, 1929); работал преподавателем с 1923г. по 1926г. в университете Айовы, с 1926г. по 1929г. он ассоциированный профессор, с 1929г. по 1931г. профессор журналистики в университете Дрейка, с 1931г. профессор в СевероЗападном университете, с 1932г. по 1947г. руководил научными исследованиями в рекламном агентстве Young and Publicam, с 1935г. по 1937г. профессор в Пулитцеровской школе журналистики Колумбийского университета. В 1935г. Геллап основал в Принстоне первый такого рода Американский институт общественного...

Геллерштейн Соломон Григорьевич

Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896 1967) советский психолог, один из основоположников отечественной психотехники . Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался проблемами восстановления утраченных во время войны психических...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки