Exit Project: Глоссарий: Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)



Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.

Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).

На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).

Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).

Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).

В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.

Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.

После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).

В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.

Литература:

В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
11.12.2001
Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Галлюцинации антагонистические

Галлюцинации антагонистические — вербальные галлюцинации, в которых больной слышит то угрозы, обвинения, то реплики в его защиту. Одни «голоса» обвиняют, упрекают его, другие защищают, оправдывают, приводят смягчающие...

Галлюцинации апперцептивные

Галлюцинации апперцептивные (Kahlbaum К., 1866) — характеризуются субъективным переживанием чувства отнятия мыслей и «вколачиванием» в голову чужих мыслей или чувством пустоты. Различаются два вида апперцептивных галлюцинаций: абстрактная фонторемия (навязывание больному чуждых ему мыслей или отнятие его мыслей) и конкретная фонторемия (типа воспоминаний о якобы имевших место в прошлом галлюцинациях). Понятие, близкое к галлюцинациям абстрактным. См. Галлюцинации...

Галлюцинации ассоциированные

Галлюцинации ассоциированные (SeglasJ.) —характеризуются логически последовательным появлением образов: например, «голос» объявляет о тотчас же следующих за ним обонятельных обманах восприятия. Наблюдаются при реактивных психозах после тяжелой психогении. В галлюцинаторных переживаниях отмечается отражение в их фабуле психогенно-травматических...

Галлюцинации аутовисцероскопические

Галлюцинации аутовисцероскопические — см....

Галлюцинации ложные

Для них хаpактеpно следующее: 1) пpоекция внутpи собственного тела или за пpеделами чувственного горизонта; 2) лишенность свойств объективной pеальности и чувственной живости; 3) кpитеpий сделанности (кем-то, чем-то); 4) кpитеpий актуальности не хаpактеpен; 5) эти явления носят сугубо личный хаpактеp; 6) напpавлены, в основном, на психическое«я"; 7) колебания во вpемени суток не наблюдается. Син.:...

Галлюцинации «ангельские»

Галлюцинации «ангельские» — вербальные галлюцинации с проекцией вовне, дающие больному добрые советы, проявляющие хорошее к нему отношение, оправдывающие его поступки. Иногда наблюдается в структуре контрастных...

Галлюцинация

Галлюцинация восприятие реально отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия. Возникает, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной...

Гало-эффект

Галоэффект (от англ. halo ореол, сияние и лат. effectus действие, результат) феномен социальной психологии. Влияние общего впечатления о человеке (или событии) на восприятие и воспроизведение из памяти его частных...

Гальперин Петр Яковлевич

Гальперин Петр Яковлевич (1902 1988) отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы , автор концепции планомернопоэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Во время войны проводил анализ восстановления движений у раненых на основе идей деятельностного...

Гальтон Френсис

Гальтон Френсис (16.02.1822, Бирмингем 17.01.1911) английский антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии . Автор книги Исследование человеческих способностей и их развитие, в которой описал основы психологического тестирования. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуальнопсихологических различий между людьми. В своих исследованиях широко применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур ( метод близнецов , метод анализа образной памяти, ассоциативный метод). Разработал принцип факторного анализа. Автор многочисленных докладов по вопросам феноменологии восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативных способностей, свободной воли, гениальности и...

Гамбринизм

Гамбринизм (от имени легендарного фландрского короля, известного своим пристрастием к пиву) клиническое нарушение. Характеризуется личностными изменениями в результате многолетнего злоупотребления...

Ганнушкин Петр Борисович

Ганнушкин Петр Борисович (24.02.1875 23.02.1933) русский психиатр, ученик С.С.Корсакова и В.П.Сербского, создатель оригинальной психиатрической школы. В 1898г. окончил Московский университет. Профессор кафедры психиатрии. С 1918г. директор психиатрической клиники Московского университета, с 1930 1го Московского медицинского института. Создатель концепции малой психиатрии. Разработал учение о патологических характерах. В книге Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика им была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и...

Гаптика

Гаптика (от греч. hapto касаюсь, хватаю) сенсорная система, включающая все виды кожной...

Гаптическое восприятие

Гаптическое восприятие (от греч. hapto касаюсь) форма механорецепции. Сенсорная система, ответственная за построение осязательного образа, состоит из кожного ( тактильный , температурный ) и кинестезического анализаторов . Само же построение осязательного образа обусловлено реализацией ощупывающих движений руками, благодаря которым воспроизводится контур предмета. Принято выделять две стадии в обследования предмета: сначала, на ориентировочной стадии, с помощью мелких движений выделяются наиболее информативные части фигуры, затем, посредством более размашистых движений руки, строится окончательный осязательный образ...

Гартли Давид

Гартли Давид (1705 1757) английский врач и психолог, создатель первой оформленной системы ассоциативной психологии . Психические процессы трактовал как отображение мозговых вибраций, т.е. давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы . В соответствии с физической моделью И.Ньютона построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу одновременными и последовательными...

Гартманн Хайнг

Гартманн (Hartmann) Хайнг (4.11.1894, Вена 17.05.1970, НьюЙорк) автроамериканский психоаналитик. Получил медицинское образование в Вене. С 1920по 1934г. ассистент Психиатрической и неврологической клиники в Вене. Одновременно проводил учебный анализ в Венском психоаналитическом институте. Издатель International Zeitschrift fur Psychoanalyse (193241). В 1938г. эмигрировал сначала в Париж, затем в 1941г. в США. С 1951по 1957г. президент Интернационального психоаналитического общества. Специалист по проблемам психологии Я. Сочинения. Die Grundlagen der Psychoanalyse. 1927; IchPsychologie und Anpassungproblem // Psyche, 14, 81, 1960; Psychoanalysis and Normal Values....

Гедонизм

Гедонизм (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, а также и...

Гезелл (Gesell) Арнольд

Гезелл (Gesell) Арнольд (21.06.1880 4.06.1899) американский психолог, один из основателей детской психологии. Разработал метод наблюдения за детским поведением, с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Ввел нормы развития...

Геллап (Gallup) Джордж Горас

Геллап (Gallup) Джордж Горас (18.11.1901, Джеферсон, Айова 26.7.1984, Цингель, Швейцария) американский социолог, основатель современных методов опроса общественного мнения. Образование получил в 19191929г.г. в университете Айовы (бакалавр, 1923; магистр, 1925; доктор философии, 1929); работал преподавателем с 1923г. по 1926г. в университете Айовы, с 1926г. по 1929г. он ассоциированный профессор, с 1929г. по 1931г. профессор журналистики в университете Дрейка, с 1931г. профессор в СевероЗападном университете, с 1932г. по 1947г. руководил научными исследованиями в рекламном агентстве Young and Publicam, с 1935г. по 1937г. профессор в Пулитцеровской школе журналистики Колумбийского университета. В 1935г. Геллап основал в Принстоне первый такого рода Американский институт общественного...

Геллерштейн Соломон Григорьевич

Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896 1967) советский психолог, один из основоположников отечественной психотехники . Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался проблемами восстановления утраченных во время войны психических...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)