Exit Project: Глоссарий: Рут Фултон Бенедикт

Рут Фултон Бенедикт



БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.



Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.



Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;



Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.



Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.


Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Галлюцинации антагонистические

Галлюцинации антагонистические — вербальные галлюцинации, в которых больной слышит то угрозы, обвинения, то реплики в его защиту. Одни «голоса» обвиняют, упрекают его, другие защищают, оправдывают, приводят смягчающие...

Галлюцинации апперцептивные

Галлюцинации апперцептивные (Kahlbaum К., 1866) — характеризуются субъективным переживанием чувства отнятия мыслей и «вколачиванием» в голову чужих мыслей или чувством пустоты. Различаются два вида апперцептивных галлюцинаций: абстрактная фонторемия (навязывание больному чуждых ему мыслей или отнятие его мыслей) и конкретная фонторемия (типа воспоминаний о якобы имевших место в прошлом галлюцинациях). Понятие, близкое к галлюцинациям абстрактным. См. Галлюцинации...

Галлюцинации ассоциированные

Галлюцинации ассоциированные (SeglasJ.) —характеризуются логически последовательным появлением образов: например, «голос» объявляет о тотчас же следующих за ним обонятельных обманах восприятия. Наблюдаются при реактивных психозах после тяжелой психогении. В галлюцинаторных переживаниях отмечается отражение в их фабуле психогенно-травматических...

Галлюцинации аутовисцероскопические

Галлюцинации аутовисцероскопические — см....

Галлюцинации ложные

Для них хаpактеpно следующее: 1) пpоекция внутpи собственного тела или за пpеделами чувственного горизонта; 2) лишенность свойств объективной pеальности и чувственной живости; 3) кpитеpий сделанности (кем-то, чем-то); 4) кpитеpий актуальности не хаpактеpен; 5) эти явления носят сугубо личный хаpактеp; 6) напpавлены, в основном, на психическое«я"; 7) колебания во вpемени суток не наблюдается. Син.:...

Галлюцинации «ангельские»

Галлюцинации «ангельские» — вербальные галлюцинации с проекцией вовне, дающие больному добрые советы, проявляющие хорошее к нему отношение, оправдывающие его поступки. Иногда наблюдается в структуре контрастных...

Галлюцинация

Галлюцинация восприятие реально отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия. Возникает, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной...

Гало-эффект

Галоэффект (от англ. halo ореол, сияние и лат. effectus действие, результат) феномен социальной психологии. Влияние общего впечатления о человеке (или событии) на восприятие и воспроизведение из памяти его частных...

Гальперин Петр Яковлевич

Гальперин Петр Яковлевич (1902 1988) отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы , автор концепции планомернопоэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Во время войны проводил анализ восстановления движений у раненых на основе идей деятельностного...

Гальтон Френсис

Гальтон Френсис (16.02.1822, Бирмингем 17.01.1911) английский антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии . Автор книги Исследование человеческих способностей и их развитие, в которой описал основы психологического тестирования. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуальнопсихологических различий между людьми. В своих исследованиях широко применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур ( метод близнецов , метод анализа образной памяти, ассоциативный метод). Разработал принцип факторного анализа. Автор многочисленных докладов по вопросам феноменологии восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативных способностей, свободной воли, гениальности и...

Гамбринизм

Гамбринизм (от имени легендарного фландрского короля, известного своим пристрастием к пиву) клиническое нарушение. Характеризуется личностными изменениями в результате многолетнего злоупотребления...

Ганнушкин Петр Борисович

Ганнушкин Петр Борисович (24.02.1875 23.02.1933) русский психиатр, ученик С.С.Корсакова и В.П.Сербского, создатель оригинальной психиатрической школы. В 1898г. окончил Московский университет. Профессор кафедры психиатрии. С 1918г. директор психиатрической клиники Московского университета, с 1930 1го Московского медицинского института. Создатель концепции малой психиатрии. Разработал учение о патологических характерах. В книге Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика им была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и...

Гаптика

Гаптика (от греч. hapto касаюсь, хватаю) сенсорная система, включающая все виды кожной...

Гаптическое восприятие

Гаптическое восприятие (от греч. hapto касаюсь) форма механорецепции. Сенсорная система, ответственная за построение осязательного образа, состоит из кожного ( тактильный , температурный ) и кинестезического анализаторов . Само же построение осязательного образа обусловлено реализацией ощупывающих движений руками, благодаря которым воспроизводится контур предмета. Принято выделять две стадии в обследования предмета: сначала, на ориентировочной стадии, с помощью мелких движений выделяются наиболее информативные части фигуры, затем, посредством более размашистых движений руки, строится окончательный осязательный образ...

Гартли Давид

Гартли Давид (1705 1757) английский врач и психолог, создатель первой оформленной системы ассоциативной психологии . Психические процессы трактовал как отображение мозговых вибраций, т.е. давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы . В соответствии с физической моделью И.Ньютона построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу одновременными и последовательными...

Гартманн Хайнг

Гартманн (Hartmann) Хайнг (4.11.1894, Вена 17.05.1970, НьюЙорк) автроамериканский психоаналитик. Получил медицинское образование в Вене. С 1920по 1934г. ассистент Психиатрической и неврологической клиники в Вене. Одновременно проводил учебный анализ в Венском психоаналитическом институте. Издатель International Zeitschrift fur Psychoanalyse (193241). В 1938г. эмигрировал сначала в Париж, затем в 1941г. в США. С 1951по 1957г. президент Интернационального психоаналитического общества. Специалист по проблемам психологии Я. Сочинения. Die Grundlagen der Psychoanalyse. 1927; IchPsychologie und Anpassungproblem // Psyche, 14, 81, 1960; Psychoanalysis and Normal Values....

Гедонизм

Гедонизм (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, а также и...

Гезелл (Gesell) Арнольд

Гезелл (Gesell) Арнольд (21.06.1880 4.06.1899) американский психолог, один из основателей детской психологии. Разработал метод наблюдения за детским поведением, с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Ввел нормы развития...

Геллап (Gallup) Джордж Горас

Геллап (Gallup) Джордж Горас (18.11.1901, Джеферсон, Айова 26.7.1984, Цингель, Швейцария) американский социолог, основатель современных методов опроса общественного мнения. Образование получил в 19191929г.г. в университете Айовы (бакалавр, 1923; магистр, 1925; доктор философии, 1929); работал преподавателем с 1923г. по 1926г. в университете Айовы, с 1926г. по 1929г. он ассоциированный профессор, с 1929г. по 1931г. профессор журналистики в университете Дрейка, с 1931г. профессор в СевероЗападном университете, с 1932г. по 1947г. руководил научными исследованиями в рекламном агентстве Young and Publicam, с 1935г. по 1937г. профессор в Пулитцеровской школе журналистики Колумбийского университета. В 1935г. Геллап основал в Принстоне первый такого рода Американский институт общественного...

Геллерштейн Соломон Григорьевич

Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896 1967) советский психолог, один из основоположников отечественной психотехники . Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался проблемами восстановления утраченных во время войны психических...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Рут Фултон Бенедикт