Exit Project: Глоссарий: Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ научной деятельности.

Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ научной деятельности.



В историографии философии имя Петра Яковлевича Чаадаева (17941856) связано в первую очередь с дискуссией о путях развития Европы и России. Именно в контексте этой дискуссии, столь существенной для развития русской общественной мысли XIXвека, его фигура принимает определенность и выступает, может быть, наиболее яркой среди ее участников. Действительно, и по тому, как восприняли современники публикацию его Философического письма в 1836 году, и по тому, как он понимал свою социальную роль, в его трудах читатель ожидает увидеть прежде всего ориентированность на глобальные политические и геополитические проблемы. Но можно взглянуть на его учение и под другим углом зрения чтобы разобраться, что было положено в его основу. Мы будем отталкиваться от суждения, высказанного в одной из публикаций о Чаадаеве. В ней особое внимание обращалось на то, что сам себя он считал философом одной идеи и что такой идеей была мысль, родственная ведантизму, о сопричастности внутренней жизни человека динамическому целому бытия и истории [2, с.135]. Вслед за авторами этой статьи мы считаем, что именно за развитие этой идеи Чаадаева следует признать одним из крупнейших русских философов XIXвека, а также, прибавим от себя, оригинальнейшим исследователем человеческой души, который фактически ввел в психологию новую парадигму. Так в чем же заключалась эта идея? Была ли она сумасшедшей мыслью гениального человека, или гениальным проблеском сумасшедшего? Но прежде всего имеет ли для нас значение, был ли Чаадаев действительно сумасшедшим? Существует два противоположных ответа. Первый, официальный да, Чаадаев сошел с ума, иначе как объяснить его нападки на национальные святыни. Второй, оппозиционный нет, Чаадаев был революционером, и с ним, объявив сумасшедшим, просто расправились власть предержащие. И та, и другая точки зрения основаны на какихто существенных фактах. Но нас интересует только то, что касается учения Чаадаева об основных законах мироздания и человеческого бытия, и в этой связи приходится признать, что Чаадаев был и сумасшедшим по укладу своей жизни, и революционером в области мышления. При этом обе характеристики существовали не вопреки одна другой, а образовали некий продуктивный союз: ведь в основе его учения была такая аксиоматика, которая чужда обыденному сознанию, но которая в человеке с болезненно, т.е. в высшей степени, обостренной чувствительностью согласуется с характером его взаимодействия с окружающими людьми. В том, что Чаадаев вел жизнь истинного сумасшедшего, убеждают мемуарные свидетельства: она была наполнена душевными страданиями, усиленными недоброжелательным или насмешливым отношением к нему других. Больно сознавать, что в его жизни, возможно, все было бы совсем подругому, сделай он иной акцент в своих Философических письмах. В частности, на необходимость изменить логику изложения указывал А.С.Пушкин. Но, как известно история не имеет сослагательного наклонения первое философическое письмо опубликовано, правительственное следствие по нему завершено, высочайший приговор, по которому Чаадаев признавался умалишенным, вынесен, возможность дальнейших публикаций пресечена. И не стал он русским Кантом, которого если и считали чудаком, то все же признавали за ним право заниматься философией профессионально. Можно понять, почему Чаадаев решился именно на такую логику публикаций он стремился как можно скорее повлиять на ход развития России и отвратить от нее ту опасность, которую предвидел. Чтобы ощутить его пророческие настроения, достаточно обратиться к его письму А.С.Пушкину 1831 года: ...Заметили ли вы, что происходит нечто необычное в недрах морального мира, нечто подобное тому, что происходит, говорят, в недрах мира физического?... Разве есть какаялибо возможность не быть затронутым в задушевнейших своих чувствах среди всеобщего столкновения всех начал человеческой природы! Мне пришлось видеть недавно письмо вашего друга, великого поэта: это такая беспечность и веселие, что страх берет. Можете ли вы объяснить мне, как подобный человек, знакомый некогда с печалью всех вещей, не испытывает ныне ни малейшего чувства горя перед гибелью целого мира?.. И мир, безопасность, будущее, все сразу обратилось в ничто [4, с.70]. Но в его Философических письмах был не только призыв к переустройству России. Обоснование этой необходимости было лишь результатом, возникшем на основе применения Чаадаевым особой методологии и особой аксиоматики. И чтобы понять их суть, следует очень внимательно просмотреть все труды басманного философа. Например, при быстром чтении второго философического письма, создается впечатление, что ничего оригинального в нем не сказано. Только рассуждения о том, что следует вести размеренную жизнь, что следует избегать плохого общества, так как состояние души нашей, как бы высоко мы ее ни настроили, зависит от окружающей обстановки [3, с.340], что надо быть готовым встретить неблагоприятные впечатления, которые затем вас охватят и которые при других условиях превратили бы ваше существование в непрерывную борьбу, без надежды на победу [3, с.344], что день надо начинать с благих мыслей и пр. Все эти положения звучат вполне в духе Ж.Ж.Руссо. Но кажущаяся их мирность нарушается, если сопоставить их с другими отрывками: Думали... отнести великие предвидения Апокалипсиса к определенным эпохам: глупая затея. Мысль Апокалипсиса не что иное, как необъятный урок, безусловно применимый к каждому мгновению бесконечного времени, ко всему тому, что изо дня в день происходит вокруг нас [3, с.451]. Таким образом, во втором философическом письме речь идет не просто о правилах психологической гигиены, а о спасении души, от влияний, которые пронизывают весь мир. При этом Чаадаев не призывает возвратиться к природе. Его мысль глубже то отрицательное в обществе, что должно быть отвергнуто, само по себе основывается на некотором общем законе, заключающем в себе возможности также и позитивного развития общества. Это закон об отсутствии у человеческой души границ (хотя сам человек материален и отграничен от других людей или предметов) и о взаимопроникаемости идей: все, что происходит вокруг человека, происходит внутри него. (Интересно отметить, что П.А.Вяземский был сторонником схожего взгляда все отражается во всем[1]). В связи с реконструкцией этого закона по текстам Чаадаева мы можем выдвинуть следующее предположение, для подтверждения которого, сразу надо оговориться, мы не располагаем достаточно доказательными биографическими данными. В его основе могли лежать такие феноменологические явления (самочувствия), которые обычно попадают в рубрику клинической симптоматики как индуцированные состояния (вложенные мысли ощущение, что в голове присутствуют мысли, которые обдумываются в то же самое время другим человеком, вложенные эмоции заражение эмоциональными переживаниями другого человека без объективных условий для их появления), но которые, вместе с тем, не являются исключительно присущими нарушенному сознанию. Конечно, Чаадаев, рассудок которого всегда сохранял предельную логическую ясность, делал свои заключения и на основании объективных данных, но роль самоанализа, безусловно, была очень велика. Он пишет: ...Как бы вы ни назвали эту нашу удивительную способность сливаться с тем, что происходит вокруг нас, симпатией, любовью, состраданием она во всяком случае присуща нашей природе. Мы при желании можем до такой степени сродниться с нравственным миром, что все совершающееся в нем и нам известное мы будем переживать как происходящее с нами... [3, с.363]. И далее: Если я постигаю всю осязаемую материю как одно целое, то я должен одинаково воспринимать и всю совокупность сознаний как единое и единственное сознание [3,с.380]. Эти ощущаемые проявления сознания заставляют Чаадаева обратиться к обоснованию своей методологической позиции, за счет которой определялась бы познавательная ценность тех или иных явлений. Для ее иллюстрации служит следующий пример: Вы знаете такой физический опыт: подвешивают несколько шариков в ряд; отстраняют первый шарик, и последний шарик отскакивает, а промежуточные остаются неподвижными. Вот так и передается и мысль, проносясь сквозь мозг людей. Сколько великих и прекрасных мыслей, откудато явившихся, охватили бесчисленные массы и поколения!.. [там же]. Здесь можно ожидать услышать возражение оппонентов: ведь промежуточные шарики выполняют вполне определенную физическую роль передатчиков импульса. Но нам совершенно неважно, насколько адекватно здесь описываются конкретные законы физики, ведь данный пример, на наш взгляд, выполняет исключительно методологическую роль: промежуточные шарики (= мозг) воспринимаются наблюдателем как неподвижные (хотя мы знаем, что фактически они не неподвижны), и наиболее адекватно можно описать движение последнего шарика в виде некого коррелятива движению первого шарика. И, соответственно, человеческая мысль не может быть проанализирована на основе знаний закономерностей работы мозга, они разные по своей сущности. Что же Чаадаев понимал под сущностью мира физического и мира духовного? Итак, мир физический. Он рассматривается в двух аспектах в аспекте вещественных составляющих (молекул) и в аспекте движения: Не есть ли все движение вещества результат звуковых и гармонических колебаний, воздушного флюида или какоголибо иного подобного флюида, еще более тонкого, более эфирного, который проникает в самые плотные тела и действует непосредственно на составляющие их элементарные молекулы? [3, с.453]. Несомненно воздух находится в постоянном движении. Почему же, например, этим непрерывным движением воздухообразной природы не могут быть вызваны некоторые из необъяснимых явлений природы органической... Почему не могли бы в результате этого движения создаваться известные созвучия между частицами мозгового вещества, волокнами и пр., находящимися между собой в определенных гармонических отношениях, будь то в одном и том же существе или разных, и почему не могут эти созвучия привести к некоторым действиям, которые нас удивляют? Если волнообразное движение воздуха может вызывать колебания струны, натянутой в созвучии с другой струной, почему... нерв не может испытывать тех же колебаний и по той же причине? [3, с. 454]. Стоит обратить внимание на роль звука в картине мира, которую создает Чаадаев единство мира физического (взятого в аспекте движения) и мира духовного им могло мыслиться именно на основе звука, и, в конечном счете, на основе осмысленной речи (Ср. Вообразите этот голос,.. раздающийся во всей беспредельности природы более отчетливо, чем какой бы то ни было голос человеческий может это сделать в замкнутом пространстве. И именно этот голос есть Слово совершенное. Слово, следовательно, является голосом действенным, голосом творящим [3, с.450]). Правда, эти идеи на нашли развернутого обоснования, но в них виден возможный выход из тупика, который возникает при рассуждении по аналогии, например, такого типа: Если... движение в мире нравственном, как и движение в мире физическом, последствие изначального толчка, то не следует ли из этого, что и то и другое движение в своей непрерывности подчинены одним и тем же законам, а следовательно, все явления жизни духа могут быть выведены по аналогии? Значит, подобно тому, как столкновение тел в природе служит продолжением этого первого толчка, сообщенного материи, столкновение сознаний также продолжает движение духа; подобно тому, как в природе всякая вещь связана со всем, что ей предшествует и что за ней следует, так и всякий отдельный человек и всякая мысль людей связаны со всеми людьми и со всеми человеческими мыслями, предшествующими и последующими [3, с.380]. Что касается духовного мира, то он характеризуется Чаадаевым прежде всего как единый, не имеющий жестких границ между своими составными элементами: Что такое то мировое сознание, которое соответствует мировой материи и на лоне которого протекают явления духовного порядка...? Это не что иное, как совокупность всех идей, которые живут в памяти людей... [3, с.382]. Кстати, именно такой смысл имеет один из самых выразительных афоризмов Чаадаева: Все равно, мыслили мы или не мыслили, ктото уже мыслил за нас еще до нашего появления на свет. Если же рассматривать конкретного человека, телесно ограниченного, но в духовном плане приобщенного ко всем существующим идеям, то его индивидуальные качества (= присвоенные идеи) обусловлены его волей. Так как жизнь духовного существа в целом обнимает собой два мира, воля человека может быть основана либо на представлении о нашей выгоде в пределах того отрезка времени, которое мы называем жизнью, либо на идее небесной традиции. Всем владея, человек может распоряжаться чемто одним по своему выбору. Данная мысль отчетливо высказана в следующем отрывке: ...Теперь посмотрим, что бы вышло, если бы человек мог довести свою подчиненность до совершенного лишения себя своей свободы... Это было бы высшей степенью человеческого совершенства. Ведь всякое движение души его вызывалось бы тем самым началом, которое производит все другие движения в мире. Тогда исчез бы теперешний его отрыв от природы и он бы слился с нею. Ощущение своей собственной воли выделяет его теперь из всеобщего распорядка и делает из него обособленное существо; а тогда в нем бы проснулось чувство мировой воли, или говоря иными словами, внутреннее ощущение, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию. Теперь он проникнут своей собственной обособляющей идеей, личным началом, разобщающим его от всего окружающего и затуманивающим в его глазах все предметы; но это отнюдь не составляет необходимого условия его собственной природы, а есть только следствие его насильственного отчуждения от природы всеобщей, и если бы он отрешился от своего нынешнего пагубного Я, то разве он не нашел бы вновь и идею, и всеобъемлющую личность, и всю мощь чистого разума в его изначальной связи с остальным миром? И разве тогда все еще стал бы он ощущать себя живущим этой мелочной и жалкой жизнью, которая его побуждает относить все к себе и глядеть на мир только через призму своего искусственного разума? Конечно нет, он начал бы жить жизнью, которую даровал ему сам Господь Бог, в тот день, когда он извлек его из небытия. [3, с. 360361]. При этом движение таких мыслей, которые имеют наиболее существенное значение для человеческой судьбы, происходит главным образом не посредством материальных носителей (знаков), но прочное убеждение... вторгается в душу вопреки привычному ходу вещей, через некоторое внезапное озарение, через указание свыше, овладевает душой... [3, с.346]. Можно допустить, что в целом Чаадаев трактовал появление подобных мыслей в сознании того или иного индивида либо как результат его самосознания, либо на основании постижения им путей господних во всемирной истории человечества, либо, что особенно примечательно, в результате обдумывания этих мыслей кемто другим человеком или Богом, на кого внутренне настроен данный индивид. В результате всех этих процессов картина мира у человека должна складываться примерно одинаковая: ведь единое в понимании Чаадаева это в первую очередь имеющее единый источник: Распорядок духовного мира есть следствие удивительного сочетания первоначальных понятий, брошенных сами Богом в нашу душу, с воздействием нашего разума на эти идеи, ему станет также ясно, что сохранение этих основ, их передача из века в век, от поколения к поколению определяется особыми законами... [3, с.354]. Таковы общие мировоззренческие установки Чаадаева. Теперь попытаемся понять, имеют ли они какоелибо отношение к проблеме психологической парадигмы, под которой мы понимаем систему, образованную общими ценностными установками, видением места психики в картине окружающего мира, правилами рассуждения, измерительными технологиями и пр., характеризующими современную психологию. В современной научной, или, точнее говоря, экспериментальной психологии, реализуется ряд дисциплинарных принципов. Одни из них сформулированы достаточно явно. Другие определяются лишь по контексту в системе более общих, междисциплинарных, принципов, из которых доминирующим в настоящее время является принцип рационализма. Применение этого принципа фактически предписывает критерием истинности того или иного представления об окружающем мире считать его соответствие данным обыденного, или практического сознания, которое структурировано как система предписаний, о которых у научного сообщества есть договоренность об их обязательности. Совершенно очевидно, все явления сознания болезненного, примитивного, детского или даже творческого, очень мало соответствующие обыденному сознанию, должны быть признаны и не соответствующими принципу рациональности. Но личный опыт и общественная практика понятия разных планов, и каждое из них может выступать достаточно самостоятельным критерием истинности, тем более если они имеют различные ценностные основания. Для Чаадаева основным ценностным ориентиром являлась возможность достижения блаженства еще при жизни человека: Один великий гений когдато сказал, что человек обладает воспоминанием о какойто лучшей жизни,.. но вот чего он не сказал, а что сказать следовало,.. это то, что утраченное и столь прекрасное существование может быть нами вновь обретено, что это всецело зависит от нас и не требует выхода из мира, который нас окружает [3, с.361]. В соответствии с этим познание должно играть подчиненную роль и служить постижению не мира материального, а мира духовного. (Ср. Я полагаю, что добро, как и вечность, которая есть не что иное, как абсолютное добро, является конечной целью познания, и идея времени, в которую дух человеческий добровольно себя заточил, одним из наиболее гнетущих предрассудков нашей логики [4. с.104]). Поэтому не удивительно, что данное Чаадаевым на основе этих ценностных ориентиров описание психического очевидным образом вступает в противоречие с принципами, на которых основана научная психология. Принцип отражения. Если ему не придавать слишком расширительного толкования в этом случае он легко приобретает вид глобальной и недоказуемой аксиоматики (типа допущения о первичности материи и вторичности сознания), то он конкретизируется в принципе предметности отражения. В рамках этого принципа конструируется следующая исследовательская ситуация: есть испытуемый, который выделил из окружающего мира некий предмет, но есть и наблюдатель, который не только выделил данный предмет, но и постарался поместить его в индифферентные условия. Предмет здесь первичен, т.е. описывается как результат наблюдения двумя субъектами, поэтому он объективен. Все иное субъективные привнесения. Чаадаев говорит совершенно другое: в силу того, что мысль может перетекать от одного субъекта к другому, то достижение одинакового описания принципиально возможно не только на основе общественной практики (т.е. на основе знаковой природы человеческой деятельности), но и непосредственно, по типу внушения испытуемому того содержания, которое промысливается экспериментатором. (Ср. Тысячи скрытых нитей связывают мысли одного разумного существа с мыслями другого; наши самые сокровенные мысли находят всевозможные средства вылиться наружу; распространяясь, перекрещиваясь между собой, они сливаются воедино, сочетаются, переходят из одного сознания в другое, дают ростки, приносят плоды... [3, с.380]). В силу этого Чаадаев максимально снижает ценность именно предметных свойств окружающего мира. Окружающий мир для него представлен не предметами, или отраженными от них мыслями, но человеческими действия особого плана, действиями пребывания в своей судьбе и нахождения ее смысла. Т.е. наши действия это наша судьба, счастье, удача и пр. Поэтому задача психологии (не вульгарной, но более углубленной) реконструировать действия не с внешними предметами, а лишь служащие для достижения благой жизни. Подобным же образом положения, сформулированные Чаадаевым, вступают в противоречие и с принципом активности, который, безусловно, тесно связан с принципом предметности. Согласно принципу активности, в психике признается некое содержание доопытного характера, биологически или както еще обусловленное. Это содержание так или иначе проверяется в действиях, за счет обратной связи определяется соответствие доопытного знания опыту, к которому оно было применено. Но в экспериментальной психологии рассматриваются лишь доопытные знания предметного характера (внешний наблюдатель может фиксировать только те действия, которые ориентированы на внешний предмет). Чаадаев же говорит: есть только один предмет, достойный ориентировки на него. Этот предмет Бог, или мысль о Боге. Она тоже априорна, но ее проверка (т.е. нахождение в своей судьбе) подразумевает в качестве критерия истинности не схему действия, как в экспериментальной психологии, а некое чувство, как проявление душевного начала сердца (Ср. Всемогущий принцип единства, сформировавший мир, в котором вы живете, развил в нем также симпатические способности сердца человеческого [4, с.102]). Вот как описывается им это чувство: Моему существованию нет больше предела; нет преград видению безграничного; мой взор погружается в вечность; земной горизонт исчез; небесный свод не упирается в землю на краях безграничной равнины, стелющейся перед моими глазами; я вижу в беспредельном пребывании, не разделенным на дни, на часы, на мимолетные видения, но в пребывании вечно едином, без движения и перемен, где все отдельные существа исчезли друг в друге, словом, где все пребывает вечно. Всякий раз, как дух наш успевает сбросить с себя оковы, которые он сам себе же и выковал, ему доступен этот род времени, точно так, как и тот, в котором он пребывает ныне [3, с.362]. В заключении можно сказать, что психологическая часть учения Чаадаева включает в себя конструкцию психологической парадигмы, в которой методологическим ориентиром выступает скорее личный опыт, а общественный опыт вторичен, производен от суммы индивидуальный постижений идеи всеединства. В качестве основной модели рассматривается не психология восприятия, а психология судьбы: каждый поступок понимается как ставящий субъекта перед лицом его судьбы. И лишь во внепредметном, в субъектном плане возможно истинное, т.е. экзистенциально важное, обобщение, прогноз и проверка гипотезы об отношении субъекта к окружающему миру. Всем этим ставится под сомнение принцип рациональности, как образование, основанное на договоренности членов научного сообщества. Но принцип повторяемости сохраняет свой статус наиважнейшей мыслительной установки здесь он предстает как повторяемость событий жизни индивида. Литература: 1.ВяземскийП.А., Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1984. 2.РашковскийЕ.Б., ХоросВ.Г., Проблема Запад Россия Восток в философском наследии П.Я.Чаадаева // ВостокЗапад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып.3, М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1988, С.110142. 3.ЧаадаевП.Я., Полное собрание сочинений и писем, Т.1, М.: Наука, 1991. 4.ЧаадаевП.Я., Полное собрание сочинений и писем, Т.2, М.: Наука, 1991. КондаковИ.М., П.Я.Чаадаев и проблема психологической парадигмы // Журнал прикладной психологии, N1, 1998.

Другие статьи : Чаадаев П.Я. Отрывки, Чаадаев Петр Яковлевич, Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ научной деятельности., Чарльз Кули, Чейна болезнь, Человек–оператор, Челпанов Георгий Иванович, Чередующееся поведение, Черлетти (Cerletti) Удо, Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии, Чжень-цзю-терапия, Чижа симптомы, Чикагская школа, Чителли синдром, Чифиризм, Чтение с губ, Чувства, Чувственное отражение, Чувствительность, Чувство бесчувствия, Чувство голода, Чувство жажды, Чувство одиночества, Чувство препятствия, Чувство языка, Чуприкова Наталия Ивановна, , ...

 

Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан

Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан (18.11.1887, Москва 7.8.1936, Шемберг, Шварцвальд) немецкий психолог. После окончания немецкой гуманитарной гимназии Петра и Павла в Москве получил философское образование в Мюнхене, в 1910г. защитил докторскую диссертацию под руководством К.Штумпфа в Психологическом институте Берлинского университета, здесь под его же руководством работал с 1910г. по 1912г. внештатным ассистентом, с этого времени начались его контакты с Грацкой психологической школой. С 1912г. по 1914г. он ассистент у К.Коффки в Психологическом институте Академии социальных наук во ФранкфуртенаМайне, с 1915г. работал в военном лазарете по мозговым поражениям г.Франкфурта. В 1919г. на естественнонаучном факультете университета Франкфурта защитил диссертацию для замещения должности...

Гельмгольц Герман

Гельмгольц Герман фон (31.08.1821, Постдам 8.09.1894) немецкий физик, физиолог и психолог. Впервые проделал измерение скорости проведения возбуждения по нервным волокнам. В психологии восприятия развивал концепцию бессознательных умозаключений, в соответствии с которой актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида привычными способами, за счет которых сохраняется постоянство видимого мира, и в которых существенную роль играют мышечные ощущения и движения . Описал на основе данной концепции механизмы восприятия пространства. Развил трехкомпонентную теорию цветового зрения Т.Юнга. Разработал резонансную теорию слуха. Сотрудниками и учениками Гельмгольца были В.Вундт и И.М.Сеченов...

Гемералопия

Гемералопия (от греч. hemtra день, аlаos слепой, ops глаз.) патологическое снижение зрительного видения при слабом освещении. Виды: алиментарная гемералопия, обусловленная, как правило, недостатком витамина А в организме; симптоматическая гемералопия, связанная с различными заболеваниями нервного аппарата зрительной системы; эссенциальная гемералопия, имеющая наследственный...

Гемианопсия

Гемианопсия (от греч. hemi полу, an без, ops глаз) потеря способности воспринимать левую или правую половину зрительного поля. Обусловлена поражением нервных путей зрительного анализатора в области хиазмы или выше. При поражении внутренних отделов хиазмы возникает частичная слепота во внешнем поле зрения. При поражении нервных путей коркового отдела зрительного анализатора одного полушария мозга возникает частичная слепота в противоположных полях...

Гендерная роль

Гендерная роль (от англ. gender род, пол) набор специфически половых образцов поведения, которые ожидаются от мужчины и женщины. Синоним половая роль...

Генезис общения в онтогенезе

Генезис общения в онтогенезе процесс формирования человеческого общения на протяжении жизни индивида. Это развитие происходит постепенно, начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на четвертой недели жизни улыбки в ответ на ласку взрослого). К четырем месяцам у младенцев появляется целостная реакция комплекс оживления . К концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредствованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций. В дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимноличностное общение....

Генетика поведения

Генетика поведения учение, разработанное Ж.Пиаже , в центре которого стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. В нем сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики. Его теория познания представляет собой новый вариант биогенетической концепции . Как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже при генетическом анализе...

Генетическая эпистемология

Генетическая эпистемология (от греч. genesis происхождение и epistemоlоgia теория познания) вариант биогенетической концепции . В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Здесь сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики. Как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже при генетическом анализе формирования физических понятий скорости...

Гениальность

Гениальность (от лат. genius дух) высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных...

Генитальная стадия психосексуального развития

Генитальная стадия психосексуального развития (от лат. genitale половые органы) четвертый, заключительный этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в подростковом...

Генитальный характер

Генитальный характер (от лат. genitale половые органы) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется психическим здоровьем, нормальными сексуальными отношениями, продуктивной...

Генотип

Генотип (от греч. genos происхождение, typos форма, образец) совокупность особенностей индивида, которые могут быть проинтерпретированы как проявление генетических, наследственных...

Гербарт Иоганн

Гербарт Иоганн (1776 1841) немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. В качестве элементов сознания рассматривал представления. Для объяснения их статики и динамики, в частности их силы, ясности, говорил о необходимости применения математики. Согласно Гербарту, в сознании можно выделить три области: ясного сознания, просто сознания и бессознательного , между которыми существуют переходы (пороги). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также обратный переход представления в область бессознательного, получивший название вытеснения...

Геринг (Hering) Эвальд

Геринг (Hering) Эвальд фон (5.8.1834, Альтгерсдорф 27.1.1918, Лейпциг) немецкий физиолог и психолог. Получил медицинское образование в 18531858г.г. в Лейпцигском университете (прошел курс у Э.Г.Вебера и Г.Т.Фехнера ), защитил докторскую диссертацию по вопросам зоологии, в это время у Геринг появился особый интерес к общебиологическим проблемам; затем работал практическим врачом и ассистентом в поликлинике, под руководством Э.Г.Вебера подготовил диссертацию о бинокулярности пространственного восприятия для замещения должности доцента, с 1862г. он приватдоцент физиологии в Лейпцигском университете, с 1865г. профессор медицины, физики и физиологии в медикохирургической академии Иосифа в Вене, здесь совместно с Й.Брейером изучал рефлекторное изменение дыхания при раздражении блуждающего нерва (Selbststeuerung...

Гетерогенность живого движения

Гетерогенность живого движения функциональная, структурная и морфологическая сложность двигательного акта. Каждый компонент движения (когнитивный, программный, оценочный, аффективный и эффекторный) может быть изменен в реальных условиях двигательного поведения в ответ на изменения двигательной задачи, ситуации, внутренних ресурсов моторики и функциональных состояний...

Геффдинг Харальд

Геффдинг (Hoffding) Харальд (11.04.1843 2.06.1931) датский философидеалист, историк философии, психолог. С 1883г. профессор университета в Копенгагене. В 1915г. оставил преподавательскую деятельность. Опирался на идеи Канта, Шопенгауэра, Гегеля. Выделял три периода развития философского сознания (анимизм, платонизм, позитивизм). Трактовал сознание как высшую форму биологического развития. Предполагал, что свойства отдельных психологических элементов определяются совокупностью связей и отношений, в которые они включены. Ему принадлежит методологическая установка, получившая наименование шага Геффдинга . Сочинения. О принципах этики. Одесса, 1898; Философские проблемы. М., 1905; Психологическая основа логических суждений. М., 1908; История новейшей философии. СПб., 1909; Der menschliche Gedanke. 1911; Философия религии. СПб., 1912; Der Pationsbegriff. Lpz.,...

Гештальт

Гештальт (от нем. gestalt форма, структура) основное понятие гештальтпсихологии , выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики , которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания ( кажущееся движение , инсайт , восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов расчленения психологического...

Гештальт–качество

Гештальткачество (нем. gestallqualitat) понятие, введенное Х.Эренфельсом, обозначающее целостные, гештальтные свойства ряда психологических образований, доступных...

Гештальт-анализ

Гештальтанализ (от нем. Gestalt форма, структура + греч. analysis расчленение) метод описания психопатологических процессов, разработанный в гештальтпсихологии . В нем особое значение придается не столько отдельным феноменологическим фактам, сколько формам их субъективного упорядочивания, структурирования. Данный метод активно использовал К.Конрад...

Гештальтпсихологическая концепция ощущений

Гештальтпсихологическая концепция ощущений представление о том, что единицей чувственного познания, как и познания вообще, выступает восприятие , а ощущение лишь абстракция , результат препарирования образа восприятия в процессе...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ научной деятельности.