АбаевН.В. Чаньбуддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Августин. Творения, ч.18, К., 19051915. АвенариусР. Критика чистого опыта, т.12. М., 19071908. АврелийМарк. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. АнаньевБ.Г. Очерки истории русской психологии XVIIIXIX веков. М., Л., 1947. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах/ Под ред. Б.В.Мееровского. М., 19671968. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., ПетровскаяЛ.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. Античные риторики. М., 1978. Антология мировой философии в 4хтомах/ Под ред. В.В.Соколова. М., 1969. АнцыфероваЛ.И. Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. Аристотель. Этика. СПб., 1908. Аристотель. О душе. Сочинения в 4т., т.1. М.: Мысль, 1976. АрнольдЭ. Свет Азии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: А86). АхелисТ. Очерк сравнительного изучения религии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). БанфиА. Избранное, 1965, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 87.8) // Философия искусства, 1989, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3Б23). БасиловВ.Н. Избранники духов, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86, Б272). БасовМ.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922 // Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1925 // Общие основы педологии. 2е изд. М.Л., 1931 // Избранные психологические произведения. М., 1975. БергсонА. Восприятие изменчивости, 1911, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3) // Материя и память. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992 // Опыт о непосредственных данных сознания. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992. БерезинФ.Б., МирошниковМ.П., СоколоваЕ.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994. БерклиД. Трактат о принципах человеческого знания. Сочинения. М.: Мысль, 1978. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. БернарК. Жизненные явления, общие животным и растениям. СПб., 1878. БехтеревВ.М. Общие основания рефлексологии. Пг., 1918 // Коллективная рефлексология. Петроград, 1921 // Общие основы рефлексологии труда. М.Л., 1928. БехтеревВ.М. и др. Рефлексология труда. М.Л., 1926. БинеА. Механизмы мышления. Одесса, 1894 // Введение в экспериментальную психологию, 2е изд., СПб., 1903 (совм. с В.Анри). БлейлерЭ. Руководство по психиатрии. Берлин, 1920 // Аффективность, внушаемость и паранойя. Одесса, 1929. БлонскийП.П. Реформа науки. М., 1920 // Очерк научной психологии. М., 1921 // Память и мышление. М., 1935 // Развитие мышления ребенка. М., 1935 // Избранные психологические произведения. М., 1964. БоголюбовН. Теизм и пантеизм, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87) // Философия религии, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БодалевА.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965 // Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. БолдуинД.М. Введение в психологию. М., 1902. БриллиантовА. К вопросу о философии Эригены, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БрунерДж. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971 // Психология познания. М., 1977. БудиловаЕ.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. М., 1960 // Социальнопсихологические проблемы в русской науке. М., 1983. БурлачукА.Ф. Диагностика личности, Киев, 1989, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 90 В3507, 2204296). БэконФ. Новый Органон. Сочинения в 2т., М.: Мысль, 19771978. ВагнерВ.А. Вопросы зоопсихологии. СПб., 1896. ВаллонА. От действия к мысли. М., 1956. ВасилюкФ.Е. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. ВатцлавикП. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1990. ВведенскийА.И. О пределах и признаках одушевления. СПб., 1892 // Психология без всякой метафизики. СПб., 1914. ВведенскийН.Е. О современных течениях в физиологии. Избранные произведения. М., 1952. ВезалийА. О строении человеческого тела, т.2. М., 1954. ВитгенштейнЛ. Логикофилософские трактаты, 1958, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ВудвортсР. Экспериментальная психология. М.: ИЛ., 1950. ВундтВ. Основания физиологической психологии, т.12. СПб., 18801881 // Очерки психологии. М., 1912 // Введение в психологию. М., 1912 // Естествознание и психология. СПб., 1914. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6ти томах. М., 19821984 // Избранные психологические исследования. М., 1956 // Психология искусства. М., 1968 // Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений в 6т., т.1. М.: Педагогика, 1982 // Мышление и речь. Собрание сочинений в 6т., т. 2. М.: Педагогика, 1982 // История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6т., т.3. М.: Педагогика, 1983. Гавриил (архимандрит). История философии, 1839, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГальперинП.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976. ГальтонФ. Люди науки, их воспитание и характер. СПб., 1875 // Наследственность таланта. СПб, 1875. ГандиМ. Моя жизнь, 1934, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.343). ГартлиД. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. кн. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах, т.2 / Под ред. Б.В.Мееровского. М., 1967. ГастевА. Новая культурная установка. М., 1924. ГастевА.К. Трудовые установки. М., 1973. Гегель. Сочинения, т.III. М., 1956 //Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. Гельвеций. О человеке. Сочинения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1974. ГербартИ.Ф. Психология. СПб., 1875 // Учебник психологии. СПб., 1895. ГерценА.И. Сочинения: в 2хтомах. М., 1986. ГеффдингГ. Философия религии, 1904, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГибшГ., ФорвергМ. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. ГиляровА.Н. Платонизм как основание, 1897, (Библ. Психол. инта РАО). Гиппократ. Избранные книги. М., 1936. ГоМоЖо. Философы древнего Китая, 1961, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГоббсТ. Левиафан. Избранные произведения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1965. ГолосовкерЯ.Э. Имажинативный абсолют. ГроссК. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. ГротН.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 18791880 // Душе, в связи с современными учениями, 1886, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГумбольдтВ. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. ГурляндЯ. Очерк жизни и сочинений Моисея, 1865, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДавыдовВ.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Дао и даосизм в Китае, М., 1982, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 82 В15033, 1930791). ДарвинЧ. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб.: Наука, 1991. ДекартР. Избранные произведения. М., 1950 // Рассуждения о методе. М., 1953 // Рассуждение о методе. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Описание человеческого тела. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Страсти души. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989. ДельгадоХ. Мозг и сознание. М., 1971. ДжемсВ. Психология. СПб., 1896; Пг., 1922 // Существует ли сознание? Новые идеи в философии. Сб. 4., М., 1913. ДидроД. Собрание сочинений, т.2. М.Л., 1935. ДильтейВ. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. сб. Новые идеи в философии. N1. СПб., 1912 // Описательная психология. М., 1924. ДобролюбовН.А. Избранные философские произведения. М., 1948. Древнеиндийская философия, 1972, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. М., 1915. ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда. 1900. ДюркхаймК. О двойственном происхождении человека, СПб., (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 1992). ЖанеП. Неврозы. М., 1911. ЖинкинН.И. Механизмы речи. М., 1958. ЖуковскаяН.Л. Ламаизм и ранние формы религии, 1977, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды в 2т., т.1. М.: Педагогика, 1986. ЗеньковскийВ.В. Православная педагогическая антропология; ЗимняяИ.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. ЗинченкоП.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. ИбнСина. Канон врачебной науки, кн. 1. Ташкент, 1954. ИвановскийВ.Н. Мистика и схоластика, 1897, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). Из истории традиционной китайской идеологии, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87. И296). Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IXXIV вв., М., 1961. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии/ Под ред. А.Н.Ждан. М., 1988. ИльинИ.А. Том 1. Учение о Боге. Том 2. Учение о человеке, 1918, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). Исследования мышления в советской психологии/ Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966. КабанисП. Отношения между физической и нравственной природой человека. СПб., 1865. КавелинК. Задачи психологии. СПб., 1872. КандинскийВ.Х. О псевдогаллюцинациях. СПб., 1890. КантИ. Сочинения в 4х томах. М., 1965 // Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. КапетеревП.Ф. Из истории души. СПб., 1890. КаптоА.С. Философия мира, 1990, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: К20). КлапаредЭ. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. СПб.: М., Л., 1932. КлимовЕ.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. КляйнзоргеХ., КлумбисГ. Техника релаксации. М., 1965. КовнерС.Г. История средневековой медицины. Киев, 1893. КоллингвудР.Дж. Идея истории. М., 1980. КонИ.С. Социология личности. М., 1967 // Открытие Я. М., 1978 // Психология старшеклассников. М., 1980. Кондильяк. Опыт о происхождении человеческих знаний. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1980. КонрадиГ.П. и др. Общие основы физиологии труда. М.Л., 1934. КорниловК.Н. Учение о реакциях человека. М.Л., 1921 // Современная психология и марксизм. М., 1925. КорсаковВ.В. Курс психиатрии. М., 1913. КрафтЭбингР. Учебник психиатрии. СПб., 1897. КунТ. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. КюльпеО. Современная психология мышления. сб. Новые идеи в философии. N16. СПб., 1914. ЛазурскийА.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908 // Общая и экспериментальная психология. СПб., 1912. ЛаметриЖ.О. Избранные произведения. М.Л., 1925 // Сочинения. М., 1976 // Человекмашина. Сочинения. М.: Мысль, 1983. ЛангеН.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892 // Психологические исследования. Одесса, 1893 // Психология. М., 1914. ЛебонГ. Психология народов и масс. СПб., 1896 // Психология социализма. Спб., 1908. ЛевиБрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1930. ЛейГ. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. ЛейбницГ. Сочинения в 3х томах. М., 1983 // Новые опыты о человеческом разумении. Сочинения в 4т., т.2. М.: Мысль, 1983. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.Л., 1935. ЛеонтьевА.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969 // Психология общения. Тарту, 1974. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. ЛесгафтП.Ф. Собрание педагогический сочинений, т.1. М., 1951. Личность в традиционном Китае, 1992, (Библ. Психол. инта РАО). ЛоккД. Избранные философские произведения в 2х томах, т.1. М., 1960 // Сочинения в 3х томах. М., 1985 // Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3т., тт.1, 2. М.: Мысль, 1985. ЛомброзоЧ. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892. ЛопатинЛ.М. Положительные задачи философии, М., 1886, ч.1; 1891, ч.2; М., 1911 (Библ. Психол. инта РАО) // Курс психологии, М., 1903, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88.1(2) Л77) // Лекции по психологии, читанные на историкофилософском факультете Московского университета. М., 1909 // Лекции по истории новой философии, М., 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). ЛосевА.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. ЛукрецийКар. О природе вещей. М., 1958. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973 // Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974 // Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975 // Язык и сознание. М., 1979. ЛурьеС.Я. Демокрит. Л., 1970. ЛьюисД.Г. Физиология обыденной жизни в 2х томах. М., 1876. ЛютгенауФ. Естественные и социальные религии, 1908, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Малкольм. Состояние сна, М., 1993 (Библ. Психол. инта РАО). МалявинВ.В. Чжуанцзы, М., 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 86 В5102, 2038670). Материалисты Древней Греции/ Под ред. М.А.Дынника. М, 1955. МахЭ. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908 // Познание и заблуждение, М., 1909, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88. М360). МерлинВ.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986. МиллнерД., ГалантерЕ., ПрибрамК. Планы и структура поведения. М., 1965. МилльД.Ст. Система логики. М., 1914. МинаевИ.П. Будаизм, 1887, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МинскийН.М. Религия будущего, 1905, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МюнстербергГ. Основы психотехники. М., 19221923 // Психология и экономическая жизнь. М., 1924. НайссерУ. Познание и реальность. М., 1981. Научное творчество Выготского и современная психология/ Под ред. В.В.Давыдова. М., 1981. НебылицынВ.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. НечаевА.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901. НоэльЭ. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978. ОбуховаЛ.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. Очерки истории отечественной психологии. Киев, 1955. ПавловИ.П. Полное собрание сочинений, т.VI., М.Л., 1951. ПаскальТ. Древняя мудрость на протяжении веков, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ПетренкоВ.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном материале. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ПетровскийА.В. История советской психологии. М., 1967 // Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. ПиажеЖ. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966 // Избранные психологические труды. М., 1969 // Логика и психология. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994 // Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994. Платон. Сочинения в 3х томах, т.2. М., 1970 // Собрание сочинений в 4т.. М.: Мысль, 19901994. ПлехановГ.В. Сочинения, т.XXII. М.Л., 1925. ПомеранцеваЛ.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве, М., (Библ. Ин. Лит., Шифр: 3174010, 18003617). ПономаревЯ.А. Психология творчества. М., 1976. ПопперК.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983. ПотебняА.А. Мысль и язык. Харьков, 1892. ПрейерБ. Душа ребенка. СПб., 1891. ПрибрамК. Языки мозга. М., 1975. Проблема человека в традиционных китайских учениях, 1983, (Библ. Психол. инта РАО). ПрохазкаГ. Трактат о функциях нервной системы. Л., 1957. Путь теософии, Петрозаводск, 1992, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В1735, 2294449). ПэнтоР., ГравитцМ. Методы социальных наук. М., 1972. РадищевА.Н. Избранные сочинения. М., 1949 // Избранные философские и общественнополитические произведения. М., 1952. РадхакришнанС. Индийская философия, 1957 (Библ. Психол. инта РАО). РасселБ. Человеческое познание. М., 1957. РибоТ. Современная английская психология. М., 1875. РожанскийИ.Д. Анаксагор. М., 1972. РойМ. История индийской философии, 1958 (Библ. Психол. инта РАО). РоссолимоГ.И. Психологические профили. СПб., 1910. РубинштейнС.Л. Основы психологии. М., 1935 // Основы общей психологии. М., 1946 // Бытие и сознание. М., 1957 // Принципы и пути развития психологии. М., 1959 // Проблемы общей психологии. М., 1973 // Проблемы общей психологии, 2и изд., М., 1976. СеменцевВ.С. Бхагаватгита, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Семиотика и искусствометрия, М., 1972, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 6020173, 1538297). Семиотика, М., 1983, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 84 В5023, 1973945). СенекаЛ.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. СеченовИ.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947 // Рефлексы головного мозга. М., 1961. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976. СмирновА.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966 // Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975. СмирновК.А. Имманентная философия христианства, 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СмирновС.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд. Моск. универс., 1985. СнежневскийА.В. Общая психопатология. Валдай, 1970. СоколовА.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. СоколовМ.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XIXVIII веках. М., 1963. СпенсерГ. Сочинения: в 7и томах. СПб., 1898. СперанскийН. Ведьмы и ведовство, 1901, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СпинозаБ. Этика. М., 1936 // Избранные произведения, т.1., М., 1957. Стоглав, 1863, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СтолинВ.В. Самосознание личности. М., 1983. СэвЛ. Современная французская философия. М., 1968. ТардГ. Законы подражания. СПб., 1892 // Социальная логика. СПб., 1901. ТепловБ.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 // Избранные произведения: в 2х томах. М., 1985. ТипсинаА.Н. Философия религии Ясперса, 1982, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ТитченерЭ. Очерки психологии. СПб,, 1898. ТокаревС.А. Ранние формы религии. М.: Изд. полит. лит., 1990. ТокарскийА.А. Записки психологической лаборатории. М., 1896. ТэнИ., ДарвинЧ. Наблюдения над жизнью ребенка. СПб., 1900. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961 // Экспериментальнопсихологические исследования. М., 1966. УмрихинВ.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987. УотсонДж.Б. Психология как наука о поведении. М., 1926 // Бихевиоризм. БСЭ, т.6. М., 1930. УхтомскийА.А. Собрание сочинений, т.1., Л., 1950. УшинскийК.Д. Собрание сочинений: в 11и томах. М., Л., 1948 // Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т.8., М.Л., 1950. ФабриК.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. ФейербахЛ. Избранные философские произведения: в 2хт. М., 1955. Фрагменты ранних греческих философов, ч.1., Под ред. И.Д.Рожанского. М.: Наука, 1989. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. ФрейдЗ. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. ФукуямаС. Теоретические основы профессиональной ориентации, М., МГУ, 1989 (Педагогическая библиотета им.Ушинского). ХиллТ.И. Современная теория познания. М.: Прогресс, 1965. ХомскийН. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. ХорниК. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993. ЧелпановГ. Мозг и душа. М., 1912 // Социальная психология или условные рефлексы?. М., 1926. ЧернышевскийН.Г. Избранные философские произведения, т.3., М., 1951 // Собрание сочинений: в 5ти томах. М., 1974. Чжан Циюнью. Конфуцианство в свете современности, Танбей, 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В2987, 2228261). Шантепи. Иллюстрированная история религии, ч.1, 2, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШеллингФ. Сочинения в 2х томах. М., 1977. ШибутаниТ. Социальная психология. М., 1969. ШихиревП.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. ШмелевА.Г. Психологическое исследование систем значений. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ШпетГ. Сознание и его собственник. М., 1916 // Введение в этническую психологию, вып.1., М., 1927. ШтернбергЛ.Я. Первобытная религия в свете этнографии, 1936, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШтуттеГ. (StutteH.)Психиатрия детей и юношеского возраста // Клиническая психиатрия / Под ред. Г.Груле, Р.Юнга, В.МайерГросса, М.Мюллера. М.: Мед., 1967, с.678779. ЩербатскойФ.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. ЭльконинД.Б. Детская психология. М., 1960. ЭфруссиП.О. Успехи психологии в России. Пг., 1923. ЮмД. Исследование человеческого разума. СПб., 1902. ЯрошевскийМ.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIXвека. Душанбе, 1961 // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. ЯрошевскийМ.Г., АнцыфероваЛ.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан (18.11.1887, Москва 7.8.1936, Шемберг, Шварцвальд) немецкий психолог. После окончания немецкой гуманитарной гимназии Петра и Павла в Москве получил философское образование в Мюнхене, в 1910г. защитил докторскую диссертацию под руководством К.Штумпфа в Психологическом институте Берлинского университета, здесь под его же руководством работал с 1910г. по 1912г. внештатным ассистентом, с этого времени начались его контакты с Грацкой психологической школой. С 1912г. по 1914г. он ассистент у К.Коффки в Психологическом институте Академии социальных наук во ФранкфуртенаМайне, с 1915г. работал в военном лазарете по мозговым поражениям г.Франкфурта. В 1919г. на естественнонаучном факультете университета Франкфурта защитил диссертацию для замещения должности...
Гельмгольц Герман фон (31.08.1821, Постдам 8.09.1894) немецкий физик, физиолог и психолог. Впервые проделал измерение скорости проведения возбуждения по нервным волокнам. В психологии восприятия развивал концепцию бессознательных умозаключений, в соответствии с которой актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида привычными способами, за счет которых сохраняется постоянство видимого мира, и в которых существенную роль играют мышечные ощущения и движения . Описал на основе данной концепции механизмы восприятия пространства. Развил трехкомпонентную теорию цветового зрения Т.Юнга. Разработал резонансную теорию слуха. Сотрудниками и учениками Гельмгольца были В.Вундт и И.М.Сеченов...
Гемералопия (от греч. hemtra день, аlаos слепой, ops глаз.) патологическое снижение зрительного видения при слабом освещении. Виды: алиментарная гемералопия, обусловленная, как правило, недостатком витамина А в организме; симптоматическая гемералопия, связанная с различными заболеваниями нервного аппарата зрительной системы; эссенциальная гемералопия, имеющая наследственный...
Гемианопсия (от греч. hemi полу, an без, ops глаз) потеря способности воспринимать левую или правую половину зрительного поля. Обусловлена поражением нервных путей зрительного анализатора в области хиазмы или выше. При поражении внутренних отделов хиазмы возникает частичная слепота во внешнем поле зрения. При поражении нервных путей коркового отдела зрительного анализатора одного полушария мозга возникает частичная слепота в противоположных полях...
Гендерная роль (от англ. gender род, пол) набор специфически половых образцов поведения, которые ожидаются от мужчины и женщины. Синоним половая роль...
Генезис общения в онтогенезе процесс формирования человеческого общения на протяжении жизни индивида. Это развитие происходит постепенно, начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на четвертой недели жизни улыбки в ответ на ласку взрослого). К четырем месяцам у младенцев появляется целостная реакция комплекс оживления . К концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредствованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций. В дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимноличностное общение....
Генетика поведения учение, разработанное Ж.Пиаже , в центре которого стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. В нем сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики. Его теория познания представляет собой новый вариант биогенетической концепции . Как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже при генетическом анализе...
Генетическая эпистемология (от греч. genesis происхождение и epistemоlоgia теория познания) вариант биогенетической концепции . В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Здесь сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики. Как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже при генетическом анализе формирования физических понятий скорости...
Гениальность (от лат. genius дух) высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных...
Генитальная стадия психосексуального развития (от лат. genitale половые органы) четвертый, заключительный этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в подростковом...
Генитальный характер (от лат. genitale половые органы) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется психическим здоровьем, нормальными сексуальными отношениями, продуктивной...
Генотип (от греч. genos происхождение, typos форма, образец) совокупность особенностей индивида, которые могут быть проинтерпретированы как проявление генетических, наследственных...
Гербарт Иоганн (1776 1841) немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. В качестве элементов сознания рассматривал представления. Для объяснения их статики и динамики, в частности их силы, ясности, говорил о необходимости применения математики. Согласно Гербарту, в сознании можно выделить три области: ясного сознания, просто сознания и бессознательного , между которыми существуют переходы (пороги). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также обратный переход представления в область бессознательного, получивший название вытеснения...
Геринг (Hering) Эвальд фон (5.8.1834, Альтгерсдорф 27.1.1918, Лейпциг) немецкий физиолог и психолог. Получил медицинское образование в 18531858г.г. в Лейпцигском университете (прошел курс у Э.Г.Вебера и Г.Т.Фехнера ), защитил докторскую диссертацию по вопросам зоологии, в это время у Геринг появился особый интерес к общебиологическим проблемам; затем работал практическим врачом и ассистентом в поликлинике, под руководством Э.Г.Вебера подготовил диссертацию о бинокулярности пространственного восприятия для замещения должности доцента, с 1862г. он приватдоцент физиологии в Лейпцигском университете, с 1865г. профессор медицины, физики и физиологии в медикохирургической академии Иосифа в Вене, здесь совместно с Й.Брейером изучал рефлекторное изменение дыхания при раздражении блуждающего нерва (Selbststeuerung...
Гетерогенность живого движения функциональная, структурная и морфологическая сложность двигательного акта. Каждый компонент движения (когнитивный, программный, оценочный, аффективный и эффекторный) может быть изменен в реальных условиях двигательного поведения в ответ на изменения двигательной задачи, ситуации, внутренних ресурсов моторики и функциональных состояний...
Геффдинг (Hoffding) Харальд (11.04.1843 2.06.1931) датский философидеалист, историк философии, психолог. С 1883г. профессор университета в Копенгагене. В 1915г. оставил преподавательскую деятельность. Опирался на идеи Канта, Шопенгауэра, Гегеля. Выделял три периода развития философского сознания (анимизм, платонизм, позитивизм). Трактовал сознание как высшую форму биологического развития. Предполагал, что свойства отдельных психологических элементов определяются совокупностью связей и отношений, в которые они включены. Ему принадлежит методологическая установка, получившая наименование шага Геффдинга . Сочинения. О принципах этики. Одесса, 1898; Философские проблемы. М., 1905; Психологическая основа логических суждений. М., 1908; История новейшей философии. СПб., 1909; Der menschliche Gedanke. 1911; Философия религии. СПб., 1912; Der Pationsbegriff. Lpz.,...
Гештальт (от нем. gestalt форма, структура) основное понятие гештальтпсихологии , выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики , которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания ( кажущееся движение , инсайт , восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов расчленения психологического...
Гештальткачество (нем. gestallqualitat) понятие, введенное Х.Эренфельсом, обозначающее целостные, гештальтные свойства ряда психологических образований, доступных...
Гештальтанализ (от нем. Gestalt форма, структура + греч. analysis расчленение) метод описания психопатологических процессов, разработанный в гештальтпсихологии . В нем особое значение придается не столько отдельным феноменологическим фактам, сколько формам их субъективного упорядочивания, структурирования. Данный метод активно использовал К.Конрад...
Гештальтпсихологическая концепция ощущений представление о том, что единицей чувственного познания, как и познания вообще, выступает восприятие , а ощущение лишь абстракция , результат препарирования образа восприятия в процессе...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]