Exit Project: Глоссарий: Итерация

Итерация



(лат. iteratiо — повторение). Эпизодическое ритмическое повторение одного и того же двигательного акта, слова, части фразы. Эти явления носят характер спонтанных, регулярных, бессмысленных в данной ситуации, лишены эмоциональной окраски, ограничены во времени. Различают И. двигательную, памяти (непроизвольное возникновение одних и тех же воспоминаний), речевую. Наблюдается при кататонических синдромах, постэнцефалитических состояниях, особенно при стриарных гиперкинезах, при глубоком слабоумии, эпилептических сумеречных состояниях, в процессе обратного развития коматозного состояния посттравматического или интоксикационного генеза.
Помимо двигательных и речевых, выделяют также И. памяти, характеризующиеся непроизвольным возникновением одних и тех же воспоминаний.
При слабоумии старческом и Альцгеймера болезни наблюдается итеративная суетливость [Kleist К., 1928] —симптом, проявляющийся в бессмысленной занятости, бесцельных поисках чего-то. Больные постоянно копаются в своих вещах, одежде, постели, вяжут их в узлы. Часто сочетается с апрактическими расстройствами.
К И. могут быть отнесены психомоторные стереотипии, палилалия. палиграфия, персеверации, паликинез.

Другие статьи : Иванова метод активирующей психотерапии, Иванова методика коллективной психотерапии, Иванова структурно-ассоциативный эксперимент, Иванова-Смоленского симптом, Ивановой методика обучающего эксперимента, Иглоукалывание, Игра, Игра у животных, Игровая терапия, Игровая терапия аутических детей, Идеальное, Идентификация, Идентификация личности, Идеомоторика, Идиотия, Изард Кэррол, Избранные чаньские изречения, Измерения в психологии, Изобразительные способности, Изолят, Изоляция, Изоляция в психологии личности, Изохроматические таблицы, Иконическая память, Икскюль (Uxkull) Якоб фон, Иллюзии восприятия, Иллюзия Аристотеля, Иллюзия луны, Иллюзия тяжести А. Шарпантье, Ильенков Эвальд Васильевич, Имажинативная психотерапия, Имплицитная теория личности, Импрессивная речь, Импринтинг, Импульсивность, Ингруппа, Ингрупповой фаворитизм, Индивидуальная психология, Индивидуальная терапия, Индивидуально–психологические различия, Индивидуальность, Индивидуальные различия памяти, Индивидуальный подход, Индивидуальный стиль деятельности, Индивидуация, Индиго, Индикатор, Индукция, Индуцированные цвета, Индуцированный психоз, Инертность, Инженерная психология, Инкубация, Иностранная психология, Инсайт, Инстинкты животных, Инструментальная агрессия, Инструментальное осязание, Инструментальные и терминальные ценности, Интегративная психология, Интеллект, Интеллектуализация, Интеллектуальные операции, Интеллектуальные персеверации, Интенсивность ощущения, Интенция, Интерактивная психотерапия, Интеракционизм, Интервальная шкала, Интерес, Интерорецепторы, Интерференция, Интерференция навыков, Интроверсия по Айзенку, Интроверсия по Юнгу, Интроекция, Интроспективная психология, Интроспекция, Интуиция, Инфантилизм, Инфляция, Информационная модель, Информационное поле рабочего места человека–оператора, Информационный подход, Информационный поиск, Ипохондрический синдром, Исполнительное действие, Исправительная психология, Истериформные расстройства, Истерическая дуга, Истерический комок, Истерический невроз, Истерия, Истерия алкогольная, Истерия командная, Истерия тюремная, Истерогенные зоны, Истероид, Истероид органический, Истерокаталепсия, Истероневрастения, Истероэпилепсия, История болезни, История инженерной психологии, История психиатрии, Исходные состояния, Итерация, Иценко—Кушинга болезнь, , ...

 

Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан

Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан (18.11.1887, Москва 7.8.1936, Шемберг, Шварцвальд) немецкий психолог. После окончания немецкой гуманитарной гимназии Петра и Павла в Москве получил философское образование в Мюнхене, в 1910г. защитил докторскую диссертацию под руководством К.Штумпфа в Психологическом институте Берлинского университета, здесь под его же руководством работал с 1910г. по 1912г. внештатным ассистентом, с этого времени начались его контакты с Грацкой психологической школой. С 1912г. по 1914г. он ассистент у К.Коффки в Психологическом институте Академии социальных наук во ФранкфуртенаМайне, с 1915г. работал в военном лазарете по мозговым поражениям г.Франкфурта. В 1919г. на естественнонаучном факультете университета Франкфурта защитил диссертацию для замещения должности...

Гельмгольц Герман

Гельмгольц Герман фон (31.08.1821, Постдам 8.09.1894) немецкий физик, физиолог и психолог. Впервые проделал измерение скорости проведения возбуждения по нервным волокнам. В психологии восприятия развивал концепцию бессознательных умозаключений, в соответствии с которой актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида привычными способами, за счет которых сохраняется постоянство видимого мира, и в которых существенную роль играют мышечные ощущения и движения . Описал на основе данной концепции механизмы восприятия пространства. Развил трехкомпонентную теорию цветового зрения Т.Юнга. Разработал резонансную теорию слуха. Сотрудниками и учениками Гельмгольца были В.Вундт и И.М.Сеченов...

Гемералопия

Гемералопия (от греч. hemtra день, аlаos слепой, ops глаз.) патологическое снижение зрительного видения при слабом освещении. Виды: алиментарная гемералопия, обусловленная, как правило, недостатком витамина А в организме; симптоматическая гемералопия, связанная с различными заболеваниями нервного аппарата зрительной системы; эссенциальная гемералопия, имеющая наследственный...

Гемианопсия

Гемианопсия (от греч. hemi полу, an без, ops глаз) потеря способности воспринимать левую или правую половину зрительного поля. Обусловлена поражением нервных путей зрительного анализатора в области хиазмы или выше. При поражении внутренних отделов хиазмы возникает частичная слепота во внешнем поле зрения. При поражении нервных путей коркового отдела зрительного анализатора одного полушария мозга возникает частичная слепота в противоположных полях...

Гендерная роль

Гендерная роль (от англ. gender род, пол) набор специфически половых образцов поведения, которые ожидаются от мужчины и женщины. Синоним половая роль...

Генезис общения в онтогенезе

Генезис общения в онтогенезе процесс формирования человеческого общения на протяжении жизни индивида. Это развитие происходит постепенно, начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на четвертой недели жизни улыбки в ответ на ласку взрослого). К четырем месяцам у младенцев появляется целостная реакция комплекс оживления . К концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредствованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций. В дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимноличностное общение....

Генетика поведения

Генетика поведения учение, разработанное Ж.Пиаже , в центре которого стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. В нем сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики. Его теория познания представляет собой новый вариант биогенетической концепции . Как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже при генетическом анализе...

Генетическая эпистемология

Генетическая эпистемология (от греч. genesis происхождение и epistemоlоgia теория познания) вариант биогенетической концепции . В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Здесь сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики. Как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже при генетическом анализе формирования физических понятий скорости...

Гениальность

Гениальность (от лат. genius дух) высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных...

Генитальная стадия психосексуального развития

Генитальная стадия психосексуального развития (от лат. genitale половые органы) четвертый, заключительный этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в подростковом...

Генитальный характер

Генитальный характер (от лат. genitale половые органы) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется психическим здоровьем, нормальными сексуальными отношениями, продуктивной...

Генотип

Генотип (от греч. genos происхождение, typos форма, образец) совокупность особенностей индивида, которые могут быть проинтерпретированы как проявление генетических, наследственных...

Гербарт Иоганн

Гербарт Иоганн (1776 1841) немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. В качестве элементов сознания рассматривал представления. Для объяснения их статики и динамики, в частности их силы, ясности, говорил о необходимости применения математики. Согласно Гербарту, в сознании можно выделить три области: ясного сознания, просто сознания и бессознательного , между которыми существуют переходы (пороги). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также обратный переход представления в область бессознательного, получивший название вытеснения...

Геринг (Hering) Эвальд

Геринг (Hering) Эвальд фон (5.8.1834, Альтгерсдорф 27.1.1918, Лейпциг) немецкий физиолог и психолог. Получил медицинское образование в 18531858г.г. в Лейпцигском университете (прошел курс у Э.Г.Вебера и Г.Т.Фехнера ), защитил докторскую диссертацию по вопросам зоологии, в это время у Геринг появился особый интерес к общебиологическим проблемам; затем работал практическим врачом и ассистентом в поликлинике, под руководством Э.Г.Вебера подготовил диссертацию о бинокулярности пространственного восприятия для замещения должности доцента, с 1862г. он приватдоцент физиологии в Лейпцигском университете, с 1865г. профессор медицины, физики и физиологии в медикохирургической академии Иосифа в Вене, здесь совместно с Й.Брейером изучал рефлекторное изменение дыхания при раздражении блуждающего нерва (Selbststeuerung...

Гетерогенность живого движения

Гетерогенность живого движения функциональная, структурная и морфологическая сложность двигательного акта. Каждый компонент движения (когнитивный, программный, оценочный, аффективный и эффекторный) может быть изменен в реальных условиях двигательного поведения в ответ на изменения двигательной задачи, ситуации, внутренних ресурсов моторики и функциональных состояний...

Геффдинг Харальд

Геффдинг (Hoffding) Харальд (11.04.1843 2.06.1931) датский философидеалист, историк философии, психолог. С 1883г. профессор университета в Копенгагене. В 1915г. оставил преподавательскую деятельность. Опирался на идеи Канта, Шопенгауэра, Гегеля. Выделял три периода развития философского сознания (анимизм, платонизм, позитивизм). Трактовал сознание как высшую форму биологического развития. Предполагал, что свойства отдельных психологических элементов определяются совокупностью связей и отношений, в которые они включены. Ему принадлежит методологическая установка, получившая наименование шага Геффдинга . Сочинения. О принципах этики. Одесса, 1898; Философские проблемы. М., 1905; Психологическая основа логических суждений. М., 1908; История новейшей философии. СПб., 1909; Der menschliche Gedanke. 1911; Философия религии. СПб., 1912; Der Pationsbegriff. Lpz.,...

Гештальт

Гештальт (от нем. gestalt форма, структура) основное понятие гештальтпсихологии , выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики , которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания ( кажущееся движение , инсайт , восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов расчленения психологического...

Гештальт–качество

Гештальткачество (нем. gestallqualitat) понятие, введенное Х.Эренфельсом, обозначающее целостные, гештальтные свойства ряда психологических образований, доступных...

Гештальт-анализ

Гештальтанализ (от нем. Gestalt форма, структура + греч. analysis расчленение) метод описания психопатологических процессов, разработанный в гештальтпсихологии . В нем особое значение придается не столько отдельным феноменологическим фактам, сколько формам их субъективного упорядочивания, структурирования. Данный метод активно использовал К.Конрад...

Гештальтпсихологическая концепция ощущений

Гештальтпсихологическая концепция ощущений представление о том, что единицей чувственного познания, как и познания вообще, выступает восприятие , а ощущение лишь абстракция , результат препарирования образа восприятия в процессе...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Итерация