Exit Project: Глоссарий: Ференци (Ferenczi) Шандор

Ференци (Ferenczi) Шандор



Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия 22.5.1933, Будапешт) венгерский психиатр и психоаналитик, один из знаменитых учеников и последователей З.Фрейда . Родился в многодетной семье владельца большого книжного магазина, детство провел в веселой и непринужденной обстановке, где царили литература, искусство и музыка. Закончил местную гимназию, затем обучался с 1890г. по 1894г. медицине в Венском университете (доктор медицины, 1896), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. После получения медицинской степени начал свою практику в качестве врачаневропатолога в австровенгерской армии. Через год приступил к работе в разных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале Св.Рокуса, благодаря этой работе значительно углубил свои представления о гипнозе и аутосуггестии. В 1900г. Ференци получил лицензию на частную неврологическую практику в Будапеште, и до знакомства с Фрейдом и занятий психоанализом уже имел около 30 опубликованных работ. После прочтения Толкований сновидений З.Фрейда в 1907г. написал ему письмо в Вену с просьбой принять его с выражением уважения, в 1908г. состоялось очное знакомство, а в 1909г. З.Фрейд пригласил его в поездку в США, где сам читал лекции в университете Кларка. Во время Венгерской революции, в 1919г., отмеченным для него заключением счастливого брака, Ференци стал первым профессором психоанализа в Будапештском университете (при поддержке Белы Куна), несколько позже занялся изучением с психодинамических позиций травмирующих переживаний, связанных с войной (Psychoanalysis and the War Neuroses, L., 1921 (совм. с AbrachamK., SimmelE.)). В 1927-1928г.г. Ференци читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1930г. Ференци основал Психоаналитическую клинику в Будапеште. Проводил большую работу по организации ежегодних заседаний психоаналитиков разных стран и много сил отдал созыву Психоаналитических конгрессов: первого в Зальцбурге (1908), второго в Нюрнберге (1909), пятого в Будапеште (1918), где он был избран председателем. В 1910г. основал Интернациональное, а в 1913г. Венгерское психоаналитическое общество. Ввел в психологию понятие интроекции (включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний) (Introjektion und Ubertragung, Jahrbuch fur Psychoanalyse und psychopath. Forsch., 1, 1910, S. 422457, в рус.пер. Интроекция и перенесение, Одесса, 1925). В 1924г. у него наметился разрыв с З.Фрейдом изза поддержки О.Ранка, обратившегося к созданию собственной теории первичной травмы рождения, и развития собственных представлений о психическом. В работе Таласса, опыт генитальной теории (Thalassa, Versuch einer Genitaltheorie, Wien, 1924) (thalassa, греч., море), охарактеризованной критикой тех лет как самое смелое применение психоанализа, им делается акцент на инстинктивном стремлении индивида к возвращению в материнское лоно и, в конечном счете, в воды мирового океана. Проводил психоаналитическую работу, как с пациенткой, с Мелани Клейн. Оказал влияние на М.Балинта . Старался усовершенствовать психоаналитическую технику за счет включения в нее гипноза (Bioanalyse); все время подчеркивал, что в психотерапии пациентов надо заставлять активно искать фобические ситуации и переживать тревогу , чтобы появилась возможность выработать критическое отношение к своему состоянию. В последние годы жизни пришел к использованию активной, относительно короткой, терапии, основанной на различных формах выражения терапевтом по отношению к пациенту любви, которой тот был лишен в детстве. Литература .

Другие статьи : Фабри Курт Эрнестович, Фагофобия, Фаза, Фазмофобия, Фазофрении, Факоматозы, Фактор близости, Фактор общей судьбы, Фактор подобия, Фактор хорошего продолжения, Фаллическая стадия психосексуального развития, Фаллический характер, Фантомный образ, Федерн Пауль, Фельдштейн Давид Иосифович, Феминность, Фенихель (Fenichel) Отто, Феномен 30 октября 1938 г., Феномен Ауберта, Феномен Ауберта – Ферстера, Феномен Ауберта – Фляйшля, Феномен Бецольда – Брюкке, Феномен Брока — Зульцера, Феномен дополнительной апперцептивной проекции, Феномен Панума, Феномен стабильности видимого мира, Феномен Шеришевского, Феноменальное поле, Феноменологическое самонаблюдение, Феноменология, Феномены несохранения, Фенотип, Ференци (Ferenczi) Шандор, Фестингер (Festinger) Леон, Фетишизм, Фехнер Густав Теодор, Фехнеровские цвета, Физиогномическая редукция, Физиологическая акустика, Физиологическая психология, Физиологические механизмы внимания, Физиологические механизмы памяти, Физическая агрессия, Филогенез, Флегматик, Флюгель (Flugel) Джон Карл, Фобии, Фокальная терапия, Фокальный анализ, Фолькельт (Volkelt) Ханс, Фон, Фонема, Фонематический слух, Фоновые языковые знания, Фонологический метод Леви–Стросса, Форель (Forel) Август, Формальная абстракция, Формальные операции, Формирование двигательного навыка, Формирование произвольных движений, Формирование человеческих потребностей в онтогенезе, Формы жизни, Фотизмы, Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих, Франкл Виктор, Французская социологическая школа, Французский структурализм, Фрейд Анна, Фрейд Зигмунд, Фрейдизм, Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф, Фресс (Fraisse) Поль, Фромм Эрик, ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich), Фрустрация, Фрустрация у детей, Функции речи, Функционализм, Функциональная автономия, Функциональная единица памяти, Функциональная психология, Функциональная система, Функциональная эквивалентность образов, Функциональное удовольствие, Функциональный мотив, Функциональный орган, , ...

 

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10х и просуществовавшее до середины 30хгг. ХХв. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой . К этому направлению принадлежат прежде всего М.Вертгеймер , В.Келер , К.Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э.Герингом , Э.Махом , Э.Гуссерлем, И.Мюллером , согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы,...

Гештальттерапия

Гештальттерапия (от нем. Gestalt форма, структура + греч. theraрeia лечение) форма психотерапии , разработанная в рамках гештальтпсихологии , автор Ф.Перлс . Считается, что человек, выступая актером в межчеловеческих взаимоотношениях, сам определяет свои действия, согласуя с возможностями самоактуализации. Основной целью данного метода является достижение психической организацией индивида хорошей фигуры. Для описания психотерапевтического процесса используются такие понятия, как организм среда, граница контакта, концепция Я, цикл опыта, виды сопротивления (проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние). В этом процессе происходит отреагирование заторможенных эмоциональных реакций, за счет чего достигается завершение гештальта . Все травмирующие события интерпретируются как отчужденные частицы Я и аффективно...

Гибсон Джеймс Джером

Гибсон (Gibsоn) Джеймс Джером (1904 Макконелсвилл, Огайо, США 19.12.1979 Итака, НьюЙорк) американский психолог, один и основателей экологической психологии . С 1922по 1928г. получил образование в Принстонском университете, ученик Э.Б.Хольта, автора моторной теории сознания. Преподавал в Смитколледже до начала второй мировой войны, затем занимался вопросами обучения летному делу на военных базах в Техасе и Калифорнии. Затем работал в Корнелльском университете. Специалист по проблемам восприятия. Разрабатывал основы новой науки, названной им экологической оптикой, цель которой является анализ того, как организм видит окружающую среду, в которой активно действует. В его подходе признавалось, что не только отдельные ощущения, но и целостные образы обусловлены...

Гилозоизм

Гилозоизм (от греч. hyle материя и zоо жизнь) философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и...

Гилфорд (Guilford) Джой Пол

Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска 1976) американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (19181924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (19241926, доктор философии, 1927), позже снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920г. по 1924г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924г. по 1926г. в Корнеллском университете, с 1926г. по 1927г. он преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927г. по 1928г. он ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928г. по 1940г. ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно директор Отдела образовательных исследований...

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация (от греч. hyрer сверх + cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А.Адлера . Особая компенсация , при реализации которой не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но достигается какойто результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к...

Гипермнезия

Гипермнезия гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее...

Гиперпатия

Гиперпатия (от греч. hyрer над, сверх и pathos страдание) повышение чувствительности, которое характеризуется возникновением боли или других неприятных ощущений (зуд, тяжесть) на обычно безвредные...

Гипертимия

Гипертимия (от греч. hyper сверх + thymos настроение) стойкое приподнятое настроение. Сопровождается повышенной активностью в профессиональной и личной сферах. Может характеризовать появление личностных акцентуаций или конституциональных...

Гиперэстезия

Гиперэстезия (от греч. hyper над, сверх и aisthesis чувство, ощущение) повышение чувствительности к действию на органы чувств физических стимулов, проявляющееся в возникновении более сильных субъективных ощущений без изменения...

Гипноанализ

Гипноанализ диагностическая процедура, в которой составление анамнеза или выявление содержания эмоциональных переживаний жизни пациента происходит в то время, когда он находится в гипнотическом погружении (WolbergL.R. Hypnoanalysis, N.Y., 1964). Благодаря гипноанализу воспроизведение воспоминаний значительно облегчается, и, кроме того, появляется возможность катартического отреагирования тех событий, которые были вытеснены из сознания пациента. Данная процедура наиболее эффективна, если есть признаки актуального конфликта, а рациональная психотерапия встречает непроизвольное сопротивление...

Гипноз абляционный

Гипноз абляционный (лат. ablatio отдаление) гипнотический метод. Характеризуется тем, что пациент вводится в состояние гипноза без непосредственного присутствия психотерапевта, сеанс которого записан на магнитофон или на видеокассету. При этом пациент может находиться у себя дома. Данный метод детально разработал в 1952г. Г.Клумбис (KlumbiesG. Ablationhypnose, J.Psychoter., 1952, N 8, S. 1722) прежде всего для устранения боли и успокоения, изза трудностей контроля и возможностей негативных аутосуггестивных воздействий широкого применения он не нашел. Лит.: НатаровВ.И. Аутогипнотренинг (метод психической саморегуляции), Психологический журнал, 1987, N 6, т. 8, с....

Гипнопедия

Гипнопедия (от греч. hypnos сон и paideia обучение) метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. Исследование, проведенные с применением электроэнцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического...

Гипнотизм

Гипнотизм (от греч. hypnоs сон) первоначально трактовался по аналогии со сомнамбулизмом. В дальнейшем было уточнено, что эффект гипнотизма проявляется лишь при наличии у испытуемого положительной установки по отношению к ситуации гипноза. По мнению Т.К.Барбера, загипнотизированный человек больше всего похож на человека, очень увлеченного чтением книги или просмотром кино. Литература. (Eds.) BarberT.X. et al. Biofeedback & SelfControl 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976,...

Гипнотическая анестезия

Гипнотическая анестезия (от греч. hypnоs сон и anasthesia нечувствительность) вариант гипнотического метода, автор Recamier (1821г.). Целью является достижение пациентом нечувствительности к боли. Применяется, например, при операциях, когда у пациента по отношению к медикаментозной анестезии наблюдаются аллергические...

Гипокинезия

Гипокинезия снижение двигательной...

Гипомания

Гипомания (от греч. hypo под + mania безумие) легкая форма маниакального состояния. Чаще всего возникает при циклотимии. Автор KahlbaumK.,...

Гипомнезия

Гипомнезия врожденное или приобретенное в результате различных заболеваний ослабление...

Гипотеза

Гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается более определенное направление поиска. В качестве общих гипотез необязательно должны быть теоретические понятия , процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез может быть интуитивными, без рефлексии логических...

Гипотеза вертикальной диадной связи

Гипотеза вертикальной диадной связи (от лат. hypothesis предположение и греч. di... приставка, обозначающая двойной) транзактная гипотеза, объясняющая эффективность функционирования лидера за счет использования такого стиля, когда лидер взаимодействует не со всей группой как целостным и монолитным образованием, а с ее членами в диадах, один на один, автор Г.Грэен и сотр. Литература. DansereauF., GraenL., HagaW. A vertical dyadlinkage approach to leadership within formal organization: A longitudinal investigation of the rolemaking process // Organizat. Behav. And Hum. Perform. 1975,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Ференци (Ferenczi) Шандор

SetLinks error: Incorrect password!