Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10х и просуществовавшее до середины 30хгг. ХХв. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой . К этому направлению принадлежат прежде всего М.Вертгеймер , В.Келер , К.Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э.Герингом , Э.Махом , Э.Гуссерлем, И.Мюллером , согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы,...

Гештальттерапия

Гештальттерапия (от нем. Gestalt форма, структура + греч. theraрeia лечение) форма психотерапии , разработанная в рамках гештальтпсихологии , автор Ф.Перлс . Считается, что человек, выступая актером в межчеловеческих взаимоотношениях, сам определяет свои действия, согласуя с возможностями самоактуализации. Основной целью данного метода является достижение психической организацией индивида хорошей фигуры. Для описания психотерапевтического процесса используются такие понятия, как организм среда, граница контакта, концепция Я, цикл опыта, виды сопротивления (проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние). В этом процессе происходит отреагирование заторможенных эмоциональных реакций, за счет чего достигается завершение гештальта . Все травмирующие события интерпретируются как отчужденные частицы Я и аффективно...

Гибсон Джеймс Джером

Гибсон (Gibsоn) Джеймс Джером (1904 Макконелсвилл, Огайо, США 19.12.1979 Итака, НьюЙорк) американский психолог, один и основателей экологической психологии . С 1922по 1928г. получил образование в Принстонском университете, ученик Э.Б.Хольта, автора моторной теории сознания. Преподавал в Смитколледже до начала второй мировой войны, затем занимался вопросами обучения летному делу на военных базах в Техасе и Калифорнии. Затем работал в Корнелльском университете. Специалист по проблемам восприятия. Разрабатывал основы новой науки, названной им экологической оптикой, цель которой является анализ того, как организм видит окружающую среду, в которой активно действует. В его подходе признавалось, что не только отдельные ощущения, но и целостные образы обусловлены...

Гилозоизм

Гилозоизм (от греч. hyle материя и zоо жизнь) философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и...

Гилфорд (Guilford) Джой Пол

Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска 1976) американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (19181924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (19241926, доктор философии, 1927), позже снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920г. по 1924г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924г. по 1926г. в Корнеллском университете, с 1926г. по 1927г. он преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927г. по 1928г. он ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928г. по 1940г. ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно директор Отдела образовательных исследований...

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация (от греч. hyрer сверх + cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А.Адлера . Особая компенсация , при реализации которой не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но достигается какойто результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к...

Гипермнезия

Гипермнезия гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее...

Гиперпатия

Гиперпатия (от греч. hyрer над, сверх и pathos страдание) повышение чувствительности, которое характеризуется возникновением боли или других неприятных ощущений (зуд, тяжесть) на обычно безвредные...

Гипертимия

Гипертимия (от греч. hyper сверх + thymos настроение) стойкое приподнятое настроение. Сопровождается повышенной активностью в профессиональной и личной сферах. Может характеризовать появление личностных акцентуаций или конституциональных...

Гиперэстезия

Гиперэстезия (от греч. hyper над, сверх и aisthesis чувство, ощущение) повышение чувствительности к действию на органы чувств физических стимулов, проявляющееся в возникновении более сильных субъективных ощущений без изменения...

Гипноанализ

Гипноанализ диагностическая процедура, в которой составление анамнеза или выявление содержания эмоциональных переживаний жизни пациента происходит в то время, когда он находится в гипнотическом погружении (WolbergL.R. Hypnoanalysis, N.Y., 1964). Благодаря гипноанализу воспроизведение воспоминаний значительно облегчается, и, кроме того, появляется возможность катартического отреагирования тех событий, которые были вытеснены из сознания пациента. Данная процедура наиболее эффективна, если есть признаки актуального конфликта, а рациональная психотерапия встречает непроизвольное сопротивление...

Гипноз абляционный

Гипноз абляционный (лат. ablatio отдаление) гипнотический метод. Характеризуется тем, что пациент вводится в состояние гипноза без непосредственного присутствия психотерапевта, сеанс которого записан на магнитофон или на видеокассету. При этом пациент может находиться у себя дома. Данный метод детально разработал в 1952г. Г.Клумбис (KlumbiesG. Ablationhypnose, J.Psychoter., 1952, N 8, S. 1722) прежде всего для устранения боли и успокоения, изза трудностей контроля и возможностей негативных аутосуггестивных воздействий широкого применения он не нашел. Лит.: НатаровВ.И. Аутогипнотренинг (метод психической саморегуляции), Психологический журнал, 1987, N 6, т. 8, с....

Гипнопедия

Гипнопедия (от греч. hypnos сон и paideia обучение) метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. Исследование, проведенные с применением электроэнцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического...

Гипнотизм

Гипнотизм (от греч. hypnоs сон) первоначально трактовался по аналогии со сомнамбулизмом. В дальнейшем было уточнено, что эффект гипнотизма проявляется лишь при наличии у испытуемого положительной установки по отношению к ситуации гипноза. По мнению Т.К.Барбера, загипнотизированный человек больше всего похож на человека, очень увлеченного чтением книги или просмотром кино. Литература. (Eds.) BarberT.X. et al. Biofeedback & SelfControl 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976,...

Гипнотическая анестезия

Гипнотическая анестезия (от греч. hypnоs сон и anasthesia нечувствительность) вариант гипнотического метода, автор Recamier (1821г.). Целью является достижение пациентом нечувствительности к боли. Применяется, например, при операциях, когда у пациента по отношению к медикаментозной анестезии наблюдаются аллергические...

Гипокинезия

Гипокинезия снижение двигательной...

Гипомания

Гипомания (от греч. hypo под + mania безумие) легкая форма маниакального состояния. Чаще всего возникает при циклотимии. Автор KahlbaumK.,...

Гипомнезия

Гипомнезия врожденное или приобретенное в результате различных заболеваний ослабление...

Гипотеза

Гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается более определенное направление поиска. В качестве общих гипотез необязательно должны быть теоретические понятия , процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез может быть интуитивными, без рефлексии логических...

Гипотеза вертикальной диадной связи

Гипотеза вертикальной диадной связи (от лат. hypothesis предположение и греч. di... приставка, обозначающая двойной) транзактная гипотеза, объясняющая эффективность функционирования лидера за счет использования такого стиля, когда лидер взаимодействует не со всей группой как целостным и монолитным образованием, а с ее членами в диадах, один на один, автор Г.Грэен и сотр. Литература. DansereauF., GraenL., HagaW. A vertical dyadlinkage approach to leadership within formal organization: A longitudinal investigation of the rolemaking process // Organizat. Behav. And Hum. Perform. 1975,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки