Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок . В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними ( катексис ). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания к выбору занятий столяра или плотника (BordinE.S.). Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов . Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности ( Э.Шпрангер , Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко). В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими ( А.Бандура , В.Мишел). В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий . Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторноаналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на принудительном выборе (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле); те, которые основаны на свободном выборе (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ( терминальные ценности в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, Тест профессиональных изображений М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является Бланк профессиональных интересов Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. Литература: BordinE.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena / Educational and Psychological Measurement. 1943. N3; RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; HollandJ.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966; TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept . Bern: Huber. 1978.
Гештальтпсихология психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10х и просуществовавшее до середины 30хгг. ХХв. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой . К этому направлению принадлежат прежде всего М.Вертгеймер , В.Келер , К.Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э.Герингом , Э.Махом , Э.Гуссерлем, И.Мюллером , согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы,...
Гештальттерапия (от нем. Gestalt форма, структура + греч. theraрeia лечение) форма психотерапии , разработанная в рамках гештальтпсихологии , автор Ф.Перлс . Считается, что человек, выступая актером в межчеловеческих взаимоотношениях, сам определяет свои действия, согласуя с возможностями самоактуализации. Основной целью данного метода является достижение психической организацией индивида хорошей фигуры. Для описания психотерапевтического процесса используются такие понятия, как организм среда, граница контакта, концепция Я, цикл опыта, виды сопротивления (проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние). В этом процессе происходит отреагирование заторможенных эмоциональных реакций, за счет чего достигается завершение гештальта . Все травмирующие события интерпретируются как отчужденные частицы Я и аффективно...
Гибсон (Gibsоn) Джеймс Джером (1904 Макконелсвилл, Огайо, США 19.12.1979 Итака, НьюЙорк) американский психолог, один и основателей экологической психологии . С 1922по 1928г. получил образование в Принстонском университете, ученик Э.Б.Хольта, автора моторной теории сознания. Преподавал в Смитколледже до начала второй мировой войны, затем занимался вопросами обучения летному делу на военных базах в Техасе и Калифорнии. Затем работал в Корнелльском университете. Специалист по проблемам восприятия. Разрабатывал основы новой науки, названной им экологической оптикой, цель которой является анализ того, как организм видит окружающую среду, в которой активно действует. В его подходе признавалось, что не только отдельные ощущения, но и целостные образы обусловлены...
Гилозоизм (от греч. hyle материя и zоо жизнь) философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и...
Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска 1976) американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (19181924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (19241926, доктор философии, 1927), позже снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920г. по 1924г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924г. по 1926г. в Корнеллском университете, с 1926г. по 1927г. он преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927г. по 1928г. он ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928г. по 1940г. ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно директор Отдела образовательных исследований...
Гиперкомпенсация (от греч. hyрer сверх + cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А.Адлера . Особая компенсация , при реализации которой не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но достигается какойто результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к...
Гипермнезия гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее...
Гиперпатия (от греч. hyрer над, сверх и pathos страдание) повышение чувствительности, которое характеризуется возникновением боли или других неприятных ощущений (зуд, тяжесть) на обычно безвредные...
Гипертимия (от греч. hyper сверх + thymos настроение) стойкое приподнятое настроение. Сопровождается повышенной активностью в профессиональной и личной сферах. Может характеризовать появление личностных акцентуаций или конституциональных...
Гиперэстезия (от греч. hyper над, сверх и aisthesis чувство, ощущение) повышение чувствительности к действию на органы чувств физических стимулов, проявляющееся в возникновении более сильных субъективных ощущений без изменения...
Гипноанализ диагностическая процедура, в которой составление анамнеза или выявление содержания эмоциональных переживаний жизни пациента происходит в то время, когда он находится в гипнотическом погружении (WolbergL.R. Hypnoanalysis, N.Y., 1964). Благодаря гипноанализу воспроизведение воспоминаний значительно облегчается, и, кроме того, появляется возможность катартического отреагирования тех событий, которые были вытеснены из сознания пациента. Данная процедура наиболее эффективна, если есть признаки актуального конфликта, а рациональная психотерапия встречает непроизвольное сопротивление...
Гипноз абляционный (лат. ablatio отдаление) гипнотический метод. Характеризуется тем, что пациент вводится в состояние гипноза без непосредственного присутствия психотерапевта, сеанс которого записан на магнитофон или на видеокассету. При этом пациент может находиться у себя дома. Данный метод детально разработал в 1952г. Г.Клумбис (KlumbiesG. Ablationhypnose, J.Psychoter., 1952, N 8, S. 1722) прежде всего для устранения боли и успокоения, изза трудностей контроля и возможностей негативных аутосуггестивных воздействий широкого применения он не нашел. Лит.: НатаровВ.И. Аутогипнотренинг (метод психической саморегуляции), Психологический журнал, 1987, N 6, т. 8, с....
Гипнопедия (от греч. hypnos сон и paideia обучение) метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. Исследование, проведенные с применением электроэнцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического...
Гипнотизм (от греч. hypnоs сон) первоначально трактовался по аналогии со сомнамбулизмом. В дальнейшем было уточнено, что эффект гипнотизма проявляется лишь при наличии у испытуемого положительной установки по отношению к ситуации гипноза. По мнению Т.К.Барбера, загипнотизированный человек больше всего похож на человека, очень увлеченного чтением книги или просмотром кино. Литература. (Eds.) BarberT.X. et al. Biofeedback & SelfControl 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976,...
Гипнотическая анестезия (от греч. hypnоs сон и anasthesia нечувствительность) вариант гипнотического метода, автор Recamier (1821г.). Целью является достижение пациентом нечувствительности к боли. Применяется, например, при операциях, когда у пациента по отношению к медикаментозной анестезии наблюдаются аллергические...
Гипокинезия снижение двигательной...
Гипомания (от греч. hypo под + mania безумие) легкая форма маниакального состояния. Чаще всего возникает при циклотимии. Автор KahlbaumK.,...
Гипомнезия врожденное или приобретенное в результате различных заболеваний ослабление...
Гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается более определенное направление поиска. В качестве общих гипотез необязательно должны быть теоретические понятия , процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез может быть интуитивными, без рефлексии логических...
Гипотеза вертикальной диадной связи (от лат. hypothesis предположение и греч. di... приставка, обозначающая двойной) транзактная гипотеза, объясняющая эффективность функционирования лидера за счет использования такого стиля, когда лидер взаимодействует не со всей группой как целостным и монолитным образованием, а с ее членами в диадах, один на один, автор Г.Грэен и сотр. Литература. DansereauF., GraenL., HagaW. A vertical dyadlinkage approach to leadership within formal organization: A longitudinal investigation of the rolemaking process // Organizat. Behav. And Hum. Perform. 1975,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]