Exit Project: Глоссарий: Закаливание

Закаливание



Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия. Так, воздействие холодом повышает устойчивость организма только к действию низких температур, а теплом - к действию высоких температур. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности организма ослабевает.
Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее важным, т.к. оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений. Чувствительность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У закаленных людей слизистая оболочка верхних дыхательных путей не реагирует подобным образом. Закаливание к холоду осуществляют, главным образом, посредством частого пребывания на открытом воздухе (см. Аэротерапия) и применения водных процедур (см. Водолечение). Наиболее эффективны и удобны водные процедуры - обтирания, обливания, души, которые начинают с использования воды комнатной температуры. Постепенно температуру воды понижают, а продолжительность процедуры увеличивают. Большую пользу приносят также купания. Такие водные процедуры, как моржевание, т.е. купание в открытых водоемах зимой, можно принимать исключительно после длительной предварительной подготовки, с разрешения врача и под постоянным врачебным контролем.
При высокой температуре воздуха возникает опасность перегрева организма, не привычного к жаре (см. Перегревание организма, Тепловой удар). Закаливание высокой температурой воздуха проводится посредством дозированного пребывания на открытом воздухе в жаркие и солнечные дни, жаровоздушных ванн в бане-сауне. В результате многократного и длительного воздействия на организм высоких температур окружающего воздуха устойчивость организма к жаре повышается за счет усиления потоотделения и изменения состава пота (повышение содержания жировых веществ, уменьшение концентрации хлоридов), а также вследствие снижения теплоообразования. Усиление теплоотдачи у людей, закаленных в отношении действия высоких температур, обусловливает лишь умеренное учащение у них пульса во время работы в условиях жаркого климата; работоспособность у них сохраняется, несмотря на жару. Возможно также одновременное З. к теплу и холоду (см. Бани).
Для развития устойчивости организма к пониженному атмосферному давлению чаще всего используют восхождение в горы, в частности применяют метод так называемой ступенчатой акклиматизации: нахождение в течение определенного времени и тренировка в альпинистских лагерях, расположенных на разных высотах, начиная с меньшей. С этой целью используют также тренировку в барокамерах.
Закаливание солнечным облучением, применяемое с целью общеукрепляющего воздействия и для предупреждения и устранения ультрафиолетовой недостаточности, требует определенной осторожности и точного дозирования (см. Гелиотерапия).
Режим для закаливания с учетом возраста и состояния здоровья обязательно устанавливает врач. При ухудшении самочувствия (инфекционная болезнь, переохлаждение и др.) закаливающие процедуры временно прекращают, а после выздоровления возобновляют, используя методику начального периода закаливания.
Закаливание в пожилом возрасте надо проводить особенно осторожно, под тщательным врачебным контролем. Следует учитывать снижение адаптивных свойств организма в этом возрасте, а также более медленное восстановление физиологических функций после нагрузок. Предпочтение надо отдавать различным закаливающим процедурам на воздухе - воздушным ваннам на верандах, балконах, в тени деревьев или под тентом (летом). Солнечные ванны следует принимать, используя рассеянный солнечный свет. Полезно постепенно переходить к прогулкам в облегченной одежде. Физические упражнения следует завершать водными процедурами - обтиранием, обливанием (или душем) тепловатой водой или водой комнатной температуры, а в теплое время года - непродолжительным купанием при температуре питьевой воды не ниже 20—22°.
Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы. Дети с недостаточным питанием (см. Дистрофия у детей), рахитом, повторными или хроническими заболеваниями особенно нуждаются в закаливающих процедурах. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует очень внимательного подхода. Свежий чистый воздух, прежде всего во время сна, благоприятно действует на организм ребенка при любых заболеваниях. Особенно полезно пребывание на открытом воздухе и летом, и зимой детям с заболеваниями, при которых нарушается газообмен: врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической пневмонией, бронхиальной астмой. При проведении общих воздушных ванн в помещении ограничиваются частичным кратковременным обнажением тела ребенка во время смены одежды. Воздушные и солнечные ванны строго дозируют, дети принимают их в положении лежа, при этом положение тела ребенка меняют через определенные промежутки времени.
Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды от исходной (35—36°) снижают очень медленно и лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом (см. Диатезы), водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. О закаливании детей различного возраста см. Ясельный возраст, Грудной ребенок, Дошкольный возраст, Школьный возраст.
Библиогр.: Воровин Н.М., Основы медицинской и биологической климатологии, с. 216, 227, М., 1981; Курортология и физиотерапия, под ред. В.М. Боголюбова, т. 1, с. 66, М., 1985; Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека, Л., 1965, библиогр.; Спирина В.П. Закаливание детей, М., 1972.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10х и просуществовавшее до середины 30хгг. ХХв. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой . К этому направлению принадлежат прежде всего М.Вертгеймер , В.Келер , К.Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э.Герингом , Э.Махом , Э.Гуссерлем, И.Мюллером , согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы,...

Гештальттерапия

Гештальттерапия (от нем. Gestalt форма, структура + греч. theraрeia лечение) форма психотерапии , разработанная в рамках гештальтпсихологии , автор Ф.Перлс . Считается, что человек, выступая актером в межчеловеческих взаимоотношениях, сам определяет свои действия, согласуя с возможностями самоактуализации. Основной целью данного метода является достижение психической организацией индивида хорошей фигуры. Для описания психотерапевтического процесса используются такие понятия, как организм среда, граница контакта, концепция Я, цикл опыта, виды сопротивления (проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние). В этом процессе происходит отреагирование заторможенных эмоциональных реакций, за счет чего достигается завершение гештальта . Все травмирующие события интерпретируются как отчужденные частицы Я и аффективно...

Гибсон Джеймс Джером

Гибсон (Gibsоn) Джеймс Джером (1904 Макконелсвилл, Огайо, США 19.12.1979 Итака, НьюЙорк) американский психолог, один и основателей экологической психологии . С 1922по 1928г. получил образование в Принстонском университете, ученик Э.Б.Хольта, автора моторной теории сознания. Преподавал в Смитколледже до начала второй мировой войны, затем занимался вопросами обучения летному делу на военных базах в Техасе и Калифорнии. Затем работал в Корнелльском университете. Специалист по проблемам восприятия. Разрабатывал основы новой науки, названной им экологической оптикой, цель которой является анализ того, как организм видит окружающую среду, в которой активно действует. В его подходе признавалось, что не только отдельные ощущения, но и целостные образы обусловлены...

Гилозоизм

Гилозоизм (от греч. hyle материя и zоо жизнь) философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и...

Гилфорд (Guilford) Джой Пол

Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска 1976) американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (19181924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (19241926, доктор философии, 1927), позже снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920г. по 1924г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924г. по 1926г. в Корнеллском университете, с 1926г. по 1927г. он преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927г. по 1928г. он ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928г. по 1940г. ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно директор Отдела образовательных исследований...

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация (от греч. hyрer сверх + cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А.Адлера . Особая компенсация , при реализации которой не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но достигается какойто результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к...

Гипермнезия

Гипермнезия гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее...

Гиперпатия

Гиперпатия (от греч. hyрer над, сверх и pathos страдание) повышение чувствительности, которое характеризуется возникновением боли или других неприятных ощущений (зуд, тяжесть) на обычно безвредные...

Гипертимия

Гипертимия (от греч. hyper сверх + thymos настроение) стойкое приподнятое настроение. Сопровождается повышенной активностью в профессиональной и личной сферах. Может характеризовать появление личностных акцентуаций или конституциональных...

Гиперэстезия

Гиперэстезия (от греч. hyper над, сверх и aisthesis чувство, ощущение) повышение чувствительности к действию на органы чувств физических стимулов, проявляющееся в возникновении более сильных субъективных ощущений без изменения...

Гипноанализ

Гипноанализ диагностическая процедура, в которой составление анамнеза или выявление содержания эмоциональных переживаний жизни пациента происходит в то время, когда он находится в гипнотическом погружении (WolbergL.R. Hypnoanalysis, N.Y., 1964). Благодаря гипноанализу воспроизведение воспоминаний значительно облегчается, и, кроме того, появляется возможность катартического отреагирования тех событий, которые были вытеснены из сознания пациента. Данная процедура наиболее эффективна, если есть признаки актуального конфликта, а рациональная психотерапия встречает непроизвольное сопротивление...

Гипноз абляционный

Гипноз абляционный (лат. ablatio отдаление) гипнотический метод. Характеризуется тем, что пациент вводится в состояние гипноза без непосредственного присутствия психотерапевта, сеанс которого записан на магнитофон или на видеокассету. При этом пациент может находиться у себя дома. Данный метод детально разработал в 1952г. Г.Клумбис (KlumbiesG. Ablationhypnose, J.Psychoter., 1952, N 8, S. 1722) прежде всего для устранения боли и успокоения, изза трудностей контроля и возможностей негативных аутосуггестивных воздействий широкого применения он не нашел. Лит.: НатаровВ.И. Аутогипнотренинг (метод психической саморегуляции), Психологический журнал, 1987, N 6, т. 8, с....

Гипнопедия

Гипнопедия (от греч. hypnos сон и paideia обучение) метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. Исследование, проведенные с применением электроэнцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического...

Гипнотизм

Гипнотизм (от греч. hypnоs сон) первоначально трактовался по аналогии со сомнамбулизмом. В дальнейшем было уточнено, что эффект гипнотизма проявляется лишь при наличии у испытуемого положительной установки по отношению к ситуации гипноза. По мнению Т.К.Барбера, загипнотизированный человек больше всего похож на человека, очень увлеченного чтением книги или просмотром кино. Литература. (Eds.) BarberT.X. et al. Biofeedback & SelfControl 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976,...

Гипнотическая анестезия

Гипнотическая анестезия (от греч. hypnоs сон и anasthesia нечувствительность) вариант гипнотического метода, автор Recamier (1821г.). Целью является достижение пациентом нечувствительности к боли. Применяется, например, при операциях, когда у пациента по отношению к медикаментозной анестезии наблюдаются аллергические...

Гипокинезия

Гипокинезия снижение двигательной...

Гипомания

Гипомания (от греч. hypo под + mania безумие) легкая форма маниакального состояния. Чаще всего возникает при циклотимии. Автор KahlbaumK.,...

Гипомнезия

Гипомнезия врожденное или приобретенное в результате различных заболеваний ослабление...

Гипотеза

Гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается более определенное направление поиска. В качестве общих гипотез необязательно должны быть теоретические понятия , процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез может быть интуитивными, без рефлексии логических...

Гипотеза вертикальной диадной связи

Гипотеза вертикальной диадной связи (от лат. hypothesis предположение и греч. di... приставка, обозначающая двойной) транзактная гипотеза, объясняющая эффективность функционирования лидера за счет использования такого стиля, когда лидер взаимодействует не со всей группой как целостным и монолитным образованием, а с ее членами в диадах, один на один, автор Г.Грэен и сотр. Литература. DansereauF., GraenL., HagaW. A vertical dyadlinkage approach to leadership within formal organization: A longitudinal investigation of the rolemaking process // Organizat. Behav. And Hum. Perform. 1975,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Закаливание