Exit Project: Глоссарий: Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям




МакДугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англоамериканский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894г. по 1898г. изучал медицину в госпитале Св.Фомы в Лондоне. В 1898г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901г. по 1904г. МакДугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904г. по 1920г., он преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology, 1905, и Body and Mind: A History and Defense of Animism, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920г. МакДугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, МакДугалл перебрался в 1927г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908г., когда вышла одна из важнейших его работ (An introduction to social psychology, L,1908, рус. пер. Основные проблемы социальной психологии, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению МакДугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, изза расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением , которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт этот термин был в дальнейшем заменен МакДугалл на термин склонность представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям . Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида чтолибо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) еще в 1908г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями , так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство с удивлением, драчливость с гневом, родительский инстинкт с нежностью. Критиковал теорию ДжемсаЛанге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства : удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивноэмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности . МакДугалл один из начинателей социальнопсихологических исследований, ввел само понятие социальная психология (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The group mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, МакДугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927г. он, при участии Дж.Райна , организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик ( Г.У.Олпорт , Г.А.Мюррей , Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш ). Литература .

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Гипотеза двойного кодирования

Гипотеза двойного кодирования гипотеза, объясняющая динамику мыслительного процесса преимущественной опорой либо на визуальные элементы, либо на вербальные, автор А.Пайвио. Приложение этой гипотезы к психолингвистике дает следующий анализ построения языковых предложений: конкретные предложения обрабатываются в рамках образной системы кодирования, а абстрактные в рамках вербальной. Это подтверждено в экспериментах, в которых показано, что в конкретных предложениях быстрее обнаруживаются изменения смысла, чем порядка слов, в абстрактных наоборот. Литература. PaivioA. A imagery and verbal processes. N.Y., 1971; PaivioA., BeggJ. Psychology of language. N.Y.,...

Гипотеза интерференции запоминаемого материла

Гипотеза интерференции запоминаемого материла (Г.Э.Мюллер, А.Пильцекер) объяснительная модель, предложенная в 1900г., согласно которой процесс забывания обусловлен тем, что вновь поступающий материал как бы накладывается на уже существующий, приводя к разрушению ассоциативных...

Гипотеза лингвистической относительности

Гипотеза лингвистической относительности (от лат. lingua язык) предположение, выдвинутое в работах Э.Сепира и Б.Уорфа, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорноперцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений...

Гипотимия

Гипотимия (от греч. hypo под + thymos настроение) cтойкое снижение настроения. Сопровождается уменьшением интенсивности эмоциональной жизни, психической и двигательной активности. Чаще всего возникает при циклотимии и пограничных...

Гипофизарное настроение

Гипофизарное настроение (от греч. hypophysis отросток) клиническое нарушение. Неадекватное переживание постоянной радости, удовлетворенности, неозабоченности, вызванное патологическими мозговыми процессами. Наблюдается при акромегалии, у гипофизарных...

Гиппократ

Гиппократ (460 377 гг. до н.э.) древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темперамента , основанного на представлении о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). Дал основанное на гуморальном принципе описание эмоциональных проявлений. Клятва Гиппократа...

Гисофобия

Гисофобия патологическая боязнь...

Глобальный оперативный образ

Глобальный оперативный образ оперативный образ , который служат основой для выполнения всего действия и по преимуществу вбирает в себя признаки конечного состояния предмета...

Глубинная психология

Глубинная психология ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективноэмоциональных , инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности . Включает: гормическую психологию , психоанализ , неофрейдизм , аналитическую психологию и индивидуальную психологию...

Глубинное зрение

Глубинное зрение зрительное восприятие трехмерности пространства. Различают восприятие относительной удаленности видимых предметов друг по отношению к другу и восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя. Эффекты глубинного зрения обусловлены бинокулярными факторами (стереопсис), которые существенно зависят от врожденной организации зрительного аппарата, и монокулярными факторами, связанными с прошлым опытом, такими как монокулярный параллакс , линейная и воздушная перспектива, наложение близлежащих предметов на более...

Глубокие структуры мозга

Глубокие структуры мозга специфические, связанные с работой анализаторов , и неспецифические мозговые структуры, находящиеся в подкорковых отделах больших полушарий и стволе мозга. Специфические глубокие структуры мозга обеспечивают переработку сенсорной информации и организацию моторных актов. Неспецифических глубокие структуры мозга обеспечивают активацию, регуляцию цикла сон бодрствование, процессы памяти и внимания , эмоциональные процессы , состояния сознания. При стереотаксических воздействиях на неспецифические глубокие структуры мозга (неспецифические ядра зрительного бугра, лимбическую кору и др.) возникают динамические нарушения высших психических функций речи (дисфазии), движений (диспраксии), памяти (дисмнезии), которые отличаются от соответствующих нарушений, обусловленных поражением коры больших полушарий ( афазии , апраксии , амнезии...

Гоббс Томас

Гоббс Томас (1588 1679) английский философматериалист, создатель психологической модели, в которой элементы сознания (актуальные ощущения и представления как их следы) связываются друг с другом по их смежности в пространстве или во времени. Считал психические процессы феноменальным отражением мозговых процессов. Полагал, что в силу изначального, природного равенства людей, различная выраженность человеческих способностей может быть обусловлена только условиями воспитания и активностью самого...

Гоклениус (Goclenius) Родольф

Гоклениус (Goclenius атинизированное от Gockel петух) Родольф (1.3.1547, Корбах 8.6.1628, Марбург) представитель поздней протестантской неосхоластики, последователь учения Ф.Меланхтона. Получил образование в Марбурге (доктор медицины, 1601; доктор физики, 1608; доктор математики, 1612). Ввел в научный оборот термин психология (1590), подхваченный его учеником О.Кассманом (1594). Создатель Философского словаря (Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter, Fransofurti, 1613), где впервые ввел в оборот такие понятия, как онтология, антиномия. В плане психологических воззрений различал внешнее причинение (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение (affectio interna), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Литература...

Голубева Эра Александровна

Голубева Эра Александровна (род. 1927, г. Кызыл Тувинской АССР) отечественный психолог. Окончила отделение психологии философского факультета МГУ, поступила в аспирантуру. В 1955г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1956 по 1958гг. работала редактором издательства АПН РСФСР, с 1958г. в НИИ общей и педагогической психологии. С 1972г. заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии. В 1975г. защитила докторскую диссертацию. Ученица В.Д.Небылицына . Приступила к разработке индивидуальных психофизиологических различий памяти. Занималась разработкой электрофизиологических методик для диагностики типологических свойств нервной системы. На основе выделения в электроэнцефалографических данных безусловнорефлектроных компонентов ею было введено новое типологическое свойство ВНД активированность. Сочинения. Индивидуальные особенности памяти человека....

Гольдштейн (Goldstein) Курт

Гольдштейн (Goldstein) Курт (6.11.1878 1965) немецкоамериканский невролог и психолог. В 1903г. получил образование в университете Бреслау. С 1929г. профессор и директор института неврологии во ФранкфуртенаМайне, с 1929г. по 1933г. начальник отдела неврологии госпиталя Маобит в Берлине. С 1934г. по 1935г. профессор неврологии и физиологии в институте психиатрии в Колумбии, с 1938г. по 1939г. работал в Гарвардском университете, с 1950г. по 1955г. в НьюЙоркском колледже. С 1955г. руководитель отдела психологии Нового института социальных исследований в НьюЙорке. Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения. Предложил систематизацию афазий...

Гомеостаз

Гомеостаз (от греч. homoios подобный и stasis неподвижность) процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервнопсихический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности...

Гомеостат

Гомеостат техническая модель, впервые созданная английским биологом Р.Эшби, имитирующая адаптацию живых организмов к изменяющейся срeде. Гомеостат моделирует гомеостаз...

Гомосексуализм

Гомосексуализм (от греч. homois одинаковый и лат. sexus пол) понятие, введенное в конце XIX в. венгерским врачом Карой Мария Бенкерт, обозначающее половое влeчение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними. Нередко происходит чередование гомо и гетеросексуальных отношений. Объяснению возникновения гомосексуализма служит несколько теорий. В медикобиологической теории инверсии акцентируется неправильная половая идентификация в раннем возрасте под влиянием родителей. В теории сексуальной ориентации гомосексуализм квалифицируется как естественный процесс психосексуального развития, в котором в предподростковом и подростковом возрасте под влиянием сверстников у индивида формируются гомосексуальные эротические предпочтения. По характеристикам психической сферы гомосексуалы, как правило, кроме направленности либидо...

Гомофобия

Гомофобия нерефлексируемая, иррациональная неприязнь к гомосексуалистам, часто обусловленная страхом перед собственными сексуальными фантазиями и...

Горбов Федор Дмитриевич

Горбов Федор Дмитриевич (6.07.1916 16.12.1977) отечественный психолог. Родился в семье литератора. Закончив три курса Второго МГУ, в 1939г. вступил добровольцем в ряды Советской Армии и закончил военный факультет этого же университета. Во время Великой Отечественной войны был в действующей армии в качестве военного врача. С 1945г. по 1949г. работал в Центральном научноисследовательском госпитале ВВС. В 1953г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963г. докторскую диссертацию на тему Пароксизмы при непрерывной деятельности. Принимал непосредственное участие в подготовке первых советских космонавтов. С 1967г. он руководитель лаборатории психических состояний Института общей и педагогической психологии. Профессор по специальности нервные болезни (1965). Проводил экспериментальную работу...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Психология | Психологический тест | Психиатрия | Тесты на интеллект | Психотерапия

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям