Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго 12.1.1967, Техас) американский психолог, теоретик необихевиоризма. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженерэлектрик, был командирован компанией West Electric, образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете МакГилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), в 1933г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933г. по 1937г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г.ОранджПарк, Флорида, с 1937г. по 1938г. он ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938г. ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942г. полный профессор и декан факультета психологии. С 1964г. Спенс занимался преподавательской деятельностью как профессор в университете Техаса. Работал по заказам военных ведомств. Ученик и сотрудник К.Л.Халла . Большое внимание уделял методологическим вопросам: построение теории, по его мнению, возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на результаты исследований Э.Толмена , Спенс обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей стимулреакция, возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект приобретает побуждающее влияние на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью . Основная формула научения, предложенная К.Л.Халлом, была преобразована Спенсом в следующее выражение: E=(D+K)*H, где E потенциал пробуждения реакции, D сила влечения, K привлекательность объекта, H прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какоголибо влечения, а есть лишь его стимулирование привлекательностью объекта. Тем самым Спенс ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов . Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности, тревожности , которой он стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретикоассоциативной концепции влечения. Его понимание тревожности тревожность как приобретенное влечение (Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning, Psychol. Bulletin, 1964, 61) была положена в основу разработки Дж.Тейлор в 1952г. опросника диспозициональной тревожности (Manifest Anxiety Scale, J.A.Taylor). Литература .
Гипотеза двойного кодирования гипотеза, объясняющая динамику мыслительного процесса преимущественной опорой либо на визуальные элементы, либо на вербальные, автор А.Пайвио. Приложение этой гипотезы к психолингвистике дает следующий анализ построения языковых предложений: конкретные предложения обрабатываются в рамках образной системы кодирования, а абстрактные в рамках вербальной. Это подтверждено в экспериментах, в которых показано, что в конкретных предложениях быстрее обнаруживаются изменения смысла, чем порядка слов, в абстрактных наоборот. Литература. PaivioA. A imagery and verbal processes. N.Y., 1971; PaivioA., BeggJ. Psychology of language. N.Y.,...
Гипотеза интерференции запоминаемого материла (Г.Э.Мюллер, А.Пильцекер) объяснительная модель, предложенная в 1900г., согласно которой процесс забывания обусловлен тем, что вновь поступающий материал как бы накладывается на уже существующий, приводя к разрушению ассоциативных...
Гипотеза лингвистической относительности (от лат. lingua язык) предположение, выдвинутое в работах Э.Сепира и Б.Уорфа, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорноперцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений...
Гипотимия (от греч. hypo под + thymos настроение) cтойкое снижение настроения. Сопровождается уменьшением интенсивности эмоциональной жизни, психической и двигательной активности. Чаще всего возникает при циклотимии и пограничных...
Гипофизарное настроение (от греч. hypophysis отросток) клиническое нарушение. Неадекватное переживание постоянной радости, удовлетворенности, неозабоченности, вызванное патологическими мозговыми процессами. Наблюдается при акромегалии, у гипофизарных...
Гиппократ (460 377 гг. до н.э.) древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темперамента , основанного на представлении о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). Дал основанное на гуморальном принципе описание эмоциональных проявлений. Клятва Гиппократа...
Гисофобия патологическая боязнь...
Глобальный оперативный образ оперативный образ , который служат основой для выполнения всего действия и по преимуществу вбирает в себя признаки конечного состояния предмета...
Глубинная психология ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективноэмоциональных , инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности . Включает: гормическую психологию , психоанализ , неофрейдизм , аналитическую психологию и индивидуальную психологию...
Глубинное зрение зрительное восприятие трехмерности пространства. Различают восприятие относительной удаленности видимых предметов друг по отношению к другу и восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя. Эффекты глубинного зрения обусловлены бинокулярными факторами (стереопсис), которые существенно зависят от врожденной организации зрительного аппарата, и монокулярными факторами, связанными с прошлым опытом, такими как монокулярный параллакс , линейная и воздушная перспектива, наложение близлежащих предметов на более...
Глубокие структуры мозга специфические, связанные с работой анализаторов , и неспецифические мозговые структуры, находящиеся в подкорковых отделах больших полушарий и стволе мозга. Специфические глубокие структуры мозга обеспечивают переработку сенсорной информации и организацию моторных актов. Неспецифических глубокие структуры мозга обеспечивают активацию, регуляцию цикла сон бодрствование, процессы памяти и внимания , эмоциональные процессы , состояния сознания. При стереотаксических воздействиях на неспецифические глубокие структуры мозга (неспецифические ядра зрительного бугра, лимбическую кору и др.) возникают динамические нарушения высших психических функций речи (дисфазии), движений (диспраксии), памяти (дисмнезии), которые отличаются от соответствующих нарушений, обусловленных поражением коры больших полушарий ( афазии , апраксии , амнезии...
Гоббс Томас (1588 1679) английский философматериалист, создатель психологической модели, в которой элементы сознания (актуальные ощущения и представления как их следы) связываются друг с другом по их смежности в пространстве или во времени. Считал психические процессы феноменальным отражением мозговых процессов. Полагал, что в силу изначального, природного равенства людей, различная выраженность человеческих способностей может быть обусловлена только условиями воспитания и активностью самого...
Гоклениус (Goclenius атинизированное от Gockel петух) Родольф (1.3.1547, Корбах 8.6.1628, Марбург) представитель поздней протестантской неосхоластики, последователь учения Ф.Меланхтона. Получил образование в Марбурге (доктор медицины, 1601; доктор физики, 1608; доктор математики, 1612). Ввел в научный оборот термин психология (1590), подхваченный его учеником О.Кассманом (1594). Создатель Философского словаря (Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter, Fransofurti, 1613), где впервые ввел в оборот такие понятия, как онтология, антиномия. В плане психологических воззрений различал внешнее причинение (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение (affectio interna), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Литература...
Голубева Эра Александровна (род. 1927, г. Кызыл Тувинской АССР) отечественный психолог. Окончила отделение психологии философского факультета МГУ, поступила в аспирантуру. В 1955г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1956 по 1958гг. работала редактором издательства АПН РСФСР, с 1958г. в НИИ общей и педагогической психологии. С 1972г. заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии. В 1975г. защитила докторскую диссертацию. Ученица В.Д.Небылицына . Приступила к разработке индивидуальных психофизиологических различий памяти. Занималась разработкой электрофизиологических методик для диагностики типологических свойств нервной системы. На основе выделения в электроэнцефалографических данных безусловнорефлектроных компонентов ею было введено новое типологическое свойство ВНД активированность. Сочинения. Индивидуальные особенности памяти человека....
Гольдштейн (Goldstein) Курт (6.11.1878 1965) немецкоамериканский невролог и психолог. В 1903г. получил образование в университете Бреслау. С 1929г. профессор и директор института неврологии во ФранкфуртенаМайне, с 1929г. по 1933г. начальник отдела неврологии госпиталя Маобит в Берлине. С 1934г. по 1935г. профессор неврологии и физиологии в институте психиатрии в Колумбии, с 1938г. по 1939г. работал в Гарвардском университете, с 1950г. по 1955г. в НьюЙоркском колледже. С 1955г. руководитель отдела психологии Нового института социальных исследований в НьюЙорке. Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения. Предложил систематизацию афазий...
Гомеостаз (от греч. homoios подобный и stasis неподвижность) процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервнопсихический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности...
Гомеостат техническая модель, впервые созданная английским биологом Р.Эшби, имитирующая адаптацию живых организмов к изменяющейся срeде. Гомеостат моделирует гомеостаз...
Гомосексуализм (от греч. homois одинаковый и лат. sexus пол) понятие, введенное в конце XIX в. венгерским врачом Карой Мария Бенкерт, обозначающее половое влeчение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними. Нередко происходит чередование гомо и гетеросексуальных отношений. Объяснению возникновения гомосексуализма служит несколько теорий. В медикобиологической теории инверсии акцентируется неправильная половая идентификация в раннем возрасте под влиянием родителей. В теории сексуальной ориентации гомосексуализм квалифицируется как естественный процесс психосексуального развития, в котором в предподростковом и подростковом возрасте под влиянием сверстников у индивида формируются гомосексуальные эротические предпочтения. По характеристикам психической сферы гомосексуалы, как правило, кроме направленности либидо...
Гомофобия нерефлексируемая, иррациональная неприязнь к гомосексуалистам, часто обусловленная страхом перед собственными сексуальными фантазиями и...
Горбов Федор Дмитриевич (6.07.1916 16.12.1977) отечественный психолог. Родился в семье литератора. Закончив три курса Второго МГУ, в 1939г. вступил добровольцем в ряды Советской Армии и закончил военный факультет этого же университета. Во время Великой Отечественной войны был в действующей армии в качестве военного врача. С 1945г. по 1949г. работал в Центральном научноисследовательском госпитале ВВС. В 1953г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963г. докторскую диссертацию на тему Пароксизмы при непрерывной деятельности. Принимал непосредственное участие в подготовке первых советских космонавтов. С 1967г. он руководитель лаборатории психических состояний Института общей и педагогической психологии. Профессор по специальности нервные болезни (1965). Проводил экспериментальную работу...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]