Профессиональное развитие (от лат. profiteor объявляю своим делом) происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурноисторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация). На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности человека по его психофизиологическим показателям (скорость реакции, утомляемость, устойчивость внимания и т.д.) к конкретной профессии. Осознание важности профессионального обучения для достижения соответствия человека и профессии привело к тому, что стали использоваться основные теоретические конструкты и исследовательская методология психологии общего развития. Главной структурирующей детерминантой профессионального развития является свойственное той или иной культуре общественное разделение труда. В первобытном обществе, с его естественным разделением труда на мужской, женский и детский труд, профессиональное развитие неиндивидуализировано и допускает прежде всего вертикальную ориентацию (все более качественное овладение операцией, выполняемой всеми). При переходе к охотничеству и рыболовству, затем к земледелию и скотоводству, наконец, к ремесленничеству и торговле появляются возможности не только вертикальной ориентации, но также и горизонтальной, по предметам труда. Другой детерминантой профессионального развития выступают условия социализации ребенка. В самой популярной в настоящее время концепции Д.Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие Яконцепции при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей. Теории, опирающиеся на психологию принятия решений, основное внимание уделяют столкновению человека с проблемными ситуациями профессионального развития и процессу их разрешения, который может быть представлен, например, следующими этапами: возникновение новой ситуации, поиск наличных альтернатив, оценка альтернатив в аспекте цели (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики (М.П.Катц, Г.Томэ, Г.Риес). В психоаналитической традиции профессиональное развитие рассматривается как попытка на основе взаимодействия психологических инстанций Оно , Я , СверхЯ разрешения эмоциональных конфликтов, возникших в раннем детстве при удовлетворении первичных, организмических, потребностей ребенка (нарциссизм, агрессия, эротика): например, утверждается, что фиксация на потребности в агрессии при ее прямом удовлетворении может привести к выбору индивидом профессии охотника, при сублимативном (в условиях социальных запретов) к выбору занятий батальной живописью, при ориентации на Яидентичность (при идентификации с моральными нормами) к выбору занятий юридическими специальностями (Э.С.Бордин, У.Мозер). Схожие установки в отношении ранней фиксации потребностей (фиксируется то, что фрустрируется) проявляются в теории профессионального развития Э.Роу. Среди методов, при помощи которых диагностируют индивидуальные особенности профессионального развития, наиболее распространено интервьюирование в условиях профконсультации; в психоаналитической традиции широко используется толкование биографий и автобиографий, Роршахдиагностика; в подходе Д.Сьюпера впервые началось использование стандартизованных методов диагностики профессиональной Яконцепции и профессиональных установок. Все большее распространение получают стандартизованные биографические опросники (используемые также при профотборе), в которых оцениваются профессиональная мобильность и повышение квалификации, социальная активность, восприятие своих возможностей, удовлетворенность трудом и пр. (Ф.Кассенс). Литература. RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y.:Wiley. 1956; SuperD., BahnM.Y. Occupational Psychology. London: Tavistock. 1971; (Hrsg.) SeifertK.H., EckhardtH.H., JaideW. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen: Hogrefe. 1977 781 p.; КудрявцевТ.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ. 1985; SeifertK.H. Berufliche Laufbahnentwicklung // (Hrsg.) SargesW., FrickeR. Psychologie fur die Erwachsenbildung Weiterbildung. Handbuch in Grundbegriffe. Gottingen: Hogrefe, 1987.
Гипотеза двойного кодирования гипотеза, объясняющая динамику мыслительного процесса преимущественной опорой либо на визуальные элементы, либо на вербальные, автор А.Пайвио. Приложение этой гипотезы к психолингвистике дает следующий анализ построения языковых предложений: конкретные предложения обрабатываются в рамках образной системы кодирования, а абстрактные в рамках вербальной. Это подтверждено в экспериментах, в которых показано, что в конкретных предложениях быстрее обнаруживаются изменения смысла, чем порядка слов, в абстрактных наоборот. Литература. PaivioA. A imagery and verbal processes. N.Y., 1971; PaivioA., BeggJ. Psychology of language. N.Y.,...
Гипотеза интерференции запоминаемого материла (Г.Э.Мюллер, А.Пильцекер) объяснительная модель, предложенная в 1900г., согласно которой процесс забывания обусловлен тем, что вновь поступающий материал как бы накладывается на уже существующий, приводя к разрушению ассоциативных...
Гипотеза лингвистической относительности (от лат. lingua язык) предположение, выдвинутое в работах Э.Сепира и Б.Уорфа, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорноперцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений...
Гипотимия (от греч. hypo под + thymos настроение) cтойкое снижение настроения. Сопровождается уменьшением интенсивности эмоциональной жизни, психической и двигательной активности. Чаще всего возникает при циклотимии и пограничных...
Гипофизарное настроение (от греч. hypophysis отросток) клиническое нарушение. Неадекватное переживание постоянной радости, удовлетворенности, неозабоченности, вызванное патологическими мозговыми процессами. Наблюдается при акромегалии, у гипофизарных...
Гиппократ (460 377 гг. до н.э.) древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темперамента , основанного на представлении о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). Дал основанное на гуморальном принципе описание эмоциональных проявлений. Клятва Гиппократа...
Гисофобия патологическая боязнь...
Глобальный оперативный образ оперативный образ , который служат основой для выполнения всего действия и по преимуществу вбирает в себя признаки конечного состояния предмета...
Глубинная психология ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективноэмоциональных , инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности . Включает: гормическую психологию , психоанализ , неофрейдизм , аналитическую психологию и индивидуальную психологию...
Глубинное зрение зрительное восприятие трехмерности пространства. Различают восприятие относительной удаленности видимых предметов друг по отношению к другу и восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя. Эффекты глубинного зрения обусловлены бинокулярными факторами (стереопсис), которые существенно зависят от врожденной организации зрительного аппарата, и монокулярными факторами, связанными с прошлым опытом, такими как монокулярный параллакс , линейная и воздушная перспектива, наложение близлежащих предметов на более...
Глубокие структуры мозга специфические, связанные с работой анализаторов , и неспецифические мозговые структуры, находящиеся в подкорковых отделах больших полушарий и стволе мозга. Специфические глубокие структуры мозга обеспечивают переработку сенсорной информации и организацию моторных актов. Неспецифических глубокие структуры мозга обеспечивают активацию, регуляцию цикла сон бодрствование, процессы памяти и внимания , эмоциональные процессы , состояния сознания. При стереотаксических воздействиях на неспецифические глубокие структуры мозга (неспецифические ядра зрительного бугра, лимбическую кору и др.) возникают динамические нарушения высших психических функций речи (дисфазии), движений (диспраксии), памяти (дисмнезии), которые отличаются от соответствующих нарушений, обусловленных поражением коры больших полушарий ( афазии , апраксии , амнезии...
Гоббс Томас (1588 1679) английский философматериалист, создатель психологической модели, в которой элементы сознания (актуальные ощущения и представления как их следы) связываются друг с другом по их смежности в пространстве или во времени. Считал психические процессы феноменальным отражением мозговых процессов. Полагал, что в силу изначального, природного равенства людей, различная выраженность человеческих способностей может быть обусловлена только условиями воспитания и активностью самого...
Гоклениус (Goclenius атинизированное от Gockel петух) Родольф (1.3.1547, Корбах 8.6.1628, Марбург) представитель поздней протестантской неосхоластики, последователь учения Ф.Меланхтона. Получил образование в Марбурге (доктор медицины, 1601; доктор физики, 1608; доктор математики, 1612). Ввел в научный оборот термин психология (1590), подхваченный его учеником О.Кассманом (1594). Создатель Философского словаря (Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter, Fransofurti, 1613), где впервые ввел в оборот такие понятия, как онтология, антиномия. В плане психологических воззрений различал внешнее причинение (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение (affectio interna), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Литература...
Голубева Эра Александровна (род. 1927, г. Кызыл Тувинской АССР) отечественный психолог. Окончила отделение психологии философского факультета МГУ, поступила в аспирантуру. В 1955г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1956 по 1958гг. работала редактором издательства АПН РСФСР, с 1958г. в НИИ общей и педагогической психологии. С 1972г. заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии. В 1975г. защитила докторскую диссертацию. Ученица В.Д.Небылицына . Приступила к разработке индивидуальных психофизиологических различий памяти. Занималась разработкой электрофизиологических методик для диагностики типологических свойств нервной системы. На основе выделения в электроэнцефалографических данных безусловнорефлектроных компонентов ею было введено новое типологическое свойство ВНД активированность. Сочинения. Индивидуальные особенности памяти человека....
Гольдштейн (Goldstein) Курт (6.11.1878 1965) немецкоамериканский невролог и психолог. В 1903г. получил образование в университете Бреслау. С 1929г. профессор и директор института неврологии во ФранкфуртенаМайне, с 1929г. по 1933г. начальник отдела неврологии госпиталя Маобит в Берлине. С 1934г. по 1935г. профессор неврологии и физиологии в институте психиатрии в Колумбии, с 1938г. по 1939г. работал в Гарвардском университете, с 1950г. по 1955г. в НьюЙоркском колледже. С 1955г. руководитель отдела психологии Нового института социальных исследований в НьюЙорке. Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения. Предложил систематизацию афазий...
Гомеостаз (от греч. homoios подобный и stasis неподвижность) процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервнопсихический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности...
Гомеостат техническая модель, впервые созданная английским биологом Р.Эшби, имитирующая адаптацию живых организмов к изменяющейся срeде. Гомеостат моделирует гомеостаз...
Гомосексуализм (от греч. homois одинаковый и лат. sexus пол) понятие, введенное в конце XIX в. венгерским врачом Карой Мария Бенкерт, обозначающее половое влeчение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними. Нередко происходит чередование гомо и гетеросексуальных отношений. Объяснению возникновения гомосексуализма служит несколько теорий. В медикобиологической теории инверсии акцентируется неправильная половая идентификация в раннем возрасте под влиянием родителей. В теории сексуальной ориентации гомосексуализм квалифицируется как естественный процесс психосексуального развития, в котором в предподростковом и подростковом возрасте под влиянием сверстников у индивида формируются гомосексуальные эротические предпочтения. По характеристикам психической сферы гомосексуалы, как правило, кроме направленности либидо...
Гомофобия нерефлексируемая, иррациональная неприязнь к гомосексуалистам, часто обусловленная страхом перед собственными сексуальными фантазиями и...
Горбов Федор Дмитриевич (6.07.1916 16.12.1977) отечественный психолог. Родился в семье литератора. Закончив три курса Второго МГУ, в 1939г. вступил добровольцем в ряды Советской Армии и закончил военный факультет этого же университета. Во время Великой Отечественной войны был в действующей армии в качестве военного врача. С 1945г. по 1949г. работал в Центральном научноисследовательском госпитале ВВС. В 1953г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963г. докторскую диссертацию на тему Пароксизмы при непрерывной деятельности. Принимал непосредственное участие в подготовке первых советских космонавтов. С 1967г. он руководитель лаборатории психических состояний Института общей и педагогической психологии. Профессор по специальности нервные болезни (1965). Проводил экспериментальную работу...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]