Exit Project: Глоссарий: Избранные чаньские изречения

Избранные чаньские изречения



В котле с кипящей водой нет холодного места. Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет. В хорошем разговоре не все говорится. Искусный мастер не оставляет следов. Что невыразимо в словах, неистощимо в действии. Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду. Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда зачерпываешь воду из колодца, уносишь с собой луну. Кто знает о том, что далеко за туманными волнами есть прекрасный мир мечты? Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел. Журчание ручья в ночи становится слышнее. Краски гор на закате становятся ярче. Там, куда не проникают ни свет, ни мрак, повсюду один прекрасный вид. Я полностью сбросил свою кожу. Осталось одно подлинное естество. Встречаюсь с ним, но не знаю, кто он. Говорю с ним, но не знаю его имени. Глупо упрямый упрямо глуп. Прямые речи лучше покрасневшего лица. Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу. На флейте, не имеющей отверстий, играть всего труднее. Три человека удостоверяют, что черепаха это черепаха. Густой туман не скрывает благоухания цветов. Хороший торговец прячет свои богатства и кажется нищим. Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади. Сверху ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу ни вершка земли, чтобы поставить ногу. Стоит устам захотеть рассказать и речь умирает. Стоит разуму захотеть понять свой исток и мысль умирает. Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным. Солнце и луна не могут осветить это полностью. Небо и земля не могут покрыть это целиком. Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей. Небожителям, разбрасывающим цветы, некуда идти. Неверующим, хотящим поглядеть, не на что смотреть. Слива в прошлом году, ива в нынешнем: их краски и ароматы все те же, что и в старину. У края небес встает солнце и заходит луна. За перилами террасы горы глубоки и воды холодны. Он видит только, как петляет река и вьется тропинка, и не знает, что он уже в стране Персикового источника. Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся. Когда птицы не поют, гора еще покойнее. Высохшее дерево, распустившийся цветок: такова весна за пределами этого мира. Вторая попытка не стоит и половины медяка. Когда чистое золото объято огнем, оно блестит еще ярче. Раскаты моего смеха сотрясают Небо и Землю. Мышь, забравшаяся в трубку для денег, не найдет выхода. Вечность безбрежных просторов: один день ветра и луны. С незапамятной древности и во веки веков оно выставляет себя на обозрение всех. Когда откупоривают кувшин с соленой рыбой, вокруг с жужжанием роятся мухи. Когда кувшин опорожнен и вымыт, он тихо лежит в холодке. Есть такие, которые, находясь в дороге, не покидают дома. И есть такие, которые, покинув дом, не находятся в дороге. Уток, вышитых на ковре, можно показать другим. Но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки. Перед моим окном всегда одна и та же луна. Но расцветут сливы и луна уже другая. Для покоя и сосредоточенности не нужны горы и воды. Когда сознание умерло, даже огонь приносит прохладу. Когда ты воодушевлен, воодушевись еще больше. Там, где нет одухотворенности, там одухотворенность есть. В корзине Бездонного покоится ясная луна. В чаше Безмыслия собирается чистый ветер. Не ищи волос на панцире черепахи и рогов на голове зайца. Правда не скроет собой лжи. Кривое не заслонит прямое. Простаки и мудрецы живут вместе. Драконы и змеи обитают вперемежку. По закону не дозволяется пронести иголку. Частным образом проедет целый экипаж. Не завидуй мудрецам. Не гордись своим умом. Чтобы написать такие стихи, нужно прежде иметь такое сердце. Чтобы нарисовать такой портрет, нужно прежде постичь такой облик. Великий муж мечтает подняться выше неба. Он не будет идти там, где уже прошел Будда. Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить. Речь клевета. Молчание ложь. За пределами речи и молчания есть выход. В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчанье ручья не слышно, как журчит ручей. Слепота ясность зрения, глухота чуткость слуха, опасность это покой, удача это несчастье. В весенний день, в лунную ночь кваканье лягушки оглашает целый мир и объединяет всех в одну семью. Есть нечто, существующее прежде Неба и Земли, не имеющее формы, погребенное в безмолвии. Оно господин всех явлений и не подвластно смене времен года. Когда наступит великая смерть, осуществится великая жизнь. Где много глины, будды велики. На большой воде корабли высоки. Чтобы пересечь этот суетный мир, надо знать дорогу. Чтобы прописать лекарство, нужно знать причину болезни. Без угломера и циркуля не установишь квадратное и круглое. Без отвеса не определишь прямое и кривое. Над ветками, не имеющими почек, кружат золотые фениксы. Под деревом, не отбрасывающим тени, бродят яшмовые слоны. Одна стрела сбивает одного орла. Две стрелы это уже слишком много. На Пути нет хоженых троп. Тот, кто им идет, одинок и в опасности. Когда поднимается одна пылинка, в ней содержится вся земля. Когда распускается один цветок, раскрывается целый мир. Когда дерево сохнет, листья опадают. Принимая наставления, ты должен постигать их исток. Не меряй их собственными мерками. Когда проплывает рыба, вода мутнеет. Когда пролетают птицы, падают перья. Пошевелись и появится тень. Осознай и родится лед. Но если не двигаться и не сознавать, неминуемо окажешься в норе дикой лисы. Те, кто, сидя у тигра на шее, хватается за тигриный хвост, не годится даже в ученики. Когда голова буйвола исчезает и показывается голова лошади это не удивительно. Где кончаются дороги мысли там начинай внимать. Где слова перестают выражать там начинай созерцать. Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть. Одну фразу, существующую до слов, не передадут и тысячи мудрецов. Одна нить перед нашими глазами не прервется целую вечность. Золотой Будда не переправится через плавильный котел. Деревянный Будда не переправится через огонь. Глиняный Будда не переправится через реку. Весь мир не спрячешь, близкое и далекое друг друга выявляют, прошлое и настоящее ясно различаются. В одной фразе жизнь и погибель, в одном поступке свобода и рабство. На вершине священной горы травы растут без корней. Не ведая о весеннем ветре, цветы цветут сами по себе. В десяти пределах света нет стен. В четырех стенах крепости нет ворот. Вдыхая, он не пребывает в мире теней. Выдыхая, он не касается мира вещей. Каждый голос голос Будды. Каждая форма форма Будды. В сухом дереве рев дракона. В древнем черепе ясный зрачок. Мой путь лежит за краем голубых небес, там, где белые облака плывут неостановимо. Когда курам холодно, они взлетают на дерево. Когда уткам холодно, они бросаются в воду. У хорошего кузнеца скапливаются горы необработанного железа. У дверей искусного лекаря собирается толпа больных. На вершине одинокой горы он свистит при луне и грезит среди облаков. В пучине великого океана он вздымает бурю и скользит по волнам. Прими слепоту за ясность зрения, а глухоту за острый слух. Восприми опасность как обещание покоя, а удачу как вестницу несчастья. Искать мудрость вне себя вот верх глупости.

Другие статьи : Иванова метод активирующей психотерапии, Иванова методика коллективной психотерапии, Иванова структурно-ассоциативный эксперимент, Иванова-Смоленского симптом, Ивановой методика обучающего эксперимента, Иглоукалывание, Игра, Игра у животных, Игровая терапия, Игровая терапия аутических детей, Идеальное, Идентификация, Идентификация личности, Идеомоторика, Идиотия, Изард Кэррол, Избранные чаньские изречения, Измерения в психологии, Изобразительные способности, Изолят, Изоляция, Изоляция в психологии личности, Изохроматические таблицы, Иконическая память, Икскюль (Uxkull) Якоб фон, Иллюзии восприятия, Иллюзия Аристотеля, Иллюзия луны, Иллюзия тяжести А. Шарпантье, Ильенков Эвальд Васильевич, Имажинативная психотерапия, Имплицитная теория личности, Импрессивная речь, Импринтинг, Импульсивность, Ингруппа, Ингрупповой фаворитизм, Индивидуальная психология, Индивидуальная терапия, Индивидуально–психологические различия, Индивидуальность, Индивидуальные различия памяти, Индивидуальный подход, Индивидуальный стиль деятельности, Индивидуация, Индиго, Индикатор, Индукция, Индуцированные цвета, Индуцированный психоз, Инертность, Инженерная психология, Инкубация, Иностранная психология, Инсайт, Инстинкты животных, Инструментальная агрессия, Инструментальное осязание, Инструментальные и терминальные ценности, Интегративная психология, Интеллект, Интеллектуализация, Интеллектуальные операции, Интеллектуальные персеверации, Интенсивность ощущения, Интенция, Интерактивная психотерапия, Интеракционизм, Интервальная шкала, Интерес, Интерорецепторы, Интерференция, Интерференция навыков, Интроверсия по Айзенку, Интроверсия по Юнгу, Интроекция, Интроспективная психология, Интроспекция, Интуиция, Инфантилизм, Инфляция, Информационная модель, Информационное поле рабочего места человека–оператора, Информационный подход, Информационный поиск, Ипохондрический синдром, Исполнительное действие, Исправительная психология, Истериформные расстройства, Истерическая дуга, Истерический комок, Истерический невроз, Истерия, Истерия алкогольная, Истерия командная, Истерия тюремная, Истерогенные зоны, Истероид, Истероид органический, Истерокаталепсия, Истероневрастения, Истероэпилепсия, История болезни, История инженерной психологии, История психиатрии, Исходные состояния, Итерация, Иценко—Кушинга болезнь, , ...

 

Горизонтальные декаляжи

Горизонтальные декаляжи (в концепции Ж.Пиаже) повторения интеллектуальных феноменов в пределах одного и того же уровня развития интеллекта, что свидетельствует о запаздывании группировок, относящимся к разному содержанию. Познавательные структуры уровня остаются неизменными, но их применение к разному содержанию осуществляется поразному. Особенно наглядны проявления горизонтальных декаляжей при овладении детей понятиями: чем более доминирует внешняя картина соотношения вещей, тем медленнее идет формирование соответствующих понятий. Так, дети к 78 годам оказываются способны располагать предметы по их длине или размеру, к 910 годам располагать по весу, и лишь к 1112 годам по...

Гормическая психология

Гормическая психология (от греч. horme возбуждение, влечение, побуждение, стремление) направление в психологии, основанное англоамериканским психологом У.МакДугаллом . По его представлeниям, основой любых психических явлений служит особая нематериальная сила (горме), которая проявляется в виде инстинктов...

Госпитализм

Госпитализм глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, холодных матерей, которые не уделяют ребенку необходимое...

Готовность к действию

Готовность к действию установка, направленная на выполнение того или иного действия . Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; приписывание какоголибо личностного смысла выполняемому действию. Готовность к действию реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологическими факторами...

Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно

Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно (род. 25.4.1902) немецкий психолог, исследователь проблем общей и генетической психологии. Образование по психологии, философии, физике и химии получил с 1920г. по 1926г. в Берлинском университете ФридрихаВильгельма (доктор философии, 1926); с 1926г. по 1929г. он ассистент в Психологическом институте Берлинского университета, с 1929г. по 1933г. ведущий психолог и руководитель психологической лаборатории Детского санатория для душевно больных Рейнской области в Бонне, в 1932г. защитил диссертацию для замещения должности доцента, с 1933г. по 1935г. Готтшальдт старший ассистент Психологического института Боннского университета, здесь проводил свои исследования процесса формирования цели и динамики уровня притязаний (Der Aufbau des Kindlichen Handelns, Beiheft...

Границы Я

ГраницыЯ психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий. При этом внутренние границыЯ разделяют сознание и бессознательное , препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного. При гипнозе эти границы оказываются разрушенными. Внешние границыЯ выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информации из внешнего мира, позволяя оценивать ее в соответствии с принципом реальности. При разрушении этой границы предметы в восприятии принимают черты нереального и причудливого, что характерно состоянию дереализации . Литература: FedernP. Uber zwei typische Traumsensation, Jahrb. Psychoanal., 1914, Bd. 6; TauskV. Zur Psychologie der Kindersexsualitat, Int. Z. F. Psychoanal.,...

Графема

Графема (от греч. grapho пишу) единица письменной речи, имеющая характерное начертание, буква (а, б, в). При нарушении развития речи может происходить смешение графем (например, вместо б пишется в, д...

Графологический анализ

Графологический анализ выявление индивидуальнопсихологической вариативности почерка. Процедура предназначена для идентификации рукописей (например, подписей) и определения психических состояний или характерологических особенностей автора рукописи. Обычно включает в себя два этапа: общий анализ, в котором акцент делается на целостном впечатлении, и тонкий анализ с проработкой почерка по признакам. Компонентный анализ почерка дает три фактора, которые объясняют около 20% вариаций. Это высота почерка, ширина и наклон. Литература: Klages L.Handschrift und Charakter . Lpz.: Barth, 1941; Lauster P.Menschenkenntnis. Korpersprache, Mimik und Verhalten . Dusseldorf: ECON Taschenbuch Verlag, 1989; КулгановВ.А., ЮнацкевичП.И. Метод графологической психодиагностики личности. Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. 1994, N3,...

Гроддек Георг

Гроддек (Grodek) Георг (13.10.1866, БаденБаден 10.06.1936, БаденБаден) один из основателей психосоматической медицины. Организатор и руководитель частной клиники в БаденБадене. Основой его метода лечения было усиление личности пациента при помощи гимнастики, диеты и гомеопатических средств. У него было позаимствовано З.Фрейдом понятие Оно . Сочинения. Der Seelensucher. 1921; Das Buch vom Es....

Громкость

Громкость субъективная мера восприятия звуков в аспекте их силы, выражаемая при помощи единицы измерения (фон), которая численно равна уровню звукового давления тона 1000 Гц. Так, уровень громкости в 20 фон соответствует громкости тона 1000 Гц, имеющего интенсивность 20 дБ над порогом слуха. Субъективная громкость звуков определяется не только интенсивностью сигнала, но и его частотой. Когда интенсивность тона 100 Гц увеличивается на 50 дБ, громкость увеличивается в два раза. Поражение периферического рецептора может приводить к тому, что увеличение громкости происходит с большей скоростью, что может быть использовано при формулировании дифференциальнодиагностического заключения. Шумы, имеющие сложный спектр, вызывают другое ощущение громкости, чем...

Гроос Карл

Гроос (Groos) Карл (1861 1946) немецкий психолог. Специалист по генетической психологии. Автор теории игры, где она рассматривалась как подготовка к жизненным испытаниям, в которой происходит тренировка органов. Литература. Die Sрiele der Menschen. Jena, 1899; Wesen und Sinn des Sрiels // Z. f. Рsychоl....

Грот Николай Яковлевич

Грот Николай Яковлевич (30.04.18524.06.1899) русский философидеалист, психолог. С1886г. профессор Московского университета. Председатель Московского психологического общества. Первый редактор журнала Вопросы философии и психологии (с 1889). Развивал теорию, основанную на введении особой единицы анализа психического психического оборота, в котором он видел объединение ощущения, чувствования, мышления и...

Гроф Станислав

Гроф (Grof) Станислав чешскоамериканский психолог, представитель трансперсональной психологии . Доктор медицины. С середины 1950хгг. начал в Праге клиническое изучение действия на человека психоделических наркотиков. В 1967г. покинул Чехословакию. Работал в психиатрических учреждениях США. Руководил отделением психиатрических исследований в Психиатрическом исследовательском центре штата Мериленд. Работал ассистентом профессора психиатрии в медицинской школе университета Дж.Хопкинса, также в Эскаленском институте. Основатель и президент Международной трансперсональной ассоциации. Им было сделано заключение, что прием наркотиков служит мощным катализатором для работы с различными символами (как например, в традиционном психоанализе ), проводимой среди невротических, депрессивных, психотических больных. Центральным моментом этого процесса, названного психолитическим целением, является переживание в...

Группа встреч

Группа встреч /Encountergroup/ (от англ. encounter встреча) групповая психотерапевтическая методика, родственна Тгруппе . В отличие от нее здесь акцент делается на эмоциональных, личностных и экзистенциальных проблемах. Автор К.Роджерс . Литература. RogersC. Encounter Groups. N.Y.,...

Группировка

Группировка структура логики. В психологию понятие введено в 1937г. Ж.Пиаже в качестве одного из основных понятий его операциональной концепции интеллекта. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям: 1.Комбинативность: A+В=С; 2.Обратимость: С-В=А; 3.Ассоциативность: (А+В)+С=А+(В+С); 4.Общая операция идентичности: А-А=0; 5.Тавтология, или специальная идентичность: A+А=А. Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. В психологическом плане группировка это состояние равновесия мысли. Весть процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из...

Групповая идентификация

Групповая идентификация отождествление себя с обобщенным образом члена какойлибо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и...

Групповое мышление

Групповое мышление феномен социальной психологии, автор I.Janis. Стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений. Растет уровень конформизма, информация, существенная для деятельности группы, начинает анализироваться тенденциозно, культивируется убеждение во всесилии группы и неоправданный оптимизм. Литература. JanisI. Victims of groupthink. Houghton Mifflin,...

Групповое поведение животных

Групповое поведение животных совместное поведение животных в сообществах (стадах, стаях, семьях), которые в отличие от простых скоплений имеют достаточно постоянный состав его членов и определенную структуру взаимодействий и общения . Групповое поведение животных определяется особенностями сообщества, его постоянным или временным (сезонным) характером, его иерархическими отношениями между членами (система соподчинения, статус вожака). Проявляется в совместных поисках пищи, защите от врагов, уходе за потомством, выступает как фактор биологической адаптации...

Гудинаф Флоренс Лаура

Гудинаф (Godenough) Флоренс Лаура (1886 1959) американский психолог. В 1924г. получила докторскую степень в Стенфордском университете. Профессор Миннесотского университета. Специалист по проблемам детской психологии и психологического тестирования. Разработала методику Нарисуй человека, служащую для измерения интеллектуального развития детей. Сочинения. The Measurement of Intelligence by Drawing. 1926; Developmental Psychology. 1934; Mental Testint....

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности , творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение . Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60х.гг. ХХв. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данном у напрвлению могут быть отнесены А.Маслоу , К.Роджерс , В.Франкл , Ш.Бюлер . Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: 1.Человек целостен; 2.Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Избранные чаньские изречения