Exit Project: Глоссарий: Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни



Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование - важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.
Образ жизни человека отражает субъективную сторону в отличие от условий жизни людей (условия труда, быта, материальное положение, возрастно-половой состав населения, его расселенность, природно-климатические условия и др.), представляющих собой объективную сторону жизни общества.
С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого воздействия на здоровье людей условий и образа жизни. Чаще всего отрицательное влияние на здоровье оказывают негигиеническое, медицински и экологически неграмотное поведение, несоблюдение режима и распорядка дня, питания, труда, отдыха, употребление алкогольных напитков, курение, низкая физическая активность (гиподинамия), психоэмоциональные перегрузки и т.п., являющиеся в одних случаях причинами заболеваний, в других - факторами риска нарушения здоровья. Отрицательно сказывается и низкий уровень медицинской активности, к проявлениям которой можно отнести не только вредные для здоровья привычки, пассивное отношение к факторам риска заболеваний, нежелание бороться с ними, несоблюдение режима труда и отдыха, но и самолечение, позднее обращение за медпомощью, низкую санитарную грамотность, несоблюдение правил и норм общественной и личной гигиены, пренебрежительное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих.
Частью медицинской активности является так называемая оздоровительная, или профилактическая, активность. Так, значительная часть рабочих и служащих на промышленных предприятиях не желает своевременно проходить диспансерные осмотры, между тем при медицинском обследовании у многих из них обнаруживаются подлежащие лечению хронические заболевания. При этом далеко не все знают, что артериальная гипертензия и атеросклероз могут привести к инфаркту миокарда и являются угрозой мозгового инсульта. Другой пример: если женщина обращается впервые в женскую консультацию в ранние сроки беременности (до 12 нед.) и регулярно наблюдается весь период беременности, то вероятность перинатальной смертности минимальна (8-10 на 1000 родившихся); более позднее обращение в женскую консультацию и нерегулярное ее посещение приводит к значительному повышению риска потери ребенка (до 50—60 на 1000 родившихся). Одно из свидетельств низкой медицинской активности — поздние обращения за медпомощью. Исследования свидетельствуют, что родители почти 2/3 детей, больных острыми респираторными заболеваниями и гриппом, и более 60% детей, больных пневмонией, обращаются за медпомощью лишь на 6-й день от начала заболевания.
Негативные стороны образа жизни особенно опасны в условиях напряженных семейных отношений, распада семей, разводов, неполных семей, а также для здоровья одиноких, малообеспеченных лиц, пенсионеров и других групп риска. Преждевременные роды в 2-21/2 раза чаще наблюдаются у разведенных, одиноких женщин и женщин из семей с неустойчивыми, напряженными отношениями. Неблагоприятный психологический климат в семьях - важная причина повышенного риска хронической патологии. В таких семьях в 3-31/2 раза чаще, чем в благополучных, дети длительно и часто болеют. У лиц со злокачественными опухолями, профессиональными болезнями, остеохондрозом патологический процесс протекает более тяжело под негативным влиянием условий и образа жизни, о чем свидетельствуют исследования профпатологов и специалистов в области социальной гигиены. Очевидны большие трудности (особенно в связи с низкой медицинской активностью) на пути выполнения задачи формирования и соблюдения З. о. ж. имеющей не только тактическое, но и стратегическое значение в деле охраны и улучшения здоровья населения.
В Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здавоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года (1987 г.) говорится, что профилактическое направление было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. В основе профилактической деятельности должно лежать утверждение З. о. ж. каждого человека и всего общества. Кроме того, указывается на необходимость сознательного отношения к здоровью как к общенародному достоянию, которое должно стать нормой жизни и поведения всех советских людей. Формирование З. о. ж. и есть конкретный путь выполнения этого социального заказа. Естественно, что его реализация - это долгосрочная программа, требующая активного участия всего общества, всех его организаций и учреждений, а не только системы здравоохранения.
Подход к здоровому образу жизни как к основе профилактического направления требует пересмотра традиционных представлений о профилактике как совокупности мероприятий по предупреждению массовых, главным образом инфекционных и профессиональных, заболеваний, охране окружающей среды с помощью гигиенических мероприятий. Теперь наряду с этим (причем особое значение придается оздоровлению окружающей среды) акцент сделан на формирование здорового образа жизни как важнейшего средства предупреждения и преодоления причин и факторов риска хронически протекающих, неэпидемических заболеваний, ставших основой современной патологии в экономически развитых странах, и как первостепенного звена охраны и улучшения здоровья вообще.
Формирование здорового образа жизни - главная задача получающих все большее распространение территориальных и отраслевых программ «Здоровье», государственных, кооперативных центров и других учреждений по охране и улучшению здоровья, особенно оздоровительных комплексов, и важнейшая обязанность всей сети лечебно-профилактических учреждений, в первую очередь системы первичной медико-санитарной помощи - поликлиник, амбулаторий, женских консультаций, диспансеров и др. Важнейшим подразделением по организации здорового образа жизни должны стать отделения (кабинеты) профилактики поликлиник и особенно центры здоровья, создаваемые на основе реорганизации Домов санитарного просвещения. Задача координации медицинских мероприятий по обеспечению здорового образа жизни и научных исследований в этой области возложена на Всесоюзный центр профилактической медицины, который возглавляет работу по составлению и реализации в масштабах страны программы укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний.
Действенным рычагом формирования здорового образа жизни должно быть гигиеническое воспитание населения. Территориальные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты), косметологические лечебницы (отделения, кабинеты), кабинеты пропаганды здорового образа жизни различных медицинских учреждений (см. Служба формирования здорового образа жизни) основой содержания своей деятельности обязаны сделать пропаганду принципов формирования здорового образа жизни, воспитание системы поведенческих реакций, благотворно сказывающихся на здоровье всех людей начиная с младенческого возраста.
Формирование здорового образа жизни - всенародная задача, и работники здравоохранения, стоящие на форпосте этой общегосударственной программы, сами должны быть примером соблюдения здорового образа жизни Однако практика этого не подтверждает (не более 10% врачей регулярно занимаются утренней гигиенической гимнастикой, не менее 40% медиков курят).
Основные доступные для всех способы формирования здорового образа жизни предполагают искоренение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физической культурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний.
Здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических и духовных интересов, возможностей человека, рачительное использование его резервов.
Библиогр.: Книга о здоровье, под ред. Ю. П. Лисицына, М., 1988.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Горизонтальные декаляжи

Горизонтальные декаляжи (в концепции Ж.Пиаже) повторения интеллектуальных феноменов в пределах одного и того же уровня развития интеллекта, что свидетельствует о запаздывании группировок, относящимся к разному содержанию. Познавательные структуры уровня остаются неизменными, но их применение к разному содержанию осуществляется поразному. Особенно наглядны проявления горизонтальных декаляжей при овладении детей понятиями: чем более доминирует внешняя картина соотношения вещей, тем медленнее идет формирование соответствующих понятий. Так, дети к 78 годам оказываются способны располагать предметы по их длине или размеру, к 910 годам располагать по весу, и лишь к 1112 годам по...

Гормическая психология

Гормическая психология (от греч. horme возбуждение, влечение, побуждение, стремление) направление в психологии, основанное англоамериканским психологом У.МакДугаллом . По его представлeниям, основой любых психических явлений служит особая нематериальная сила (горме), которая проявляется в виде инстинктов...

Госпитализм

Госпитализм глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, холодных матерей, которые не уделяют ребенку необходимое...

Готовность к действию

Готовность к действию установка, направленная на выполнение того или иного действия . Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; приписывание какоголибо личностного смысла выполняемому действию. Готовность к действию реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологическими факторами...

Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно

Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно (род. 25.4.1902) немецкий психолог, исследователь проблем общей и генетической психологии. Образование по психологии, философии, физике и химии получил с 1920г. по 1926г. в Берлинском университете ФридрихаВильгельма (доктор философии, 1926); с 1926г. по 1929г. он ассистент в Психологическом институте Берлинского университета, с 1929г. по 1933г. ведущий психолог и руководитель психологической лаборатории Детского санатория для душевно больных Рейнской области в Бонне, в 1932г. защитил диссертацию для замещения должности доцента, с 1933г. по 1935г. Готтшальдт старший ассистент Психологического института Боннского университета, здесь проводил свои исследования процесса формирования цели и динамики уровня притязаний (Der Aufbau des Kindlichen Handelns, Beiheft...

Границы Я

ГраницыЯ психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий. При этом внутренние границыЯ разделяют сознание и бессознательное , препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного. При гипнозе эти границы оказываются разрушенными. Внешние границыЯ выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информации из внешнего мира, позволяя оценивать ее в соответствии с принципом реальности. При разрушении этой границы предметы в восприятии принимают черты нереального и причудливого, что характерно состоянию дереализации . Литература: FedernP. Uber zwei typische Traumsensation, Jahrb. Psychoanal., 1914, Bd. 6; TauskV. Zur Psychologie der Kindersexsualitat, Int. Z. F. Psychoanal.,...

Графема

Графема (от греч. grapho пишу) единица письменной речи, имеющая характерное начертание, буква (а, б, в). При нарушении развития речи может происходить смешение графем (например, вместо б пишется в, д...

Графологический анализ

Графологический анализ выявление индивидуальнопсихологической вариативности почерка. Процедура предназначена для идентификации рукописей (например, подписей) и определения психических состояний или характерологических особенностей автора рукописи. Обычно включает в себя два этапа: общий анализ, в котором акцент делается на целостном впечатлении, и тонкий анализ с проработкой почерка по признакам. Компонентный анализ почерка дает три фактора, которые объясняют около 20% вариаций. Это высота почерка, ширина и наклон. Литература: Klages L.Handschrift und Charakter . Lpz.: Barth, 1941; Lauster P.Menschenkenntnis. Korpersprache, Mimik und Verhalten . Dusseldorf: ECON Taschenbuch Verlag, 1989; КулгановВ.А., ЮнацкевичП.И. Метод графологической психодиагностики личности. Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. 1994, N3,...

Гроддек Георг

Гроддек (Grodek) Георг (13.10.1866, БаденБаден 10.06.1936, БаденБаден) один из основателей психосоматической медицины. Организатор и руководитель частной клиники в БаденБадене. Основой его метода лечения было усиление личности пациента при помощи гимнастики, диеты и гомеопатических средств. У него было позаимствовано З.Фрейдом понятие Оно . Сочинения. Der Seelensucher. 1921; Das Buch vom Es....

Громкость

Громкость субъективная мера восприятия звуков в аспекте их силы, выражаемая при помощи единицы измерения (фон), которая численно равна уровню звукового давления тона 1000 Гц. Так, уровень громкости в 20 фон соответствует громкости тона 1000 Гц, имеющего интенсивность 20 дБ над порогом слуха. Субъективная громкость звуков определяется не только интенсивностью сигнала, но и его частотой. Когда интенсивность тона 100 Гц увеличивается на 50 дБ, громкость увеличивается в два раза. Поражение периферического рецептора может приводить к тому, что увеличение громкости происходит с большей скоростью, что может быть использовано при формулировании дифференциальнодиагностического заключения. Шумы, имеющие сложный спектр, вызывают другое ощущение громкости, чем...

Гроос Карл

Гроос (Groos) Карл (1861 1946) немецкий психолог. Специалист по генетической психологии. Автор теории игры, где она рассматривалась как подготовка к жизненным испытаниям, в которой происходит тренировка органов. Литература. Die Sрiele der Menschen. Jena, 1899; Wesen und Sinn des Sрiels // Z. f. Рsychоl....

Грот Николай Яковлевич

Грот Николай Яковлевич (30.04.18524.06.1899) русский философидеалист, психолог. С1886г. профессор Московского университета. Председатель Московского психологического общества. Первый редактор журнала Вопросы философии и психологии (с 1889). Развивал теорию, основанную на введении особой единицы анализа психического психического оборота, в котором он видел объединение ощущения, чувствования, мышления и...

Гроф Станислав

Гроф (Grof) Станислав чешскоамериканский психолог, представитель трансперсональной психологии . Доктор медицины. С середины 1950хгг. начал в Праге клиническое изучение действия на человека психоделических наркотиков. В 1967г. покинул Чехословакию. Работал в психиатрических учреждениях США. Руководил отделением психиатрических исследований в Психиатрическом исследовательском центре штата Мериленд. Работал ассистентом профессора психиатрии в медицинской школе университета Дж.Хопкинса, также в Эскаленском институте. Основатель и президент Международной трансперсональной ассоциации. Им было сделано заключение, что прием наркотиков служит мощным катализатором для работы с различными символами (как например, в традиционном психоанализе ), проводимой среди невротических, депрессивных, психотических больных. Центральным моментом этого процесса, названного психолитическим целением, является переживание в...

Группа встреч

Группа встреч /Encountergroup/ (от англ. encounter встреча) групповая психотерапевтическая методика, родственна Тгруппе . В отличие от нее здесь акцент делается на эмоциональных, личностных и экзистенциальных проблемах. Автор К.Роджерс . Литература. RogersC. Encounter Groups. N.Y.,...

Группировка

Группировка структура логики. В психологию понятие введено в 1937г. Ж.Пиаже в качестве одного из основных понятий его операциональной концепции интеллекта. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям: 1.Комбинативность: A+В=С; 2.Обратимость: С-В=А; 3.Ассоциативность: (А+В)+С=А+(В+С); 4.Общая операция идентичности: А-А=0; 5.Тавтология, или специальная идентичность: A+А=А. Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. В психологическом плане группировка это состояние равновесия мысли. Весть процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из...

Групповая идентификация

Групповая идентификация отождествление себя с обобщенным образом члена какойлибо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и...

Групповое мышление

Групповое мышление феномен социальной психологии, автор I.Janis. Стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений. Растет уровень конформизма, информация, существенная для деятельности группы, начинает анализироваться тенденциозно, культивируется убеждение во всесилии группы и неоправданный оптимизм. Литература. JanisI. Victims of groupthink. Houghton Mifflin,...

Групповое поведение животных

Групповое поведение животных совместное поведение животных в сообществах (стадах, стаях, семьях), которые в отличие от простых скоплений имеют достаточно постоянный состав его членов и определенную структуру взаимодействий и общения . Групповое поведение животных определяется особенностями сообщества, его постоянным или временным (сезонным) характером, его иерархическими отношениями между членами (система соподчинения, статус вожака). Проявляется в совместных поисках пищи, защите от врагов, уходе за потомством, выступает как фактор биологической адаптации...

Гудинаф Флоренс Лаура

Гудинаф (Godenough) Флоренс Лаура (1886 1959) американский психолог. В 1924г. получила докторскую степень в Стенфордском университете. Профессор Миннесотского университета. Специалист по проблемам детской психологии и психологического тестирования. Разработала методику Нарисуй человека, служащую для измерения интеллектуального развития детей. Сочинения. The Measurement of Intelligence by Drawing. 1926; Developmental Psychology. 1934; Mental Testint....

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности , творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение . Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60х.гг. ХХв. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данном у напрвлению могут быть отнесены А.Маслоу , К.Роджерс , В.Франкл , Ш.Бюлер . Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: 1.Человек целостен; 2.Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Здоровый образ жизни