Exit Project: Глоссарий: Термен (Terman) Льюис Мейдисон

Термен (Terman) Льюис Мейдисон



Термен (Terman) Льюис Мейдисон (15.1.1877, Джонсон Кантри, Индиана 21.12.1956, Станфорд) американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития. Прошел обучение в университете шт.Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и университета Кларка, под руководством С.Холла (19031905, доктор философии, 1905). С 1906г. по 1910г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе ЛосАнджелеса. С 1910г. работал ассистентом профессора на факультете воспитания Станфордского университета, с 1912г. по 1916г. он ассоциативный профессор, с 1916г. по 1922г. профессор образования, а с 1922г., до своей смерти, профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета. Опубликовал более 200 работ. В 1916г., в связи с подготовкой Америки ко вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М.Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Термену. Работая на базе Станфордского университета, Термен переработал шкалу БинеСимона , фактически создав новый тест, получивший название шкалы СтанфордБине (The measurement of Intelligence: An explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet Simon Intelligence Scale, Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы СтанфордБине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. Вместе с К.Майлсом проводил изучения особенностей знаменитых и гениальных людей (Genetic Studies of Genius, V. 14, Stanford, 19261948 (a.o)), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт 180, Наполеон 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании . В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Термен понимал основным фактором одаренности наследственность. По ходу своих исследований Термен пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание , беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия , логическое (индуктивное) мышление (Primary mental abilities, Psychometric Monographs, 1938, N1; Factorial studies of intelligence, Psychol. Monogr., 1941, N2). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием (Concept Mastery Test) (The gifted Child Grows up: Twentyfive Years Followup of a Superior Group, Stanford, Calif., 1947 (совм. с OdenM.H.)), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинностифеминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам (Sex and Personality, N.Y., 1936 (совм: с Miles C.C.)), а также предпосылок переживания семейного счастья (Psychological Factors in marital Happiness, 1938). Развивал математический метод факторного анализа. Литература .

Другие статьи : Т–группа, Табакокурение, Табопаралич, Табофобия, Табу, Таката—Ара реакция, Таксисы, Тактильная агнозия, Тактильные ощущения, Талант, Талассофобия, Талызина Нина Федоровна, Танатофобия, Тангорецепторы, Тард Габриель, Тау-феномен, Тахистоскоп, Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу, Телепатия, Тембр, Темперамент, Температурные ощущения, Тень, Теорема Томаса, Теоретические обобщение, Теоретическое понятие, Теории обмена, Теория активации эмоций, Теория двойной связи, Теория двух факторов активации Роттенберга, Теория депрессии Эллиса, Теория деятельности, Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, Теория Джемса - Ланге, Теория зеркального Я, Теория игр, Теория игры К. Бюлера, Теория игры Ф. Бойтендайка, Теория когнитивного диссонанса, Теория коммуникативных актов Ньюкомба, Теория конвергенции, Теория личности Адлера, Теория личности Г.С. Салливена, Теория личности К. Хорни, Теория личности Ф. Фромма, Теория моральной ответственности Пиаже, Теория мотивации Кюля, Теория обнаружения сигнала, Теория онтологической безопасности Лайнга, Теория отреагирования, Теория памяти А. Бергсона, Теория перцептивных гипотез, Теория поля, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория прототипа, Теория профессиональных интересов Роу, Теория психического развития Вернера, Теория равновесия Ф. Хайдера, Теория развития Эриксона, Теория раннего концептуального развития Нельсона, Теория реверсивности, Теория социально научения Роттера, Теория справедливости, Теория удовлетворенности трудом Герцберга, Теория уровней обработки, Теория формирования перцептивных действий, Теория функционального круга, Теория эмоций Вундта, Теория эпистемического любопытства, Теория эталона, Теософическое общество, Теплов Борис Михайлович, Терапия авторитета, Терапия утробного крика, Терапия фиксированной роли, Терапия формообразования, Термен (Terman) Льюис Мейдисон, Терминальный порог, Терморецепторы, Терстоун (Thurstone) Луис Леон, Тест, Тест Бине – Симона, Тест Керна – Йерасека, Тест Люшера. Luscher–Test, Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test), Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test), Тест Хекхаузена, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты личности, Тесты проективные, Тесты способностей, Тета–ритм, Техника Q-сортировки, Техника Куна, Техническое смешение цветов, Тинберген (Tinbergen) Николас, Тип дыхания в вайвэйшн, Типология акцентуированных личностей Леонгарда., Типология конфликтов, Типология культур Мид, Типология людей с нарушениями слуха, Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина, Типология творческих личностей Прайса, Типология эйдетических представлений, Типология юношеского возраста Шпрангера, Типы ориентировки по П.Я. Гальперину, Типы темперамента Кречмера, Типы темперамента Павлова, Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд, Тифлопсихология, Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта, Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс, Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), Томсон (Thomson) Годфри Хилтон, Топологическая психология, Торможение, Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли, Торсионные движения, Травма рождения, Транзактный анализ, Трансвестизм, Трансперсональная психология, Трансперсональные переживания, Транссексуализм, Трансфер, Тревога, Тревожность, Трема-фаза, Тремор, Тренажер, Тренинг прививкой стресса, Трехкомпонентная модель памяти, Трехфазная теория возникновения невроза, Трехфакторная теория личности, Триандис (Triandis) Гарри, Триггерная стимуляция, Тританопия, , ...

 

Аблютомания

(Лат. ablutum - смывать, мыть, греч. mania - болезненная склонность, здесь в смысле навязчивости). Навязчивое мытье рук в связи с обессивными или бредовыми идеями заражения, загрязнения. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний и при навязчивостях в рамках шизофренического процесса, особенно часто при детской...

Абрахам Карл

Абрахам (Abraham) Карл (3.05.1877, Бремен 25.12.1925, Берлин) немецкий психоаналитик. С 1901по 1904г. ассистент по психиатрии у Х.Липманна в клинике БерлинДаллдорта, затем первый ассистент у Э.Блейлера в Цюрихе. С 1907г. занимался психоанализом, в 1910 основал Психоаналитическое общество в Берлине и руководил им до своей смерти. Проводил большую работу о области учебного анализа , в котором участвовали М.Кляйн , С.Радо , Т.Рейк , Э.Зиммель и др. Разрабатывал проблемы истерии и невроза навязчивости, периодизации психического развития, в частности развития Я, агрессии и толкования снов. Характер им было предложено рассматривать как результат фиксации на одной из стадий психосексуального развития ребенка. Сочинения. Сон и...

Абсанс

(Фp. absence - отсутствие) [Calmeil L.F., 1824], Кратковременное (от 2 до 20 с) угнетение или выключение сознания с последующей амнезией. Часто сопутствует генерализованным эпилептическим припадкам. Абсанс может быть одним из вариантов эпилептической ауры или эквивалентом судорожного припадка. О простом Абсансе говорят в тех случаях, когда помрачение или выключение сознания является единственным видимым клиническим симптомом, о сложном - при наличии сопутствующих...

Абсанс автоматизма

Характерны автоматизированные действия (непроизвольные движения губ или языка, стереотипные жесты потирания рук или приведения в порядок одежды, прически и...

Абсанс атипичный

(Простой или сложный) отличается отсутствием на ЭЭГ двусторонних комплексов пик - волна с частотой 3 колебания в 1 с, не вызывается гипервентиляцией или прерывистым световым...

Абсанс атонический

Сложный Абсанс, характеризующийся утратой мышечного тонуса и медленным падением...

Абсанс вазомоторный

Протекает с вазомоторными...

Абсанс вегетативный

Характеризуется симптомами вегетативных...

Абсанс гипертонический

Сложный Абсанс, протекающий с повышением мышечного тонуса (откидывание головы, отведение глазных яблок кверху, иногда выгибание туловища...

Абсанс миоклонический

Сложный Абсанс, характеризующийся ритмическими двусторонними миоклоническими судорогами мышц лица и верхних...

Абсанс пролонгированный

Характеризуется длительным (до нескольких часов) помрачением...

Абсанс ретрокурсивный

Вариант гипертонического Абсанса, при котором больной для сохранения равновесия делает шаги...

Абсанс ретропульсивный

Вариант гипертонического Абсанса, характеризующийся выгибанием туловища...

Абсанс субклинический

Характеризуется неполным выключением сознания, определяется на...

Абсанс типичный

Простой или сложный Абсанс, сопровождающийся двусторонними симметричными комплексами пик-волна на ЭЭГ. Клинически отличается внезапным началом и окончанием, подрагиванием век или другими двусторонними клоническими феноменами, протекающими синхронно пиками на...

Абсанс энуретический

Сложный Абсанс, характеризующийся недержанием...

Абсанс-аура

(Фр. Absence - отсутствие, греч. aura - ветерок) (Воронков Г.Л., 1972). Один из вариантов эпилептической ауры. В качестве ауры выступают абсансы, проявляющиеся клинически кратковременным выключением сознания и субклинически, при непосредственной электроэнцефалографической регистрации начала эпилептического...

Абсентизм

(Фр. absinthe -полынная водка). Форма алкоголизма, при которой больные употребляют преимущественно полынную водку, абсент. Высказываются предположения относительно более раннего появления при Абсентизме и большей выраженности по сравнению с обычным алкоголизмом неврологической симптоматики, а также о большей частоте эпилептиформных...

Абсолют

(Лат. absolutus - безусловный, неограниченный), в Дианетике трактуется как вечная, неизменная первооснова всего...

Абсолютная слуховая чувствительность

Абсолютная слуховая чувствительность величина, обратная величине абсолютного порога слуха, т.е. наименьшей силе звука, субъективно воспринимаемой на данной...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Термен (Terman) Льюис Мейдисон