Exit Project: Глоссарий: Методики оценки дивергентного мышления

Методики оценки дивергентного мышления



Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом; 3)префиксы; 4)первые и последние буквы. 3.Легкость воспроизведения идей (семантическое элементы). Тесты: 1)генерация идей назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2)тема 1 придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3)тема 1 придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4)последствия необычного события (например, начнется дождь и не кончится); 5)тест применения дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4.Образная гибкость (образное классы). Тест классификация дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5.Символическая гибкость (символическое классы). Тест группировка чисел дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6.Варианты употребления (семантическое классы). Тесты: 1)применение даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2)альтернативное использование 6вариантов использования газеты. 7.Дивергентная символическая продуктивность (символическое отношения). Тесты: 1)группы букв 4буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4буквы с тем же свойством; 2)правила чисел используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8.Легкость в использовании ассоциаций (семантическое отношения). Тесты: 1)ассоциативная беглость подобрать синонимы для заданного слова; 2)включение в сравнение (лягушка мягкая как губка); 3)контролируемые ассоциации дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9.Дивергентная образная продуктивность (образное системы). Тест конструирование предметов из 5фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10.Дивергентная символическая продуктивность (символическое системы). Тесты: 1)создание кода из чисел и букв; 2)комбинация чисел сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11.Легкость выражения (семантическое системы). Тесты: 1)предложение в 4слова составить различные предложения из 4слов по начальным буквам (п д к е); 2)интерпретация сравнений пример: женская одежда подобна осени, она...; 3)аранжировка слов придумать разные предложения из 4данных слов. 12.Образная адаптивная гибкость (образное преобразования). Тест спички дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13.Семантическая адаптивная гибкость (семантическое преобразования). Тесты: 1)заголовок сюжета пример: Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.; 2)отдаленные последствия; 3)символы придумать символы к действиям или предметам. 14.Образное совершенствование (образное выводы). Тесты: 1)декорации добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2)формальные эффекты к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15.Символическое совершенствование (символическое выводы). Тест фиксированные слова из букв, входящих в предложенные 2слова, составить пары новых слов. 16.Семантическое совершенствование (семантическое выводы). Тесты: 1)совершенствование плана дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2)возможные профессии назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17.Особые операции. Тесты: 1)как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2)какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Литература: ТафельР. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Аблютомания

(Лат. ablutum - смывать, мыть, греч. mania - болезненная склонность, здесь в смысле навязчивости). Навязчивое мытье рук в связи с обессивными или бредовыми идеями заражения, загрязнения. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний и при навязчивостях в рамках шизофренического процесса, особенно часто при детской...

Абрахам Карл

Абрахам (Abraham) Карл (3.05.1877, Бремен 25.12.1925, Берлин) немецкий психоаналитик. С 1901по 1904г. ассистент по психиатрии у Х.Липманна в клинике БерлинДаллдорта, затем первый ассистент у Э.Блейлера в Цюрихе. С 1907г. занимался психоанализом, в 1910 основал Психоаналитическое общество в Берлине и руководил им до своей смерти. Проводил большую работу о области учебного анализа , в котором участвовали М.Кляйн , С.Радо , Т.Рейк , Э.Зиммель и др. Разрабатывал проблемы истерии и невроза навязчивости, периодизации психического развития, в частности развития Я, агрессии и толкования снов. Характер им было предложено рассматривать как результат фиксации на одной из стадий психосексуального развития ребенка. Сочинения. Сон и...

Абсанс

(Фp. absence - отсутствие) [Calmeil L.F., 1824], Кратковременное (от 2 до 20 с) угнетение или выключение сознания с последующей амнезией. Часто сопутствует генерализованным эпилептическим припадкам. Абсанс может быть одним из вариантов эпилептической ауры или эквивалентом судорожного припадка. О простом Абсансе говорят в тех случаях, когда помрачение или выключение сознания является единственным видимым клиническим симптомом, о сложном - при наличии сопутствующих...

Абсанс автоматизма

Характерны автоматизированные действия (непроизвольные движения губ или языка, стереотипные жесты потирания рук или приведения в порядок одежды, прически и...

Абсанс атипичный

(Простой или сложный) отличается отсутствием на ЭЭГ двусторонних комплексов пик - волна с частотой 3 колебания в 1 с, не вызывается гипервентиляцией или прерывистым световым...

Абсанс атонический

Сложный Абсанс, характеризующийся утратой мышечного тонуса и медленным падением...

Абсанс вазомоторный

Протекает с вазомоторными...

Абсанс вегетативный

Характеризуется симптомами вегетативных...

Абсанс гипертонический

Сложный Абсанс, протекающий с повышением мышечного тонуса (откидывание головы, отведение глазных яблок кверху, иногда выгибание туловища...

Абсанс миоклонический

Сложный Абсанс, характеризующийся ритмическими двусторонними миоклоническими судорогами мышц лица и верхних...

Абсанс пролонгированный

Характеризуется длительным (до нескольких часов) помрачением...

Абсанс ретрокурсивный

Вариант гипертонического Абсанса, при котором больной для сохранения равновесия делает шаги...

Абсанс ретропульсивный

Вариант гипертонического Абсанса, характеризующийся выгибанием туловища...

Абсанс субклинический

Характеризуется неполным выключением сознания, определяется на...

Абсанс типичный

Простой или сложный Абсанс, сопровождающийся двусторонними симметричными комплексами пик-волна на ЭЭГ. Клинически отличается внезапным началом и окончанием, подрагиванием век или другими двусторонними клоническими феноменами, протекающими синхронно пиками на...

Абсанс энуретический

Сложный Абсанс, характеризующийся недержанием...

Абсанс-аура

(Фр. Absence - отсутствие, греч. aura - ветерок) (Воронков Г.Л., 1972). Один из вариантов эпилептической ауры. В качестве ауры выступают абсансы, проявляющиеся клинически кратковременным выключением сознания и субклинически, при непосредственной электроэнцефалографической регистрации начала эпилептического...

Абсентизм

(Фр. absinthe -полынная водка). Форма алкоголизма, при которой больные употребляют преимущественно полынную водку, абсент. Высказываются предположения относительно более раннего появления при Абсентизме и большей выраженности по сравнению с обычным алкоголизмом неврологической симптоматики, а также о большей частоте эпилептиформных...

Абсолют

(Лат. absolutus - безусловный, неограниченный), в Дианетике трактуется как вечная, неизменная первооснова всего...

Абсолютная слуховая чувствительность

Абсолютная слуховая чувствительность величина, обратная величине абсолютного порога слуха, т.е. наименьшей силе звука, субъективно воспринимаемой на данной...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Методики оценки дивергентного мышления