Exit Project: Глоссарий: Зайферт К. Профессиональное развитие

Зайферт К. Профессиональное развитие



I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обусловливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Также и объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессиональноэкономических возможностей. II.Стадии профессионального развития. Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д.Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде. На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущим от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. закладываются основы профессиональной Яконцепции. Кроме того ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично. На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Яконцепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности. Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки: 1.Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей; 2.Рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей; 3.Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков. Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшем профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при ее завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование консолидация сохранение). Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействию внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит прежде всего от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере. Период пенсионерства связан с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов. III.Образцы карьеры и профессиональная мобильность. Нет оснований утверждать, что профессиональное развитие обязательно проходит вышеуказанные периоды. В настоящее время растет значение такого признака карьеры как мобильность. Изменяются не только рабочие места, но и сами профессии. Сьюпер выделяет следующие образцы карьеры: 1.Конвенциональные образцы в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность; 2.Стабильные образцы в силу требований карьеры продолжающееся обучение; 3.Нестабильные образцы неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов; 4.Образцы сложный изменений частые смены профессии и рабочих мест при очень коротком пребывании в зоне стабильности; 5.Трехфазовые образцы после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию; 6.Двойной образец карьеры параллельное участие в домашней и профессиональной работе. Виды и образцы профессиональной карьеры зависят и от внутренних, и от внешних факторов. Показано, что а)профессиональный выбор, основанный на реалистической оценке собственных качеств, способностей, интересов, на учете профессиональных и экономических условий и тенденций общественного развития, при приведении этих знаний с собственной Яконцепцией, благоприятствует в дальнейшем стабильной и последовательной профессиональной карьере; б)профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области; в)этому же служит готовность к изменениям себя в аспекте негативных воздействий, приводящих к фрустрации; г)плохая перспектива предприятия способствует смене места работы; д)недостаточная готовность к изменениям повышает фрустрацию и риск смены работы; е)вероятность смены профессии и непоследовательность карьеры повышается для имеющих низкий уровень профессиональной квалификации (принадлежащие к низким социальным стратам склонны менять профессию, принадлежащие к высоким социальным стратам место работы).

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Двигательный состав действия

Двигательный состав действия система двигательных операций , выполняемых в соответствии с двигательной задачей , окончательное формирование которой возможно лишь в ходе практической отработки, в которой уточняется индивидуальный стиль движений...

Движение

Движение результат работы психофизиологического аппарата по реализации двигательного акта, посредством которого происходит взаимодействие живого существа с внешней...

Движения автоматизированные

Движения автоматизированные. Целенаправленные движения, осуществляемые без сознательного их регулирования в размеренных темпе, степени выраженности, амплитуде, соответствующие прежнему жизненному...

Движения активные

Движения активные. Движения, выполняемые произвольно, сознательно или...

Движения глаз

Движения глаз вращения глаз в орбитах, выполняющие разнообразные функции в построении зрительного образа, прежде всего в зрительном восприятии пространства, обеспечивая измерение и анализ пространственных свойств предметов (форма, положение, величина объектов, их удаленность, скорость движения). Наиболее важная функция этого движения заключается переводе в центр сетчатки, где острота зрения наибольшая, изображения объекта, которое отобразилось сначала на периферии поля зрения. Перевод взгляда на предмет осуществляются с помощью быстрых саккадических движений и конвергенционнодивергенционных движений. При фиксации взгляда на неподвижном объекте глаз совершает ряд движений: мелкие непроизвольные колебания с амплитудой 515 угловых мин. и частотой 20150 Гц., которые существенно не влияют на зрительное восприятие(тремор);...

Движения пассивные

Движения пассивные. Движения, осуществляемые вследствие приложения силы...

Движения сознательные

Движения сознательные. Целесообразные движения, контролируемые сознанием. Син.: Движения...

Движения фантомные

Движения фантомные (фр. fantome от греч. phantasma — призрак). Мнимые движения, ощущаемые больным в ампутированной конечности. См. Фантом...

Двойная связь

Нарушения общения, наблюдающиеся в семьях больных шизофренией. Общение больных с родителями приобретает как бы разноплановый характер, протекает в двух плоскостях, несовместимых в аффективном отношении. Например, больной шизофренией, радуясь визиту матери к нему в больницу, кладет ей руку на плечо, на что та отвечает мимически неодобрительной реакцией, осуждая такие проявления (первая плоскость). Больной отдергивает в смущении руку и слышит заявление матери, что он ее больше не любит. Больной краснеет, и мать замечает ему, что нельзя так смущаться (вторая плоскость). Рассматривается как нарушение в сфере коммуникации (Batesson G,...

Двойное мышление

Эхообразное повторение мыслей. Мысль одновременно возникает в обычной форме и в форме галлюцинаторного образования. Иногда они разделены коротким интервалом во времени. Так, в процессе чтения «голос» рассказывает о только что прочитанном или же «голос» как бы диктует больному, что он должен написать. Иногда этот феномен возникает при перечитывании только что написанного. Характерно для шизофрении и является одним из симптомов...

Двойное сознание

Двойное сознание патопсихологическое нарушение. Индивид попеременно играет две или более социальных ролей, которые имеют диаметрально противоположные качества, при этом находясь в одной роли, отрицает свою причастность к другим. Чувство собственной идентичности сохраняется в каждом их этих состояний, но воспоминания организованы лишь в контексте одной из ролей. Встречается довольно редко, прежде всего в рамках истерии (H.Schule, 1880) и шизофрении. Первоначально зафиксировано еще в XIXв. (Azam, Winslow, M.Dessoir, Lemaitre). Например, было описано, у женщин, бывших в одном состоянии заботливыми домохозяйками, а в другом работавших в публичном доме, при этом они не отдавали себе отчет о такой двойной жизни. Данный феномен был...

Двойной слепой опыт

Двойной слепой опыт особая экспериментальная процедура, когда не только испытуемый остается в неведении о смысле и особенностях проведения эксперимента, но и экспериментатор, который его проводит. За счет таких условий достигается исключение возможности влияния экспериментатора на результаты эксперимента и повышение показателей его объективности. В частности подобные условия могут моделироваться с помощью...

Двойные ощущения

Двойные ощущения (Jensen J., 1868). Совокупность симптомов, включающая феномены «уже виденного», «уже испытанного» и «уже пережитого». Наиболее часто наблюдается при эпилепсии, где может служить проявлением ауры. Отмечается также и при других психических заболеваниях — циркулярном психозе, шизофрении, органических поражениях головного...

Двойственное изображение

Двойственное изображение изображение, которое допускает дифференциацию составных его элементов на субъективно воспринимаемые фигуру и фон взаимно противоположным образом: то одна часть этого изображения воспринимается в качестве фигуры, а другая в качестве фона, то наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия . Выделение при распознавании изображения какойлибо характерной его детали, ассоциированной с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и переводу соответствующей части изображения в статус фигуры, та часть изображения, которая не интегрируется в данную фигуру автоматически распознается как...

Двойственное отношение

Двойственное отношение (нем. Doppelbindung) (Batesson G., 1958; Hirsch S.R., 1979). Неадекватное использование речи родителями больных шизофренией, приводящее к внутренним, психическим конфликтам и дисгармонии взаимоотношений в семье. В разговоре больному ребенку адресуют два противоположных и взаимоисключающих стимула. Создается коммуникативная бессмысленность. Эти противоположные стимулы могут принадлежать не одному, а нескольким собеседникам: например, положительный стимул содержится в речи матери, а отрицательный — в речи отца (Lempp R., 1988). Такая «ситуация двойственности» рассматривается как шизофреногенная, однако не исключается возможность, что она — проявление латентной шизофрении у родственников...

Двойственность психическая

Разделение личности больного, ее раздвоение. Собственная личность переживается, воспринимается больным как нечто отчужденное, как объект созерцания. Сюда относятся: галлюцинаторное видение двойника; амбивалентность с присущими ей полярно противоположными импульсами к деятельности; двойная ориентировка при некоторых формах бреда и нарушенного сознания; двойная жизнь — в реальном и фантастическом мирах; некоторые формы бреда, например, манихейский бред; двойное мышление, при котором одновременно протекают два ряда мыслей — реальных и аутистических, дереистических (при шизофрении, астении, в сновидениях у здоровых). К Двойственности психической относится и двойное, альтернирующее сознание, наблюдающееся в гипнотических состояниях и при истерии: происходит периодическое выключение нормального сознания и его замена иным, наполненным...

Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера

Двухкомпонентная теория эмоций С.Шехтера теоретический конструкт, объясняющий возникновение эмоций. По мнению Шехтера, переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата. Литература. SchachterS., SingerJ. Cognitive, social and physiological determinants of emotional states // Psychological Review. 1962, v.69; ЛазарусР. Теория стресса и психофизиологические исследования // (Ред.) ЛевиЛ. Эмоциональный стресс. Л.,...

Деавтоматизация навыка

Деавтоматизация навыка невозможность выполнять без сознательного контроля навык, который был ранее автоматизирован. Этот процесс может быть обусловлен сбивающим влиянием внешних воздействий, происходящем со временем естественным забыванием элементов...

Дебильность

Дебильность (лат. debilis — слабый, неспособный). Легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью, конкретностью суждений, невысоким уровнем отвлечения и обобщения, недостаточной дифференцированностью, примитивностью эмоций, затруднениями обучения и сниженной социальной адаптацией. Для решения экспертных вопросов различают три степени дебильности: легкую, умеренно выраженную и глубокую (на грани с имбецильностью). Наибольшие трудности возникают при диагностике легкой дебильности, при отграничении ее от педагогической и социальной запущенности и нижним уровнем так называемой интеллектуальной нормы (конституционально-глупые, по П. Б.Ганнушкину, физиологическая глупость). В ряде случаев наблюдается сочетание дебильности с приобретенным слабоумием — например, при присоединении к ней эпилепсии, энцефалита, черепно-мозговой...

Дебильность двигательная

Дебильность двигательная (Dupre Е., 1910). Заболевание детского возраста, характеризующееся несостоятельностью, несовершенством движений, не соответствующих требованиям повседневной жизни. Это неловкие дети, которым трудны резкие и сложные движения. Составляющие синдрома: 1) паратония - затруднение произвольного расслабления мышц; 2) синкинезия - излишние, сопутствующие движения; 3) нарушения координации. Предполагается, что в основе синдрома лежит врожденная или приобретенная патология пирамидных путей (нерезко выраженная детская энцефалопатия), сопровождающаяся недостаточностью произвольного торможения двигательных функций. Часто сочетается с умственной отсталостью. Ср.: Пейна синдром незначительного хронического поражения головного...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зайферт К. Профессиональное развитие