Exit Project: Глоссарий: Классификация психодиагностических методик

Классификация психодиагностических методик



Классификация психодиагностических методик (от лат. classis разряд + facere делать и греч. psyche душа + diagnosis распознавание) подразделение психодиагностических методик на основе психологических образований, на выявление которых они ориентированы. Классы: 1.Тесты достижений. 1.1.Тесты развития. 1.2.Тесты интеллекта. 1.3.Общие тесты достижений. 1.4.Школьные тесты. 1.5.Специальные тесты проверки функций и способностей. 2.Личностные метрические тесты. 2.1.Тесты структуры личности. 2.2.Установки и интересы тесты. 2.3.Клинические тесты. 3.Личностные неметрические (проективные) тесты. 3.1.Тесты толкований. 3.2.Вербальнотематические тесты. 3.3.Рисуночные и формосоздающие тесты. Литература. (Hrsg.) BrickenkampfR. Erster Erganzungsband zum Handbuch psychologischer und padagogischer Test. Gottingen, 1983.

Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Двигательный состав действия

Двигательный состав действия система двигательных операций , выполняемых в соответствии с двигательной задачей , окончательное формирование которой возможно лишь в ходе практической отработки, в которой уточняется индивидуальный стиль движений...

Движение

Движение результат работы психофизиологического аппарата по реализации двигательного акта, посредством которого происходит взаимодействие живого существа с внешней...

Движения автоматизированные

Движения автоматизированные. Целенаправленные движения, осуществляемые без сознательного их регулирования в размеренных темпе, степени выраженности, амплитуде, соответствующие прежнему жизненному...

Движения активные

Движения активные. Движения, выполняемые произвольно, сознательно или...

Движения глаз

Движения глаз вращения глаз в орбитах, выполняющие разнообразные функции в построении зрительного образа, прежде всего в зрительном восприятии пространства, обеспечивая измерение и анализ пространственных свойств предметов (форма, положение, величина объектов, их удаленность, скорость движения). Наиболее важная функция этого движения заключается переводе в центр сетчатки, где острота зрения наибольшая, изображения объекта, которое отобразилось сначала на периферии поля зрения. Перевод взгляда на предмет осуществляются с помощью быстрых саккадических движений и конвергенционнодивергенционных движений. При фиксации взгляда на неподвижном объекте глаз совершает ряд движений: мелкие непроизвольные колебания с амплитудой 515 угловых мин. и частотой 20150 Гц., которые существенно не влияют на зрительное восприятие(тремор);...

Движения пассивные

Движения пассивные. Движения, осуществляемые вследствие приложения силы...

Движения сознательные

Движения сознательные. Целесообразные движения, контролируемые сознанием. Син.: Движения...

Движения фантомные

Движения фантомные (фр. fantome от греч. phantasma — призрак). Мнимые движения, ощущаемые больным в ампутированной конечности. См. Фантом...

Двойная связь

Нарушения общения, наблюдающиеся в семьях больных шизофренией. Общение больных с родителями приобретает как бы разноплановый характер, протекает в двух плоскостях, несовместимых в аффективном отношении. Например, больной шизофренией, радуясь визиту матери к нему в больницу, кладет ей руку на плечо, на что та отвечает мимически неодобрительной реакцией, осуждая такие проявления (первая плоскость). Больной отдергивает в смущении руку и слышит заявление матери, что он ее больше не любит. Больной краснеет, и мать замечает ему, что нельзя так смущаться (вторая плоскость). Рассматривается как нарушение в сфере коммуникации (Batesson G,...

Двойное мышление

Эхообразное повторение мыслей. Мысль одновременно возникает в обычной форме и в форме галлюцинаторного образования. Иногда они разделены коротким интервалом во времени. Так, в процессе чтения «голос» рассказывает о только что прочитанном или же «голос» как бы диктует больному, что он должен написать. Иногда этот феномен возникает при перечитывании только что написанного. Характерно для шизофрении и является одним из симптомов...

Двойное сознание

Двойное сознание патопсихологическое нарушение. Индивид попеременно играет две или более социальных ролей, которые имеют диаметрально противоположные качества, при этом находясь в одной роли, отрицает свою причастность к другим. Чувство собственной идентичности сохраняется в каждом их этих состояний, но воспоминания организованы лишь в контексте одной из ролей. Встречается довольно редко, прежде всего в рамках истерии (H.Schule, 1880) и шизофрении. Первоначально зафиксировано еще в XIXв. (Azam, Winslow, M.Dessoir, Lemaitre). Например, было описано, у женщин, бывших в одном состоянии заботливыми домохозяйками, а в другом работавших в публичном доме, при этом они не отдавали себе отчет о такой двойной жизни. Данный феномен был...

Двойной слепой опыт

Двойной слепой опыт особая экспериментальная процедура, когда не только испытуемый остается в неведении о смысле и особенностях проведения эксперимента, но и экспериментатор, который его проводит. За счет таких условий достигается исключение возможности влияния экспериментатора на результаты эксперимента и повышение показателей его объективности. В частности подобные условия могут моделироваться с помощью...

Двойные ощущения

Двойные ощущения (Jensen J., 1868). Совокупность симптомов, включающая феномены «уже виденного», «уже испытанного» и «уже пережитого». Наиболее часто наблюдается при эпилепсии, где может служить проявлением ауры. Отмечается также и при других психических заболеваниях — циркулярном психозе, шизофрении, органических поражениях головного...

Двойственное изображение

Двойственное изображение изображение, которое допускает дифференциацию составных его элементов на субъективно воспринимаемые фигуру и фон взаимно противоположным образом: то одна часть этого изображения воспринимается в качестве фигуры, а другая в качестве фона, то наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия . Выделение при распознавании изображения какойлибо характерной его детали, ассоциированной с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и переводу соответствующей части изображения в статус фигуры, та часть изображения, которая не интегрируется в данную фигуру автоматически распознается как...

Двойственное отношение

Двойственное отношение (нем. Doppelbindung) (Batesson G., 1958; Hirsch S.R., 1979). Неадекватное использование речи родителями больных шизофренией, приводящее к внутренним, психическим конфликтам и дисгармонии взаимоотношений в семье. В разговоре больному ребенку адресуют два противоположных и взаимоисключающих стимула. Создается коммуникативная бессмысленность. Эти противоположные стимулы могут принадлежать не одному, а нескольким собеседникам: например, положительный стимул содержится в речи матери, а отрицательный — в речи отца (Lempp R., 1988). Такая «ситуация двойственности» рассматривается как шизофреногенная, однако не исключается возможность, что она — проявление латентной шизофрении у родственников...

Двойственность психическая

Разделение личности больного, ее раздвоение. Собственная личность переживается, воспринимается больным как нечто отчужденное, как объект созерцания. Сюда относятся: галлюцинаторное видение двойника; амбивалентность с присущими ей полярно противоположными импульсами к деятельности; двойная ориентировка при некоторых формах бреда и нарушенного сознания; двойная жизнь — в реальном и фантастическом мирах; некоторые формы бреда, например, манихейский бред; двойное мышление, при котором одновременно протекают два ряда мыслей — реальных и аутистических, дереистических (при шизофрении, астении, в сновидениях у здоровых). К Двойственности психической относится и двойное, альтернирующее сознание, наблюдающееся в гипнотических состояниях и при истерии: происходит периодическое выключение нормального сознания и его замена иным, наполненным...

Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера

Двухкомпонентная теория эмоций С.Шехтера теоретический конструкт, объясняющий возникновение эмоций. По мнению Шехтера, переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата. Литература. SchachterS., SingerJ. Cognitive, social and physiological determinants of emotional states // Psychological Review. 1962, v.69; ЛазарусР. Теория стресса и психофизиологические исследования // (Ред.) ЛевиЛ. Эмоциональный стресс. Л.,...

Деавтоматизация навыка

Деавтоматизация навыка невозможность выполнять без сознательного контроля навык, который был ранее автоматизирован. Этот процесс может быть обусловлен сбивающим влиянием внешних воздействий, происходящем со временем естественным забыванием элементов...

Дебильность

Дебильность (лат. debilis — слабый, неспособный). Легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью, конкретностью суждений, невысоким уровнем отвлечения и обобщения, недостаточной дифференцированностью, примитивностью эмоций, затруднениями обучения и сниженной социальной адаптацией. Для решения экспертных вопросов различают три степени дебильности: легкую, умеренно выраженную и глубокую (на грани с имбецильностью). Наибольшие трудности возникают при диагностике легкой дебильности, при отграничении ее от педагогической и социальной запущенности и нижним уровнем так называемой интеллектуальной нормы (конституционально-глупые, по П. Б.Ганнушкину, физиологическая глупость). В ряде случаев наблюдается сочетание дебильности с приобретенным слабоумием — например, при присоединении к ней эпилепсии, энцефалита, черепно-мозговой...

Дебильность двигательная

Дебильность двигательная (Dupre Е., 1910). Заболевание детского возраста, характеризующееся несостоятельностью, несовершенством движений, не соответствующих требованиям повседневной жизни. Это неловкие дети, которым трудны резкие и сложные движения. Составляющие синдрома: 1) паратония - затруднение произвольного расслабления мышц; 2) синкинезия - излишние, сопутствующие движения; 3) нарушения координации. Предполагается, что в основе синдрома лежит врожденная или приобретенная патология пирамидных путей (нерезко выраженная детская энцефалопатия), сопровождающаяся недостаточностью произвольного торможения двигательных функций. Часто сочетается с умственной отсталостью. Ср.: Пейна синдром незначительного хронического поражения головного...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Классификация психодиагностических методик