Exit Project: Глоссарий: Klages L. Handschrift und Charakter

Klages L. Handschrift und Charakter



I. ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОЧЕРКА (ГОСПОДСТВО ВОЛИ). 1. Правильность. сила воли, противодействие, крепкость, определенность, решительность, выдержка, последовательность, чувство порядка, упорство; холодность чувств, трезвость, эмоциональная бедность, равнодушие, скучность, шаблонность. 2. Неправильность. слабость воли, неопределенность, изменчивость, поверхностность, отсутствие упорства, нерешительность, внеплановость, непоследовательность, зависимость, ведомость; оживленность чувств, чувственность, психологическая интенсивность, импульсивность, теплота, расположенность. II. СОРАЗМЕРНОСТЬ ПОЧЕРКА (ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ). 1. Соразмерность. хладнокровие, спокойствие, созерцательность, гармония, безоблачность; тупость, невосприимчивость, неподвижность, индифферентность, апатия, толстокожесть. 2. Несоразмерность. общительность, восприимчивость, нежность, тонкость, выразительность, чувствительность, подвижность; сбиваемость, возбудимость, раздражительность, склонность расстраиваться, взволнованность, неспокойствие, торопливость, капризность, потребность во впечатлениях, любопытство. III. ВЕЛИЧИНА БУКВ. 1. Большая. чувства, способность к воодушевлению, энтузиазм, потребность дарить чтолибо, избыточность, мечтательность, идеализм; самосознание, гордость, благородство, достоинство, серьезность, великодушие, рыцарство, важность, спесь; воля, потребность в деятельности, дух предпринимательства, широта, дальновидность, независимость, потребность в свободе, прямота; недостаточность концентрации, небрежность, легкомыслие, неосторожность, разбросанность, непоследовательность; недостаточный реализм, иллюзорность, эксцентричность, экзальтация, пристрастность, некритичность. 2. Малая. чувство реальности, реализм, основательность, материальность, благоразумие, осмотрительность, наблюдательность, тонкость, беспристрастность; покорность, готовность уважать когото, скромность, преданность, нетребовательность, кротость, сострадание; воля, способность к концентрации, чувство долга, рассудительность, обязательность, точность, чувство границы; мелочность, ограниченность, педантизм, близорукость; недостаток воодушевления, трезвость, сухость, суровость, несговорчивость, неудовольствие. IV. СКОРОСТЬ НАПИСАНИЯ. (признаки: упругое ведение линии, выраженность ритма, растянутость, сокращение пути, штриховые верхние знаки, неправильность верхней зоны, круглый шрифт, поспешные линии, широта, связанность). 1. Поспешность. воля, энергичность, выраженность потребностей, предприимчивость, усердие, изменчивость, склонность к комбинациям; оживленность, сангвинический темперамент, импульсивность, возбудимость, бойкость, беспечность; воля, неспокойствие, нетерпение, горячка, небрежность, поверхностность, поспешность, случайность; взволнованность, непостоянство, ветреность, склонность к колебаниям, увлекаемость. 2. Медлительность. воля, спокойствие, собранность, осмотрительность, благоразумие, осторожность, планомерность, постоянство, конкретное мышление, надежность; недейственность, нерешительность, незаконченность, слабость воли, вялость; равнодушие, флегматичность, пассивность, созерцательность чувств, устойчивость, невозмутимость, хладнокровие; тупость, безразличие, апатия, неподвижность, смущение, боязливость. V. СИЛА НАЖИМА (НАПРЯЖЕНИЕ). 1. Сила нажима. сила воли, энергичность, решительность, самоутверждение, упорство, выдержка, прилежание, противодействие, надежность, совестливость; стесненность, жестокость, беспощадность, несговорчивость, пристрастность, неповоротливость, неотзывчивость; сила потребности, мужественность, доблесть, удовольствие от борьбы, ориентация на чувства, чувственность, импульсивность; реактивная воля, своеволие, строптивость, несговорчивость, упрямство; стремление к самоутверждению и самостоятельности, чувство независимости; раздражительность, порывистость, горячность, аффектация, стремление спорить, агрессия. 2. Слабость нажима. адаптивность, спокойствие, живость, проворство, усердие, удовольствие от деятельности, оптимизм; слабость воли, недостаток инициативы, нерешительность, неэнергичность, бесцельность, недостаток готовности к противодействию, непостоянство, шаткость, бездеятельность; нежные чувства, возбудимость, сензитивность, тонкость, духовность; отвлекаемость, восприимчивость к внушению, покладистость, воспитуемость, уживчивость; слабость потребностей, боязливость, лабильность, жертвенность. VI. ШИРИНА. 1. Широкие буквы. усердие, откровенность, нескованность, подвижность, любовь к вещам; переменчивость, нетерпение, недостаток основательности, неточность, небрежность, вялость, невладение, неконцентрированность. 2. Узкие. самообладание, ограничения, обуздание, сдержанность; недостаток непосредственности, боязливость, эгоистичность, осторожность, недоверие, смущение, недостаток предметности, расчет, зависть, колкость. VII. НАКЛОН. 1. Правый косой (преобладание чувств). сердечность, воспламеняемость, чувственность, увлекаемость, способность к преданности, потребность в уюте, способность жертвовать, инстинктивность, обращенность вовне, общительность, податливость, адаптированность, экспансивность, дух предпринимательства, бывалость, наученность; опрометчивость, чрезмерность, распутство, безответственность, развязность, легкомыслие, недостаток самостоятельности, поверхностность, неспокойствие, безрассудство, рассеянность, гонка. 2. Вертикальный. рассудочность, благоразумие, рассудительность, самообладание, сдержанность, спокойствие, дисциплина, воля, сила противодействия, организованность, непоколебимость, обращенность вовнутрь, сосредоточенность; безучастие, холодность, хладнокровие, сознательный контроль, изолированность, необщительность. 3. Левый. самопреодоление, самоотрицание, самоотчуждение; принужденность, притворство, аффектация, лицемерие, искусственность, самоуверенность, высокомерие, недоступность, отчуждение. VIII. РАЗМАЗАННОСТЬ. радость восприятия, сенсуализм, самобытность, чувство цвета; инстинктивность, ориентация на ощущения, способность к удовлетворению; недостаток духовности, грубость, простота, толстокожесть; недостаток самодисциплины, безалаберность, неконтролируемость, поиск удовольствия. IX. ОСТРОТА. спиритуализм, тонкость чувств, раздражимость, сензитивность; самодисциплина, самообладание, строгость, определенность, решительность; сила восприятия, ориентация на понятия, пастельность; недостаток чувственности, неспособность к удовлетворению, принужденность, аскетизм. X. СВЯЗЫВАНИЕ БУКВ. 1. Нити (лабильность). многообразие, многосторонность, изменчивость, адаптивность, обращаемость, одаренность, политика, дипломатия, вариабельность; неопределенность, сверхвосприимчивость, суггестивность, рефлексивность, многозначность, бесхарактерность, притворство, актерство, зависть, обида, истеричность. 2. Углы (стабильность). сила противодействия, крепость, решительность, уверенность, непоколебимость, твердость; жестокость, безучастие, нетерпение, нетерпимость, холодность; расколотость, черствость, раздражительность, вспыльчивость, сила действия. 3. Гирлянды. благосклонность, согласие, потребность в признании, способность к уважению, терпимость, уступчивость, мягкость, сочувствие, естественность, непринужденность; беззаботность, общительность, доверие, открытость; несамостоятельность, привязанность, восприимчивость, нерешительность, недостаток инициативы, вялость, бесцельность. 4. Аркады. сдержанность, закрытость, осторожность, благоразумие, изысканность общения, дистанцирование; недостаточная открытость, неискренность, лживость, недоверие, выключенность, формализм, самодовольство, принужденность. XI. СТЕПЕНЬ СВЯЗАННОСТИ ТЕКСТА. 1. Связанность. комбинационные задачи, логика, последовательность, дискурсивность, разумность, расчет, промысливание; систематическое мышление, способность к абстракции, спекулятивность, мужской ум; бедность интуиции, недостаток психологической инициативы, несамостоятельность оценок, ненаходчивость, недостаток боеспособности; беглость мыли, невнимательность, ненаблюдательность, связанность фактами, принципиальность. 2. Несвязанность. богатство мыли, инициатива, самостоятельность оценок, интуиция, находчивость, юмор; внимание, наблюдательность, потребность накапливать, женский ум; недостаток логики, непоследовательность, случайность, своеволие, неблагоразумие, склонность к утопиям; упрямство, недостаток абстрактности, неспособность к адаптации. XII. АКЦЕНТИРОВАНИЕ НАЧАЛА. потребность в значительности, желание величия, честолюбие, гордость; тщеславие, потребность в значимости, жажда славы, высокомерие, надменность, заносчивость, чванство, спесь, мания величия. XIII. НАПИСАНИЕ БУКВ. 1. Полнота. фантазия, способность видения, сила воображения; слабость соображения, фантастичность, душевная неясность, некритичность, спутанность. 2. Тонкость. сила представлений, теоретические способности, душевная ясность, острота мысли, критичность; безфантазийность, недостаток представлений, недостаток видения, трезвость, сухость. 3. Обогащение. чувство, пунктуальность, способность к аранжировке, изобразительная потребность, чувство прекрасного; 4. Преувеличение. обстоятельность, многословие, безвкусица, непредметность, педантизм, буквализм. 4. Упрощение. чувство целесообразности, простота, порядок, схватывание сущности, определенность оценок, точность, самодисциплина; недостаток чувства формы, утилитаризм, переоценка внешнего, пуританизм, слабость чувства прекрасного, внутренняя пустота, шаблонность. 5. Витиеватость. аффектация, мания быть оригинальным, самолюбование, тщеславие, притязания. 6. Небрежение. недостаточность, неточность, неосновательность, поверхностность, неряшливость, непунктуальность, беспечность, ненадежность, лживость, двусмысленность. XIV. ОРИЕНТАЦИЯ. 1. Направо бегущие (дарение). бескорыстие, благорасположение, сочувствие, способность к адаптации, любовь к ближнему, гуманность, альтруизм; слабость воли, несамостоятельность, нерешительность, восприимчивость, отвлекаемость; потребность в деятельности, удовольствие от предпринимательства, предприимчивость, утилитаризм. 2. Налево бегущие (присвоение). активность, самостоятельность, решительность, самоутверждение, чувство достаточности; эгоцентризм, недостаток сочувствия, неучастие, эгоизм, обида, зависть, злоба, обращенность вовнутрь; собранность, мечтательность, лиризм, созерцательность; собственничество, эгоцентризм, восприимчивость, сентиментальность, обидчивость. XV. ОТЛИЧИЕ СРЕДНИХ ЗОН ОТ ДРУГИХ. 1. Большое. стремительность, удовольствие от предпринимательства, потребность в деятельности; неудовлетворенность, самоакцентирование, несоразмерность воли и знания, желание выйти из границ; расстроенность, честолюбие. 2. Малое. удовлетворенность, непритязательность, скромность, спокойствие, предметность интересов, воздержанность; равнодушие, флегматичность, невключенность, неучастие. XVI. СООТНОШЕНИЕ ВЕРХНЕЙ И НИЖНИХ ЗОН. 1. Превышение верхней над нижней. легкость духа, способность к воодушевлению, энтузиазм, духовные склонности, идеализм, грезы, блуждания, абстрактное мышление; малокровие, недостаточность основательности, непривязанность к корням, эксцентричность, иллюзионизм, непредметность, поверхностность, легкомыслие. 2. Превышение нижней над верхней. тяжесть духа, полнокровие, теплота отношений, чувство реальности, реализм, конкретное мышление, схватывание существа, предметность, практические склонности, технические способности, точность, добросовестность, наблюдательность, наблюдательность; трезвость, недостаточность воодушевленности, тупоумие, педантизм, материализм. XVII. СТРОКИ. 1. Ровные. хладнокровие, недостаток тонких чувств. 2. Повышающиеся. приподнятость настроения, легкомыслие, усердие, стенические чувства. 3. Колоколообразные. владение. 4. Снижающиеся. меланхолия, депрессия. 5. Вогнутые. борьба против плохого настроения. 6. Поднимающиеся ступеньками. оживленность при ограниченной энергии; 7. Опускающиеся ступеньками. постепенно возрастающее усердие. XVIII. ПРОЧЕРКИВАНИЕ. потребность в господстве, честолюбие, стремление противодействовать, недостаточная адаптивность. XIX. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СТРОЧКАМИ ИЛИ СЛОВАМИ. 1. Большое. стремление к пониманию. 2. Малое. боязнь ясности, недостаточность самоанализа. XX. ЛЕВЫЕ ПОЛЯ. 1. Широкие. оживленность, сангвинический темперамент, нетерпеливость. 2. Узкие. осторожность, осмотрительность, недоверие.

Другие статьи : Kindersprachtest, Klages L. Handschrift und Charakter, Konstanzer Fragebogen zur Erfassung von Ursachenzuschreiben, , ...

 

Дерефлексия

Дерефлексия психотерапевтический прием, разработанный В.Франклом в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа (ФранклВ. Человек в поисках смысла, М. , 1990). Этот прием заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома , формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность , придавая тем самым самой ситуации новый смысл. Ситуация благодаря этому перестает восприниматься как еще одна попытка избавиться от симптома, а рассматривается, например, как возможность полноценного общения с другим человеком. Франкл иллюстрирует этот прием симптомом...

Десигнат

Десигнат часть объективной реальности, которую замещает знак. Это объект, один из его атрибутов, его поведение или отношение к другим...

Дескриптивная психология

Дескриптивная психология (от англ. descriрtive описательный, наглядный и греч. psyche душа + logos учение) ряд направлений объяснительной психологии. В противоположность экспериментальной психологии, здесь делалась попытка описать и понять психологические феномены сами по себе, не редуцируя их к внепсихологическим явлениям. К этим направлениям могут быть отнесены, в частности, учения: Ф.Брентано , В.Дильтея , Э.Шпрангера , К.Ясперса...

Дескриптивный бихевиоризм

Дескриптивный бихевиоризм (от англ. descriрtive описательный, наглядный и behaviour поведение) бихевиоризм Б.Ф.Скиннера . Этот подход характеризовался тем, что в нем использовались не просто описания наблюдений и отношений между наблюдаемыми фактами, а достаточно формализованный математический аппарат, основанный на определенных аксиомах и правилах...

Дессуар (Dessoir) Макс

Дессуар (Dessoir) Макс (8.2.1867, Берлин 19.7.1947, Кенигштейн, Таунус, Германия) немецкий эстетик и психолог. Последователь В.Дильтея. Еще в гимназии у него проявились способности и к искусствам (игра на скрипке),и к естественным наукам, в это же время зародился интерес к пограничным вопросам психологии и физиологии. После окончания гимназии в 1881г. учился в университетах Вюрцбурга и Берлина (доктор медицины, доктор философии, 1889). С 1891г., Дессуар работал в Берлинском университете в качестве приватдоцента, в 1893г. защитил диссертацию (Psychologischen Skizzen) для замещения должности доцента, с 1897г. он экстраординарный профессор, с 1920г. до своей отставки в 1934г. ординарный профессор Берлинского университета. В 1947г. снова приступил...

Детектор лжи

Детектор лжи аппаратурный комплекс, служащий для объективной регистрации физиологических показателей КГР, ЭЭГ, тремора, плетизмограммы в целях анализа эмоциональных ответов на стимулы, предъявляемые во время беседы, допроса. Сознательный контроль вегетативных функций, связанных с переживанием тех или иных эмоций, для нетренированных испытуемых практически недоступен, в силу чего по получаемым показателям можно сформулировать диагноз эмоциональной динамики во время диалога. Показатель эффективности это процедуры достигает 70%. Но трудности его применения связаны с тем, что уже сама процедура допроса может вызвать сильные эмоции (страх, тревога , депрессия ), которые невозможно отличить от...

Детерминирующая тенденция

Детерминирующая тенденция понятие, введенное в психологию представителями Вюрцбургской школы (Х.Уатт, Н.Ах , О.Зельц ), обозначающее психическое состояние, возникающее при поставки задачи и определяющее направленность и избирательность мышления . Постулируется, что детерминирующуя тенденция сама обусловлена, вопервых, конечной целью (искомое задачи), вовторых, инструкцией (требования к...

Детская гиперактивность

Детская гиперактивность отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке . Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепномозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего...

Детская психология

Детская психология отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка. Основными экспериментальными стратегиями являются поперечные исследования, когда анализируется динамика развития одного и того же психического процесса одновременно у детей разных возрастных групп, и продольные, когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей на протяжении длительного времени. В детской психологии постулируется, что решающее значение в психическом развитии детей имеет усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности , происходящее на основе постепенно созревающих природных анатомофизиологических особенностей организма и нервной...

Детские притязания

Детские притязания готовность ребенка к самоутверждению. Обусловлены развитием его самосознания, развивающегося в раннем возрасте на основе усвоения социальных...

Детский анимизм

Детский анимизм представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. По данным американского психолога М.Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5 летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социальнокогнитивным...

Детский психоанализ

Детский психоанализ (от греч. psychе душа + analysis разложение, расчленение) психоанализ, в котором в качестве пациента выступает ребенок. В разработках А.Фрейд , М.Малера, П.Нойбауэра были сформулированы условия, необходимые для проведения детского психоанализа. Это: адаптация психоаналитической техники к возрасту; терапевтический союз не только с пациентом, но и с его родителями; постоянный обмен информацией между родителями и психоаналитиком. Литература. КлейнМ. Развитие одного ребенка. Психоаналитическая библиотека, вып.XIII. М., 1925; FreudA. The writings of Anna Freud. Intern. Univ. Press, 19661981; GeleerdE.R. The child analyst as work. N.Y., 1967,...

Детский рисунок

Детский рисунок продукт изобразительной деятельности ребенка. Предпосылки к овладению рисованием прежде всего в виде осознания того, что некоторые предметы могут оставлять следы возникают в раннем возрасте в контексте предметноманипулятивной деятельности. Первые рисунки представляют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом графический образ включает в себя не только зрительные образы предмета и представления о нем, но и двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета. В дальнейшем развитие детского рисунка происходит при все более активном использовании общественно выработанных значений и операций...

Детство

Детство этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества , раннее детство , дошкольный возраст и младший школьный возраст . Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной...

Дефицит общения

Дефицит общения снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом...

Дефляция

Дефляция (от лат. deflatio сдувание) состояние сознания, характеризуется внезапным возвращением к душевному равновесию и внутреннему спокойствию после также внезапно возникающих негативных аффектов. Этот процесс является противоположным инфляции . Автор К.Г.Юнг...

Деятельностный подход в психологии

Деятельностный подход в психологии система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность , опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20егг. ХХв. В 30егг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л.Рубинштейном , который сформулировал принцип единства сознания и деятельности , и А.Н.Леонтьевым , совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней...

Деятельность

Деятельность активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности . Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочноисследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах...

Деятельность детская

Деятельность детская активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики . При реализации деятельности , за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение принципиально новых компонентов ее структуры. Изменение структуры деятельности ребенка обусловливает и развитие его психики. Генетически наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предметная деятельность. Она начинается с овладения действиями с предметами, такими как хватание, манипуляции, собственно предметные действия, предполагающие использование предметов по их функциональному назначению и таким способом, который закреплен за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие предметных действий происходит на втором...

Джексон (Jackson) Дональд де Авила

Джексон (Jackson) Дональд де Авила (2.1.1920, Окленд, Калифорния 1968, Пало Альто) американский психиатр и психоаналитик. Психоаналитическое образование получил в г.Честнут Лодж, шт.Мэриленд под руководством Фриды ФроммРейхманн, большое влияние на него оказал Г.С.Салливен . В начале своей деятельности занимался проблемами психосоматической медицины. В 1959г. организовал в Институте ментальных исследований г.Пало Альто, Калифорния, группу по изучению проблем семьи, в которую входили Дж.Викланд, Дж.Хейли, позже В.Сатир. Предложил теорию гомеостаза семьи (1956), в соответствии с которой семейные отношения понимаются как находящиеся в динамическом равновесии (в семье с психическими больными такое равновесие достигается благодаря психотическим симптомам ). Рассматривая шизофреническую симптоматику, пришел совместно с Г.Бейтсоном...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Klages L. Handschrift und Charakter