У человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль инстинктивной, безусловнорефлекторной основы П. ж., ее гормональный регуляции и возрастает влияние высших отделов ц.н.с., а индивидуальный опыт приобретает решающее значение в процессе формирования полового поведения. В итоге свойственный всем животным половой инстинкт, который обеспечивает воспроизведение вида, у человека дополняется специфической человеческой сексуальностью, с ее особенностями полового влечения, половых реакций, половой активности, благодаря которой создается глубокое личностное единение мужчины и женщины.
Половое влечение (либидо) основывается на половом инстинкте и половых потребностях, т.е. на врожденных, генетически обусловленных механизмах. Однако в отличие от жизненно важных потребностей (например, в пище) сексуальные потребности, а следовательно, и половое влечение у ребенка не проявляется сразу после рождения, а формируется в процессе полового созревания. Особенность человеческой сексуальности заключается в том, что удовлетворение полового влечения имеет два аспекта: прокреативный (заключающийся в первоначальной биологической цели П. ж. — воспроизведение вида) и рекреативный (связанный с получением наслаждения). Второй аспект явился принципиальной основой превращения полового влечения в человеческую любовь. Половое влечение (его выраженность и интенсивность) связано прежде всего с функцией эндокринных желез (половых, гипофиза, надпочечников), а также некоторых образований в головном мозге (например, зрительных бугров). В период полового созревания формируется его окончательная направленность. Половое влечение максимально выражено в юношеском и зрелом возрасте, в пожилом возрасте оно понижается (у женщин одновременно с изменениями в организме, характерными для климактерического периода).
Выраженность полового влечения может значительно меняться в зависимости от ряда причин, в т.ч. от полового воздержания (абстиненции), последствия которого особенно ярко выражены в молодом возрасте. При отсутствии возможности поддерживать индивидуальный уровень (ритм) половой активности (например. вследствие утраты полового партнера) развиваются в основном невротические расстройства (нарушение сна, раздражительность, фиксация внимания на сексуальных темах и т.д.).
Универсальной формы П. ж. не существует. У каждого человека особенности П. ж. определяются многими факторами, в т.ч. индивидуальными свойствами личности. То, что для одного человека является нормой П. ж., для другого представляется резким отклонением от нее. Возраст начала П. ж. зависит от сроков полового созревания, врожденных индивидуальных особенностей, в т.ч. конституциональных (см. Конституция), и ряда внешних, главным образом социальных, факторов (воспитания, в т.ч. полового, условий жизни и т.д.).
В связи с многообразием факторов (социальных, этнических, исторических и др.), участвующих в становлении П. ж. человека, ее формы могут быть разными. Наряду с так называемой нормативной формой П. ж. (половым сношением между мужчиной и женщиной) выделяют викарные (заместительные) формы (мастурбацию, петтинг, поллюции); суррогатные формы полового сношения (вестибулярный, анальный половые акты, в т.ч. гомосексуальные); орогенитальные (лабиогенитальные) контакты; сексуальные действия с животными.
Наиболее типичные проявления мужской сексуальности — эрекция и эякуляция. В результате эрекции, представляющей собой рефлекторный акт, половой член увеличивается и приобретает твердость, необходимую для введения его во влагалище, обеспечивая возможность полового сношения, которое заканчивается эякуляцией и оргазмом. После оргазма нервное возбуждение спадает, мужчина в течение не которого времени остается, как правило, безразличным к сексуальным раздражителям. Половая возбудимость восстанавливается в различные сроки, что зависит от индивидуальных особенностей личности, возраста, а также от конкретной ситуации.
Характерной реакцией на сексуальную стимуляцию у женщин является увлажнение (любрикация) влагалища. Особенности женской сексуальности заключаются в необходимости психологической подготовки женщины мужчиной к половому акту, обеспечивающей наиболее полное половое удовлетворение. В связи с этим следует придавать большое значение предварительным ласкам, особенно если сексуальность женщины еще не пробудилась. Характер предварительных ласк зависит от индивидуальных особенностей половых партнеров. Большую роль играет раздражение так называемых эрогенных зон тела, что вызывает половое возбуждение. У женщин в отличие от мужчин большое значение имеют экстрагенитальные эрогенные зоны, иногда даже большее, чем генитальные. Такой зоной может быть любой участок тела, причем раздражение одних и тех же зон у одних женщин вызывает половое возбуждение, а у других нет, оставляя их безразличными или даже сопровождаясь неприятными ощущениями. Кроме того, предварительные ласки подразумевают участие различных органов чувств. У мужчин на первый план выступает зрение, а у женщин слух. Следует также иметь в виду, что выраженность полового влечения у женщин в отличие от мужчин подвержена циклическим колебаниям; оно обычно усиливается либо в предменструальный период, либо в первые дни после менструации. Оргазм у женщин в большей мере, чем у мужчин, зависит от условий полового сношения, психологической подготовки к нему, настроения и длительности предварительных ласк. У большинства женщин первый оргазм появляется после более или менее длительного периода половых сношений, нередко уже после родов. По мере накопления сексуального опыта увеличивается также процент половых актов, заканчивающихся оргазмом, в то время как в первые годы супружеской жизни далеко не каждое половое сношение доставляет женщине оргастические переживания. У некоторых женщин при половой близости никогда и ни при каких условиях оргазм не наступает (так называемая половая холодность, или фригидность, — см. Сексуальные расстройства), другие испытывают оргазм несколько раз во время одного полового акта.
Из других форм П. ж. наиболее часто наблюдаются поллюции, мастурбация, петтинг. Поллюции, или непроизвольные эякуляции (условно противопоставляемые «произвольным» при половом сношении, мастурбации, петтинге), происходят большей частью во сне и обычно сопровождаются эротическими сновидениями. Первая поллюция (ойгархе) является объективным признаком полового созревания. В зрелом возрасте поллюции играют роль викарного механизма (своеобразного «предохранительного клапана» сексуальности), который обеспечивает периодическую эвакуацию эякулята и облегчает тягостные проявления сексуальной абстиненции. Мастурбация, по данным Кинзи (A.Ch. Kinsey), имеющая место у 96% здоровых мужчин и у 62% женщин, обычно совершается на собственных гениталиях, хотя практикуется и взаимная мастурбация (например, среди гомосексуалистов). Под петтингом понимается преднамеренное достижение оргазма путем раздражения эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий. Наиболее частый случай — форсирование поцелуев и тесных объятий до появления эякуляции и оргазма.
Вестибулярный половой акт обычно практикуется с целью сохранения девственной плевы и предупреждения беременности, а также в тех случаях, когда ослабленная эрекция не позволяет совершить нормальное половое сношение или когда оргазм у женщины наступает только при интенсивном раздражении клитора и малых половых губ, а вагинальные фрикции не дают ей полного удовлетворения или даже неприятны.
Орогенитальные контакты — воздействие языком и губами на половой член (фелляция) или вульварную область (куннилингус) практикуются и как самостоятельная форма П. ж. и в качестве предварительных ласк для достижения полового возбуждения.
В целом можно считать приемлемыми любые виды сексуальных действий, если они совершаются с обоюдного согласия, доставляют обоим партнерам удовлетворение и не причиняют никакого вреда.
Среди факторов, отрицательно влияющих на П. ж., следует прежде всего отметить особенности личности (эмоциональная холодность, некоммуникабельность, неспособность к глубокой и длительной привязанности) и условия воспитания (эмоциональная депривация, гиперопека, подавление адекватных форм полового поведения). Особое значение приобретает первое половое сношение, в результате которого посредством механизма условнорефлекторной фиксации могут в дальнейшем формироваться фобические или девиантно-перверсные формы полового поведения (см. Половые извращения).
В возрастном аспекте характерны следующие сексуальные проявления. В пубертатном периоде — пробуждение полового влечения (либидо), у мальчиков — появление первых эякуляций (обычно в виде ночных поллюций), у девочек — менструаций. Для так называемого переходного периода (20—26 лет) характерны как половые эксцессы, так и суррогатно-викарные формы П. ж. Периоду зрелой сексуальности свойственны стабилизация половой активности на уровне, определяемом индивидуальной половой конституцией и местом сексуальности в шкале ценностных ориентаций личности, а также условиями жизни (особое значение имеет факт вступления в брак, после чего П. ж. обычно становится регулярной). В последующем происходит постепенное снижение половой активности, ослабление интереса к П. ж., ее угасание, при этом увеличиваются периоды полового воздержания.
Что касается психогигиены П. ж., то для каждого возрастного периода можно определить оптимальную цель: в детстве и пубертатном периоде это — недопущение ранней мастурбации и сохранение психоэмоционального равновесия: в переходном — приобретение сексуального опыта на основе положительных условнорефлекторных комплексов; в периоде зрелой сексуальности — установление гармоничных отношений с адекватным партнером; в пожилом возрасте — поддержание щадяще-стимулирующего режима половой активности, свободного как от непосильных притязаний, так и от длительных периодов воздержания, чреватых развитием так называемого синдрома детренированности. Одним из показателей нормально протекающей П. ж. следует считать хорошее самочувствие, свежесть, бодрость, ощущение удовлетворенности.
Гигиена П. ж. является составной частью личной гигиены. Нормальное функционирование половых органов зависит и от состояния других систем и органов, особенно кишечника и мочевого пузыря. Важное гигиеническое значение имеет также защита половых органов от переохлаждения, особенно у женщин. Чрезвычайно пагубное влияние на П. ж. оказывают алкоголизм и наркомании; случайные половые связи становятся все более опасными из-за нарастающего распространения венерических болезней и СПИД (см. ВИЧ-инфекция). Правильный режим дня, рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, как и Другие оздоровительные мероприятия, способствуют нормальному протеканию половой жизни и максимальному сохранению половой активности.
Библиогр.: Шмелинский К. Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М. 1972; Общая сексопатология, под ред. г.С. Васильченко, с. 176, М., 1977; Рюриков Ю.Б. Три влечения, Минск, 1986.
Дерефлексия психотерапевтический прием, разработанный В.Франклом в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа (ФранклВ. Человек в поисках смысла, М. , 1990). Этот прием заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома , формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность , придавая тем самым самой ситуации новый смысл. Ситуация благодаря этому перестает восприниматься как еще одна попытка избавиться от симптома, а рассматривается, например, как возможность полноценного общения с другим человеком. Франкл иллюстрирует этот прием симптомом...
Десигнат часть объективной реальности, которую замещает знак. Это объект, один из его атрибутов, его поведение или отношение к другим...
Дескриптивная психология (от англ. descriрtive описательный, наглядный и греч. psyche душа + logos учение) ряд направлений объяснительной психологии. В противоположность экспериментальной психологии, здесь делалась попытка описать и понять психологические феномены сами по себе, не редуцируя их к внепсихологическим явлениям. К этим направлениям могут быть отнесены, в частности, учения: Ф.Брентано , В.Дильтея , Э.Шпрангера , К.Ясперса...
Дескриптивный бихевиоризм (от англ. descriрtive описательный, наглядный и behaviour поведение) бихевиоризм Б.Ф.Скиннера . Этот подход характеризовался тем, что в нем использовались не просто описания наблюдений и отношений между наблюдаемыми фактами, а достаточно формализованный математический аппарат, основанный на определенных аксиомах и правилах...
Дессуар (Dessoir) Макс (8.2.1867, Берлин 19.7.1947, Кенигштейн, Таунус, Германия) немецкий эстетик и психолог. Последователь В.Дильтея. Еще в гимназии у него проявились способности и к искусствам (игра на скрипке),и к естественным наукам, в это же время зародился интерес к пограничным вопросам психологии и физиологии. После окончания гимназии в 1881г. учился в университетах Вюрцбурга и Берлина (доктор медицины, доктор философии, 1889). С 1891г., Дессуар работал в Берлинском университете в качестве приватдоцента, в 1893г. защитил диссертацию (Psychologischen Skizzen) для замещения должности доцента, с 1897г. он экстраординарный профессор, с 1920г. до своей отставки в 1934г. ординарный профессор Берлинского университета. В 1947г. снова приступил...
Детектор лжи аппаратурный комплекс, служащий для объективной регистрации физиологических показателей КГР, ЭЭГ, тремора, плетизмограммы в целях анализа эмоциональных ответов на стимулы, предъявляемые во время беседы, допроса. Сознательный контроль вегетативных функций, связанных с переживанием тех или иных эмоций, для нетренированных испытуемых практически недоступен, в силу чего по получаемым показателям можно сформулировать диагноз эмоциональной динамики во время диалога. Показатель эффективности это процедуры достигает 70%. Но трудности его применения связаны с тем, что уже сама процедура допроса может вызвать сильные эмоции (страх, тревога , депрессия ), которые невозможно отличить от...
Детерминирующая тенденция понятие, введенное в психологию представителями Вюрцбургской школы (Х.Уатт, Н.Ах , О.Зельц ), обозначающее психическое состояние, возникающее при поставки задачи и определяющее направленность и избирательность мышления . Постулируется, что детерминирующуя тенденция сама обусловлена, вопервых, конечной целью (искомое задачи), вовторых, инструкцией (требования к...
Детская гиперактивность отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке . Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепномозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего...
Детская психология отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка. Основными экспериментальными стратегиями являются поперечные исследования, когда анализируется динамика развития одного и того же психического процесса одновременно у детей разных возрастных групп, и продольные, когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей на протяжении длительного времени. В детской психологии постулируется, что решающее значение в психическом развитии детей имеет усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности , происходящее на основе постепенно созревающих природных анатомофизиологических особенностей организма и нервной...
Детские притязания готовность ребенка к самоутверждению. Обусловлены развитием его самосознания, развивающегося в раннем возрасте на основе усвоения социальных...
Детский анимизм представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. По данным американского психолога М.Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5 летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социальнокогнитивным...
Детский психоанализ (от греч. psychе душа + analysis разложение, расчленение) психоанализ, в котором в качестве пациента выступает ребенок. В разработках А.Фрейд , М.Малера, П.Нойбауэра были сформулированы условия, необходимые для проведения детского психоанализа. Это: адаптация психоаналитической техники к возрасту; терапевтический союз не только с пациентом, но и с его родителями; постоянный обмен информацией между родителями и психоаналитиком. Литература. КлейнМ. Развитие одного ребенка. Психоаналитическая библиотека, вып.XIII. М., 1925; FreudA. The writings of Anna Freud. Intern. Univ. Press, 19661981; GeleerdE.R. The child analyst as work. N.Y., 1967,...
Детский рисунок продукт изобразительной деятельности ребенка. Предпосылки к овладению рисованием прежде всего в виде осознания того, что некоторые предметы могут оставлять следы возникают в раннем возрасте в контексте предметноманипулятивной деятельности. Первые рисунки представляют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом графический образ включает в себя не только зрительные образы предмета и представления о нем, но и двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета. В дальнейшем развитие детского рисунка происходит при все более активном использовании общественно выработанных значений и операций...
Детство этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества , раннее детство , дошкольный возраст и младший школьный возраст . Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной...
Дефицит общения снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом...
Дефляция (от лат. deflatio сдувание) состояние сознания, характеризуется внезапным возвращением к душевному равновесию и внутреннему спокойствию после также внезапно возникающих негативных аффектов. Этот процесс является противоположным инфляции . Автор К.Г.Юнг...
Деятельностный подход в психологии система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность , опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20егг. ХХв. В 30егг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л.Рубинштейном , который сформулировал принцип единства сознания и деятельности , и А.Н.Леонтьевым , совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней...
Деятельность активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности . Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочноисследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах...
Деятельность детская активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики . При реализации деятельности , за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение принципиально новых компонентов ее структуры. Изменение структуры деятельности ребенка обусловливает и развитие его психики. Генетически наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предметная деятельность. Она начинается с овладения действиями с предметами, такими как хватание, манипуляции, собственно предметные действия, предполагающие использование предметов по их функциональному назначению и таким способом, который закреплен за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие предметных действий происходит на втором...
Джексон (Jackson) Дональд де Авила (2.1.1920, Окленд, Калифорния 1968, Пало Альто) американский психиатр и психоаналитик. Психоаналитическое образование получил в г.Честнут Лодж, шт.Мэриленд под руководством Фриды ФроммРейхманн, большое влияние на него оказал Г.С.Салливен . В начале своей деятельности занимался проблемами психосоматической медицины. В 1959г. организовал в Институте ментальных исследований г.Пало Альто, Калифорния, группу по изучению проблем семьи, в которую входили Дж.Викланд, Дж.Хейли, позже В.Сатир. Предложил теорию гомеостаза семьи (1956), в соответствии с которой семейные отношения понимаются как находящиеся в динамическом равновесии (в семье с психическими больными такое равновесие достигается благодаря психотическим симптомам ). Рассматривая шизофреническую симптоматику, пришел совместно с Г.Бейтсоном...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]