Exit Project: Глоссарий: Декаляж

Декаляж



Декаляж (от фр. decalage расхождение, расклинивание) понятие, введенное Ж.Пиаже в его операциональной концепции интеллекта , обозначающее повторное появление познавательных структур в процессе развития. Им выделяются вертикальные и горизонтальные декаляжи.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Джемс (Jams) Уильям

Джемс (Jams) Уильям (1.11.1842, НьюЙорк 16.08.1910) американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма . Рассматривал сознание , понимаемое как поток сознания, в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности . В эмпирическомЯ, или личности им были выделены: 1.Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.; 2.Социальные личности как форм признания в нас личности со стороны других людей; 3.Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления , эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активностиЯ. Джемс также является автором периферической теории эмоции . Оказал...

Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie)

Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie) - французский невролог. Родился 15 декабря 1873 года в городе Тарб (Tarbes), департамента Верхние Пиренеи (Hautes-Pyrеnеes). Начал свое образование в университете города Бордо (Bordeaux) и стал интерном в 1897. В 1900 ему было присвоено звание доктора медицины, а в 1901 Абади возглавил клинику. В 1903 - доктор больницы города Бордо, в 1905 агреже общей медицины, и в 1913 психиатрии. В 1918 назначен профессором неврологии и психиатрии на факультете университета Бордо. Круг научных интересов: локализация болезни в мозге; спинномозговой табес (сухотка спинного мозга); аномалии детского развития; алкоголизм;...

Джонс Эрнест

Джонс (Jones) Эрнест (1.01.1879, Уэлс 11.02.1958, Лондон) английский психоаналитик. Медицинское образование получил в Лондоне. Вскоре познакомился с психоанализом. Стал одним из самых верных учеников и друзей З.Фрейда . Читал курс психоанализа в качестве приглашенного профессора в Канаде и США. На протяжении 22лет президент Интернационального психоаналитического общества. Автор биографии Фрейда (Sigmund Freud. Leben und Werk. 1957). Сочинения. Social Aspects of Psychoanalysis. 1924; Терапия неврозов. М., 1924; On the Nightmare. 1931; Papers on Psychoanalysis. Baltimore: Wood, 1938; Hamlet and Oedipus. N.Y.: Norton, 1949; Essays in Applied Psychoanalyse. L.: Hogarth, 1951; Free Association: Memoirs of a Psychoanalyst. N.Y.: Basic Books,...

Диагностика профессиональных установок подростков

В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, обычно используют психодиагностические методики, выявляющие достаточно устойчивые особенности личности (темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки). Но уже одно только то, что о выявленных характеристиках нужно рассказать самому подростку, и так, чтобы он это принял личностно, свидетельствует о том, что собственно диагностика должна согласовываться с коррекционным и воспитывающим воздействием. При этом важно знать не только то, на что способен подросток в будущем, но и как он ведет себя в достаточно узко локализованной по времени ситуации профессионального выбора и, еще уже, в ситуации профессиональной консультации. Вместе с тем очень часто...

Диапазон эквивалентности

Диапазон эквивалентности (от лат. aequus равный + valens имеющий значение) форма когнитивного стиля , автор Х.Гарднер. Преобладающая тенденция усматривать сходства или различия между предметами или явлениями. Чем больше индивид ориентирован на различия, тем больше групп формируется при свободном объединении, тем уже диапазон эквивалентности, тем более выражена его аналитическая направленность. При этом речь идет не о способности видеть различия, но об ориентированности...

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление (от лат. divergere расходиться) форма мышления . Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной...

Дивергентные движения

Дивергентные движения (от лат. divergentio расхождение) один из видов вергентных движений глаз, представляющий собой разведение зрительных осей при фиксации точки, находящейся пространственно дальше...

Дизартрия

Дизартрия (от греч. dys приставка, означающая расстройство, arthroo членораздельно произношу) нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом изза ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи. Корректируется с помощью логопедических...

Дизноя

Дизноя (от греч. dys... приставка, обозначающая отделение и noesis восприятие) патопсихологическое нарушение, автор С.С.Корсаков (1891г.). Характеризуется нарушением мышления и сумеречным помрачением сознания . Больному представляется, что он находится в других странах, у него возникает нарушение тождественности собственной личности и галлюцинации . В современной систематике это состояние описывается как острая форма...

Дилемма узника

Дилемма узника (от греч. di дважды + lemma посылка) один из наиболее известных вариантов модель игры с ненулевой суммой, который используется при применении теории игр для анализа межличностного конфликта. Двух подозреваемых берут под стражу и изолируют друг от друга. Окружной прокурор убежден, что они совершили определенное преступление, но не имеет достаточных доказательств, чтобы предъявить им обвинение в суде. Он говорит каждому из них, что у него имеется две альтернативы: признаться в преступлении, которое, по убеждению полиции, он совершил, или не признаваться. Если оба не признаются, то окружной прокурор предъявит им обвинение в какомто незначительном преступлении, таком, например, как мелкая...

Дильтей Вильгельм

Дильтей Вильгельм (1833 1911) немецкий философ и психолог. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: психологию аналитическую (номотетическую), объяснительную, целью которой является выделение в интроспективном опыте атомов и последующего синтеза из них высших процессов сознания, и психологию описательную (идеографическую), которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Ценности культуры, по мнению Дильтея, объективируются в психике отдельного...

Динамическая психиатрия

Динамическая психиатрия (от греч. dynamikos сильный, psyche душа + iatros лечение) направление в современной психиатрии, автор Гюнтер Аммон. Основой выступает процесс понимания и приятия психического больного. Считается, что патопсихологические симптомы должны исчезнуть сами собой, если происходит лечение целостного человека. В этом направлении разработана следующая модель личности: нейрофизиологические и биологические функции; основная область бессознательного, к которой относятся агрессия, страх, креативность, сексуальность; область вторичных человеческих функций, таких как способности и умения. По представлениям Аммона психосоматические заболевания, а также шизофрения, депрессии, мании и пограничные расстройства, представляют собой архаические нарушения структур Я (задержки развития Я), связанные прежде всего с пустотой и безразличием в...

Динамическая психология

Динамическая психология (от греч. dynamikоs сильный и psyche душа + logos учение) ряд направлений психологии. В ней делается акцент на развитии психических процессов, в противоположность понимания их лишь в статике. Основным является вопрос движущих сил психического развития. Этот вопрос решался принципиально различным образом в таких школах, как психоанализ З.Фрейда, понимающая психология В.Дильтея, гормическая психология У.МакДугалла, топологическая психология К.Левина, теория деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева , в теории личности Г.Оллпорта и...

Динамические характеристики психических процессов

Динамические характеристики психических процессов обобщенное понятие, указывающее на количественные, прежде всего скоростные, показатели реализации тех или иных действий . Принято считать, что эти показатели тесно связаны с работой неспецифических структур мозга разных уровней, в частности коркового уровня (медиобазальные отделы коры лобных и височных отделов мозга). В разных состояниях, в которых может находиться человек ( утомление , возбуждение, стресс ), эти показатели показывают очень широкую вариативность. Также велики индивидуальные различия. Например, у правшей скоростные показатели при выполнении серийных операций более высоки, чем у левшей. В нейропсихологии рассматриваются как показатели работы первого и третьего блоков...

Динамический стереотип

Динамический стереотип понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. При формировании динамического стереотипа происходят существенные энергозатраты, которые в дальнейшем окупаются за счет повышения эффективности работы нервной системы, т.к. после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к...

Диппольдизм

Диппольдизм особым вид садизма, при котором сексуальное наслаждение достигается за счет истязаний своих воспитанников. Получил название по имени домашнего учителя...

Дисграфия

Дисграфия (от греч. dis приставка, означающая расстройство, grapho пишу) нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. Рассматривается в качестве симптома при алалии , при разных форм афазий , или при недоразвитии речи. Основой дисграфии обычно выступает неполноценность фонематического слуха и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематического состава слова. Может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и...

Дискомфортное состояние

Дискомфортное состояние переживание нелокализованных отрицательных эмоций, характеризующихся неприятными ощущениями (головная боль) и неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Причинами дискомфортных состояний могут быть фоновые влияния вредных или непривычных воздействий, чрезмерное ограничение или увеличение сенсорной стимуляции, нарушения сна. В качестве средства диагностики дискомфортных состояний могут использоваться электрофизиологические показатели (повышение активности медленных тета и дельта ритмов в...

Дискурсивное мышление

Дискурсивное мышление (от лат. discursus рассуждение) форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют...

Дисморфофобия

Дисморфофобия (от греч. dys затруднение + morphe форма + phobos страх) Идеи физического недостатка, основанные на реальной или мнимой телесной аномалии (рост, вес тела, форма лица), сопровождающиеся стремлением коррекции данной аномалии, автор MorselliE.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Декаляж